Внеклассное мероприятие "Под светом Полярной Звезды"
методическая разработка по краеведению (7, 8 класс) на тему

Коваль Ирина Николаевна

Мероприятие по краеведению, в форме круглого стола, способствует расширению знаний о малой народности севера ненцах, воспитывает толерантное отношение к этносу других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod_svetom_polyarnoy_zvezdy.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Внеклассное мероприятие по краеведению

«Подсветом Полярной звезды»

Автор: Коваль Ирина Николаевна,

учитель первой категории ГБОУ НАО «ОШ п.Амдерма»

Амдерма

2015 г.

Структура:

  1. Пояснительная записка: подготовительный этап, цель, задачи, форма.
  2. Сценарий мероприятия.
  3. Материальное обеспечение.
  4. Литература.

  1. Пояснительная записка:

подготовительный этап, цель, задачи, форма

Подготовительный этап. Внеклассное мероприятие «Под светом Полярной звезды» проведено в рамках предметной недели по краеведению.  Мероприятие  призвано привлечь внимание детей к изучению родного края иего обитателей, бережному и внимательному отношению к удивительным красотам Крайнего Севера, его людям. На занятиях кружка «В мире интересных дел и вещей» дети выполнили коллективную экспозицию тундрового пейзажа с использованием природного материала. Ребята среднего и старшего звена помогли оформить стенд, посвящённый охране редких и исчезающих видов Ненецкого автономного округа.  Информация охватила обширный список животных и растений, занесённых в Красную книгу НАО, с указанием мест распространения, причин исчезновения и мер по охране. Ученикам предлагалось ознакомиться с материалами стенда и ответить на вопросы викторины. Предварительная деятельность послужила предпосылкой для участия в мероприятии «Подсветом Полярной звезды».

Специфика занятия сведена к обобщению отдельных знаний и представлений учеников о жизни ненцев. Сделан акцент на познании значений местных названий географических объектов. Обращается внимание на этиологию ненецких фамилий распространённых в данном населённом пункте. Сценарный материал содержит поэтические строки известных ненецких поэтов, фрагменты национальных песен, разносторонние факты истории,  особенности культуры, быта ненцев. Вопросы дискуссии сменяются один за другим. При этом в воображении рисуется реальная картина окружающего мира: цвет тундрового мака, цвет распускающихся листьев ивы, цвет зари на рассвете… Чтобы жить счастливо, надо стремиться к согласию: согласию с самим собой и окружающим миром. Прийти к такому согласию помогает мудрость. Мудрость удивительного северного народа, его многовековой исторический опыт, нажитый  в борьбе с силами суровой Заполярной природы.

Цель внеклассного мероприятия: «Популяризация культуры и быта малой народности северян – ненцев». Актуальность выбранной темы и цели мероприятия диктуется современными реалиями жизни. Без знания культурного наследия народа, его традиций, быта, языка нельзя сформировать толерантное отношение ученика к представителям другой народности. Важна и познавательность, и обращение разума ребёнка к тому, что имеет ценность в общечеловеческом понимании:

  • умение жить в условиях сочетания экстремальных факторов неживой природы;
  • наличие среди людей ненецкой национальности известных писателей, поэтов, учёных, чьи произведения несут большой культурный, эстетический, исторический потенциал;
  • неповторимость и индивидуальность старинных имён в семьях ненцев;
  • удивительное соответствие названий географических объектов с их естественными природными признаками;
  • высокая нравственность древних ненецких заповедей, перекликающаяся с христианскими заповедями;
  • многообразие и самобытность жанров ненецкого фольклора;
  • умение так вести своё хозяйство, чтобы не нарушать хрупкое экологическое равновесие тундры и поддерживать собственное здоровье тела и стойкость духа.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о жизни ненцев, актуализировать их представления об истории, культуре и быте коренного народа.
  2. Развивать уважительное отношение к самобытности людей другой национальности.
  3. Посредством заочного знакомства с представителями малой северной народности, создать мужественный образ человека, живущего в суровом Северном крае.
  4. Создать комфортный, поэтичный характер обстановки, на фоне которого состоится активный полилог, подразумевающий обмен информацией и мнениями по заявленной теме.

