План-конспект урока по краеведению на тему "Культура и быт родного края в XVIII веке"
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Верещагина Нина Ивановна

План - конспект урока составлен на тему "Культура и быт родного края в XVIIIвеке". Этот план поможет учителям, которые преподают краевдение по истории Самарского  края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_uchiteley_microsoft_office_word.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 

Обучающая: способствовать формированию знаний  о событиях  и фактах, которые происходили  в духовной жизни людей в XVIII веке в нашем крае.

Развивающая:    развить навыки работы с заданиями по предыдущей теме, навыки аналитического мышления, навыки исследовательской деятельности, самостоятельного поиска дополнительной информации, грамотного изложения материала на поставленные вопросы, развить интерес к судьбе Малой Родины.

Воспитывающая:  формировать эстетические чувства, приобщая к ценностям духовной культуры, чувства уважения к историческому прошлому родного края., воспитаниие гражданственности и патриотизма.

Тип урока:   комбинированный -  урок изучения нового материала, совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид  урока: защита сообщений, практическая работа, изучение нового материла.

Технологии:  технология дифференцированного обучения, элементы игровой технологии, ИКТ.

План-конспект урока

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала по теме «Крестьянское движение под предводительством Е.И. Пугачёва».    

2.1. Выполнение индивидуальных  заданий, решение кроссвордов.

2.2. Устный опрос в виде игры- викторины.

2.3. Защита сообщения «Как началось восстание под предводительством Е.И. Пугачева в нашем крае».

3. Изучение новой темы. Прзентация.

3. 1. Влияние русской культуры на народы края.

3. 2. Распространение грамотности в нашем крае.

3. 3. Оренбургская экспедиция.

3. 4. Деятельность В. Н. Татищева.

3. 5. Вклад в развитие культуры нашего края П.И. Рычкова, И.А. Второва, И.И. Дмитриева.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.  Проверка готовности, отсутствующих. Сообщение хода урока, темы и целей урока. Мотивация к учебной деятельности.

2. Повторение пройденного материала по теме «Крестьянское движение под предводительством Е.И. Пугачёва».    

2.1. Выполнение заданий. Письменный опрос. Раздаются карточки разного уровня сложности, индивидуально. Работа ведётся письменно, на местах.

Карточки №№1-6 репродуктивного уровня (необходимого, базового уровня).

Карточка № 1. Тема «Крестьянское движение под предводительством Е.И. Пугачёва»

1) Объясни даты: осень 1773 г., октябрь 1773 г., 22 декабря 1773 г.

2) Напиши, что тебе известно о князе Ф. Дербетеве?

3) Почему крестьяне и городская беднота выступили на стороне Е.И. Пугачева?

Карточка № 2. Тема «Крестьянское движение под предводительством Е.И. Пугачёва»

1) Объясни, что такое: ретраншамент, «не помнящие родства», Бердская слобода.

2) Когда и кто начал возводить Самарскую укрепленную линию?

3) Откуда, куда и зачем отправился отряд во главе с И. Араповым 22 декабря 1773 г.?

Кроссворд. Задание сложного (повышенного) уровня по теме «Крестьянское движение под предводительством Е.И. Пугачёва»

По горизонтали:

1. Город, был основан в 1738 г. (10 букв).

2. Городок, в котором был построен один из крупных заводов  по производству серы (10 букв).

3. Крестьянин, участник движения под предводительством Е.И. Пугачева (7 букв).

4. Один из сподвижников Е.И. Пугачева, атаман, вел бои за Самару, крепость Алексеевск (6 букв).

5. Владелец суконной фабрики в деревне Поповка (6 букв).

6. Тайный советник, возглавил строительство одной из укрепленных линий (6 букв).

7. Воевода Самары, при нем город был отстроен заново после крупного пожара в 1703 г. ( 8 букв).

8. Комендант Самары, тайно бежал в Сызрань во время восстания Е.И. Пугачева, захватив казну (10 букв).

9. Название укрепленной линии, которую строили в 1732-33 гг. 15 тысяч крестьян (13 букв).

10. Калмыцкий князь, участник восстания под предводительством Е.И. Пугачева (8 букв).

11. Подполковник правительственных войск, нанес поражение отряду И. Арапова под крепостью Алексеевск (6 букв).

12. Село, захваченное в декабре 1773 г. царскими войсками (12 букв).

По вертикали:

13. Тыловое полевое укрепление, построено у р. Падовка (12 букв).

1

13

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответы:

1. Ставрополь. 2. Серноводск. 3. Травкин. 4. Арапов. 5. Маслов. 6. Наумов. 7. Кушников. 8. Балахонцев. 9. Новозакамская. 10. Дербетев. 11. Гринев. 12. Рождественно. 13. Ретраншамент.

2.2. Устный опрос в форме игры- викторины

Опрос по пройденной теме целесообразно провести в виде игры- викторины. К доске вызываются три ученика. Вопросы задаются по порядку, кроме первого и десятого  вопросов учитель дает  два варианта ответа. Ученик должен выбрать один из вариантов. Кто – то из класса помогает учителю отмечать правильные ответы своих одноклассников. За правильный ответ- 1 балл. Чем больше баллов, тем больше шансов получить «5». Знаком  * отмечены правильные ответы.

1. Какое название полевой укрепленной линии лишнее: Симбирская, Закамская, Жигулевская*, Сызранская?

2. Как назывались временные полевые земляные крепости: а) фельшанц*;  б) редут?

3. Где начало Новозакамской линии: а) у устья р. Большой Кинель*; б) у устья р. Сок?

