Учителя-фронтовики моего села
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему

Рындина Инна Владимировна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dobrynin_uchitelya-frontoviki.zip1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бирюченская основная общеобразовательная школа

Региональный конкурс

«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

 «Российское учительство в Великой Отечественной войне»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Учителя – фронтовики моего села»

     

Выполнил: Добрынин Александр Александрович,

ученик 9 класса МКОУ Бирюченской ООШ

Руководитель: Толкачева Татьяна Антоновна,

учитель истории МКОУ Бирюченской ООШ,

Рындина Инна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Бирюченской ООШ

Бирюч

2015

Содержание

                                                                                                                                стр.

Введение                                                                                                               3 - 4    

Глава 1. Школьная летопись                                                                               5 - 6

Глава 2. Учителя-фронтовики Бирюченской школы                                       7 - 14                                                                                            

Заключение                                                                                                             15

Используемая литература                                                                                     16

Приложение                                                                                                        17 - 22

Введение

                                                            Он осилил всю тяжесть солдатских дорог.

                                                      Воевал по геройски гордо.

                                                      Он учителем был, но на первый урок

                                                      Опоздал на четыре года.

                                                      Он от первых боев до победной весны

                                                      Пол-Земли протоптал с автоматом.

                                                     Он учителем был накануне войны,

                                                     А к ребятам пришёл в сорок пятом.

          Все дальше и дальше уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Но чем дальше уходит от нас те незабываемые годы, тем больше зарастают раны войны, тем величественнее представляется титанический подвиг, совершенный нашим народом.

         Весомый вклад в победу над фашизмом внесли солдаты и офицеры – уроженцы Воронежской области Таловского района села Бирюч. Почти каждую семью обожгла горем война. Из села Бирюч было призвано на войну  278 человек, 87 не вернулось с полей сражений. Многие потеряли до двух и более родных и близких. В этой небольшой работе мы отдаем дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной из профессий — учителям, нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны.

        Проблема: проблематика моего исследования состоит в поиске информации об учителях, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

       Объектом исследования являются события времен Великой Отечественной войны, повлиявшие на судьбы  односельчан.

Предмет исследования – трудности и невзгоды военного времени, отразившиеся на жизненном пути учителей.

        Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью напоминания молодому поколению о страшных днях войны. Ведь, память — это связующее звено между прошлым и будущим, это — чрезвычайный и полномочный посол, направляемый историей в грядущее для того, чтобы облегчить человечеству дальнейший путь.

Теоретической основой проведенного исследования послужили данные о трудном военном пути учителей нашей школы и их судьба в послевоенное время.

Основная часть материалов данного исследования, была получена в ходе беседы с очевидцами событий тех лет. Также использованы архивные данные школьного музея «Родная глубинка», статьи из районной газеты «Заря» разных лет. К материалам, собранным в ходе исследования, относятся: фотографии, статьи, медали.

В работе использовались следующие методы исследования: обзор Интернет - источников, публикаций; анализ собранной информации.

Практическая значимость: данный материал поможет обучающимся моей школы и села узнать об истории и судьбах учителей-фронтовиков, может стать дополнением к архивам школьного музея.

Новизна исследования заключается в раскрытии новых фактов и подробностей военных лет.

Гипотеза – каждый учитель маленькой российской школы может внести большой вклад в защиту, развитие и становление такой большой страны как Россия.

Цель работы: изучить судьбы учителей-фронтовиков из моего села и школы.  

Задачи исследования:

  • изучить документальные, исторические и фото- материалы, воспоминания, электронную информацию об учителях-фронтовиках;
  • отследить судьбу учителей после войны.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения.

  1. Школьная летопись

        В марте 1887 г. в поселке была открыта церковно-приходская школа. Содержалась она на средства Бирюченского общества и церкви. Первым учителем в ней был А.Ф. Ефремов, диакон Никольской церкви, преподавал он и пение. Его старшая дочь, М.А. Ефремова, окончив Воронежское епархиальное женское училище, работала здесь учительницей. В 1894 г. на средства земства создана начальная школа [Приложение 2, рис.11]. С 1911 г. законоучителем для 46 учеников и заведующим в школе был местный священник М.И. Миноранский.