Мероприятие проходит в форме«Круглого стола». Это предусматривает непосредственное общение всех участников.

Ожидаемые результаты

Предметные:

  • знание жанров ненецкой литературы;
  • знание фамилий известных ненецких поэтов, писателей, учёных;
  • знание особенностей ненецких имён и фамилий;
  • знание географических объектов на карте НАО на ненецком языке.

Метапредметные:

  • умение высказывать своё мнение;
  • умение дискутировать на основе имеющихся знаний;
  • умение подбирать убедительные примеры из личного опыта;
  • развитие образного восприятия содержания беседы.

Личностные:

  • толерантность к людям другой национальности;
  • нравственное отношение к особенностям этноса;
  • любовь к родному краю;
  • развитие духовности, эстетического вкуса.

Мероприятие можно провести с детьми различных ступеней развития. Учитывая особенности возраста, необходимо варьировать содержание реплик, высказываний, поэтических строк, корректировать время игровой заставки, знакомства со сказками, загадками и т.д.

Организационный момент. Школьная мебель расставляется в помещении классной комнаты полукругом, так чтобы участники видели лица друг друга. Каждый стол «расцвечен» иллюстрациями тундровой природы, чума, ненецкой семьи, оленьего стада. В центре плоскости каждого стола в определённом порядке расположены пронумерованные листочки разных цветов с информацией готовых фраз дискуссии (реплик). Содержание носит познавательный характер и заранее продумано учителем. Цвета листочков соответствуют естественным природным краскам. Это несёт свою целесообразность, отражая условия повседневной жизни ненцев. Почётное место занимают импровизированные «хозяйки чума» - девочки в платьях с национальным ненецким узором, они исполняют роль чтецов.

По просьбе ведущего дети громко и чётко зачитывают фразы-заготовки согласно плану сценария. Информация является основой для дальнейших рассуждений детей. От репродуктивного воспроизведения готовой информации ученики постепенно переходят к собственным продуктивным умозаключениям. Складывается активный, самостоятельный тематический полилог. Такой подход позволяет проводить внеклассные мероприятия с наименьшими затратами времени на репетиции.

  1. Сценарий мероприятия

Время – 45-50 минут.

Ведущий – учитель или ученик-старшеклассник.

Чтецы – девочки в национальных костюмах.

Участники – ученики 8, 9-х классов проводят мероприятие для среднего звена 5-7 классы.

«НГЕРМ НУМГЫ» или

«ПОД СВЕТОМ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ»

Этап

Примечание / слайд

Слова ведущего

Действия учеников

Инициация

Погружение в тему

Слайд №1  «Изображения звёздного неба и созвездия Малой медведицы с Полярной звездой»

Здравствуйте, дорогие ребята! Название нашей встречи поэтично - «Под светом Полярной Звезды»,

по-ненецки это звучит «НгермНумгы». Обратите внимание на созвездие Большой и Малой Медведицы, туда, где светит Полярная звезда. Она находится точно в зените над Северным Полюсом. Слово «медведица» происходит от греческого «arctoc» - медведь. Отсюда взаимосвязь: Полярная звезда – Малая медведица – Арктика – Север. Именно сюда, под свет Полярной звезды, в 1 тысячелетии до нашей эры пришли самодийские племена, предки современных ненцев. И начали кочевать на огромном пространстве северных широт между реками Мезенью и Хатангой.

Наша встреча посвящена малой народности севера – ненцам. Мы познакомимся с людьми, живущими в открытой тундре, ведущими ежедневную борьбу с её экстремальными условиями. Вы будете участниками нашей общей дискуссии.

Участники встречи приветствуют ведущих.

Участники знакомятся с темой мероприятия, узнают о своей роли.

