Элективный курс "История Шенталинского района"
элективный курс по краеведению (6 класс)

Касимова Галина Леонидовна

Данный элективный курс разработан для учащихся 10 класса по профильному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Учебная программа

элективного курса для 10-11  класса.

« История Шенталинского края»

Автор: Касимова Галина Леонидовна-

 учитель истории и обществознания

ГБОУ Самарской области  СОШ № 1 «ОЦ»

муниципального района

Шенталинский  Самарской области

                 

Самара 2013 г

Пояснительная записка.

Обоснование необходимости программы:

Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволит усилить интерес учащихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением школьного образования. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание патриотов России, граждан правового и демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории определяет основную задачу следующим образом: «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины».

Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.

Необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения родного края в формировании духовного мира школьников и духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Перефразируя слова М.В.Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Решение многих проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историческому наследию своего народа, края.

Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь школьникам лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание. Чувство Родины начинается там, где жили наши деды, где растут сегодняшние школьники, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.

Цель элективного курса  - расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.

Задачи программы:             

  • овладение методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками информации            
  • формирование речевой культуры и культуры общения школьников            
  • развитие умений рассказывать  о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание исторических событий и памятников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях, научно-исследовательских работ)
  • активизация познавательной активности учащихся, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы
  • дальнейшее развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся  
  • формирование ключевых компетентностей: готовность к использованию информационных ресурсов, технологическая компетентность, готовность к самообразованию

Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения

   Особое место среди форм работы занимает педагогический и исторический диалог. Идея диалога, принятая в современной дидактике, предполагает обращение к личности школьника как познающего субъекта и, соответственно, к его потребностям и возможностям, интересам и ценностным установкам и т. д. Исходя из этого, процесс изучения истории рассматривается как система диалогических взаимодействий:  “учитель  ученик”, “ученик  учебник”, “ученик  историк”, “ученик  ученик”.  В ходе занятий особая роль отводится активной, разносторонней, посильной и, вместе с тем, развивающей (“в зоне ближайшего развития”) деятельности школьников. Наряду с некоторым числом заданий, требующих воспроизведения изучаемого материала, широко используются преобразующие, поисковые, творческие задания

 Широкие возможности для поисковой и творческой деятельности учащихся предоставляют задания, предусматривающие сбор и изучение материалов по истории родного края. При этом проводится работа в музеях  (с. Старая Шентала, музей имени М.И. Чувашева; музей Туарминской ООШ, музей Денискинской СОШ, школьный краеведческий музей) библиотеках и общественных учреждениях, собирается так называемая «устная история» (воспоминания людей старших поколений).

Кроме того, на занятиях используются следующие формы работы:

  • работа в сети Интернет,
  • семинары
  • творческие работы (написание эссе)
  • создание компьютерной презентации.
  • исследовательская деятельность

Методы работы:

  • метод проектов
  • интерактивные методики,  
  • творческие задания,
  • работа в малых группах,
  • обучающие, развивающие, деловые игры,
  • использование общественных ресурсов,
  • внеаудиторные методы обучения.

Характеристика временных и материальных ресурсов:

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся  8-9 классов, носит интегративный характер, включает интеграцию знаний учащихся по трем учебным дисциплинам: истории, литературе и географии. 

Занятия проводятся еженедельно по 1 часу. 1 час это урок продолжительностью 40 минут.                                                 Материальные ресурсы способствуют развитию познавательного интереса и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Имеется  системная организация материала. В работе используются: компьютерный класс с подключением к сети Интернет, проектор, экран, аудио и видео, воспроизводящие системы, библиотека, медиатека.

