Рабочая программа кружка "Мой край"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Щербинина Татьяна Викторовна

Пояснительная записка к программе, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_moy_kray.doc813.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Львовка

«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №1 от

«Утверждаю»

Директор МКОУ- ООШ с. Львовка

________________ С.В. Кровякова

Приказ №        от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Щербининой Татьяны Викторовны, 1 категория

Кружка « Мой край»

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от «  27    »  августа 2014г

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

      Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с учащимися среднего звена  и направлена на социокультурную адаптацию  школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Материалы программы могут быть использованы на уроках литературы, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Саратовской области, Аркадакского района.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области , культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

 развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;

 воспитывать у детей культуру труда и этику общения;

 воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание

       благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

         Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Учебно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела и темы урока

Контроль (к/р,п/р, с/р, тесты, л/р)

Задания для самостоятельной работы учащихся

Средства ИКТ

Дата проведения

Корректировка

1.

Введение.

2-3.

Мой край на карте Родины”.

Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий»

4-5.

Я и моя семья

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…

6-7

Моя улица

Проект « Моя улица»

8-11

Наша школа

Проектная деятельность (по выбору учащихся)

12-13

Моя малая Родина

Конкурс творческих литературных работ

14-21

Наш край богат талантами

Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своей малой родины.

22-30

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

31.

Конкурс чтецов «Мой край родной»

32.

Викторина «Мой край родной»

33-34.

Проект «Край, в котором я живу».

Проекты учащихся

Содержание программы:

Тема 1:    Введение  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.    

   2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)

Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)

Проект « Моя улица»        

Тема 6: “Наша школа”. (4 ч)

 Традиции школы, историей своей школы.

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Знакомство с историческими архитектурными объектами Аркадакского района, памятники.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Наш край богат талантами”.(8ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры малой родины.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 9:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (9 ч)

2015 год – год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся школы готовятся к этой памятной дате.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое».

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

 Тема 10. Подведение итогов

   Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;

- формировать  активную жизненную позицию;

- изучать историю и культуру отечества и родного края;

  - развивать умение совершенствоваться в коллективе.

                  Учащиеся должны уметь:

Воспроизводить и анализировать собранный ими материал;

Выступать перед публикой.

Ожидаемые результаты кружка

Знать о достопримечательностях, святынях родного края,  символах  района и края; осмысливать значение понятия «малая родина»; воспитание  у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; умение рассказывать о важнейших событиях в истории России и родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников малой родины.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Материалы Аркадакского краеведческого музея;
  2. Материалы СМИ «Сельская новь»;
  3. Материалы интернет ресурсов.
  4. Материалы сельской и школьной библиотек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...

Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...