Технологическая карта урока истории в 8 классе - "Выступление декабристов на Сенатской площади".
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dekabristov_na_sentskoy_ploshchadi.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Выступление декабристов на сенатской площади

Класс: 8

Цели:

Образовательная: усвоить понятия и факты, связанные с восстанием декабристов

Развивающая: продолжить формирование навыков индивидуальной и групповой работы, работы с материалом учебника, работы с картой, картиной, а также развитие аналитических способностей.

Воспитывающая: способствовать воспитанию интереса и уважения к декабристам, пребывающим в Якутии и внесшим свой вклад в ее развитие.  

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока.

Этапы урока

Мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

1

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

На доске эпиграф к уроку:

Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает

То свергнем мы трон и царей

Свобода! Свобода!

Ты царствую над нами!

Ах! лучше смерть, чем жить рабами, - Вот клятва каждого из нас….

Павел Катенин.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Знакомит с эпиграфом. Почему на урок выбран именно этот эпиграф?

Делит класс на пять групп.

Каждой группе задание по картине с разных ракурсов «Выступление на Сенатской площади».

1 группа. Какое действие, событие описывается в картине?

2 группа. Какое время года, возможно месяц?

3 группа. Где на ваш взгляд происходит данное событие?

4 группа. Кто является участником данного события, кого больше?

5 группа. Определите (по памятнику) в каком городе происходит данное событие?

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Самостоятельно формулируют тему урока и цель.

Выступление декабристов на Сенатской площади.

Цель: выяснить причины, ход и последствие выступления декабристов.

Актуализация знаний.

Прежде чем перейти к изучению  новой темы давайте вспомним.

1)        Назовите тайные организации, возникшие в России  в 1816-1821 гг. Что сближало их и что отличало друг от друга?

2)        Почему тайные общества возникли в офицерской среде?

3)        С чьими именами связана деятельность тайных обществ?

4)        Какие задачи они ставили перед собой?

Изучение нового материала

Первичное осмысление и закрепление

Организуют самостоятельную работу по изучению нового материала. Предлагает, работая с текстом учебника, ответить на вопросы.

Вопросы для 1 группы:

1)Почему в 1825 году встал вопрос о преемнике?

6) Что было написано на всех пакетах?

11) Что произошло ранним утром 14.12.1825 года?

16) Кто такой П.Г. Каховский?

Вопросы для 2 группы:

2) При каких обстоятельствах умер Александр Первый?

7) Знал ли о существовании данного документа Николай Павлович?

12) Все ли полки присягнули на верность новому царю?

17) последствия выступления

Вопросы для 3 группы:

3) Кому должен перейти трон после смерти Александра Первого? Сколько детей у него было?

8) Почему члены тайных обществ выбрали этот день 14 декабря 1825?

13) Опишите действия, происходящие на Сенатской площади?

Вопросы для 4 группы:

4) но перешел к Николаю Павловичу, почему?

9)  И когда они вообще изначально планировали выступить?

14)  Для чего они вышли на площадь? (Серафим и Михаил Павлович)

Вопросы для 5 группы:

5) Сразу же ли был обнародован этот документ?  А почему?

Где находился все это время документ?

10)  Кто был руководителем заговорщиков?

15) Кто такой Михаил Андреевич Милорадович?

Следствие по делу декабристов длилось полгода. К ответственности было привлечено 579 человек осуждено 126. Из них 121 сослали на каторжные работы в Сибирь, а пятерых приговорили к смертной казни. Кто же эти пятеро?

1 группа составить характеристику на П.И. Пестеля

2 группа составить характеристику на С. И. Муравьев-Апостола.

3 группа составить характеристику М.П. Бестужева-Рюмина

4 группа К.Ф. Рылеев

5 группа Каховский.

Учитель подводить  детей к пониманию того что, это благородный слой офицеров, которые имели все, но ради отечества готовы были на все даже лишиться того, что имели.

Опрос – беседа по пройденному материалу.

Обсуждают вопросы, проблемные задания в группах.

По ходу ответов заполняют опорный конспект

  1. Потому что в 1825 году умер Александр Первый.
  2. 1 сентября 1825 г. он отправился из СПб в Таганрог, куда должна была прибыть императрица Елизавета Алексеевна. Из Таганрога царь поехал в Крым, где простудился 19 ноября 1825 г. Александр  скончался.
  3. У Александра первого не было детей: умерли в младенчестве.

Согласно закону о престолонаследии трон переходил к его брату великому князю Константину.