Планируемые результаты обучения

Знания:

Основные понятия: патриот, патриотизм, нация, этнос, народ, фольклор, обряды,  гражданская война, интервенция, топонимика,

Персоналии:  Михаил Иванович Чувашев, Ярослава Гашека, Алексей Васильевич Журавлев, с Петр Васильевич Бочкарев,  Михаил Романович Попов, с Григорий Ильич Кузнецов,  Григорий Назарович Гурьянов, Асхат Зиганшин, Шелашников Александр Николаевич, Григорьев Анатолий Ильич, Сергей  Барнаев, Анатолий Тудеяров, Сергей Петров, Сергей Власов, Владимир Башаров, Мансур Хакимов.  

Умения:

1.Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать и систематизировать собранный материал.

2.Ученик должен уметь участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию.

 3. Уметь использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой социальной информации, осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

5.Представление результатов творческих и исследовательских работ на научно – практической конференции, на классных часах, во внеклассной и учебной деятельности.

6.Профессиональная ориентация школьников на исторический профиль.

                                       

Критериями успешности учащихся по окончании занятий является: представление и защита творческой работы, выступление с сообщением, написание реферата, защита исследовательских работ на научно-практической конференции.

Программа элективного курса «История Шенталинского края », нацеленная на патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Материалы курса могут использоваться в курсе изучения истории России, во внеклассной работе с учащимися, как самостоятельный курс.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Форма занятия

Форма контроля

I раздел «Мой край»

     7

1.

Введение. Мой край. Моя малая родина.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Распределение тем сообщений, докладов

2.

Шенталинский  район.

1

Лекция с элементами беседы. Работа с картой.

Работа с контурной картой

(Приложение 1)

3.

Поэтической строкой

1

Литературный вечер по  стихам местных поэтов.

Чтение и анализ стихотворений о  родном крае

4.

Географический словарь района.

2

Работа с материалами периодической печати, архивными данными школьного музея

Составление географического словаря района.

Кроссворд «Родная сторона»

5.

Этносы Шенталинского района

2

Подготовка презентаций различных этносов

Презентация  этносов; чуваши, татары, мордва- культура, быт, традиции

II раздел

«Страницы истории родного края»

15

1.

С чего началась наша Родина?

1

Беседа, работа и историческими источниками

Составление плана по данной теме

2.

Путешествие вглубь веков

1

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос

3.

Район,  в котором мы живем

1

Лекция с элементами беседы

Краткая летопись района.

4.

Между белыми и красными

2

Практикум (работа с источниками-материалами периодической печати)

Составление тезисов по данной теме

5.

История колхозного движения в Шенталинском районе

2

Практикум   (работа с источниками

Хронологическая таблица «Этапы становления колхозного строя»

6.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

Презентация «Мы помним твой подвиг, солдат».

Семинар.

Сообщения об

участниках  войны,

о тружениках тыла,

о  земляках – героях

Советского Союза

7.

Боевые традиции земляков

1

Встреча с участниками событий

Круглый стол.

Подготовка выступлений о земляках-участниках афганских и чеченских событий

8.

История образования в районе

2

Самостоятельная работа с истор. источниками

Составление викторины

«Моя школа»

9.

Люди в белых халатах

1

Встреча с  известными медицинскими работниками района  

Оформление альбома

10.

Знатные люди района

1

Устный журнал «Знатные люди района»

Коллективный проект «Люди села»

11.

Духовное наследие

1

Экскурсии в храмы района

Создание презентации

III раздел.

«Экскурсионный»

10

1.

Историко-этнографический музей имени М.И.Чувашева

2

Экскурсия

«По залам музея»

Отзыв об экскурсии

2.

Четырлинский краеведческий музей

2

Экскурсия

по музею

Отзыв об экскурсии

3.

Памятники природы

2

Экскурсия на Вартовский родник, Барский родник

Описание природных объектов. Организация фотовыставки

4.

Заочное путешествие Шенталинский  район: прошлое и настоящее

2

Презентация

Шенталинский  район:«Вчера, сегодня, завтра»

Заметки в районную газету «Шенталинские вести»

Итоговое обобщающее занятие

2

Конференция

Защита творческих работ: доклады, презентации, исследовательские работы

                                 Содержание программы

I раздел «Мой край» (6 часов)

Тема 1.  Введение. (1 час)

 Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село – район – край). Чувства и образы Родины.  Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм».