Формирование ожиданий

Слайд № 2 «Изображение характерного тундрового пейзажа, оленьи упряжки, ненцы»

Согласно ответам учащихся делается обобщающий вывод, настраивающий аудиторию на продолжение разговора.

Слайд № 2 «Чум и его обитатели», слайд-справка.

Вопросы. Кто из присутствующих был в чуме? Кто знает ненецкие слова? У кого есть родственники или знакомые ненцы?

Слайд-справка: «В нашей школе обучается 4 человека, у которых в личном деле значится национальность «ненец»». Именно поэтому наш разговор является очень актуальным.

Участники отвечают на поставленный вопрос, делятся впечатлением от посещения чума.

Интерактивная беседа

Слайд № 3 «Галерея ненецких поэтов и писателей»

Ведущий дополняет ответы по необходимости.

У ненцев есть свои писатели, поэты, художники.

Вопрос. Кого из них знаете вы?

Пырерка А.П. – составитель сказок, учёный-лингвист, его имя носит улица и интернат в г. Нарьян-Маре. Прокопий Явтысый – поэт, ТыкоВылко – художник.

Участники отвечают на поставленный вопрос, вспоминают каких известных поэтов, писателей они изучали на литературном краеведении.

Слайд №4 «Девушки-ненки в нарядной традиционной одежде»

Чтец. У Прокопия Явтысого есть такие строки:

Зовёмся мы ненцами

С древних времён…

Наверно,

Во тьме первобытно века

Земля нас растила из тоненьких ив,

Шепча заклинание:

«Стань человеком…»

        *******

Мы – ненцы!

А ненцы о счастье поют,

Легенды слагают,

Снег танцами плавят…

И девушки наши не хуже мужчин

Оленей пасут

И упряжками правят

Мы – ненцы! Мы –люди!

Свой род сохранив, живём!

Ведь во тьме первобытного века

Земля нас растила из тоненьких ив,

Шепча заклинание: «Стань человеком!»

Участники слушают произведение Прокопия Явтысого.

Слайд № 5 «Мужчины-ненцы в традиционной одежде»

И правда, в переводе слово «ненец», означает «человек». Первые сведения о ненцах встречаются в письменных памятниках 11 века. Им приписывается фантастический облик людей. Географ А. И. Шренк так писал о ненцах: «Черты лица самоедов носят печать монгольского типа: шаровидная голова с узким лбом, туловище длинное, ноги короткие, выдающиеся скулы, очень узкие глаза…. В этих укутанных в меха фигурах, обитает невинная, миролюбивая душа без всяких страстей и без всякой энергии, но какой беспримерной доброты и честности».

Участники получают информацию о «фантастическом облике» ненцев.

Ведущий обращает внимание участников на листочки с тезисами дискуссии, выполненные на листах бумаги различных цветов.

Вопрос. А что мы ещё знаем о ненцах?

Отгадайте. Цвет тундровых трав, цвет распускающихся почек полярной ивы, цвет жизни и покоя, цвет весны в тундре….  ЗЕЛЁНЫЙ.

Попрошу вас зачитать фразы, выделенные зелёным цветом.

Дополнения участников.

Звучит разноголосица из тезисов темы.

1.Ненцы относятся к малочисленным народам Севера.

2.По численности они занимают 1-е место среди других 26-и малых народностей Севера.

3. Они живут в Ненецком автономном округе, Мезени, Мурманской области, а также в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах

4.Занимаются оленеводством, ловят рыбу, охотятся.

5.У них есть свой язык.

6.Ненцы есть тундровые и лесные.

Предлагается прослушивание фрагмента песни-плача. Даётся разъяснение о том, что ненецкий плач не сродни похоронным плачам русских, выражающих скорбь по усопшему.

Правильно! Но самое главное – это сам удивительный северный народ, у которого есть душа, есть многовековой опыт жизни в открытой тундре. Есть мудрость, нажитая в ежедневной борьбе с холодом и голодом. Свои житейские трудности ненцы отражают в песнях-плачах  «ярабц». Так же у них имеются лирические песни «хынабц».