        В 1938 г. была построена Бирюченская семилетняя школа [Приложение 2, рис.12] из разобранного Никольского храма, директором которой стал Пономарев М.Ф. в разное время школу возглавляли: 1941 г. – Трофимова А.В., 1949 – 1950 гг. – Мазуров Я.А., 1951 – 1953 гг. – Пузырев А.С., 1953 – 1958 гг. – Скворцов А.А. [3], 1958 – 1966 гг. – Казьмин П.В., в 1962 году школу реорганизовали в восьмилетнюю, 1966 – 1971 гг. – Попова М.М., 1971 – 1975 – Ковырялов А.Я., 1975 – 1977 гг. – Чайкин П.И., 1977 – 1980 – Кузьменко С.С., 1980 – 2006 гг. – Претков И.Н., стараниями этого директора и председателя колхоза «Колос» Снопова П.И. было построено новое здание школы и открыта средняя школа, 2006 – 2011 гг. – Зубкова Г.В., с 2011 года школу возглавляет внук учителя-фронтовика нашей школы Калинина И.И. – Долгов Виктор Иванович. С 2012 года школа реорганизована в основную школу в связи малочисленностью обучающихся.

        Из нашей семилетней школы на фронт ушли одиннадцать учителей, двое из них не вернулись.

Учителя-фронтовики нашей школы:

  •  Варнавский Федор Прокофьевич

  • Гусев Василий Андреевич
  • Дьячков Петр Дмитриевич
  •  Калинин Иван Иванович
  • Колотушкин Иван Васильевич
  • Лапшин Николай Иванович
  • Мирошников Иван Андрианович
  • Мошков Михаил Прокофьевич
  • Муратов Виктор Алексеевич
  • Пономарев Федор Михайлович
  • Склобовский Николай Васильевич

         После войны в школе работали четыре учителя – участники и ветераны Великой Отечественной войны [3].

  • Казьмин Петр Васильевич
  • Мазуров Яков Анисимович
  • Пузырев Николай Семенович
  • Скворцов Александр Алексеевич

         Научное общество учащихся «Тайны вокруг нас» ведёт систематическую работу по пополнению архивных материалов школьного музея «Родная глубинка».  

2. Учителя-фронтовики Бирюченской школы

                                                                               Учитель! 
                                                                                    Тебе я обязан
                                                                                    Всем чистым, 
                                                                                    Всем светлым, 
                                                                                    Что есть на земле,
                                                                                    И думой о судьбах Отчизны,
                                                                                    Что нёс ты на светлом челе!

                                                                                                                  В.Фирсов

Варнавский Федор Прокофьевич (1916 - 1952)

     Варнавский Федор Прокофьевич был призван Чигольским районным военкоматом в 1941 году. Работал в школе, преподавал ребятам физическую культуру [3]. В звании гвардии старшего лейтенанта занимал должность начальника химической службы 317 гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка. С 22 июля 1941 года участник боев Западного фронта, с 13 апреля 1943 года - 1-го Украинского фронта [6].

     Не раз приходилось Федору Прокофьевичу выполнять задания командования, рискуя своей жизнью. Будучи комендантом переправы от полка, отлично организовал 12 октября 1943 года переправу полка на правый берег реки Днепр. В условиях обстрела противником проявил хладнокровие, мужество и отвагу.

     7 декабря 1943 года полк занимал боевой порядок в районе деревни Ходоры. Федор Прокофьевич был оперативным дежурным по штабу полка. В ночь с 7 на 8 декабря противник силою до ста пятидесяти танков и до полка пехоты контратаковал боевые порядки полка. Он своевременно обнаружил движение танков, доложил командованию полка.

       Танки противника вклинились  в боевые порядки полка, завязался неравный ночной бой. Федор Прокофьевич произвел разведку направления движения танков противника, в результате чего был одновременно произведен маневр двух батарей, которые предотвратили окружение полка.

      Снаряды были на исходе. Варнавскому  было приказано обеспечить батареи боеприпасами. Несмотря на сильный обстрел противника, он доставил боеприпасы непосредственно в боевые порядки, что дало возможность  в течение суток отбивать яростные контратаки противника. Полк удержал занимаемый рубеж и нанес большой урон противнику. Было уничтожено восемь танков, тринадцать автомашин, пять бронемашин, пять транспортеров с орудиями [6].

