Презентация "Спасо-Преображенский собор"
презентация к уроку по краеведению на тему

Жидова Марина Владимировна

Содержание.

 

 

  1. История строительства.

 

  1. Особенности архитектуры.

 

  1. Влияние Петровских реформ на декоративное убранство собора.

 

  1. Строение и особенности иконостаса.

 

  1. Иконы собора.

 

  1. Фрески собора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация 11.21 МБ
Office presentation icon Презентация 22.1 МБ
Microsoft Office document icon Конспект660 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа выполнена Жидовой Мариной Владимировной, учителем ИЗО и МХК высшей категории, МБОУ «Яренская СШ» Ленского района Архангельской области.

Слайд 2

Яренский Спасо-Преображенский собор Я приду помолиться в собор, Там я камень с души моей скину. У святых, чудотворных икон Преклоню я усталую спину… . Сергей Сидорин

Слайд 3

История строительства Особенности архитектуры Влияние Петровских реформ на декоративное убранство собора Строение и особенности иконостаса Иконы собора С О Д Е Р Ж А Н И Е Фрески собора

Слайд 4

Яренский Преображенский собор фото 1909 г. Спасо-Преображенский собор освещён 4 сентября 1765 г. После внутренней отделки вторично освещён в 1775 г. В 1822 г. стали строить каменную колокольню в одной связи со Спасо-Преображенским собором и закончили в 1855 г.

Слайд 5

Спасо-Преображенский собор состоит из трёх частей. Между четверяком храма и колокольней появилось помещение трапезной. Это пример храма-корабля.

Слайд 6

Спасо-Преображенский собор - ярусный тип храма. Это традиционный пример русского церковного строительства.

Слайд 7

Пилястры – вертикальные выступы стены, условно изображающие колонну. Импост – верхняя часть пилястры, выполняющая функцию капители. Дентикулы (зубчики) – ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза.

Слайд 8

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий. Портал — главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Иконы для иконостаса Преображенского собора писал иконописец Дьяков Иван. (Т.М. Кольцова «Северные иконописцы») В 1873 г. иконописец И.П.Крыловский вместе с сыном З.И.Крыловским писал иконы для иконостаса Яренского Преображенского собора, о чём свидетельствует сохранившаяся в иконостасе подписная икона. (Н.Е.Плаксина «Иконописцы и иконописные мастера в Коми Крае (Х VII- начало ХХ в.)»

Слайд 4

Надпись: «Сей образ (…) писал во граде Яренске по обещанию воеводы Стефана Матвеева Бердяева в лето от воплощения бога слова 1732 месяца октября. Писал изограф Иван Дьяков» (Т.М.Кольцова «Северные иконописцы») «Нил Столбенский перед Богоматерью Боголюбской» (после реставрации)

Слайд 5

«Святой Марк» (после реставрации) «Святой Лука» (после реставрации) «Святой Матфей» (после реставрации) «Святой Иоанн» (после реставрации)

Слайд 6

«Господь Вседержитель» (после реставрации) «Святой мученик Лаврентий» (после реставрации) «Сошествие Иисуса Христа в ад» (после реставрации)

Слайд 7

«Тихвинская Богоматерь» (после реставрации) «Архидьякон Стефан» (после реставрации) Подписное произведение: 1873 г. Иконописцы И.П. и З.И.Крыловские. Подписное произведение : 1873 г. , иконописец И.П. Крыловский вместе с сыном З.И. Крыловским. «Нил Столбенский перед Богоматерью Боголюбской» (после реставрации)

Слайд 8

Фрагмент иконостаса Спасо-Преображенского собора. Икона «Святая Троица» Фрагменты иконостаса Спасо-Преображенского собора.

Слайд 10

Икона 17 в. « Ангел в пустыне » - изображён Иоанн Креститель (Ангел пустыни). Икона «Житие богоматери». В клеймах рассказана вся жизнь Богоматери. Внизу показана судьба её сына.

Слайд 11

Подпись: «Сей образ Пресвятой Богородицы Овсепетой Мати написан во граде Яренске по обещанию воеводы Стефана Матвеева Бердяева в лето от воплощения бога слова 1733 мая, писал изограф Иван Дьяков» Т.М.Кольцова «Северные иконописцы» Иконы Дьякова Ивана «Богоматерь Всепетыя Матерь» (1733 г.) Скульптура «Иисус в темнице»

Слайд 12

Яренский Преображенский собор (фото 1909 г.)

