Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасённый»
учебно-методический материал по литературе на тему

Дежкина Людмила Ивановна

Знакомство учащихся с героическими страницами в истории родного города Щигры во время Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvobozhdenie_shchigrov.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры»

Литературно-музыкальная композиция

«И помнит мир спасённый»

                                                                                      Подготовила

                                                                                      учитель русского языка и

                                                                                      литературы Дежкина Л. И.                                                              

                                                                                     

                                                                                 

Щигры, 2018 г.

Цели:

познакомить учащихся с героическими страницами в истории родного города Щигры во время Великой Отечественной войны;

воспитывать любовь к малой родине, уважение к ветеранам.

Ведущий:

Время неумолимо отделяет нас от скорбных и героических событий минувшей войны. Всё дальше в глубь истории уходят те страшные дни и ночи, когда решалась судьба народов мира, когда на карту были поставлены честь и независимость нашей Отчизны, само существование великой страны.

Ведущий:

Такое - не забывается. Время не властно над вечной и благодарной памятью потомков. Наша Великая Победа, добытая кровью и величайшим мужеством народа, не канула в небытие, а навсегда осталась в памяти людей.

Звучит запись «Священная война»

Родина!

Пламя ударило в небо -

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь», -

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Тебе не раз враги грозили,

Тебя сметали - не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

Тебя топтали - не стоптали,

Тебя сжигали - не сожгли;

Мы всё с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

В далёкий год, простясь с учителями,

Длину дорог измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях, и в штыковых.

Весёлые, отважные, простые,

В свой звёздный час не дрогнули они,

И в памяти о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

На границе родимой земли

Вихровые сирены завыли,

Встали мёртвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли.

Не подвластны забвенью и смерти

Те, с кем нас разлучила война.

И сегодня на главной поверке

Называем мы их имена.

Звучат имена учителей и учеников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тишина. Время замерло.

Мы одной живём с вами памятью.

Лица скорбные опечалены -

Наступает минута молчания.

Минута молчания. Метроном.

Мы считаем их вечно живыми,

Видим рядом в едином строю,

Потому, что делами своими

Учат жить нас в труде, как в бою.

Пусть с годами уходит

Чья-то слава в гранит,

Но ничто не забыто,

И никто не забыт.

Ведущий:

Немецко-фашистские захватчики, располагая большим перевесом в силах, стремительно продвигались на восток.

Ведущий:

В конце сентября 1941 года гитлеровцы перешли в генеральное наступление на Москву.

Именно на этом направлении происходили решающие события.

Ведущий:

В жизнь людей входило страшное слово - оккупация.

Звучит запись. Шостакович «Ленинград».

Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожжённых сёл, казнённых городов

По горестной, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

Запоминал над деревнями пламя,

И ветер, разносивший жаркий прах,

И девушек, библейскими гвоздями

Распятых на райкомовских дверях.

И вороньё кружилось без боязни,

И коршун рвал добычу на глазах,

И метил все бесчинства и все казни

Паучий извивающийся знак…

20 ноября 1941 года немцы заняли город Щигры. Они пробудут здесь 440 дней, или 1 год 2 месяца 14 дней. За этот период времени (он показался бесконечным) щигровцы очень многое узнают, на собственном опыте убедятся и своими глазами увидят, что такое грабежи, облавы, массовые расстрелы, голод, карательные отряды, угон в Германию, казни.

В Пригородненской школе немцы устроили концлагерь. Его узниками были и жители нашего района (активисты, коммунисты и комсомольцы) и военнопленные, и привезённые из других мест, и мужчины, и женщины, и дети. Заключённых было так много, что они не вмещались в школе, и немцы приказали выкопать землянки на улице вокруг школы. Трудно сказать, сколько людей прошло через этот концлагерь, потому что заключённых ежедневно расстреливали. Стреляли и по нескольку человек, и большими группами, стреляли во дворе, и в овраге за селом, и увозили к пятой шахте фосрудника и сбрасывали в шурф шахты.

Людей пытали, мучили, морили голодом. Комендант Вальтер, напившись, для развлечения бросал в камеру гранату, самолично расстреливал. На место уничтоженных прибывали новые и новые партии, и концлагерь не пустовал. Город помнит, как после освобождения летом 1943 года были извлечены тела замученных и застреленных и похоронены в братской могиле.

Пятая шахта фосрудника на поверхности представляла собой высокий террикон, а в глубь шёл шурф, глубиной 32 метра, по которому поднимались и опускались клети с рабочими и рудою.

Но в течение 1941-1942 годов жители близлежащих домов и работавшие на огородах поблизости видели, как часто подъезжали сюда машины с людьми, слышали плач, крики, стоны, выстрелы.

Здесь немцы расстреливали советских людей и сбрасывали их в шурф. Это руководители колхозов, коммунисты, люди, арестованные за хранение оружия, люди, арестованные без вины, просто по подозрению, как отец и сын Павленко из Щигров. В этот шурф сбрасывали расстрелянных узников щигровского концлагеря, военнопленных советских солдат. Шурф был забит телами доверху. Но никто теперь не скажет, сколько там покоится жертв, так как немцы сбрасывали туда и снаряды, и мины. Шахта стала братской могилой.