Тема 2. Шенталинский  район. (1 час)

 Образование района. Границы с другими районами Самарской  области. Географическое положение и особенности рельефа. Речная система. Население. Неповторимость и своеобразие родной природы. Природные ресурсы и экология края. Памятники природы. Растительный и животный мир.

Тема 3.  Поэтической строкой (1 час) 

Стихи о родном крае – творчество местных авторов: Помощниковой, Ефремова, Александра Кувшинова «Песня о Шентале», Валентина Никишина «Моя Шентала". Сборник стихов Никитиной  Галины Владимировны «Шентала ты судьбой моей стала».

Тема 4.  Географический словарь района. (2 часа)

Топонимика района. Названия населенных пунктов, рек, угодий. История их возникновения и происхождение названий.

Что означают географические названия рек: Кондурча, Эриклей, Лепелей.

Памятники природы:  Вартовский родник п. Волчуха, ,.

Как образовались географические названия населенных пунктов: Шентала, Артюшкино, Аксаково, Багана, Каменка, Четырла, Денискино,

Деревни, которых нет:  Черная речка, Родина, Аделаидовка, Волчуха, Хмелевка.

Тема 5. Этносы Шенталинского района.  (1 час)

Культура, традиции и быт народов проживающих на территории Шенталинского района: чувашского, татарского, мордовского, русского.

II раздел «Страницы истории родного края» (16 часов)

Тема 1. С чего началась наша Родина?  (1 час)

История заселения Шенталинского района. Первые письменные источники по истории края.

Первые жители края.

Тема 2. Путешествие вглубь веков.  (1 час)

Население края c VIII - II в до н.э. Народы  проживающие в крае до XIII в века н.э. Край под властью татаро-монгол. Процесс колонизации в крае. Состав населения. Основание крепостей – Кондурчинская и Черемшанская. Основание сел Аксаково, Туарма, Емелькино, Старая Шентала.            

Тема 3. Истоки Шенталы. (2 часа)

Строительство железной дороги в крае в 1907 году. Открытие станции  «Шентала».  Происхождение название станции Шентала. Основание населенного пункта в1911 г. Первая улица  -Вокзальная. Население станции. 1935 год – образование районного центра.  

Тема 4. Между белыми и красными. (2 часа)

Гражданская война в крае. Военные действия и карательные меры на территории района.  

Красные комиссары: В.И. Плеханов, Михаил Турлачев,  Василий Афанасьевич Афанасьев, Никита Кузьмин .

Колчаковские войска на территории края. Белый террор. Группы белочехов в составе колчаковских отрядов.

Деятельность агитационной группы Ярослава Гашека, чешского солдата, писателя, перешедших на сторону  красных.

Освобождение территории края от колчаковских войск. Окончательное установление Советской власти.

Первый партийный съезд в крае.

Тема 5. История колхозного движения.  (2 часа)

Поземельная община. Процесс размежевания и расслоения среди крестьянства.  Коллективизация в крае. Образование первых колхозов: в селе Салейкино «Красный Иштуган»( председатели В.С. Сидоров и Я.Никифоров.), селе Баландаеве «Кармала»( председатель Ф.Ф. Сайков), селе артюшкино «Молодая Сила» (председатель К.Д.Ефимов), селе Багана «Лесная Багана» (председатель Г.Башаров) и др. Коллективизация в селах Старая Шентала и Тимяшево. Организация в Челно-Вершинах районной колхозной школы. Создание МТС. Постановление крайкома ВКП(б) от 27 февраля 1931 года «О выселении кулацких хозяйств за пределы края.»

Тема 6. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (2 часа)

Опорный край державы. Куйбышев – вторая столица. Эвакуация населения в наш край. Эвакогоспиталь №в нашей школе.

Земляки – участники Великой Отечественной войны. Женщины – фронтовички.