Слайд 13

Н.П.Воскобойникова «История церковного строительства на территории Ленского района Архангельской области Яренского уезда в Х IV -ХХв.)-2000г.- 46стр.- г.Сыктывкар. Т.М.Кольцова «Северные иконописцы»- 1998г.–191стр.- г. Архангельск Северо-Западное книжное издательство. Н.Е.Плаксина «Иконописцы и иконописные мастера в Коми Крае (Х VII- начало ХХ в.)»-2010г.-183стр.- г.Сыктывкар. Ю.Л.Сирота «Церковная летопись Яренского Преображенского собора-1994г.-58стр.-Санкт-Петербург. «Маяк»-29 февраля 1992 г. Материалы и фотографии Яренского краеведческого музея. Фотографии Горбаченко А. Интернет ресурсы: http://preobrazhenie.paskha.ru/Monastyri_i_hramy/russia/arhangelsk/ http://yarensk-museum.narod.ru/foto/gall.html http://yarensk-museum.narod.ru/foto/dr11.html Используемые источники .



Предварительный просмотр:

                             

                                     Содержание.

  1. История строительства.

  1. Особенности архитектуры.

  1. Влияние Петровских реформ на декоративное убранство собора.

  1. Строение и особенности иконостаса.

  1. Иконы собора.

  1. Фрески собора.

                   

                                 Яренский Спасо-Преображенский собор.

Слайд 1:  Спасо-Преображенский собор

Я приду помолиться в собор,

Там я камень с души моей скину.

У святых, чудотворных икон

Преклоню я усталую спину… .

                                          Сергей Сидорин                                  

Слайд 2:  Содержание.

Слайд 3: 

-  Устное предание говорит, что первая церковь на Еренском городке была построена Стефаном Пермским во имя светителя Николая чудотворца, по-видимому, не позднее 1384 г. Это тот год, под которым Еренский городок упоминается впервые в вычегодско-вымской летописи.

- В писцовой  дозорной книге Яренского уезда 1608 г. сказано, что на Городке стояла Преображенская (в честь Преображения Христова) церковь «деревяна вверх», которая до 1635 г. находилась на месте позднее названном «старый городок».

-  После переноса города на новое место, в связи с сильным разливом рек Вычегды и Яренги, там был построен и новый деревянный шатровый Преображенский собор. Находился на месте парка. Но 7 июня 1761 г. собор сгорел.

- По указу епископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила от 21 марта 1745 г. началось строительство каменной церкви во имя Воскресения Христова с приделами Преображения Господня и Иоанна Предтеча.

 4 августа 1765 г. состоялось распоряжение устюжского епископа Феодосия о переименовании Воскресенской церкви в Преображенскую. Собор был освещён 4 сентября 1765 г. Он был холодный, одноэтажный, однокорпусный, с одной главой, на своде осмерика была тесовая кровля. После внутренней отделки собор был вторично освещён в 1775 г. в память существовавшей здесь ранее церкви Преображения.

- В 1822 г. в Яренске стали строить новую каменную колокольню в одной связи со Спасо-Преображенским собором на средства Андрея Новосёлова и закончили в 1855 г.

Слайд 4: 

-  Спасо-Преображенский собор состоит из трёх частей. Между четверяком храма и колокольней появилось помещение трапезной. Оно ниже четверяка храма и покрыто двухскатной крышей. Там прихожане ждали начала церковной службы. Стены между трапезной и храмом небыло. Это пример Храма-корабля. Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли.

Слайд 5: 

- Спасо-Преображенский собор ярусный тип храма.

Состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Принцип восьмерик на четверике – это традиционный пример русского церковно строительства. Оно придаёт зданию характер силы и величия.

- Храм однокупольный. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви. Одна глава знаменует единство Бога.

XVII век – период, завершающий русское средневековье. Россия, приобщается к культуре Нового времени, выбирая европейский путь развития.

Поэтому художественную культуру ХVIII в. отличает пёстрое смешение стилей, сочетание древнерусской и новой образности.

В это время зарождается русское барокко – новый, необычный, противоречивый, как само время, художественный стиль. Общая европейская мода увлекла и церковных архитекторов и тем более их заказчиков.

Слайд 6: 

- В Спасо-Преображенском соборе так же отразилось влияние Петровских реформ. Оно сказывается в том, что здесь смешались два стиля древнерусского деревянного зодчества и новый стиль барокко, пришедший с запада.  Храм изобилует богатым внешним декором.

- Фасад собора украшают прямоугольные пилястры - вертикальные выступы стены, условно изображающие колонну. Пилястра повторяет части и пропорции ордерной колонны. Это основа архитектурного языка классицизма, который в барокко играл чисто декоративную роль.

- Импост напоминает форму дорического ордера. В древнерусской архитектуре - верхняя часть пилястры, выполняющая функцию капители.

