Выступление на пед.совете по теме"Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире"
опыты и эксперименты по краеведению на тему

Орещенко Елена Александровна

Выступление на пед.совете по теме"Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_sovet.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире.

Учитель кубановедения Орещенко Е.А.

                                         

«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».

                                                                                                   Д.С. Лихачёв

 Первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно. Современное общество технократии и потребления, где во главу угла поставлены материальные блага, начинает испытывать глубокий духовный кризис: нравственная деградация, меркантилизм, эгоизм, стали характерными чертами современного социального общества.

   Всё очевиднее, что человек интеллектуальный, технически образованный, но бездуховный,   не   становится   культурным, духовно-нравственным, гражданином и патриотом своей Родины.

   Внимание, которое сегодня обращает государство на  формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма, толерантности,  высокой духовности не случайны, ведь это основы  возрождения и укрепления российского общества.  В реализации этой  важнейшей задачи, государство обращается, прежде всего, к системе образования.

Основой этого воспитания должно стать, прежде всего, краеведение. Оно,  то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, мой Усть-Лабинск, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.

    Краеведение будит интерес к другим областям знаний ребёнка.

Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей. В основной школе занятия ориентируют детей на осознание ценностей, значимости своего края в отечественной, а затем и мировой истории и культуре.

В старших классах я стараюсь использовать разнообразные пути углубления знаний о своем крае. Главное назначение этих краеведческих занятий в том, чтобы старшеклассники могли применить приобретенные краеведческие знания на практике (соотнесение общего и местного материала; поиск информации, написание рефератов, проведение мини-экскурсий для младшеклассников, участие в экологических мониторингах).  Изучая историю Кубани в разные исторические периоды, каждый раз мы обращаемся к истории нашего города в это время. Проводим аналогии, сравниваем, отмечаем положительные и отрицательные моменты становления нашей микро-родины. Я считаю чрезвычайно важным сохранить у выпускников школ познавательный интерес к познанию города и стимулировать его дальнейшее развитие.

Работа эта сложная, кропотливая и длительная, ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это неспешный душевный диалог с воспитанником, питомцем, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления! Роль личности учителя в этом процессе огромна.

Учитель- духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом  определяющее значение.

Мне бы хотелось в данном контексте обратится к словам  К.Ушинского:

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».

В своей работе учитель   обращается  к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, создаёт  условия для диалога, дискуссии, создаёт  ситуацию ценностного выбора.  

    Но процесс духовно-нравственного развития личности  интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений.

Я не случайно на первое место поставила семью, ибо именно в семье, в её традициях, укладе  и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка. Следующим  этапом  в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество. От этого   во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

 Обобщая свой опыт работы, мне хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности по сегодняшней теме.

«Мой дом, моя улица, мой Усть-Лабинск». Декабрь – время защиты проектов по кубановедению в 8-х классах. Ребята, выбравшие данную тему для своих исследований, изучали историю названия улиц, парков, памятников и городских зданий.

«Дома усть-лабинских казаков». Многие ученики 8-х классов выбрали данную тему для исследований. В ходе изучения особенностей строения казачьих хат на Кубани, все ребята изготовили макеты домов своих прадедов, которые строили их по казачьим традициям.

Наши проекты только начались, но многие ребята с их творческим потенциалом меня приятно удивили. 4 месяца моей работы в роли учителя кубановедения  не значительны для того, чтобы делать какие-либо выводы и итоги по полученному опыту. Но за этот период я познакомилась с очень интересными людьми. Их очень много вокруг нас вами, в каждом классе есть потрясающие человечки , которые возможно не разбираются в алгебре или с ошибками пишут в  своих тетрадках. Но у них такие чистые и добрые сердца, которые мы с вами должны беречь и насыщать еще большей любовью.