Старооскольская глиняная игрушка - культурное наследие Белогорья.
статья по краеведению на тему

Стуликова Наталья Алексеевна

Статья содержит материал по истории старооскольской игрушки, её возраждению и особенностям. Данный материал может пригодится для подготовки занятий по белгородоведению, знакомсту с видами глиняных игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старооскольская глиняная игрушка – культурное наследие Белогорья

Искусствоведы разделяют глиняную игрушку на три вида: городская, деревенская и посадская.

Городская глиняная игрушка - это даже  не игрушки, а декоративные изделия, вобравшие в себя черты городской культуры. Городская игрушка отличается сложностью форм и разнообразием образов: нарядные барыни, офицеры, няни с детьми, монахи. В основном фигуры сопровождаются обилием лепных деталей. Городская глиняная игрушка, сочетая в себе традиционные мотивы, многообразие авторских решений и изысканное городское исполнение. Ярким представителем городской глиняной игрушки является Романцовская игрушка.

Крестьянская игрушка - это фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Среди разных видов народной игрушки крестьянские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Ярким представителем деревенской глиняной игрушки является Каргопольская игрушка.

Для того чтобы понять, что такое посадская игрушка, необходимо знать что такое посад.

В IX в. Русь для западных соседей стала известна как «страна городов». Возле городских стен стали возникать промышленные предградья (посады), которые населял торговый и ремесленный люд. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам. 

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Старооскольская глиняная игрушка является ярким представителем посадской игрушки.

История Старооскольской игрушки

История Старооскольской глиняной игрушки уходит в далёкие времена — к основанию города-крепости Оскол, который был заложен в 1593 году. А уже в 1615 году согласно дозорной книге разрядной росписи в городе работали 3 гончара. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки.

Мастеров-игрушечников в Старом Осколе не считали гончарами. Гончары их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». С середины ХIХ века  появились в городе игрушечники-ремесленники, т.е. люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили». Как правило, это были женщины из гончарных семей, мужья которых умерли или по состоянию здоровья не могли работать так, чтобы прокормить семью. 

Из чего делали старооскольскую игрушку?

Старооскольские мастера-игрушечники   использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть  белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

Как обжигали игрушку?

Обжиг своих изделий мастер производил следующим образом: вначале нужно было изготовить горн. Для этого в земле вырывалась круглая большая яма. Дно и стены ямы выстилали обожжённым кирпичом, служащее топкой и подом с колоннами и отверстиями для прохода пламени. Свистульками заполняли горшки и всё вместе ставили в горн. Вся посуда располагалась одна возле другой вверх дном с последующим наставлением нового яруса. Когда горн был загружен, он сверху «зачерепливался», т. е. засыпался битым черепком и затапливался.

Обжиг производился в горнах сухими дровами: заготавливали огромные пни, так как они медленно тлеют, и долго держится тепло. Обжигание велось в течение 10 — 12 часов. Сначала поддавался слабый жар в течение 1 часа, затем каждый час нагрев увеличивался. По окончании обжига верхняя часть горна дополнительно «зачерепливалась». Для придания посуде чёрного или стального цвета делалась засыпка землёй, посуда медленно остывала (томилась).

Как расписывали игрушку?

Для росписи старооскольской игрушки применялись прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой. Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными: волнистая линия – вода; прямая линия – земля; ромб, квадрат – поля; перекрещенный ромб с точками – засеянное поле; круг, крест – солярные солнечные знаки;

Возрождение игрушки.

В конце XX века при раскопках в слободе Казацкой был найден клад глиняной игрушки. Основные игрушки клада: дамы, коники, бараны, казаки на коне, медведи, коровы, птички, собачки (очень напоминали фабричную игрушку из целлулоида начала ХХ века).

Большинство игрушек сестры Гончаровы признали как игрушки их матери Гончаровой Анастасии Павловны (1876-1933) и старшей сестры Тарарыевой  (Гончаровой) Евдокии Михайловны (1908 – 1992). Несколько фигурок дам имеют лицо, оттиснённое штампом. Сестры Гончаровы помнят, что штампы их мама снимала с фабричной пластмассовой игрушки. 

В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин. Приехав в 1985 году в Старый Оскол, он разыскал сестер Ольгу Михайловну (1913-1997) и Наталью Михайловну (1918-2010.) Гончаровых. Он подробно расспросил их о глиняной игрушке и с большим трудом упросил слепить по памяти и раскрасить несколько десятков игрушек. Так на Всероссийской выставке «Народное гончарство России» в 1987 году впервые появились нарядные старооскольские глиняные игрушки. Наша игрушка попала в различные каталоги как один из двадцати сохранившихся  российских промыслов глиняной игрушки, и узнала о ней вся страна.

Игрушка сегодня

В апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу. 

Литература

  1. slavyanskaya-kultura.ru›Искусство›Ремесла›…glinjanaja-igrushka.html
  2. igrushkashb.ru›?p=9
  3. stranamasterov.ru›node/637158
  4. StFond.ru›Статьи›?id=11514
  5. belkult.ru›info/st_13_13
  6. ppt4web.ru›МХК›glinjanaja-igrushka…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина....

Народная глиняная игрушка

ИКТ для урока изобразительного искусства в 5-ом классе...

Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке

Технологическая карта урока по теме "Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке" 5 класс.Указаны  этапы урока, задачи, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

статья "ИЗУЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение...

Презентация "Глиняная игрушка" (в рамках познавательного проекта "Мордовская народная игрушка")

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения....