Экскурсия "Экологическая тропа загадок"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Данная методическая разработка экскурсии может быть использована в краеведческой деятельности, в нашем случае в работе кружка «Краеведческий». Желательно провести эту экскурсию в начале сентября.

Эта экскурсия рассчитана на детей 10 – 14лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_zagadok_ekskursiyakonkursnaya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

Венгеровского района Новосибирской области

                                                                 

Тема: Экскурсия «Экологическая тропа загадок»

Автор: Бурмакина Светлана Александровна

Учитель биологии, географии

Руководитель кружка «Краеведческий»

Адрес: 632248 Новосибирская область

                    Венгеровский район, с. 1-Сибирцево

 улица Колхозная, дом 17

1-Сибирцево 2009

Объяснительная записка

Данная методическая разработка экскурсии может быть использована в краеведческой деятельности, в нашем случае в работе кружка «Краеведческий». Желательно провести эту экскурсию в начале сентября.

Данная экскурсия рассчитана на детей 10 – 14лет.

Цель: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды

Задачи:

Учебно-воспитательные: формировать у учащихся чувство ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива; 

Учебно-образовательные: формировать знания о природе и её закономерностях;

Учебно-развивающие: развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

По форме организации содержания – комплексная (соединение отдельных областей, направлений и видов деятельности, объединённых в единое целое).

Форма занятия: коллективная.

Методы работы:

  • метод коллективного творчества;
  • метод «живой» преемственности;

Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате проведения экскурсии учащиеся должны 

знать:

  • представителей растительного и животного мира своей местности;
  • закономерности живой природы;
  • особенности строения и жизнедеятельности представителей живой природы, на примере конкретного ПТК.

Уметь:

  • применять ранее полученные знания на практике;
  • определять лекарственные растения;
  • находить животных с покровительственной окраской;
  • приводить примеры растений и животных с определенными характеристиками.

        

Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности на экскурсиях и в турпоходах.

Группа детей с учителем идёт к лесу. По дороге учитель рассказывает сказку Ю.Дмитрева «Что такое лес?».

ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он. — Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть обязательно лесовичок.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых берез одни лишь сухие стволы.

  • Что случилось? — удивился художник. — Почему засох мой лес? — Какой же это лес? — вдруг услышал художник. — Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что с ним старичок-лесовичок разговаривает.

  • Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
  • Правильно, — согласился художник, такого быть не может.

И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле — среди зеленой травы — множество ярких цветов.

  • Вот теперь хорошо, — похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
  • А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, — сказал лесовичок.
  •  Да, позабыл, — согласился художник. — Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил не часто.
  • Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно. И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.

—        А потому лес гибнет, — сказал лесовик, — что нет в нем насекомых. Художник взял кисти, и на цветах, и на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке», — решил художник и, еще раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.

А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошел к картине... и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.

  • Это ты виноват, — закричал художник, — ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
  • Конечно, — сказал старичок-лесовичок, — конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
  • Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник. — Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
  • Никогда, — сказал старичок, — если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.

Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.

Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок сказал:

  • Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб...
  • Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.
  • Не все, — сказал лесовик. — Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
  • Нет! — решительно заявил художник.
  • Нарисуй, — твердо сказал лесовик.

И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку... Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискивание, фырканье.

  • Вот теперь это настоящий лес, — сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи и тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на удивительные сказки!

Эта сказка даёт возможность начать экскурсию с вопроса: что мы можем встретить в лесу. И что может случиться, если из общей картины леса исключить какие-нибудь элементы?  

Во время экскурсии  учитель задаёт вопросы:

  1. Как называется эта роща?
  2. Почему она так называется?
  3. Каких животных здесь можно встретить? После того как дети ответят на этот вопрос, можно провести маленькую викторину «Чей это след?»: заранее на земле разложены бумажные отпечатки следов различных животных. Учащимся нужно определить кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося,  медведя, зайца, барсука, рыси, кабана).  Каждый ребёнок, по очереди берёт отпечаток следа и говорит, какому животному он принадлежит.
  4. Учитель читает стихотворение:

   

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Под корягой, в буреломе

Спит медведь как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

Кот весь день у батареи

То бока, то лапы греет.

Он из кухни в холода

Не выходит никуда.

Белка спряталась в дупло —

В нем и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год!

У косого нет берлоги.

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги.

От бескормицы — кора

Как животные в этом стихотворении готовятся к суровой и долгой сибирской зиме? Каких животных, делающих запасы на зиму, вы знаете?

  1. Как животные могут защититься от своих врагов?

После того как дети ответят на вопрос, можно провести игру «Неприродная тропа». Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных. Перед экскурсией тропу, длиной 10 – 15м усыпают искусственными предметами (10 – 15 предметов). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электролампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Количество предметов держится от детей в секрете.

Дети проходят по тропе поодиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая),  как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает учителю (на ухо) сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то всем объявляется, сколько было замечено, и говорится, что их было на самом деле больше. И пусть дети пройдут тропу еще раз!

Закончить игру нужно обсуждением, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем  можно поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).

  1. Какие растения можно найти в Натальюшкиной роще?

Дети перечисляют местные растения, а учитель задаёт вопрос: смогут ли учащиеся определить растения по их листьям, семенам? И предлагает детям попробовать это сделать. В заранее приготовленном полотняном мешочке лежат листья и семена разных деревьев, кустарников, травянистых растений. Можно предложить листья и семена  клена,  дуба, черёмухи, акации, осины, клубники, костяники, вороньего глаза, хвою и шишки сосны и т.д. Этот мешок можно подвесить на ветку дерева на уровне вытянутой руки, и перед заданием дети сами могут его снять.