Участники слушают фрагменты ненецких песен.

Слайд № 6 «Фоторепродукции ненецких упряжек в посёлке»

Мы часто видим оленьи упряжки в нашем посёлке. Они появляются по весне или осенью и связано. Вопрос. С чем это связано?

Ответ. Это связано с сезонной миграцией оленей.

Участники делают свои предположения.

Слайд № 7 «Репродукция большого аргиша, на нарте ясавей»

Я прочту строки из стихотворения Василия Леткова, а вы должны заметить и понять смысл двух ненецких слов.

Бескрайняя равнина

Надёжные снега.

Стекает с гор лавина

Рога, рога, рога.

Горячий пар дыханья:

Притронешься – сгоришь.

Сплошное колыханье –

Идёт большой АРГИШ!

И, как вершитель чуда,

На нарте на своей

Приземист,  вроде чума,

Расселся ЯСАВЕЙ.

Участники слушают стихотворение.

Ведущий констатирует ответы на вопросы.

Вопросы. О чём говорится в этом произведении? Какие ненецкие слова здесь прозвучали и что они означают?

Аргиш – большой олений поезд, ясавей – проводник, который управляет упряжкой.

Участники дают ответы.

Слайд № 8 «Ненец-пастух»

Ведущий обращает внимание детей на листочки с тезисами.

И вот, перед нами предстаёт проводник оленей упряжки – ясавей. Ненец – человек!

Когда мы знакомимся, то прежде всего спрашиваем имя «Как вас зовут?».

Цвет ясного осеннего неба, цвет тихой озёрной заводи, цвет толщи льда, покрывающей знакомую речку… СИНИЙ.

Звучит разноголосица из реплик.

1.Мебета, Аклю, Икла.

2.Ваули, Нана, Майна.

3.Игрума, Валько, Нарця.

4.Окся, Нерха, Кайля.

Ведущий обращает внимание детей на листочки с тезисами.

Удивительны эти имена тем, что неповторимы. Среди нас может быть 2-е Елены, 3-и Ивана, 5 Вадимов. У ненцев имя – это неповторимая индивидуальность именно этого человека. Нёчико – маленькая, Хануй – болезненный, Писяко – мышка. Если в разговоре с пожилым ненцем назовёшь чьё-то имя (Нерха, Окся), то ему сразу станет ясно, о ком идёт речь, что за человек стоит за этим именем. В настоящее время распространены видоизменённые русские имена: Хирьса – Григорий, Ладис – Владимир, Олюка – Александр.

Вопрос. Какие ненецкие фамилии встречаются в нашем посёлке?

 Цвет восходящего солнца, самый радостный цвет в полотнище северного сияния, цвет угасающих углей костра… КРАСНЫЙ.

Участники встречи получают информацию о необычности ненецких имён.

Звучит разноголосица из реплик.

1.Выучейский – «нууця» – соломинка. Сядей – «ся”тыя» - узколицый. Валей – «валёй» - хитрый, мудрый.

2. Вылка – «вы» - тундра. Хатанзейский – «хатанзи» - сказитель, рассказчик. Тайбарей – «тай парсе» - чернолобый.

3. Янгасов – «я”хасава» - житель земли. Талеев – «талей» - вор.

Идёт обсуждение: ребята выражают своё мнение, дополняют информацию.

Ведущий обращает внимание детей на листочки с тезисами и просит отгадать очередной цвет.

Участникам предлагается обратиться к карте Ненецкого автономного округа.

Ведущий обращает внимание детей на листочки с тезисами и просит отгадать очередной цвет.

Следующий вопрос знакомства: «Где вы живёте? Где расположено ваше стойбище?» или «Где стоит ваш чум?»

Цвет тундрового мака, цвет солнечных лучей, цвет радости и веселья… ЖЁЛТЫЙ.

