Конспект занятия "Санкт-Петербург. Сенатская площадь. Памятник Петру I"
план-конспект занятия по краеведению (6 класс) на тему

Тематическое интегрированное  занятие «Сенатская площадь. Памятник Петру I» адресовано учащимся младшего школьного возраста (8-9 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе «Блистательный Петербург », а также может быть реализовано при организации занятий в городских летних оздоровительных лагерях.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pamyatnik_petru_1.docx42.54 КБ
Office presentation icon pamyatnik_petru_1.ppt957.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Невского района г.Санкт-Петербурга

«ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ»

192131, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина,  д.56 корп. 2  тел. 362-11-38

Конспект учебного занятия

Тема занятия: Сенатская площадь. Памятник Петру I

Дополнительная общеобразовательная программа

культурологической направленности

«Блистательный Петербург»

для детей младшего школьного возраста  

Год обучения: 1 год обучения

Автор: Градова Светлана Сауловна, методист, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Тематическое интегрированное  занятие «Сенатская площадь. Памятник Петру I» адресовано учащимся младшего школьного возраста (8-9 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе «Блистательный Петербург », а также может быть реализовано при организации занятий в городских летних оздоровительных лагерях.  

       При проведении занятия используются компьютерные технологии, которые обеспечивают  процессы подготовки и передачи информации  обучаемому.

Тема занятия: Сенатская площадь. Памятник Петру I

Цель занятия:  Вызвать у  учащихся познавательный интерес к городу через  осознание ценности памятников истории и культуры, «влюбить» в город на примере изучения ансамбля площади Декабристов (Сенатской).

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить с достопримечательностями города на площади Декабристов (Сенатской)
  2. раскрыть функциональное значение этих объектов, показать их роль в жизни города, объяснить их значение как символов Петербурга

Воспитательные:

Формирование нравственно-этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию

Развивающие:

  1.   начать формирование умения описывать  памятники , достопримечательности, символы
  2. продолжить формировать умение ориентироваться в городе, пользоваться картой Санкт-Петербурга

Форма проведения занятия: тематическое интегрированное занятие

Оборудование: 

- ноутбук

- проектор

- проекционный экран

- мультимедийная презентация (приложение 1),

- несколько экземпляров учебника Л.К Ермолаевой и И.М. Лебедевой  «Чудесный город»

Структурное описание учебного занятия:

  1. Организация начала занятия

На экране слайд №1.

Педагог  На прошлом занятии мы с Вами говорили об архитектурном ансамбле  Сенатской площади.

Слайд 2

Педагог  Давайте посмотрим на карту и найдем на ней местоположение Сенатской площади.  Пройдем вдоль Невы сверху – вниз по ее левому берегу.  Первой нам встретится Дворцовая (главная) площадь нашего города, за ней пройдем мимо здания  Адмиралтейства  увидим сквер и Адмиралтейский проспект на бывшей Адмиралтейской площади и  подойдем к Сенатской площади.

  1. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся

Слайд 3

Педагог   А сейчас  вспомним:

  • Какие здания находятся на ней? (здания Сената и Синода).
  • Какие учреждения располагались в этих зданиях?

(Сенат – высший орган государственной власти, Синод – высший орган духовной власти)

  • Какое из этих зданий дало название этой площади (Здание Сената)
  • Назовите архитектора этих зданий и архитектурный стиль  (Карл Иванович Росси, классицизм)
  • Какой элемент архитектуры этих зданий встречается на Дворцовой площади       (арка Главного штаба)
  • Что раньше было на месте Галерной улицы между зданиями Сената и Синода (канал)
  • Что общего в ансамбле всех площадей Дворцовой, Михайловской, Сенатской      (в центре – памятники;  здания, построенные одним архитектором – К.И.Росси  в      одном архитектурном стиле)

  1. Ознакомление с новыми знаниями и умениями

Слайд 4  

Педагог  Сегодня мы с вами  будем говорить об истории  памятника Петру1., который является одним из самых запоминающихся символов Петербурга.

Нет ничего удивительного в том, что петербургские сенаторы однажды постановили: «Сенат за рабскую должность признавает в бессмертную Ея Императорского Величества славу сделать монумент» (Сборник Императорского русского исторического общества. Т. XVII, СПб., 1876. С. 303).
Удивительным, дальновидным, и, как сейчас бы сказали, блестящим пиар-ходом стало решение самой Екатерины и «в бессмертную Ея Императорского Величества славу сделать монумент» не себе, а основателю российской империи и его новой столицы- Петру I. Однако, чтобы слава Петра послужила императрице и заставила говорить именно о Екатерине, памятник должен был быть не только великолепным по своим художественному замыслу и исполнительскому мастерству, но и уникальным, дерзким и неповторимым. Автором этого дерзновенного проекта, выполненного на грани возможного, заставившего говорить о нем всю Россию и Европу, стал Этьен Фальконе. 