    Дважды награжден орденом «Отечественная война ΙΙ степени».

Гусев Василий Андреевич (1920 - ?)

    Родился Гусев Василий Андреевич в соседнем селе Верхняя Тишанка. Известно, что Василий Андреевич работал в нашей школе до войны. У нас очень скудные данные об этом учителе. Был назначен учителем 2 класса с 4 марта 1940 года (приказ по школе №22 от 4.03.40). Освободили от обязанностей учителя третьего класса в связи с уходом  в РККА (повестка) (приказ № 31 от 02.10.40). Призван в ряды Красной армии 5 октября 1940 году [3]. Был награжден к 40-летию Победы орденом «Отечественная война ΙΙ степени». [6]

Дьячков Петр Дмитриевич (1922 - ?)

     Родился Дьячков Петр Дмитриевич  в соседнем селе Верхняя Тишанка. У нас очень скудные данные об этом учителе. Был назначен учителем 2 «Б» класса с 11.11.40 г., по совместительству вел уроки  рисования и физкультуры в 5-7 класса (приказ №37 от 10.11.40). Призван в ряды Красной армии 13 мая 1942 году [3]. Известно, что Петр Дмитриевич работал в нашей школе до войны, был награжден к 40-летию Победы орденом «Отечественная война Ι степени» [6].

Казьмин Петр Васильевич (1902 – выбыл в 1973 г. в с. Новая Чигла)

    Казьмин Петр Васильевич [Приложение 1, рис. 11] родился в селе Н. Чигла. Работал в Бирюченской восьмилетней школе с 1958 по 1966 год директором школы. Участник Великой Отечественной войны. К 40-летию Победы был награжден орденом Отечественной войны II степени. [6]

Калинин Иван Иванович (1916 - 1988)

    Калинин Иван Иванович [Приложение 1, рис.3], был призван на войну в 1937 году Чигольским  РВК. Родился он 3 сентября 1916 года в селе Бирюч Чигольского района. В семье  было четверо детей. Иван Иванович окончил всего четыре класса, так как рано остался без отца, а надо было помогать маме, растить младших братьев и сестру. В 1933 году его призвали в армию. Он принимал участие в Советско-финской войне. Вернулся с войны. Встретил, полюбил и женился на Юдиной Евдокии Ивановне [Приложение 1, рис.2].  Но молодые мало пожили вместе. Снова началась страшная война. 19 ноября Ивана Ивановича  забрали на войну. Он сражался на Калининском фронте в должности командира стрелкового взвода 26 стрелковой бригады в звании старшины. В одном из боёв  при наступлении 18 декабря 1941 года был тяжело ранен осколком мины в спину и кисть правой руки. После излечения призван не годным к военной службе и в марте 1942 года  был уволен домой как инвалид третьей группы [6]. Награждён медалью «За отвагу». 

    После госпиталя его демобилизовали, и он вернулся домой. Калинин Иван Иванович работал военруком в Бирюченской НСШ Чигольского района [Приложение 1, рис.4,5], потом страховым агентом. Война давала о себе знать. У  Ивана Ивановича стало болеть сердце, и он устроился работать сторожем.

     В настоящее время внук Ивана Ивановича – Долгов Виктор Иванович работает директором школы, преподает технологию и физическую культуру в Бирюченской основной общеобразовательной школе. Трое его правнуков: Долгов Илья, Долгов Максим, Долгов Егор учатся в Бирюченской школе.

Колотушкин Иван Васильевич (1915 – 23.04.1945)

     Колотушкин Иван Васильевич [Приложение 1, рис.1] родился в Воронежской области г. Боброве. Работал в Бирюченской школе до 1939 года, преподавал  русский  язык  и  литературное  чтение  в  5-7  классах. Из     книги

приказов 1938-1941 гг. мы узнали, что по распоряжению №2 от 25 октября 1939 года по Бирюченской НСШ его освободили от обязанностей в связи с отъездом. В звании старшего сержанта воевал на Западном фронте с июня 1941 г. по май 1944 г., 2-й Белорусский фронт с  мая 1944 года. С ноября 1943 года член ВКП(б), партбилет №5838951. 22 апреля 1945 года был тяжело ранен в бою, а 23 апреля 1945 года умер от ран [6], захоронен в д. Фиддихов, Германия [2].