Если посмотреть на карту НАО, то встретится много названий, пришедших из ненецкого языка. Любопытно, что они означают?

Цвет зари на восходе солнца, цвет лепестков растения с красивым названием Родиола… РОЗОВЫЙ.

Звучит разноголосица из реплик.

1.Яха – река. То – озеро. Ям – море. Я – земля.

Звучит разноголосица из реплик.

  1. Индига – «Инд”яха» - река туманов.
  2. Волонга – «Н”Голанва» - река, которую переходят вброд
  3. Пеша – «Пясты» - место, где много деревьев.
  4. Ома – «Нгома» - место соединения, пересечения.
  5. Несь – «Хехуяха» - река богов.
  6. Хонгурей – «Хохурей» - место, где была поставлена берёзовая отметка.
  7. Амдерма – «Нгамдюрма» - место посадки, остановки.
  8. Нарьян –Мар –красный город.

Слайд № 9 «Фоторепродукция озера в окрестностях населённого пункта»

Вопрос. А задумывались ли вы о происхождении названия озера, из которого жители нашего посёлка берут воду?

 То-ин-То – озеро, протяжённость которого 12 км. «То» – озеро.  Тогда логично предположить, что название обозначает «озеро в озере» или «озеро и озеро». Сколько ни едешь на оленях, а оно не заканчивается: озеро и озеро. Предлагаем вам выяснить происхождение названия у взрослых, уточнить наши предположения.

Участники высказывают свои предположения.

Слайд № 10 «Языческие идолы ненцев»

Продолжим наше знакомство. Вслушайтесь в эти строки Прокопия Явтысого.

Чтец. Мать, отец.

Весь род мой древний

Тишиной уходит в землю,

Красотой уходят в небо,

Добротой уходят в сердце.

И живут теперь во мне.

Слушают строки из стихотворения П. Явтысого.

Обратим внимание на очередной цвет.

У каждого народа свои корни, своя вера, своя религия. В каждой религии свои заповеди. У ненцев эти заповеди передавались из рода в род и содержали немало чистых нравственных правил, исчезнувших от соприкосновения с большой цивилизацией.

След пожухлой осенней травы, цвет сырой земли, цвет шкуры оленя, цвет сыромятного ремешка, что подпоясывает малицу… КОРИЧНЕВЫЙ.

Звучит разноголосица из реплик.

1.Веруй в Нума и исполняй обет, данный ему.

2.Будь добр к силам добра, будь добр к силам зла – только тогда они без помощи своей тебя не оставят.

3.Почитай отца и мать, помни: старый человек знает дорогу к стране духов, потому, что путь в стране людей он уже прошёл.

4.Никогда не говори своему ребёнку плохо. Помни, он как чистый снег, чем больше грязи, тем хуже и бесполезнее.

Демонстрируется коллекция  ненецких кукол.

Многие из этих заповедей перекликаются с христианскими. Чтобы сохранить свою веру, ненцы прятали языческих идолов, устанавливали в местах недоступных, бережно передавали из рода в род. Перед нами ненецкие куклы. Чем больше семья, тем наряднее кукла. При рождении ребёнка на куклу надевалась новая одежда поверх старой. Играть такой куклой было нельзя.

Участники рассматривают экспонаты коллекции ненецких кукол, выявляют особенности.

Чтец. Ну, если играть такими куклами нельзя, то мы предлагаем вам отгадать ненецкие загадки – Хобцоко. Эти загадки бытуют в ненецкой среде и хорошо понятны детям.

1.На весеннее чумовище  становятся. (Рога)

2.Днём спит, ночью летает. (Сова).

3.Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках дрожит, а обсохнет – вслед за мамой побежит. (Оленёнок)

4.Житель моря, на нерп охотник. (Медведь)

5.Утром сосчитает, вечером сосчитает. (Завязки паницы)

Отгадывание ненецких загадок.

Заслушивается мнение специалиста – учителя литературы народов Крайнего Севера.