В середине мая 1942 года щигровцы были потрясены ещё одним событием. То, что они увидели, никогда в Щиграх не было, об этом приходилось только слышать и читать. Утром рядом со зданием школы № 2, в военкоматском садике, на перекладине между двумя грушами были повешены три Разведчицы. У одной из них были отрублены пальцы на ноге. Другая была совсем ещё подросток. Все они прошли пытки гестапо и были истерзаны до неузнаваемости. На груше была прибита дощечка с текстом: «Мы - партизаны. Мы работали против немецкой власти».

Повешенные были разведчицами дивизии Родимцева, которая прославится потом под Сталинградом. А в 1942 году она занимала оборону по речке Полевая Плота. Разведчицы были посланы через линию фронта для сбора данных о количестве и расположении немецких войск, их передвижении, о военных объектах, складах. И для диверсий. Это были учительница Анна Жук, счетовод Мария Морозова и заведующая избой-читальней Мария Руденская.

Они успели за неделю побывать в Щиграх, Крутом, Фосруднике, Озёрках, Никольском, Охочевке, Защитном, Верхне-Ольховатском. Они не только собрали ценнейшие данные, которые связная (бывшая пионервожатая Зина Токмакова) успела передать в дивизию, но и совершили ряд диверсий: ликвидировали несколько полицаев, подорвали штабную машину с четырьмя офицерами, ими были подорваны машины, танки, произведён взрыв железнодорожной линии.

Несколько дней немцы пригоняли к месту казни людей для устрашения. И только потом они были закопаны в яме.

Выступление поисковой группы школьного музея.

Война постучалась в каждый дом, оставила в душах людей незаживающие раны. Елена Кирилловна Дядьковская испытала все ужасы оккупации. Когда началась война, она уже была опытным преподавателем, завучем Пригородненской школы, женой офицера, матерью четверых детей. Семья жила в большой трёхкомнатной квартире по улице Семашко в бывшем доме протоиерея Васютина. В первые дни войны муж сразу же добровольцем ушёл на фронт, воевал, был несколько раз ранен. Елена Николаевна, жена коммуниста, осталась вместе с детьми в Щиграх, на оккупированной территории.

Немцы, заняв город, попытались организовать начальную школу. Стали приглашать на работу учителей. Елена Николаевна не пошла преподавать, отклонив предложение немцев.

Жизнь резко изменилась. В её квартире, в зале, теперь жили шесть немцев, австрийцев, а Елену Николаевну вытеснили на кухню, куда привели ещё четыре семьи из других квартир этого дома. В пустых квартирах захватчики разместили контору. С утра до ночи Елена Николаевна и её соседи работали на немцев. Кто стирал, кто убирал, кто готовил. Её было поручено печь хлеб. Беда пришла сразу. Однажды немцы послали её поздним вечером наколоть дров. Вдруг прибегает соседка, учительница пения, и говорит, что немецкий офицер ремнем запорол маленькую полуторагодовалую дочку Елены Николаевны, потому что девочка разбудила его плачем. Девочка зашлась неистовым криком, а Елена Николаевна потеряла сознание. Ребёнок чудом остался жив, но рубцы на теле остались до сих пор.

Вслед за этим Елене Николаевне пришлось пережить ещё одну трагедию. На кухне вместе с ними жила немецкая собака, овчарка. Кормилась она лучше, чем они. Маленький трёхлетний сын Елены Николаевны протянул ручонку за куском мяса, приготовленным для собаки. Елена Николаевна стирала вещи немцев и не заметила, как её сынишка протянул руку к тарелке. Вдруг собака бросилась на ребёнка, прокусила часть щеки и горла. Мальчика, истекающего кровью, потерявшего сознание, подхватил на руки австриец и на руках отнёс в госпиталь, который располагался через дорогу. Ребёнок чудом остался жив, но страшный шрам до сих пор напоминает ему, уже прожившему долгую жизнь человеку, о том страшном времени.

Ведущий:

Да, страшнее всего война видится глазами ребёнка.

Выступление приглашённых гостей, чьё детство пришлось на военное время.

Ведущий:

День за днём, месяц за месяцем враг продолжал бесчинствовать на родной земле.

Потерпев тяжёлое поражение под Москвой, враг упорно готовился к новому походу в глубь страны. Серьёзная опасность нависла над Сталинградом.

Ведущий:

Перед советскими войсками была поставлена задача: Сталинград не сдавать! Этот город имел большое экономическое и военное значение. На его заводах варилась сталь, производились танки, орудия и боеприпасы. По Волге проходили пути, связывающие центр с югом страны. Сталинград нужно было удержать во что бы то ни стало.