Труженики тыла. В тылу как на фронте.

Дети военной поры.

Земляки - Герои Советского Союза: капитан Алексей Васильевич Журавлев, старший лейтенант Петр Васильевич Бочкарев, старшина Михаил Романович Попов, сержант Григорий Ильич Кузнецов и Григорий Назарович Гурьянов.

Ветераны войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Книга Памяти.

Тема 7. Боевые традиции земляков.  (1 час)

Связь поколений – продолжение боевых традиций дедов и отцов.

Земляки – участники боевых действий в Афганистане. Их жизнь и судьба. Григорьев Анатолий Ильич  участник военных действий в Авганистане, награжденный орденом Красной  Звезды – посмертно. Наши земляки – погибшие в Чеченской войне: Сергей  Барнаев, Анатолий Тудеяров, Сергей Петров, Сергей Власов, Владимир Башаров, Мансур Хакимов.

Тема 8. От церковно приходских школ  до средней школы.  (2 часа)

История становления образования в Шенталинском  районе. 1870 год – открытие первой церковно-приходской школы в с. Старая Шентала, 1879 год – открытие  чувашской школы в селе Туарма, 1889 год – школа грамоты в селе Салейкино  и др. Первые руководители школ. Учебные дисциплины, состав учеников, материальная база первых школ. 1923 г. – создание средней школы №1 ст. Шентала. Педагогический состав школы. Выпускники гордость - Шенталинской школы №1

Тема 9. Люди в белых халатах. (1час)

История районной  больницы ст. Шентала

Этапы развития лечебного дела. 1935 год – основание врачебной амбулатории в селе Шентала.1938 г.- открытие районной больницы. 1943-1945 г. – тыловой госпиталь на базе районной больницы.1967г. – строительство нового здания больницы. 1995 г. – открытие типовой молочной кухни при больнице.  Руководители и работники больницы. Труд во имя людей. Трудности сельского быта.

Врачи от бога – Омшина Ольга Павловна, Анна Ивановна Инчина, Генриета Михайловна Чувашева и др.

Тема 10. Люди села.  (1 час)

Знакомство с именами знаменитых земляков.

Писатель Николай Тиханов, собиратель русского и мордовского фольклоров М.И.Чувашев , Асхат Зиганшин , Шелашников Александр Николаевич. потомственный дворянин, сенатор, действительный статский советник , Самарский предводитель дворянства .

Герои Социалистического Труда – Даркаева Прасковья  Алексеевна, Татьяна Михайловна Малолеткова, Левикова Екатерина Григорьевна, Нечаев Николай Петрович.

Тема 11. Храмы  Шенталинского района.(1 час)

Строительство первых  храмов на территории района. Церкви  в селах Старая Шентала, Крепость Кондурча, Туарма,  Новый Кувак. Мечети в селах Тат.-Абдикеево, Денискино, Карабикулово.Положение церквей после Октябырьской революции. Разрушение храмов.

Восстановление и строительство новых храмов в Шенталинском районе. Экскурсия и встреча с настоятелем храма Успения Божьей Матери Красильниковым .

III раздел «Экскурсионный» (10 часов)

Тема 1.  Историко-этнографический музей имени М.И. Чувашева (2 часа)

История создания сельского историко-этнографического музея имени М.И.Чувашева. Музей – хранилище исторической памяти. Знакомство с экспозициями и фондами музея. Экскурсия по музею. Создательница музея – Татьяна Ивановна Волкова, заслуженный учитель Российской Федерации.

Тема 2.  Четырлинский краеведческий музей (2 часа)

История создания Четырлинского краеведческого музея. Знакомство с фондами  и экспозициями музея. Знакомство с экспозициями и фондами музея. Экскурсия по музею.

Тема 3. Памятники природы.  (2 часа)

Охраняемые природные территории района: Вартовский родник, Барский родник,  Ермоловское озеро.

Экскурсия в мир заповедной природы:

Тема 4. Шенталинский  район: прошлое и настоящее.  (2 часа)

Заочное путешествие по территории Шенталинского района.