А сейчас мы процитируем вам отрывки из разных жанров ненецкого фольклора, а вы назовёте этот жанр. Зачитываются отрывки из сказки – «вадака», сказания – «ярабц». Участники определяют жанр, ведётся дискуссия по сравнению этих жанров.

По характерным особенностям определяются жанры ненецкого фольклора.

Слайд № 11 «Национальные игры».

Игра – это занятие не по обязанностям, а добровольное, по желанию, приносящее радость. Мы познакомим вас с игрой, название которой «Маленькова». «Жмурки», но только по-ненецки. Отметим, что русские «жмурки» по-ненецки, приобретают свой неповторимый характер и поэтому вызывают свой интерес и азарт. Игроки становятся в круг, держась за верёвку. В центре ведущий с завязанными глазами. Его задача – поймать игроков, которые перемещаются вдоль верёвки и все вместе по направлению движения ведущего. Пойманный становится в круг.  В игре участвуют 10-12 человек.

Желающие принимают участие в игре.

Слайд № 12 «Слайд-справка»

Слайд-справка. В 1910 году доктор медицинских наук И.М. Захаров проводил на Новой Земле медицинское обследование ненецкого населения. В своём отчёте он пишет: «… все самоеды без видимых физических недостатков и признаков выражения обладают отличным здоровьем: выносливы, с редкими несерьёзными заболеваниями и, кажется, только под старость. Что имеет здесь значение: племенная ли стойкость, близость ли жизни к природе, хотя и суровой, или, исключительная чистота воздуха – ответить пока нельзя, но во всяком случае, указанное явление свидетельствует о жизнеспособности самоедского населения новоземельских колоний».

Вопрос. Каким образом ненцы поддерживают своё здоровье? Чем они питаются?

Слушают информацию, анализируют.

Ответы и предположения участников.

Обращаемся к тезисам на листочках.

Слайд № 13 «Любимые лакомства ненцев в разные времена года»

Обратим внимание на очередной цвет.

 Это цвет любимых ягод ненецкой детворы в момент их неполной зрелости – морошка. Некоторые называют эту ягоду  северным виноградом. Цвет… ОРАНЖЕВЫЙ.

Теперь понятно. Почему тундра для ненцев – это житница и кладовая без замка. Пользуясь щедростью природы, северный человек берёт ровно столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести обиду земле и воде, зверью и птицам.

Звучит разноголосица из реплик.

1.С середины августа до мая ненцы употребляют мясо. Наиболее лакомое блюдо – мясо только что убитого оленя. Кружками пьют подсоленную кровь.

2.Лакомым блюдом считаются молодые оленьи рога, наполненные кровеносными сосудами хрящевые концы рогов очень вкусны.

3.Зимой ненцы охотно едят мороженое мясо и мороженую кровь.

4.Начиная с весны мясо оленя заменяется мясом птицы: куропатки, гуси, лебеди.. Чайки не употреблялись. Они считались священными.

5.Весной едят варёные птичьи яйца.

6.Рыбу употребляли только что выловленную, в сыром виде, макая куски в солёную воду. Зимой строганину из мороженой рыбы.

7.До прихода на север русских хлеба ненцы не знали. Сейчас они закупают его впрок, засушивают или замораживают, пекут лепёшки.

8.Из растительной пищи употребляют ягоды: голубику, бруснику, морошку, толокнянку.

9.Ненцы пьют много зелёного чая из листьев морошки и Иван-чая.

Подведение итогов

Слайд № 14 «Красота тундрового пейзажа»

Чтец.

Бегут олени, словно стрелы.

Красив их бег, как птичий лёт.

И по сугробам белым-белым

Луна, как девушка плывёт.

В панице яркой, сшитой мудро

Из синевы и ярких звёзд.

Кто говорит, что стынет тундра

И властвует над ней мороз?

Я много видел, много знаю

Махни, метель своим крылом!

Я только здесь и оживаю,

Твоим, земля, живу теплом.

Слушают стихотворные строки.