  1. Константин в 1823 году отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра Первого.
  2. Александр Первый по непонятной причине не захотел обнародовать этот документ и в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для секретного хранения в Успенском соборе Московского Кремля. Копии манифеста тоже секретно были помещены на хранение в Государственном совете, Сенате и Синоде.
  3. Хранить до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.
  4. Нет, распоряжение императора оставалось секретным и для великого князя Николая Павловича
  5. Члены тайных обществ решили что, сложившаяся обстановку благоприятствуют им, и наметили выступить 14 декабря в день принесения присяги новому императору.
  6. Летом 1826 года

  1.  С.П. Трубецкой

  1. Николай Павлович пригласил к себе полковых генералов и ознакомил их с документами о своем праве на престол. Его единодушно признали правителем и присягнули на верность, затем стали присягать на верность другие воинские части и гражданские лица.

Здесь были все члены Сената и Синода.

  1. Нет. Лейб-гвардии московский полк отказался присягать на верность новому царю и в знак протеста вышел на Сенатскую площадь. Сюда же прибыли восставшие части гренадерского и гвардейского полков.
  2. Как только весть о том что, на Сенатское площади твориться, что то не ладное дошла до Зимнего дворца  к бунтовщикам отправились петербургский митрополит Серафим и младший брат Михаил Павлович.
  3. Они пытались успокоить собравшихся убеждали в необходимости принести присягу.
  4.  Заслуженный генерал герой войны с Наполеоном, которого в войсках знали и уважали, также призвал собравшихся присягнуть Николаю Первому.
  5. Каховский – один из самых активных заговорщиков.

Составляют характеристику по критериям:

1) с какой семьи

2) род занятий

3) звание

4) к какому тайному обществу относились?

Физкультминутка

Встали дружно, потянулись

И друг другу улыбнулись

Декабристам наш поклон

Многократным будет он.

Ведь на площадь они вышли.

Все дворяне молодые

Офицеры – удалые.

В холодный декабрьский день судьба их навек обрекла.

Казнили из них 5-ых

Сослали в Сибирь остальных.

Глубоко теперь вдохнем и урок опять начнем.

Встали, потянулись.

Улыбнулись друг другу.

Поклонились несколько раз

Ножками топают

Честь отдают

Показывают как им холодно

Дают пять друг другу.

Грустно голову опустили

Глубоко вдыхают, садятся.

Региональный компонент

Посмотрите на карту (презентация) скажите, пожалуйста, в какие города Сибири ссылали декабристов?

Раздает материал Декабристы в якутской ссылке.

Предлагает заполнить таблицу на основе данного материала.

Читаем и заполняем таблицу вместе.

Учитель подводить к пониманию, какой вклад в развитие Якутии внесли декабристы.

Заполняют таблицу по тексту.

ФИО

декабриста

Место ссылки

Занятие

А.А. Бестужев - Марлинский

Якутск

Изучал иностранные языки, написал балладу Саатырь, около 30 стихов и очерки о якутской жизни «Исыах»,

«Отрывки о Сибири»

М. И. Муравьев Апостол

Вилюйск

Описал жизнь якутов, открыл школу и обучал детей грамоте, первым начал сажать картошку.

Н.А. Чижов

Олекминск

По мотивам якутского фольклора написал стихи «Нуча» «Воздушная дева», организовал литературный кружок.

П.Ф. Выгодовский

Вилюйск

Зарабатывал на жизнь перепиской и обучением детей грамоте

Закрепление изученного материала.

Учитель подводит учащихся к выводу по эпиграфу урока.

Вспомните, какова была цель урока? Достигли ли мы ее?

Рефлексия

Учитель предлагает ответить на три вопроса, раздает листочки с вопросами.

Продолжить на листочках предложение:

Сегодня на уроке

- мне понравилось……

- больше всего мне запомнилось......

- я не понял (а)……

Домашнее задание

Учитель предлагает  3 задания на выбор.  (соответственно индивидуальному развитию ребенка)

Учитель ставит оценки за урок и комментирует.

Выбирает одно задание на дом.

1)        Написать развернутый ответ на вопрос: «Декабристы - это герои или безумцы» Свою точку зрения обоснуйте.

2)        Работа с документом на странице 68 прочитать и сравнить отношение Николая Первого и Н.А.Бестужева  к декабристам.

3)        §12 прочитать и подготовиться к устному опросу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.

Технологическая карта урока истории. 8 класс.  Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....