Литературно- краеведческая композиция "И помнит мир спасённый"
классный час по краеведению на тему

Селение Цалык основано в 1945году. строили его возвращающиеся с фронов люди . Первым директором был "Человек-легенда" необьявленный герой Харитон Александрович Хатагов. В селе проживали 38 Ветеранов Великой Отечественной войны, Они воспитали поколение воинов -интернационалистов.О их жизни мы вам ещё расскажем .представляем одну из литературно-краеведческих мероприятий "И помнит мир спасённый"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-краеведческая  композиция, посвященная памяти всех погибших  на всех фронтах      «И помнит мир спасённый…»

C:\Users\Админ\Pictures\Pictures\фотографии\сослан.bmp

                                                                                    Классный руководитель : Сабаткоева С,Т.

                                     Май 2014года

(На фоне песни «Давным-давно была война») – 6кл
1 чтец. С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?

2 чтец. А если – с убийства?
А если – со слёз?
А если – с воздушной тревоги?

3 чтец. А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростёртых!

1 чтец  А если с недетского знания – как
Живое становится мёртвым!

4  чтец. И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Хором. Войной начинается память.
(К.Симонов)

1 чтец, делая шаг вперёд:  66  годовщине Победы. Хором. посвящается
2 чтец   делая шаг вперёд:  22 годовщине Афганской войны Хором

3 чтец, делая шаг вперёд:   Великого народа Хором. Посвящается
4 чтец, делая шаг вперёд:    Великой страны Хором: Посвящается! 3 чтец.

- начало войны  (слайд)  3 ч 3о мин      Ведущий 1 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя этими датами – прочная нить. Без одной не могло быть и другой.

 Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
(М.Луконин «Нашествие»)

11 класс. Строй в одинаковых шинелях, шапках. Кажется, и лица у бойцов похожи. На них  одна и та же печать усталой озабоченности. Полк идёт на фронт. О чём думает каждый из них, поправляя на плече винтовку?

                      2    И ( кинокадры)

Ведущий 1   На крайнем западе Белоруссии стоит Брестская крепость. Она первой приняла на себя удар врага. ( слайд) и защищалась 3о дней ) . вместо  запланированных Гитлером 30 минут Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333-его полка  и  прикоснуться к  оплавленым огнемётами кирпичам.  Не спешите. Вспомните. И поклонитесь

Ведуший 2  Никто не забыт, ничто не забыто!» - эти слова повторяются из поколения в поколение. 38 фронтовиков было  и среди цалыкчан. Многие из них  стали настоящей легендой для молодёжи. ( слайд)

Георгий Волков; Инарбек Хабаев; Тимофей Тменов; Карсанов Соламон… (1997г)

Ведущий 1.  У нас в  селе и доныне живет замечательный человек,глава большой семьи, старожил  - Казгери Рамонович  Габоев. Каждый, кто знает его должен низко ему поклониться ; это он 19 летним юношей в числе  500 осетинских ребят служил тогда в Бресте , это его  руки строили первые дома нашего  послевоенного села ( слайд) – сообщение

Ведущий 2. У нас на Кавказе  У нас на Кавказе  люди ломились в военкоматы           Ведущий1.  Мальчики 40-х годов, прямо со школьной скамьи вступившие в войну. Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины оперлась Родина. ведущего     Сценка.                    осетинской  

   

 Чтец    

 - Песня «Катюша»

Военком Продолжает)   .  Ведущий1 В самые трагические дни войны русский человек оставался Человеком с большой буквы. Тяжёлые испытания выпали в грозовые годы на долю ленинградцев. 8 сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо немецкой блокады длиною в 900 дней и ночей. В этом кольце оказалось 2,5 млн.человек. Ленинградская  симфония

Чтец 12     -

 у  

Ведущий 2

  

Чтец13  ведущий  1       ведущий 2       чтец   ведущий 1        

громко  заканчивается 7 симфония- (сценка)

Ведущий 2  Не стало отопления, света, воды. Стены домом промерзали на 20-30 см.Запасы муки истекали, нормы выдачи хлеба снижались. Рабочие стали получать в сутки 259 гр.хлеба, а неработающие (служащие, дети) – по 125гр  .Крошечный,почти невесомый  -    125 блокадных грамм
… Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали и молодые, и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков. Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тысячи человек. У нас в селе жила Юлия Павловна Калмыкова,    которая    выжила весь ужас блокады и прошла с боями до Австрии

 

ноей,   Так мы и выживали.