Ведущий:

23 августа 1942 года гитлеровцы после ожесточённых боёв вышли на узком участке к Волге. Всюду бушевал огонь. Советские воины с исключительным мужеством сражались за каждый квартал, улицу, дом. Защитники города прочно удерживали свои рубежи. Их девизом стали слова снайпера Василия Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!»

Звучит песня «Горячий снег».

Сегодня враг

Пять раз

Атаковал.

Хоть был отбит,

Но снова

Танки лезут…

Стук,

Грохот,

Точно лупят

В сто кувалд

По листовому

Толстому железу.

То наши пушки

Рурскую броню

Коверкают

Последними снарядами.

Их нет уже!

Фашисты

На стерню

С лобастых танков,

Как лягушки,

Прядают.

Стальные чудища

Над нами тарахтят -

Окопы мнут…

Но мы народ живучий:

Рвём гусеницы

Связками гранат

И жжём броню

Бутылками с горючим!

Звучит запись «Сталинград».

Последний залп.

И после дней бессонных

Дождались мы

Невиданного сна.

И наконец-то

С третьим эшелоном

Сюда пришла

Сплошная тишина.

Она лежит,

Неслыханно большая,

На гильзах

И на битых кирпичах,

Таким сердцебиеньем оглушая,

Что с ходу засыпаешь

Сгоряча.

И сталинградец

В эту ночь

Впервые

Снял сапоги

И расстегнул ремни.

Не всех убитых погребли живые,

Но в очагах затеплились огни.

И пусть кружатся

«юнкерсы» над нами,

Испуганно разглядывая флаг.

Спим без сапог.

Пудовыми кусками

Прилип к ним

Рыжеватый известняк.

- А у тебя зелёные глаза,

такие же, как у моей зазнобы,-

приятель мне задумчиво сказал.

Раскинув руки, мы заснули оба.

          Звучит песня «Журавли».

         

          Выступления ветеранов.

          Ведущий:

После победоносного завершения Сталинградской битвы Красная Армия развернула зимой 1942-1943 гг. мощное наступление.

Ведущий:

За время наступления, продолжавшегося до конца марта 1943 года, советские войска отбросили фашистских захватчиков от Волги на 700 километров. Освободили Ставрополь, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ворошиловград, Воронеж, Курск, Белгород и сотни других городов и тысячи сёл.

Ведущий:

Началось массовое изгнание гитлеровских захватчиков из пределов нашей Родины.

Ведущий:

Освобождение пришло на Курскую землю. Но война ещё продолжалась, и до её завершения было далеко.

И ещё сотни тысяч советских солдат отдадут свои жизни во имя спасения Отечества и всего мира от фашизма.

Читает ученик.

Вы говорите: память.

Вы говорите: мелочь.

Сердце, мол, ей не ранить,

Месяц - и потускнеет.

Правда, мол, всё бывает,

И погрустим, так что же…

Память обид не знает.

Память на сон похожа…

С памяти нам ли скинуть

Годы в дыму и огне…

У нашей соседки сына убили на той войне.

Без вести муж пропавший

Явится ли когда?

С грустью к соседке нашей

Я захожу иногда.

Здесь на вещах дремота.

Здесь тишина, уют.

Словно уехал кто-то,

Словно кого-то ждут.

Утро, и день, и вечер -

Память, как сердцу нож…

Со мной ей немножко легче -

На сына я очень похож.

…Соседка глядит устало,

Голову чуть склоняя.

Суток ей было б мало

Смотреть вот так на меня.

Смотреть и смотреть с тоскою.

Всё так же смотреть упрямо…

Как хочется мне порою…

Сказать ей за сына: мама!

…И я, вспоминая годы,

Горькие, как слеза,

Вижу сквозь боль народа

Мамы моей глаза.

Если случится то же

(Есть соответствий нить…),

Кто на меня похожий

Будет к ней приходить?

Читает ученица.

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, -

Помните.

Люди,

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою

Ценой

Завоёвано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

Не плачьте!

В горле

Сдержите стоны,

Горькие стоны,

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно

Достойны!

Ведущий:

Мы навеки с Россией повенчаны,

Навсегда с ней связали судьбу.

Никогда, ни в какие столетия

Не дадим развязать войну!

Ведущий:

Ведь в бессонном военном гуле

Знала, Родина, верила ты,

Что и новая смена будет

Знамя поднятое нести.

Ведущий:

Вырастающим верь мальчишкам,

Не посмеем тебя предать,

Никому не позволим, слышишь,

Пулю в сердце твоё послать.

Звучит песня «День Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)

Цель:  Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...

Литературно- краеведческая композиция "И помнит мир спасённый"

Селение Цалык основано в 1945году. строили его возвращающиеся с фронов люди . Первым директором был "Человек-легенда" необьявленный герой Харитон Александрович Хатагов. В селе проживали 38 Ветеранов В...

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасённый..."

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 71-й годовщине советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг....

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасённый"

Литературно-музыкальная композиция - действенное средство воспитания патриотизма, эмоциональной чуткости, любви к малой и большой Родине, к людям, подарившим нам МИР!...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...