Презентация  «Знакомьтесь: Шенталинский  район».

Итоговое обобщающее занятие . (2 часа)

Представление и защита творческих и исследовательских работ.

Темы творческих работ:

  1. Мой любимый уголок земли.
  2. Люди нашего села.
  3. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны.
  4. Географический словарь района.
  5. Мир заповедной природы.
  6. Кроссворд «Родная сторона»
  7. Викторина «Моя школа»

Примерные темы исследовательских работ:

  1. История Шенталинского элеватора .
  2. Наше село: прошлое и настоящее.
  3. Гражданская война в нашем крае.
  4. Боевые традиции земляков.
  5. Православные храмы района.
  6. Природные богатства Шенталинского  края.
  7. Шенталинский  район: прошлое и настоящее. 

Результативность работы по программе

Знания:

Основные понятия: патриот, патриотизм, нация, этнос, народ, фольклор, обряды,  гражданская война, интервенция, топонимика, репрессии,  депортация, гражданская война, интервенция,

Персоналии:  Михаил Иванович Чувашев, Ярослава Гашека, Алексей Васильевич Журавлев, с Петр Васильевич Бочкарев,  Михаил Романович Попов, с Григорий Ильич Кузнецов,  Григорий Назарович Гурьянов, Асхат Зиганшин, Шелашников Александр Николаевич, Григорьев Анатолий Ильич, Сергей  Барнаев, Анатолий Тудеяров, Сергей Петров, Сергей Власов, Владимир Башаров, Мансур Хакимов.  

Умения:

1.Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать и систематизировать собранный материал.

2.Ученик должен уметь участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию.

 3. Уметь использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой социальной информации, осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

5.Представление результатов творческих и исследовательских работ на научно – практической конференции, на классных часах, во внеклассной и учебной деятельности.

6.Профессиональная ориентация школьников на исторический профиль.

                                       

       В  результате глубокого  изучения истории родного края возрастает интерес учащихся к  своей малой родине, уважение детей к историческому наследию своего народа, его традициям и обычаям. Это проявляется в активном участии школьников в различных конкурсах, акциях, посвященных истории Шенталинского района: «Моя семья – самая счастливая»,  «Мой дом - Россия», «Не исчезай мое село», «Шенталинский район – многонациональный район». Дети пишут сочинения о своей семье, о людях села  и района, посылают заметки в районную газету «Шенталинские вести» об участниках войны, тружениках тыла, участвуют в подготовке районных праздников и фестивалей. Все это развивает познавательную активность, способствует формированию духовного мира школьников, их гражданской позиции, воспитанию патриотизма

Внутрипредметные и межпредметные связи

Название темы

Кол-во

часов

Форма занятия

Внутрипредметные и межпредметные связи

1.

Введение.

1

Лекция. Модули ЭОР

История, обществознание

2.

Шенталинский  район.

1

Лекция. Работа с картой.

География, история

3.

Поэтической строкой

1

Литературный вечер по  стихам местных поэтов

Литература

4.

Географический словарь района.

2

Работа с материалами периодической печати, архивными данными школьного музея

География

5.

Этносы Шенталинского района

1

Подготовка презентаций различных этносов

Обществознание

6.

С чего началась наша Родина?

1

Беседа, работа и историческими источниками

История

7.

Путешествие вглубь веков

1

Лекция с элементами беседы

История

8.

Район,  в котором мы живем

1

Лекция с элементами беседы

История, география

9.

Между белыми и красными

2

Практикум (работа с источниками-материалами периодической печати)

География,

история

11.

История колхозного движения в Шенталинском районе

2

Практикум   (работа с источниками

История

12

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

Презентация «Мы помним твой подвиг, солдат».

Семинар.

История

13

Боевые традиции земляков

1

Встреча с участниками событий

Круглый стол.