    Награжден медалью «За отвагу», приказ №016/н 10.09.43 г. по 492 стрелковой дивизии, орденом «Красной Звезды» приказ №02/н 04.01.44 года по 199 стрелковой дивизии. Товарищ Колотушкин в бою за овладение шоссе Орша—Витебск в районе деревни Липович 30 декабря 1943 г. смело, отважно действовал,  продвигался в первых рядах наступающих, лично уничтожил двух немецких солдат [6].

      Посмертно награжден орденом «Отечественной войны I степени»  5 мая 1945 года.

     Товарищ Колотушкин прошел весь славный путь полка в боях на подступах к  Восточной Пруссии при овладении городами Уерск, Данцис с 14 января по 31 марта 1945 года. Несмотря на трудные условия боя, под огнем противника, рискуя жизнью, обрабатывал боевые документы, своевременно доводя боевые приказы до командиров подразделений. Обеспечил своевременное представление донесений о боевом составе батальона.

    23 апреля 1945 года в бою при форсировании реки Одер, находясь в боевых порядках пехоты, принял активное участие в отражении контратаки противника. Уничтожил пять немецких солдат. Содействовал отражению контратаки [6].

Лапшин Николай Иванович

    Лапшин Николай Иванович был назначен в Бирюченскую семилетнюю школу учителем 2 класса (приказ №13 от 12.01.1940 г.) и по совместительству учителем русского языка и литературы (приказ №14 от 12.01.1940 г.). Ушел в армию и был освобожден от занимаемой должности 5 февраля 1940 года (приказ №19 от 05.02.1940 г.) [3].

Мазуров Яков Анисимович (1916 - ?)

       Мазуров Яков Анисимович – участник Великой Отечественной войны, работал в нашей школе с 1949 по 1950 гг. директором школы, учителем физики и математики [3]. Больше сведений не имеем.

Мирошников Иван Андрианович (1912 - )

     Мирошников Иван Андрианович работал в нашей школе учителем физики и математики. В 1941 году был призван в ряды Красной Армии [3].

Мошков Михаил Прохорович (1917 - ?)

     Мошков Михаил Прохорович работал в Бирюченской семилетней школе учителем начальных классов, немецкого языка в 5-7 классах, рисования и физической культуры в 5-7 классах. В связи с уходом в армию 25 ноября 1939 года его освободили от занимаемых должностей (приказ №10 от 25.11.1939 г.) [3].

    Михаил Прохорович прошел славный путь в звании гвардии старшего сержанта в должности орудийного мастера батареи 60-го Отдельного Гвардейского истребительно-противотанкового дивизиона 51-й Гвардейской Стрелковой дивизии.

     Дважды был ранен. 27 октября 1942 года получил тяжелое ранение в голову, а 2 февраля 1945 года - легкое ранение в ногу.

     Был награжден медалью «За боевые заслуги» (приказ частям артиллерии 51-й Гвардейской Стрелковой дивизии №04/н от 04.12.43 г.), медалью «За отвагу» (приказ частям артиллерии 51-1 Стрелковой Витебской ордена Ленина Краснознаменной дивизии имени К.Е. Ворошилова №019/н от 21.07.1944 г.). За период наступательных боев с 22 июня по 3 июля 1944 года, находясь непосредственно с боевым расчетами батареи, устранил повреждения в четырех орудиях под огнем противника и поставил их в кратчайший срок снова в строй. При отражении контратак противника на северном берегу реки Туровлянка, когда вышел из строя подносчик снарядов, Михаил Прохорович заменил его и под огнем противника бесперебойно подносил к орудию снаряды, что дало возможность орудию вести интенсивный огонь по контратакующему противнику.

     Награжден орденом Славы III степени (приказ частям артиллерии 51-й Гвардейской Стрелковой дивизии №145/н от 16.02.1945 г.). В наступательных боях с 2 по 4 февраля 1945 года в районе Стерени Литовской ССР под огнем противника восстанавливал орудия [6].

Муратов Виктор Алексеевич (1915 - ?)