4. Какова протяженность Новозакамской линии: а) 180 км; б) 230 км*?

5. Сколько крестьян участвовало в строительстве этой линии: а) 25 тысяч; б) 15 тысяч*?

6. Кто руководил работами при строительстве Новозакамской линии: а) Иван Кириллов;

б) Наумов*?

7. Как называется полевое земляное укрепление со рвом и валом: а) ретраншамент; б) редут*?

8. У устья какой реки был построен ретаншамент: а) у р. Падовка*; б) у р. Самара?

9. Кто начал в 1737 г. возводить Самарскую укрепленную линию: а) Иван Кириллов*; б) В. Татищев?

10. Какое название крепостей лишнее в ряду: Сорочинская, Тоцкая, Бузулукская, Ставропольская*, Красносамарская?

11. Как называлась дорога, проложенная вдоль названных крепостей, по р. Самара в центр России: а) Самарская; б) Московская*?

12. Сколько людей числилось в «бегах» к середине XVIII века: а) свыше 100 тысяч человек; б) свыше 200 тысяч человек*?

13. В какую категорию населения зачисляли беглых крестьян: а) «не помнящих родства»*;

Б) рекрутский набор?

14. Когда началось крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачёва: а) в 1773 *; б) в 1788 г.?

15. В какую деревню прибыл один из повстанческих отрядов в середине октября 1773 г.: а) в д. Михайлово Ставропольского уезда*; б) в д. Черновку?

16. Где находилась ставка Е.И. Пугачева: а) в Бердской слободе*; б) в крепости Кондурче?

17. Кого Е.И. Пугачев отправил под Самару с целью захвата крепостей: а) атамана Арапова*; б) атамана Котельникова?

18. Сколько действовало повстанческих отрядов в нашем крае: а) 10; б) 15?

19. В какой крепости Арапов сумел захватить две пушки: а) в Бузулуке; б) в Алексеевске*?

20. Когда пугачевцы захватили Самару: а) 22 ноября 1773 г.; б) 25 декабря 1773 г.*?

21. Когда был казнен Е.И. Пугачев: а) 5 января 1774 г.; б) 10 января 1775 г.*?

После проведения викторины подводятся  итоги, выставляются оценки.

2. 3. Защита сообщения.

Ученица выступает с сообщением на тему «Как началось восстание в нашем крае», опираясь на краеведческие источники. После сообщения следуют вопросы: Почему восставшие решили захватить крепость Алексеевск? Кто возглавил отряды? Какова была цель восставших? Достигли ли целей? Как ты думаешь, почему отряды пугачевцев не достигли своих целей?

Ввод в тему «Культура и быт нашего края в XVIII веке»

Таким образом, в нашем крае после крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачева была укреплена власть дворян, были осуществлены меры по усилению власти дворян на местах, передав в их руки административно – полицейский аппарат местного управления. Город Самара по реформе 1775 г. был включен в состав Симбирского наместничества, в 1788 г. был образован Самарский уезд. В XVIII веке наблюдаются новые явления в культурной жизни Самарского края. Сегодня мы узнаем, какие события и факты произошли в культурной жизни, как они повлияли на развитие нашего края.

Запись в тетрадях числа, темы. Сообщение целей, хода работы.

3. Изучение новой темы.   Показывается презентация.

После просмотра презентации вопрос классу: Какой вывод по теме мы можем сделать?

Учитель подводит итог. Развитие русской культуры благотворно сказывалось на культурном развитии и  других народов нашего края. Сближению русского и нерусского крестьянского и ясачного населения Поволжья способствовало сходство экономического и правового положения. Росло распространение грамотности среди простого населения, открывались школы для народов Поволжья, была организована экспедиция с целью изучения нашего края.

4.  Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

- Как вы думаете, почему в XVIII веке культура переживала подъем?

- Какие религии исповедовали народы нашего края?

- Как распространялась грамотность среди населения?

- Зачем, как вы думаете,  был создан «Российско – татаро – калмыцкий словарь»?

- Когда, с какой целью была организована Оренбургская экспедиция? Кто возглавлял её?

- Каких известных ученых, писателей XVIII века, внесших вклад в развитие культуры нашего края вы знаете?

- Дайте оценку деятельности В. Татищева.

5.  Домашнее задание.  Читать, учить записи. Подготовить сообщения (по выбору):

1. И. Кириллов и его вклад в развитие культуры нашего края.

2. Жизнь и деятельность П. Бахметева.

3. В. Татищев: государственный деятель, историк, экономист.

6. Подведение итогов урока.  Объявление оценок. Какую тему изучили? Что полезного узнали? Чему научились? Что  вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)

Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...

Презентация на тему "Культура и быт родного края в XVIII веке"

Презентация составлена к уроку на тему "Культура и быт родного края в XVIIIвеке". Поможет учителям, работающим по предмету "Краеведение  Самарского края"...

ТАБЛИЦА УРОКОВ ПО Истории Отечества 8 класс: Великие преобразования России в XVIII веке.

Тематическое  планирование раздела уроков истории (модульная система)  "Великие преобразования России в XVIII веке" для детей с ОВЗ 8 класс...

Проект по краеведению «Люби и знай свой родной край»

Название: «Село моё родное».Проблема: Как прививать любовь к малой родине, родному краю.Возникла во время проведения бесед, занятий о родном селе, его достопримечательностях, прошлом и нас...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...

Методическая разработка интегрированного урока по экономике и краеведению "Бизнес-проект для развития родного края"

Целью урока является содействовие усвоению обучающимися сведений об историческом, экономическом и культурном развитии Кяхтинского района....