Ведущий 1    слайдВедущий 2. « В феврале 1943г  на Волге был развеян миф о несокрушимости военной мощи Германии, положено начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. 200 огненных дней и ночей шла та великая битва.

Чтец 16  Дыхание чёрной пурги. – 
              Надменной тучей пошли на нас
               Безжалостные враги.
                И клятву тогда Сталинград произнёс,
                И стали бронзовыми слова, -
               «Мы здесь, в Сталинграде, клянёмся стоять,
                Мы в эти камни вросли.
                Клянёмся насмерть стоять!
                Для нас  за Волгой   Нет земли..!»
17 чтец. Весь город стоял насмерть.

 Весь город был главной высотой России.

18чтец. За всю войну такого боя
Припомнить больше б я не мог…
Витала смерть над головою,
Казалось даже, что порою

 Как будто нам неведом страх,
Как будто с нами вся Россия
Шла в атакующих рядах,
Как будто все её тревоги
Вели нас к огненной черте,
Как будто все её дороги
Мусса Джалиль « Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей

4 чтец. Из письма немецкого солдата: «Сталинград больше не является городом. Это огромное облако ослепляющего горячего дыма. Животные убегают из этого ада. И только люди стоят» Насмерть стояли солдаты, защищая каждую пядь земли. После самых тяжёлых боёв скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу.

Ведущий 2(Слайд)Ведуший 1( слайд)Ведущий 2. Теперь обратите  внимание на памятки советского и немецкого солдата. На экране высвечивается слайд с памятками.

Ведущий 1Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожать врага, гнать его с родной земли. Советские люди сражались за самое святое – за Родину.       

 Входит девушка. В  руках шкатулка.)

Девочка: Что у тебя там?
Девушка: Письма.
Девочка
. Письма?
Девушка. Да. С той далёкой войны. (Вынимает письма)
Девочка. А почему без конверта, марки?
Девушка. Так было.
Девочка. А твои письма настоящие?
Девушка. Настоящие.

Ведущий 2. Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может стать последней. И потому торопился сказать самое важное. Никто из них не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей.

Ведущий 2 Как им хотелось жить, юным, сильным, Понимать то, что сказано само собой, между строк. Стараться уловить мысль и чувство солдата. И тогда за скупыми, короткими строчками откроется человеческая душа – её волнения, страхи, верность, мужество.  

    

 -песняВедуший1. с      Чингисхан. Наполеон» Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет» - предупреждал их Александр Невский.   

Диктор Чтец 11  Песня – по Берлину

Ведущий 1.  -   Хатагов-сообщение

Чтец    -

ий 1 11 илось 2 года

 1о

 2

  1

(Воины-интернационалисты)

Его имя носит наша школа.-

 1

СлайдИстория России  - история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер.

17 век - убито на войне 3млн.300тыс.

18 век - убито 5 млн. 200тыс.

19 век - убито 5млн.500 тыс.

20 век -  Вторая мировая война унесла 64 млн.человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.

 Ведущий 1  . Южная Осетия Ведуший2  ( терроризм)

Чтец -

 1огонь

Кадетский марш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная И помнит мир спасённый...

Внеклассное мероприятиев форме литературной гостиной, посвящённое 70- летию Великой Победы.В ходе мероприятия можно провести конкурс стихов, входящих в мероприятие....

митинг памяти "И помнит мир спасённый, и помнит мир живой!"

Митинг памяти был проведён в честь 70 летия победы советского народа  над фашизмом. Этот материал будет полезен для патриотического воспитания подрастающего поколения....

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасённый..."

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 71-й годовщине советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг....

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасённый"

Литературно-музыкальная композиция - действенное средство воспитания патриотизма, эмоциональной чуткости, любви к малой и большой Родине, к людям, подарившим нам МИР!...

Литературно-краеведческая композиция, посвященная Памяти всех погибших на фронтах ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ «И помнит мир спасённый…»

Литературно-краеведческая  композиция, посвященная Памяти всех погибших  на фронтах      ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ«И помнит мир спасённый…»...

Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасённый»

Знакомство учащихся с героическими страницами в истории родного города Щигры во время Великой Отечественной войны...