          Муратов Виктор Алексеевич родился в Воронежской области Чигольском районе селе Старая Тишанка. Работал в Бирюченской неполной семилетней школе учителем математики, физики, черчения, с 6 сентября 1939 года – завучем школы (приказ №6 от 06.09.39 г.). 25 ноября 1939 года был освобожден от должности в связи с отъездом (распоряжение №1 от 25.10.39г.) [3]. В сентябре 1942 года был призван Чигольским РВК в РККА. Свой боевой путь прошел рядовым стрелком-автоматчиком 18 танковой бригады 3 Гвардейского танкового корпуса Воронежского фронта. Награжден медалью «За отвагу» (приказ №10/н от 09.03.1945 г.). Будучи рядовым стрелком-автоматчиком в боях за населенный пункт Макухи Полтавской области 11 сентября 1943 года осколком от снаряда  тяжело ранен в левую руку. По излечению в госпитале признан негодным к военной службе, уволен из РККА как инвалид II группы и снят с учета военнообязанных. Вернулся в родное село  Старую Тишанку, где работал учителем неполной средней школе [6].

Пономарев Федор Михайлович (1917 – 1942)

     С 1938 по 1941 год Пономарев Федор Михайлович был директором только что отстроенной Бирюченской семилетней школы. В ряды Красной Армии был призван 27 апреля 1941 года. Погиб 3 июля 1942 года. Захоронен в Белгородской области, Старооскольском районе, г. Старый Оскол, на опушке Гуменского леса. Братская могила №31 [2].

Пузырев Николай Семенович (1922 - 2009)

     Пузырев Николай Семенович в 1950 году окончил Воронежский учительский институт. Работал в Бирюченской семилетней школе с 1951 по 1953 год директором школы и учителем географии и естествознания [4].    Участник Великой Отечественной войны, прошел с Западным, Калининским, Сталинградским фронтами. Награжден медалями «За Отвагу» (приказ войскам 69 Армии №041/н от 17.07.1943 г.), «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», орденом «Красная Звезда» (приказ войскам 64-й Армии №162/н от 09.03.1943 г.), орденом Отечественной войны II степени (приказ №74 от 06.04.1985 г.). Свой боевой путь прошел в звании  лейтенанта в должности начальника химической службы 3-го Отдельного Стрелкового батальона 93-ей Отдельной Стрелковой бригады [6].

Скворцов Александр Алексеевич (1904 – выбыл в 1958 г.  ст. Хреновая)

     Скворцов Александр Алексеевич [Приложение 1, рис.8] работал в Бирюченской семилетней школе с 1953 по 1958 год директором школы и учителем истории, Конституции, географии, черчения, рисования. В 1949 году окончил Воронежский пединститут, был членом КПСС [4].

     Участник Великой Отечественной войны. Свой боевой путь прошел в звании старшего лейтенанта в должности агитатора 930 Стрелкового полка Нарвской Краснознаменной дивизии 42-й Армии. Был дважды награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За Победу над Германией» [6].

Склобовский Николай Васильевич (23.04.1903 – декабрь 1973)

    Склобовский Николай Васильевич [Приложение 1, рис.6] учитель начальных классов Бирюченской школы до войны и вернулся к своим обязанностям после войны [Приложение 1, рис.4,5,7].

     Был призван 15 октября 1941 года Чигольским РВК.  Воевал с октября 1941 г. по май 1943 г. на Воронежском фронте, с октября 1943 года по июль 1944 г. – 4-й Украинский фронт, с декабря 1944 г. – 1-й Украинский фронт.

   Свой боевой путь прошел в звании рядового в должности лаборанта 2-й парковой батареи Паркового дивизиона 30 Гвардейской Минометной Перекопской бригады. Имел одно легкое ранение 26.05.1943 г. Награжден медалью «За отвагу». 18 января 1945 года в районе Хмельники, находясь на посту по охране штаба бригады и Боевого Красного Знамени бригады, заметил проходящего несколько раз мимо штаба гражданского человека, вызывавшего подозрение, последний был задержан и доставлен в штаб. Как выяснилось, задержанный оказался шпионом, прибывший для установления наличия и передвижения частей в районе  Хмельники [6].