История, география

14

История образования в районе

2

Самостоятельная работа с истор. источниками

История, обществознание

15

Люди в белых халатах

1

Встреча с  известными медицинскими работниками района  

история

16

Знатные люди района

1

Устный журнал «Знатные люди района»

Литература, история, обществознание

17

Духовное наследие

1

Экскурсии в храмы района

Обществознание, история

18

История колхозного движения в Шенталинском районе

2

Практикум   (работа с источниками

история

19

Историко-этнографический музей имени М.И.Чувашева

2

Экскурсия

«По залам музея»

История, этнография

20

Четырлинский краеведческий музей

2

Экскурсия

по музею

История, этнографя

21

Памятники природы

2

Экскурсия на Вартовский родник, Барский родник

Биология, география

22

Заочное путешествие Шенталинский  район: прошлое и настоящее

2

Презентация

Шенталинский  район:«Вчера, сегодня, завтра»

История, обществознание

23

Итоговое обобщающее занятие

2

Конференция

Литература, история

                                                           Всего

34

Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения. Технология обучения.

В ходе изучения элективного курса «История Шенталинского края» учащиеся:

  • получают представление о истории края, культуре народов проживающих на территории Шенталинского района; о правилах поиска и систематизации материалов по тематике курса;
  • усваивают понятия: патриот, патриотизм, народ,  этнос,  народное искусство, толерантность, общественно- семейная жизнь, репрессии,  депортация, гражданская война, интервенция,
  • развивают умения работать с различными типами и видами источников; описывать и сравнивать традиции и быт народов проживающих на территории района; осуществлять тематический поиск информации для создания информационной базы конкретного исторического исследования; составлять презентации; создавать проекты по темам курса; развивают  навыки написания творческих работ (эссе), и научно – исследовательских работ.
  • совершенствуют умения анализировать  факты культурной жизни, традиций, быта народов Поволжья, устанавливать причинно-следственные связи между ними на основе изучения источников исторических и этнографических знаний (справочной, учебной литературой, документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью, ресурсами Интернет.

Технологии обучения

  • компетентностно-ориентированного обучения (интерактивные методики,  творческие задания, работу в малых группах, обучающие, развивающие, деловые игры, использование общественных ресурсов, внеаудиторные методы обучения);
  • информационные (работу в сети Интернет, мультимедийные средства, создание компьютерной презентации);
  • здоровьесберегающие технологии (упражнения на расслабление мышц, коррекцию осанки,  дыхательную гимнастику, звукотерапию,    положительную мотивацию и др.);

Использование современных образовательных технологий позволяет формировать ключевые компетентности учащихся.

Активно используется метод проектов. По этапам выполнения проекта оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся:

  • готовность к использованию информационных ресурсов для планирования и осуществления своей деятельности;
  • готовность к самообразованию (умение самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников);
  • готовность к разрешению проблем (умение планировать результат своей деятельности и разрабатывать результат его достижения);
  • технологической (умение описывать технологию, алгоритмы деятельности);
  • готовность к социальному взаимодействию (продуктивно взаимодействовать с членами группы);

коммуникативная компетентность (умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в защите

Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

   Эффективность реализации программы – оценка знаний, умений и навыков и уровня сформированности ключевых компетентностей.

При использовании проектного метода критериями оценки является достижение цели проекта и предметных целей (что представляется наиболее важным), которое обеспечивает проектное обучение.

Если цели проекта достигнуты, то получен качественно новый результат, выраженный в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебной деятельности.

Задания составляют содержательную часть технологии и носят творческий характер.

В каждом задании формируется задача (проблема), сами задания формируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут быть ограничены учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение такого задания проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но дается проверочная работа для всех.

В соответствии с целью и задачами курса существуют следующие формы контроля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1.

Учащиеся получают представление о предмете и задачах курса; самостоятельно анализируют информацию об истории Шенталинского края;

совершенствование коммуникативные умения: умение вести диалог, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями;

Презентационные работы, организация дискуссий, работы Круглого стола

2.