Слайд 5

Детям предлагается прочитать  первый абзац на стр. 157  учебника Л.К Ермолаевой и И.М. Лебедевой  «Чудесный город»

Слайд 6

Педагог  Перед скульптором стояла трудная задача: надо было в первую очередь решить, каким следует изобразить Петра Великого. Мастер не хотел подражать ни классическим древнеримским конным статуям, ни европейским монументам начала 18 века. Он изучил все известные скульптурные, графические и живописные изображения Петра, это дало скульптору возможность добиться портретного сходства с оригиналом. Фальконе много думал и о том, в каком одеянии следует изобразить русского царя. Скульптор рассуждал так: "Если это старый московский кафтан, то он мало подходит к тому, кто объявил войну бородам и кафтанам. Если же одеть Петра в ту одежду, которую он носил, то она не даст возможности передать движение и легкость в большой скульптуре, особенно в конном памятнике. Поэтому костюм Петра - одежда все народов, всех людей, всех времен - одним словом, костюм героический".

Фальконе тщательно обдумывал и композицию памятника. Скульптор решил изобразить, как он сам писал, "лошадь в галопе и на подъеме". Для этого ему пришлось много работать в придворной конюшне, где он сделал множество набросков фигур движущихся и поднимающихся на дыбы лошадей.

Слайд 7

Педагог Фальконе никак не удавалось сделать голову Петра такой, какой бы ему самому хотелось ее видеть: лицо сильного, вдохновленного человека, при этом обязательно имеющее портретное сходство. Екатерина три раза осматривала модели, которые предлагал ей скульптор, но то же ни одну не одобрила. Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари Коло.  Выполненная ею модель произвела впечатление на всех. За свою работу Колло была удостоена пожизненной пенсии и избрана членом Российской академии художеств. Самой художнице в это время не было и двадцати лет, и она стала самым молодым академиком.

Слайд 8

Педагог Памятник должен был стать лаконичным и в то же время выразительным, поэтому большое внимание уделялось деталям. Пожалуй, самая выразительная из них - змея, символ скрытого зла. В окончательном варианте памятника всадник топчет змею, это символизировало победу царя над противниками реформ. Кроме того, эта деталь стала необходимым конструктивным элементом памятника - третьей точкой опоры конной статуи. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев

Слайд 9

Педагог Для гордого всадника, поднявшего на дыбы своего коня, обычный парадный пьедестал никак не подходил... Фальконе предложил поискать великий камень для Петра Великого.

В газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам. Тому, кто укажет местонахождение подходящего камня, было обещано вознаграждение.

Такой камень в районе Конной Лахты нашел казенный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков, профессиональный плотник, добытчик камня и каменотес, осуществлявший поставки для облицовки Екатерининского канала, реки Невы и многих других сооружений тогдашней столицы. Он сообщил об огромном валуне капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.

Слайд 10

Педагог От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки .

По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.

В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

Предлагаю вам немного поиграть и ответить на вопросы викторины «Верите ли вы, что…» А тема нашей викторины «Легенды и мифы Гром-камня».

Педагог:

  • По преданию, царь Петр взбирался на этот гранитный валун, осматривая окрестности строящегося Петербурга, наблюдал морские баталии.
  • На берегу Финском залива Гром-камень оказался рядом с сосной, которую оберегали и украшали иконами местные жители в честь подвиг Петра Великого, который 1-2 ноября 1724 г., рискуя жизнью, спасал утопающих во время бури у лахтинского берега. Позднее рядышком была построена церковь во имя Святого Апостола Петра.
  • Гром-камень, по донесению капитана Ласкари, был сыскан «на Выборгской стороне в даче его Сиятельства графа Якова Александровича Брюса близ деревни Конной....». Я.А.Брюс - внучатый племянник знаменитого Якова Брюса, ближайшего сподвижника Петра I, Значит, имя Брюса и в каменном изваянии рядом с императором - в самом центре Петербурга…
  • Фальконе, из-за испортившегося отношения императрицы, не закончив сооружение памятника, покинул Россию. Он взял с собой обломки Гром-камня. Легенда гласит, что по возвращении в Париж он начал дарить эти осколки друзьям и знакомым, и якобы здесь им тоже вскоре нашлось применение: камешки стали оправлять драгоценными металлами, и модницы щеголяли друг перед другом, демонстрируя новые украшения.