  1. Викторина «Зелёная аптека».

Учитель обсуждает с детьми, какие растения называют лекарственными? Затем учащиеся получают задание собрать лекарственные растения. На выполнение задания отводится 5 минут. По истечении времени дети приносят собранные растения и вместе с учителем определяют растения и называют болезни, которые можно ими вылечить. Из собранных детьми растений можно в классе сделать гербарий, который пригодится на уроках ботаники.

Обязательно нужно заострить внимание детей на значении берёзы для человека и природы нашей местности, т.к. это самое распространённое дерево Новосибирской области. После этого проводим игру «Познакомьтесь с деревом». Эта игра помогает почувствовать единение с природой и узнать, может ли человек без помощи зрительного анализатора полноценно воспринимать окружающий мир. Попросите добровольца показать участникам, как они будут действовать. Класс должен разбиться на пары. Одному человеку на глаза будет надета повязка, а другой осторожно отведет его к дереву. Объясните, что каждый человек с повязкой будет зависеть от своего партнера, который должен отвечать за его безопасность. Подчеркните, что требуется внимательность и ответственность при сопровождении человека, у которого на глазах повязка. Осторожно и ответственно должен себя вести и человек с повязкой.

  1. Наденьте повязку на глаза одного человека из пары. Объясните проводникам, чтобы они вели человека с повязкой на глазах, взяв его рукой выше локтя. Идите впереди добровольца, чтобы обеспечить его безопасность. Если ему или ей неловко, или он или она захочет остановиться, просто отпустите руку.
  1. Медленно и осторожно проводите добровольца до ближайшего дерева, говоря при этом: «Пригнись», «Переступи» или «Поднимись в гору»,
  2. Оказавшись возле дерева, пусть доброволец ощупает его и все, находящееся вокруг. Пусть он заметит, какова на ощупь кора, какие вокруг запахи, есть ли у дерева ветки и где они находятся, какие рядом с деревом или кустами находятся предметы. Когда доброволец ознакомится с деревом, приведите его на место желательно другим маршрутом.
  1. Снимите повязку с глаз добровольца и попросите его найти свое дерево. Если возникнут трудности, давайте подсказки. Когда доброволец найдет свое дерево, спросите, что помогло ему его найти.
  2. Пусть теперь участники разобьются на пары. Раздайте повязки для глаз. Предупредите их еще раз об осторожности. Пусть они начинают.
  3. Когда один из пары найдет свое дерево, пусть дети поменяются ролями друг с другом.

Рефлексия.   Напишите стихотворение.

Учитель предлагает учащимся написать стихотворение на основе впечатлений и эмоций, полученных от экскурсии, с помощью одного из приёмов, либо в свободной форме.  Заостряется внимание на том, что стих может получиться не очень складным, ведь главное – выразить свои чувства, а не строгий стихотворный стиль.

Акростих: выбирается слово, каждая буква этого слова даёт начало новой строке стихотворения. Например:

Буду я беречь природу,

Её

Реки и леса,

Её

Загадки и свободу-

А по-другому мне нельзя.

Бинарный способ: каждая строчка стихотворения состоит из двух слов. Пример:

Много шума,

Мало толку

Плачут белки-

Спилили ёлку.

Список литературы:

1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». – Волгоград: издательство «Учитель», 2001. – 152 с.

2. Игнатова В.А. «Основы современного естествознания». – Тюмень: издательство ТГУ, 1997. –  200 с.

3. Каракчеева Е.А., Корсакова В.А., Скакальская М.А. «Моя планета». – Новосибирск, 2000. – 80 с.

4. Клещев А., Кальнеус Л, Дубынина Л. «День Земли». – Новосибирск, 2000. – 107 с.

5. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». – М.: «ЦГЛ», 2003. – 128 с.

6. Небел Б. «Наука об окружающей среде». – М.: издательство «Мир», 1993. – 153 с.

7. Приходько О.Б. «Уроки для будущего». – Тюмень: издательство «Вектор Бук», 2001. – 212 с.

8. Фадеева Г.А. «Международные экологические акции в школе». – Волгоград: издательство «Учитель», 2005. – 123 с

9. Чубыкина Н.Л., Клещев А.Д., Ердаков Л.Н. «Играя, обучаемся». – Новосибирск 2001. –  211 с.

10. Чубыкина Н.Л., Клещев А.Д., Ердаков Л.Н. «Мозаика интерактива». – Новосибирск 2002. –  221 с.

11. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №2 (22), 2000. – 48 с.

12. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №4 (24), 2000. – 48 с.

13. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №4 (32), 2002. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – путешествие «Тропа загадок»

В ходе игры дети с завязанными глазами движутся гуськом по тропинке с натянутой вдоль маршрута верёвкой. Тропа проходит через местность, где можно услышать непривычные звуки, ощутить загадочные ...

Презентация викторины "Тропа загадок"

     Учебно-методическая разработка внеклассногомероприятия Викторина «Тропа загадок»предназначена для студентов вторых курсов обучающихся по специальностям СПО:19...

Сценарий экологической игры "Тропа загадок"

Цель мероприятия: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные уроках экологии, биологии и в биологическом кружке....

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

"Тропа загадок"

Экологический классный час к 1 сентября...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....