Учащиеся усваивают понятия: патриот, патриотизм, народ,  этнос,  народное искусство, толерантность, общественно- семейная жизнь, репрессии,  депортация, гражданская война, интервенция,

народ,  этнос, в

Тестирование

3.

Учащиеся развивают умения  осуществлять самоконтроль и самооценку.

Комплекс проверочных материалов к каждому занятию

4.

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

Самостоятельная выпускная работа (проект, исследовательская работа)

5.

Формируются ключевые компетентности: готовность к использованию информационных ресурсов, технологическая компетентность, готовность к самообразованию

В начале и по окончании курса – тестирование «Уровень сформированности ключевых компетентностей»

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Введение.

Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.

Обзор литературы.

Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов.

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

Выводы.

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список использованной литературы.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

  1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.
  2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).
  3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.
  4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).
  5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).
  6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

  • титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
  • текст работы должен быть пронумерован;
  • работа должна иметь оглавление;
  • основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
  • если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
  • работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
  • к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

  • Чёткость и доступность изложения материала.
  • Соответствие темы работы её содержанию.
  • Актуальность и практическая значимость работы.
  • Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.
  • Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.
  • Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.
  • Оформление научной работы.
  • Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

  1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.
  2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
  3. Выступление должно проходить чётко.
  4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).

                    Критерии оценивания исследовательской работы

Критерий

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Уровень постановки исследовательской проблемы

Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация о необычных числах из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов

Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения. Выписаны необходимые определения.

Работа частично поисковая - в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов)

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно.

Актуальность и оригинальность темы

Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством.

Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная», не представляющая истинного интереса для науки.

Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны.

Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования.

Логичность доказательства (рассуждения)

Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме

В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.

Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями

Корректность в использовании литературных источников

В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.).

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику

Количество источников

Нет списка литературы

1-2 источника

Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы

Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику

Глубина исследования

Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер

Работа строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне.

Оформление

Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора.

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую.

Работа, в общем, соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется.

Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).

 

 Список ресурсов и литературы.

  1. Самарская область (география и история, экономика и культура)

Учебное пособие, Самара 1996г.

  1. В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.
  2. «Этносы Самарского края». Самара 2003г.
  3. Использование материалов Музея  М.И. Чувашева в с. Старая Шентала.
  4. Использование материалов Музея ГБОУ Самарской области СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала
  5. samregion.ru ›Города и районы11.10.2014Шенталинский район
  6. BankGorodov.ru Шенталинский район
  7. ru.wikipedia.orgШенталинский район
  8. dictionary.sensagent.comШенталинскийСамарской
  9. gosamara.ruШенталинский район
  10. оblast63.rushentalinskijsamarskoj-oblasti/
  11. shent.samgd.ru
  12. шентала63.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по элективному курсу"История Невского района Санкт-Петербурга.ХVIII-XIX века"(для 9 класса)

Содержание программы элективного курса по краеведению "История и культура Невского района Петербурга" по материалам музея "Невская застава" и библиотеки   Леонида Соболева. Пособие...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Проектное задание"Реализация творческих способностей учащихся через элективный курс", автор Степанова Ольга Владимировна учитель истории, обществознания МБОУ "ИСОШ № им. Н.П. Наумова" Кингисеппский район.

В работе отражена актуальность темы, сформулированы цель и задачи проектного задания. В работе содержится теоретический и практический материал.В краткой форме изложена программа курса по выбору "Госу...

Программа элективного курса "Юный краевед-фотограф", 8 класс, учителя истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, Стегримовский филиал МБОУ Соболевская основная общеобразовательная школа им.А.Н.Попова, Монастырщинский район, Смоленская обла

Рабочая Программа элективного курса «Юный краевед-фотограф»,  8  класс Автор: Олег Филиппович Козлов, учитель истории и музыкивысшей категории, Стегримовский филиал,  МБОУ...

программа элективного курса"История района-история страны"

Программа по краеведению для 10-11 классов...