Детям предлагается прочитать 3 и 4 абзацы на стр. 157 учебника

Л.К Ермолаевой и И.М. Лебедевой  «Чудесный город»

Слайд 11  

Педагог Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе.
Фальконе работал над памятником двенадцать лет. К концу работ у него окончательно испортились отношения с властью. Виной тому был все более усугублявшийся конфликт с И.И.Бецким, Президентом Академии Художеств. Причиной его стало расхождение в творческих взглядах, которое перешло в нараставшую и неприкрытую личную вражду. В итоге Фальконе, не закончив сооружение памятника, покинул Россию.

И Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии – в сентябре 1778 года он покинул Санкт-Петербург. После открытия памятника Екатерина послала ему две медали – золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события.  Когда в 1782 по случаю открытия монумента Фальконе получил золотую и серебряную медали, то одну из них – серебряную – отдал Колло.

Слайд 12

Педагог Об этом памятнике ходит много легенд. Вот одна из них - легенда о майоре Батурине.

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин (по другой версии, почт-директор Булгаков [источник?]) добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Интересные факты:

Пётр Великий рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен похожий памятник-всадник Карлу XII, главному противнику Петра в Северной войне, взор которого обращён по направлению к России.

  1. Закрепление полученных знаний и умений

Учащиеся отвечают на вопросы викторины.

вопрос

Правильный ответ

1

В царствование какой императрицы появился первый памятник Петру Великому в Петербурге?

    Екатерины II

2

Назовите автора памятника?

Этьен Фальконе

3

Назовите художницу, создавшую модель головы ПетраI?

Мари - Анна Колло

4

Сколько точек опоры имеет конная статуя?

Три

5

   Назовите имя крестьянина нашедшего

   Гром-камень 

Семен Григорьевич Вишняков

  1. Подведение итогов занятия

Педагог Хочется напомнить, что памятники нуждаются в бережном отношении.  Этьен-Морис Фальконе задумывал памятник Петру  без ограды. Но она всё же была создана, затем была утрачена. "Благодаря" вандалам, оставлявшим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, ограда была восстановлена.        

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

В настоящее время памятник Петру, получивший благодаря поэту А.С. Пушкину неофициальное название "Медный всадник" является популярным местом  не только для петербуржцев, но и гостей нашего города со всего мира.

Используемые источники и литература

Мультимедийные источники

  1. ПамятникПетруI (Медный Всадник) - история, фото, описание | Невский.рф

  1. Медный всадник (Памятник Петру I) - Прогулки по Петербургу

walkspb.ruМедный всадник Санкт-Петербург

Литература

  1. Голь Н.  Санкт-Петербург. Как все начиналось, СПб: Книжный дом «Родина, 2011
  2. Ермолаева Л.К., Лебедева  И.М. Чудесный город. СПб, : АО «Норинт», 1998
  3. Ермолаева Л.К., Лебедева  И.М. Страницы жизни нашего края. СПб, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ (ПЛОЩАДЬ ДЕКАБРИСТОВ) Сенатская площадь, названная так в 1763 году после размещения на ней правительственного учреждения Сената. Для нужд государства был приспособлен бывший особняк вице-канцлера Бестужева-Рюмина .

Слайд 4

"И прямо в тёмной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне" (А.С.Пушкин)

Слайд 5

Этье́н Мори́с Фальконе́ французский скульптор (1 декабря 1716 – 24 января 1791. Париж))

Слайд 8

Змея - символ побежденного зла

Слайд 9

Вес - более 1600 тонн, около 13 метров в длину, 8 метров в высоту и 6 метров в ширину. Нерукотворная здесь Росская гора, Вняв гласу Божию из уст Екатерины, Прешла во град Петров чрез Невския пучины И пала под стопы Великого Петра. Василий Рубин

Слайд 10

Фельтен Ю.М. Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф. Шлея. 1770 "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770"

Слайд 11

Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Гравюра 1782 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники Петру I в СПб

В работе представлены некотрые памятники Петру I , расположенные в Санкт-Петербурге....

ИКП 9 класс презентация "Памятник Петру 1 на кленовой аллее"

Презентация к  курсу ИКП на английском языке (учебное пособие Гацкевч М.А.) для уч-ся 9 класса школ с углубленным изучением английского языка. Презентация построена с использованием дополнительно...

Презентация по истории "Восстание декабристов на Сенатской площади".

Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку истории....

Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.

Технологическая карта урока истории. 8 класс.  Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....

Восстание на Сенатской площади (восстание декабристов)

Восстание декабристов, восстание на Сенатской площади — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Известные личности: Сергей ...

Сенатская площадь

Презентация содержит текстовый и иллюстративный материал. Закрепляющие задания в конце презентации...