     В феврале 1943 года числился пропавшим без вести. Вернулся в родное село 19 сентября 1945 г. [6] Работал в Бирюченской восьмилетней школе учителем начальных классов до 1964 года.

Заключение

                    Родные земляки-учителя!

                                          Велик ваш вклад в всеобщую Победу!
                                                Мы благодарны вам, и в сердце вы у нас!
                                                      В музее школьном шли по вашему мы следу,
                               И знаем все, и помним мы о вас!

                                          Вы все свой долг исполнили достойно,
                                         И вами от фашистов мир освобожден,
                                             Чтоб все мы жили счастливо, спокойно,
                                       Спасибо вам, и низкий вам поклон!..

        Герои этой исследовательской работы были в рядах защитников Родины в тяжелейшие для неё годы оккупации, проливали кровь на полях жестоких сражений в схватке с врагом. Не всем было суждено вернуться в родной дом и дожить до дня Победы.

    Факты биографии и судьбы некоторых учителей Бирюченской неполной школы  известны не полностью, поэтому мы будем продолжать начатую работу и попытаемся восстановить жизненный и боевой путь учителей-фронтовиков нашей школы.

      Несомненно, жизнь учителя, опыт его деятельности должны быть осмыслены всем народом. Сохранить память об учителях-фронтовиках – задача высокая и благородная. Как хочется, чтобы память об учителях никогда не умирала, чтобы сохранялась она в семье, в школе, в селе, в стране.

     

Используемая литература

1. Интернет-ресурсы.

2. Книга памяти. Таловский район. Воронежская область. 1995 г. Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж».

3. Книга приказов по Бирюченской НСШ за 1938-1941 гг.

4. Паспорт школы 1950-1958 гг.

5. Похозяйственная книга Бирюченского сельского поселения.

6. Сайты: http://www.obd-memorial.ru и http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash

Приложение 1

                                                                              Рис. 1

                                                       Колотушкин  Иван Васильевич

                                       Рис. 2                                                                     Рис. 3

Калинин И.И. с семьей                                       Калинин Иван Иванович

                                                                                            Рис. 4

Учительский коллектив и учащиеся школы (конец 40 – начало 50 гг.)

Второй ряд: Склобовский Н.В. (первый слева), Калинин И.И. (третий слева)

                                                                                                                Рис. 5

Учительский коллектив (конец 40- начало 50 гг.)

Сидят: Склобовский Н.В. (второй слева), Калинин И.И. (третий слева),

Ефремова Л.Н. (дочь Склобовского Н.В.) (первая справа)

                                                 Рис. 6

Склобовский Николай Васильевич

                                                              Рис. 7

Склобовский Н.В. с учениками

 

                                                                                                                  Рис. 8

Скворцов Александр Александрович с коллегами

             

                                                                                                            Рис. 9

Учителя и учащиеся школы (1946 или 1947 г.)

                                                                        Рис. 10

Казьмин Петр Васильевич (во втором ряду) с коллегами и учащимися школы

Приложение 2

                                                                                                                  Рис. 11

Здание начальной школы

                                                                                                            Рис.12

Здание семилетней школы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...

"Судьба человека - славного сына Отечества, учителя - фронтовика"

презентация и описание жизненного пути учителя  - фронтовика...

ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА: УЧИТЕЛЯ - ФРОНТОВИКИ ТИМАШЕВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно нарушила границы Советского Союза.  Десятки тысяч орудий открыли огонь по  пограничным заставам  и частям Красной Армии. Крупные танковые...

Учитель-фронтовик

Воспоминание о Старооскольском учителе-фронтовике Бирюковой Лидии Петровне....

Учителя - фронтовики

Каждый год 9 мая  мы  всей страной  чествуем ветеранов войны и труда и празднуем по традиции день Великой Победы, который принесли  нам наши прадедушки и прабабушки в те стра...

Презентация к исследовательской работе о ветеране ВО войны и учителе-фронтовике

Презентация содержит материал о жизни учителя-фронтовика Комелина С.П....

Классный час «Памяти школьного учителя – фронтовика»

Цель: привлечение школьников к изучению истории ВОВ на примере биографии  учителя-фронтовика.Задачи:Изучить материалы  семейного архива.Познакомить с историей учителя-фронтовика.Встрети...