- Под карнизом кровли собор и колокольню украшают дентикулы (зубчики) - ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза.

Слайд 7: 

- Стены собора делятся на два яруса горизонтальным декоративным поясом,  который охватывает стены по периметру, что придает ему вид двухэтажного.

- Окна первого и второго этажа украшены сандриками разнообразных форм.

На первом этаже овальной формы, на втором треугольные сложной композиции.

-  Окна колокольни так же украшены сандриками необычной формы.

- Портал  украшен орнаментальными арками в несколько рядов.

 Самобытно декоративное убранство собора. Многообразие резных элементов, украшающих фасады, вход, окна и одновременно безупречная северная сдержанность.

Слайд 8: 

- Росписи собора очень красочные и создают торжественную атмосферу.

- Наиболее привлекателен иконостас. Это пример 5-ярусного, традиционного иконостаса, заключенного в новое обрамление.

- В иконостасе можно видеть многообразие декоративных приемов и элементов.

 Он украшен орнаментальной резьбой, появились разделения между иконами в виде резных колонок.

- Это характерно для русского барокко, в стиле которого и выполнен иконостас.

Иконостас превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон. Иконы сделаны не прямоугольной, а круглой, овальной или граненой формы.

Слайд 9: 

- Весь иконостас начинает напоминать чудесный райский сад, в котором пребывают образы святых.

Слайд 10: 

- В высоких интерьерах церквей, построенных по типу восьмерик на четверике, иконостас вытягивается до самого свода, сужаясь кверху.

Слайд 11: 

- Иконы для иконостаса Преображенского собора писал иконописец Дьяков Иван.

                                                                      (Т.М.Кольцова «Северные иконописцы»)

- В 1873 г. иконописец И.П.Крыловский вместе с сыном З.И.Крыловским писал иконы для иконостаса Яренского Преображенского собора, о чём свидетельствует сохранившаяся в иконостасе подписная икона  (Н.Е.Плаксина)

Слайд 12: 

- В первом «местном» ряду выделяются царские врата, украшенные деревянной резьбой в стиле барокко и покрытые позолотой. На вратах пять небольших икон.

- Традиционно на вратах изображена икона Благовещение, как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей.

- Надпись: «Сей образ (…) писал во граде Яренске по обещанию воеводы Стефана Матвеева Бердяева в лето от воплощения бога слова 1732 месяца октября. Писал изограф Иван Дьяков»

         (Т.М.Кольцова «Северные иконописцы»)

Слайд 13: 

- Вокруг центральной расположены четыре небольшие иконы Святых Апостолов и Евангелистов.

  • Марк изображён с образом льва. Лев – символ могущества и царского достоинства Христова.
  • Лука изображён с образом тельца.
  • Матфей пишет Евангелия, книгу описывающую земную жизнь Христа.
  • Иоанн Богослов с орлом, символ высокого парения богословской мысли Иоанна.

Слайд 14: 

- Справа от врат находится икона «Господа Вседержителя» в окладе с золотым нимбом в виде венца. В переводе с греческого «всевластный», «всесильный». Центральный образ в иконографии Христа, который представляет Его как Небесного Царя и Судью.

- Затем образ «Святого мученика Лаврентия» (ХVIII в.)

- Крайняя справа икона «Сошествие Иисуса Христа в ад» (ХIХ в.)

В верхнем левом углу небольшая икона «Воскрешение Иисуса Христа», ввиду того, что первоначально церковь была названа в честь «Воскрешения Господня».

Слайд 15: 

- Слева от врат находится образ       «Тихвинской Богоматери» с золотым нимбом. Оклад медный с посеребрением.

- Далее на пономарских дверях находится икона «Архидьякона Стефана», который первым пострадал за веру Христову, его забросали камнями.

Подписное произведение: 1873 г. Иконописцы И.П. и З.И.Крыловские.

- «Нил Столбенский перед Богоматерью Боголюбской», приносит Деве Марии благую весть, что она станет матерью божественного сына.

Выполнена в манере Симона Ушакова.

Слайд 16: 

- Второй ряд иконостаса «праздничный», описание жизни Христа.

-  Иконы имеют овальную форму в красивых рамах.

- В центре над вратами икона «Тайная вечеря», изображены Христос и 12 апостолов. У Христа более яркий нимф, у 11 апостолов менее яркие и один стоит без нимфа (крайний слева) – это Иуда предавший Христа.

Справа и слева иконы рассказывающие о жизни Христа от рождения: «Рождество», «Крещение», «Святение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение».

Слайд 17: 

- Следующий ряд называется апостольский.

В центре изображён Христос, а справа и слева по три парные иконы. Это архангелы и апостолы, его ученики.