Подведение итогов

Эмоциональная разрядка

И в заключение нашей встречи вот такая информация из материалов научно-практической конференции «Ненецкая письменность и развитие национальных традиций народа»: на территории  Приморско-Куйского сельсовета по инициативе работников культуры была проведена анкета. Из 180-и опрошенных человек 89 сталкивались с фактами  неуважительного отношения к ненецкой национальности. Обратитесь к своему уму и сердцу: «Почему?». И пусть ваша совесть и мораль культурного человека подскажет ответ.

Чтец. Расстояние до Полярной звезды больше тысячи световых лет, но её неугасающий свет собрал нас сегодня за круглым столом и позволил прикоснуться к тайнам удивительного народа, предки которого жили и живут по сей день на широких просторах Севера.

Вопрос. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Какие особенности жизни ненцев вам запомнились больше всего?

Наша встреча за круглым столом подошла к концу. До новых встреч.

Мысленно или вслух отвечают на поставленный вопрос. Констатируют собственное отношение к результатам анкеты. Подводят общий итог интерактивной беседы.

Ответы участников. Рефлексия участников и ведущих.

3.Материальное обеспечение

  1. Интерактивная доска, компьютер.
  2. Мультимедийная презентация по теме мероприятия.
  3. Листы разного цвета с напечатанными тезисами темы.
  4. Коллекция ненецких кукол.
  5. Аудио материалы с ненецкими песнями.
  6. Верёвка для игры.
  7. Национальные костюмы девочек.

Литература.

  1. Арктика – мой дом: Полярная энциклопедия школьника/сост.Голубчикова В.Д., Константинов Г.Е.:Северные просторы, Москва, 1998.
  2. И.А., Нарьян-Мар, 2010.
  3. Избранное/П.А. Явтысый; сост. Л.В. Царькова: ОГУ «Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа». Нарьян-Мар, 2007.
  4. Литературная карта Ненецкого автономного округа: сборник/сост. Л.В.Царькова – Нарьян-Мар, 2009.
  5. Ненецкий автономный округ: Энциклопедический словарь/сост. Корепанова Л.Ю.: «Издательский центр “Аванта +”», Москва, 2001.

……………………………………………………………………………..

  1. Воскобойников М.Г. Языки и фольклор народов Крайнего Севера/ М.Г. Воскобойников. – Ленинград: 1969.
  2. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя/ И.П. Подласый. – Москва: «Народное образование», 2003.
  3. Толкачёв В.Ф. Священные нарты/ В.Ф. Толкачёв. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1999.
  4. Филиппова Л.И. Литературное краеведение: учебное пособие для учащихся старших классов общеоброазовательных школ Ненецкого автономного округа/ Л.И. Филиппова. – Нарьян-Мар, 2002.
  5. Хомич Л.В. Ненцы/Л.В.Хомич.-Санкт-Петербург: «Дрофа», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8 кл. А.И.Алексеев и др. "Полярная звезда"

Календарно - тематическое планирование по географии: 8 класс -авторы А.И.Алексеев, Е.К.Липкина и др."Полярная звезда"...

Практические работы 8 класс. Линия учебников " Полярная звезда"

Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме " Россия в мире"....

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

Рабочая программа по географии 8 класс к УМК "Полярная звезда" с применением ЭОР.

Данная рабочая программа содержит содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение. Особенностью данной программы является подо...

Рабочая программа по географии 9 кл. А.И.Алексеев и др. "Полярная звезда"

Календарно-тематическое планирование в 9 кл. "Полярная звезда"...

"Свет Рождественской звезды" методическая разработка внеклассного мероприятия

Методическая разработка внеклассного мероприятия на немецком языке для старшиклассников и студентов 1 курсов...

Положение о проведении конкурса чтецов, посвященного 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Светись, светись, далекая звезда…»

Цель Конкурса: ·        популяризация творчества русского поэта - классикаМ.Ю. Лермонтова.Задачи конкурса:·        пропаганда твор...