Формирование экологической культуры через изучение родной природы
статья на тему

Сидорова Анжелика Александровна

Статья в экологический журнал "ЭКО образование, просвещение, культура", М., №2, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологическое воспитание93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры

через изучение родной природы

Наша гимназия находится в станице Вешенской, что на севере Ростовской области. Расположенный вдали от больших городов и крупных транспортных магистралей, наш район обладает благоприятной экологической обстановкой.

Однако существуют проблемы, связанные с опустыниванием, с обмелением реки Дон, с мусором вокруг станицы.

Одним из важнейших направлений работы коллектив гимназии видит в повышении уровня экологической культуры школьников через изучение родной природы.  Педагогический коллектив применяет различные формы работы с детьми, начиная с первых классов: кружки, классная и внеурочная деятельность, музейные уроки, экскурсии, походы.

Следует выделить несколько направлений в этой работе.

1. Экологическое образование. Содержание некоторых школьных предметов, таких как биология, география, химия, история, литература, иностранные языки, краеведение включает в себя темы эколого-краеведческой направленности. Учителями кроме урочной системы проводятся совместные просветительские мероприятия с музеем-заповедником М.А.Шолохова, районной библиотекой, центром внешкольной работы. Часто в целях образовательной используются средства искусства: литературные произведения, художественные и фотоработы, кинофильмы. На таких занятиях дети усваивают экологические знания. Но этого недостаточно для личной активности в конкретных делах по охране природы. Поэтому, кроме обучения, мы привлекаем детей и к практическим проектам.

2. Работа на пришкольном участке. На сегодняшнем месте гимназия работает с 1976 года. С того времени территория школьного двора, это 4 гектара, обустраивается, засаживается деревьями и цветами. Это очень большой труд, который выполняют наши дети. Школьный парк является одним из лучших школьных парков Ростовской области. Дети из начальных классов ведут фенологические наблюдения. Учащиеся старших классов изучают условия роста, приживаемости, развития растений из разных природных зон в наших довольно засушливых природных условиях. В настоящее время имеются опытные участки с посадками сосны крымской и дуба черешчатого, с овощными культурами. Постоянно организуются экскурсии по школьному парку.

3. Уборка территории школьного двора и участие в районных субботниках. В теплое учебное время такие мероприятия мы проводим каждую неделю. Летом практику дети отрабатывают также на территории школьного двора. Эта работа учит бережно относится, заботиться, сохранять окружающую природу.

4. Изучение природы родного края на местности. Несколько раз в год каждый класс ходит в походы. На природе мы изучаем растительный мир. К сожалению, мусор в красивых местах – это неотъемлемая часть ландшафта. В человеческом сознании пока не выработался навык убирать за собой. Поэтому очень важным является поддержание в чистоте мест для отдыха и воспитание чистоплотности. Мы обязательно убираем территорию, на которой собираемся отдыхать и после себя оставляем все в чистоте. Учителю приходится иметь необходимый для этого инвентарь (пакеты, перчатки).

5. Научная работа. С учащимися старших классов проводим научно-исследовательскую работу экологической направленности. В гимназии работает кружок «Научное сообщество». В рамках этого общества дети разрабатывают с руководителями интересные проекты, защищают их на школьных, районных, музейных, областных конференциях.

Методы исследований: картографические, наблюдения, описания, работа с архивными источниками, художественной и публицистической литературой, анкетирование, беседы со старожилами, экскурсии на предприятия, анализ различных источников, обобщение данных.

Остановлюсь на некоторых направлениях работы в рамках научно-исследовательской деятельности.

Наш край связан с именем Михаила Александровича Шолохова. Многие природные объекты связаны с жизнью самого великого писателя, с героями его бессмертных произведений. Учащиеся изучают описания природных объектов в произведениях Шолохова и сравнивают их с реальными  природными объектами, находят причины несоответствий.

Из материалов музея-заповедника, а также из бесед с людьми, близко знакомыми с Михаилом Александровичем, дети узнают о природоохранных инициативах самого писателя, который был ярым защитником не только родной природы, но и важнейших природных объектов страны.

Материалы районного архива, исторических книг, беседы со старожилами дают ценный материал об изменении экологии нашего края. С одной стороны, нами выявлено резкое снижение рыбных ресурсов нашего края, обмеление реки Дон. С другой стороны, улучшение экологии станицы Вешенской, которая находилась под угрозой процесса опустынивания и засыпания песками. Столетняя борьба с «летучими песками» велась с помощью лесопосадок кустарника краснотала и сосны. В процессе этой работы мы с учащимися посещали лесхоз, научно-исследовательскую лесоопытную станцию, противопожарный отряд, знакомились с их историей и современной работой.

Вот темы некоторых работ, которые были отмечены призовыми местами на различных конференциях:

«Растительный и животный мир родного края»;

«Природоохранные традиции казаков Верхнего Дона»;

«Природоохранная деятельность М.А.Шолохова и земляков»;

«Бережное отношение М.А.Шолохова к природе – забота о будущих поколениях»;

«Изменение природных ландшафтов окрестностей станицы Вешенской в результате лесопосадок сосны»;

«Влияние экологии на состояние здоровья населения»;

«Вешенские пески: раньше и теперь».

Ценность нашей работы в том, что учащиеся не только выступают на конференциях и имеют печатные статьи в различных сборниках, но и ведут просветительскую работу в гимназии. Сами проводят праздники, классные часы, экскурсии по результатам своих исследований.

6. Участие в районных акциях, соревнованиях, турслетах. Наши учащиеся – постоянные участники различных экологических и краеведческих районных, областных и международных конкурсов. Эта работа проводится при поддержке районного комитета по молодежной политики и музея-заповедника М.А.Шолохова.

В прошедшем учебном году участвовали в экологических десантах музея, на пришкольном участке посадили и ухаживаем за саженцами сосны, которая в последствии будет высажена вместо сгоревших лесопосадок вокруг станицы. Также принимала участие в мероприятиях в честь присвоения Вешенскому столетнему дубу звания «Памятника природы».

Каждое лето наши учащиеся вместе с учителями работают на питомнике Вешенского лесхоза, помогая выращивать саженцы различных деревьев.

Таким образом, экологическое воспитание в нашей гимназии дает свои ощутимые практические результаты. По данным анкетирования, 83% учащихся готовы и хотят принимать участие в мероприятиях по охране родной природы.

Формирование экологической культуры у подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. От ее решения во многом зависит жизнь следующих поколений. Как сказал с высокой трибуны в 1976 году наш великий земляк: «За сохранение природы надо бороться уже сейчас, иначе поздно будет!»

Учитель географии МБОУ «Шолоховская гимназия»

ст. Вешенской, Шолоховского района

Ростовской области Сидорова А.А.

Уборка территории около Лесного озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры при изучении школьного курса географии

В начале XXI века проблема сохранения окружающей среды является наиболее актуальной. Проблема заключается в культуре взаимоотношений человека с природой,его поведения в природе. Формирование экологиче...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одной из  актуальных проблема в наше непростое время-формирование экологической культуры школьников. Через орнитологию  можно увлечь уч-ся в интересные орнитологические исследования и акции....

Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Презентация "Формирование  экологической культуры школьников через орнитологические исследования содержит материал по воспитанию школьников через орнитологические акции, проводимые союзом охраны ...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявля...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»

laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...