- Следующий ряд, четвёртый «Богородичный». Это рассказ о земной жизни Девы-Марии. Начиная с «Рождества», «Крещения» и т.д.

- Последний пятый ряд «Праотеческий».

Этот цикл посвящён наиболее видным деятелям бывших до Христа. Это пророки, ветхозаветные старцы вместе с Богом Отцом.

И завершается всё фигурой Бога Саваофа.

Слайд 18: 

- Наиболее интересна икона 17 в. «Ангел в пустыне» - изображён Иоанн Креститель.

Написан по традициям древнерусской церковной живописи, стремившаяся изображать святых выделяя их духовные качества. Святой изображён измождённым, с тонкими руками и ногами.

Внизу иконы в маленьких клеймах, рассказывающих о его жизни с рождения и до казни.

- Икона «Житие богоматери». В клеймах рассказана вся жизнь Богоматери.

Внизу показана судьба её сына.

Слайд 19: 

- Иконы Дьякова Ивана «Богоматерь Всепетыя Матерь» (1733 г.)

- Подпись: «Сей образ Пресвятой Богородицы Овсепетой Мати написан во граде Яренске по обещанию воеводы Стефана Матвеева Бердяева в лето от воплощения бога слова 1733 мая, писал изограф Иван Дьяков»

                                                                      (Т.М.Кольцова «Северные иконописцы»)

- В Преображенском соборе находится замечательная коллекция Пермской деревянной скульптуры (в 14 в. Наш край назывался Пермь Великая).

Одна из скульптур «Иисус в темнице» (изображён момент, когда Его высекли, одели терновый венец на голову, заковали в кандалы, в ночь перед распятием. Можно заметить капельки крови, которые стекают с головы по груди и рукам на повязку)

Слайд 20: 

- Настенная живопись собора по композиции и по оформлению повторяет иконостас. Фрески расположены рядами снизу вверх и оформлены в декоративные расписные рамы, как и в иконостасе.

Слайд 21:

- Спасо-Преображенский собор - единственный собор, сохранившийся в центральной части села. Был построен с 1745 по 1765 годы на месте сгоревшей шатровой деревянной церкви. Храм создавался как холодный, то есть действовал в теплое время года, построен в традиционном стиле северного барокко. С 1930 года в соборе располагается Яренский районный краеведческий музей.

Слайд 22:  Используемые источники.

                                           Используемые  источники.

  • Н.П.Воскобойникова «История церковного строительства на территории Ленского района Архангельской области Яренского уезда в ХIV-ХХв.» - 2000 г. -     46 стр. -  г.Сыктывкар.

  • Т.М.Кольцова «Северные иконописцы» - 1998г. – 191стр. - г. Архангельск Северо-Западное книжное издательство.

  • Н.Е.Плаксина «Иконописцы и иконописные мастера в Коми Крае (ХVII-начало ХХ в.)» - 2010 г. – 183 стр. -  г.Сыктывкар.

  • Ю.Л.Сирота «Церковная летопись Яренского Преображенского собора - 1994г .- 58 стр». - Санкт-Петербург.

  • «Маяк» - 29 февраля 1992 г.

  • Материалы и фотографии Яренского краеведческого музея.

  • Фотографии Горбаченко А.

  • Интернет ресурсы:

http://preobrazhenie.paskha.ru/Monastyri_i_hramy/russia/arhangelsk/ 

http://yarensk-museum.narod.ru/foto/gall.html 

http://yarensk-museum.narod.ru/foto/dr11.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (ЗАМЕТКИ ОБ ЭКСКУРСИИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ)

В содружестве с Исаакиевским собором школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка город Санкт-Петербург проводит курс на немецком языке для учащихся старших классов «Юный экскурсовод». Про...

Учебный фильм "Готический собор - гармония музыки и архитектуры". История 6 класс.

 Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фильм-пособие по средневековому искусству, который я сделал. В...

Презентация "Собор Святой Софии в Константинополе"

Презентацию можно имспользовать на уроках МХК в 10 классе при изучении темы:"Мир византийской культуры", по учебнику Г. И. Даниловой....

Кёльнский собор

Презентация по страноведению...

Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».

Агинская окружная гимназия      Сценарий урока:   Литературоведческий ролевой проект«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижск...

Стихи в честь 100-летия Морского собора

Стихотворение написано мною  в честь 100-летия Морского собора в Кронштадте....

Урок-закрепление (Внеклассное мероприятие) по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Три собора"

Данная разработка предназначена для учителей истории и культуры Санкт-Петербурга. Материал поможет обобщить информацию по теме Петропавловский, Исаакиевский и Казанский соборы....