Глубокий надежный советский тыл
классный час по краеведению (7, 8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие, посвяенное труженникам тыла в период Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ "СОШ №2" г.Николаевска

Внеклассное мероприятие

 "Глубокий надежный советский тыл…"

Разработал: учитель истории

 Удодова Татьяна Владимировна

Николаевск 2015

  Цели и задачи:

  • гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
  • знакомство детей с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, жизнью людей в это время;
  • развитие способности сочувствовать и сопереживать.

Общие методические указания: Мероприятие приурочено к празднованию 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приемы: 

  • музыкальная композиция;
  • мультимедийная презентация

Место проведения: классный кабинет.

Участники мероприятия: ученики 7-х классов.

Ход мероприятия

Учитель:

"И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остается молодой".

Ведущий1: 9 мая 2015 года в70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живо безмерное страдание военных лет и безмерное мужество народа.

Ведущий 2: Год 1941-й. Июнь... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

Июнь... Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь... Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

 (Звучит музыка, дети танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается,

Танцующие замирают на месте). (Мелодия "Священная война").

Ведущий1:

Сорок первый. Июнь. Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна и на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды на полотнах знамен унося.
 (Дети надевают пилотки).

Ученик 1:

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина.

Тихо сказала: "Вставайте на помощь!"- Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал - Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе - Родина.

Ученик 2: Мы очень не хотели войны. Мы сажали цветы, возводили новые города, растили детей, строили красивый, светлый, незабываемый дом на земле. А пришлось воевать. Замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием - победить. Этого хотели все. И верили, и жили одним - отвести беду. И не жалели для этого жизни.

Ученик 3:

Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Ведущий2: Война огненным смерчем прошла по просторам нашей страны, принесла горе в каждый дом, в каждую семью. На полях сражений и во фронтовом тылу люди теряли безвременно погибших друзей, не щадили себя, отдавали без остатка все свои духовные и физические силы в борьбе с жестоким врагом

Учитель: - Ребята, как вы понимаете, что такое фронт?

(боевое расположение войск, район, где расположены действующие войска).

- А что же такое тыл?

(Место, где нет войны, живет население воюющей страны).

- А кто такой тыловик?

С уходом почти всего мужского населения на фронт, все тяготы войны легли на плечи женщин, стариков и детей, оставшихся в тылу. Жизнь во время войны была трудная, тревожная, голодная и холодная. Особенно страдали дети, непрерывно болевшие от недоедания, а зимой - от пронизывающей стужи. Но и они как могли, вносили свой вклад в дело великой Победы. В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными.

Ученик:

Сороковые годы нас задели,
Ударили по крошечным сердцам.
Мы наших мам видали раз в неделю
И только в снах гостили у отца.
Учились мы, вихрастые, смешные,
Одетые не в шелк, и не в парчу,
Носили ситец, валенки простые,
Не знали с детства слова "не хочу".
Росли, взрослели, бедами делились,
Над похоронкой плакали тайком,
А утром шли учиться, и учились,
Не оставляя детства на потом.

Сценка: (Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет).

Сестра: 

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь, и дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко. Да и кому в стране легко!

Сестра: 

А помнишь блинчики с вареньем, чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б все одна!

Брат: 

Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила,
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго): Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий2: Так же тяжело пришлось в военные годы женщинам. Они пришли на заводы и фабрики, на поля совхозов и колхозов. Женщины работали кузнецами, литейщицами, сели за руль тракторов и комбайнов. Стойкость и мужество, высокое сознание своего гражданского долга проявили женщины в трудный для Родины час испытаний.

Ученик:

Да разве об этом расскажешь.
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын.
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета,
Печали, труды и заботы
Легли на тебя на одну.

Ведущий1: "Все для фронта - все для Победы" – под этим лозунгом наш Николаевский район не только выполнял производственные планы, но и активно оказывал материальную помощь путем сбора одежды, обуви и денежных средств. Так, например, колхозы «Комсомолец» и «Большевик» перечислили 900 000 рублей, колхозы «1 мая» и имени Буденного – 500 000 рублей.  Колхозы «Великий Октябрь», «Пионер» и «Политотделец» - 4 млн рублей и т.д. Председатели колхозов вносили в фонд обороны свои личные сбережения. Председатель «Комсомольца» И.Д.Орлянский внес 25 000 рублей. Помогали все: школы города, организации, просто жители. За время войны в фонд обороны от Николаевского района поступило более 15 млн. рублей. Каждый человек считал своим долгом оказать материальную помощь фронту. Пожилые женщины вязали шерстяные носки и варежки, учащиеся собирали для фронтовиков мыло, конверты, открытки. Население сдавало валенки, фуфайки, шапки, шубы и овчины. Колхозы и совхозы бесперебойно снабжали армию хлебом, мясом и жирами. Помощь фронту была высоко оценена Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным. В район приходили телеграммы с приветом и благодарностью от Красной Армии.

Ведущий2: В эти суровые годы войны многие города стали гостеприимным приютом для писателей, артистов и их семей. В наш город был эвакуирован вместе со своей семьей  М.А Шолохов. Изредка он выезжал на позиции наших частей, но не на передовые… В годы войны М. А. Шолохов был полковником, военным корреспондентом газеты «Правда». 22 июня 1942 года в «Правде» опубликован рассказ за подписью М. А. Шолохова «Наука ненависти».

Ведущий1: Тружеников тыла награждали за героический и самоотверженный труд. Среди наград были: медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета».

Путь к Победе был долог - 1418 дней войны. И каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу - это подвиги беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. 1418 огненных дней и ночей не забыты

И вдруг светлее стало небо.
Пришла к нам весточка : "Победа!"
И нет боёв, и нет войны.

(Мелодия "День Победы")

Ученик 1: 

Аллея Героев! Бетонные плиты, Бетонные стелы стоят...
На них барельефы из бронзы отлиты, военной годины солдат!
Суровые лица... Герои солдаты пришли к нам из огненных лет.
Фамилия, имя... их жизни две даты... И славы немеркнущей свет!
Стоят на аллее в шеренгу солдаты на вечном, бессмертном посту!
Живущие, память хранят о них свято, за то, что сегодня живут!
Живущие, мы перед ними в ответе за мир и спокойные сны,
За то, чтобы внуков и правнуков дети не слышали голос войны.

Ученик 2:

Как тяжело, когда идет война.
Солдаты гибнут, умирают дети.
Я не хочу, чтобы была она
Ни в телевизоре, ни на планете.
Пусть войны на земле тотчас замрут,
И никогда не запылают снова,
И в каждом доме будут счастье и уют
И люди знать не будут слез и горя.

(Дети разворачивают плакат с рисунком).

Ведущий2: Пусть светит солнце, пусть поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда-никогда не свистят пули. Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью.

Ученик:

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

(Песня "Солнечный круг", танец)


Литература:

  1. Б.Л.Пастернак “Стихотворения, поэмы, переводы.” – М. : Правда. 1990.

  1. Калашников В.Г., Тупиков М.Ф. «Земляки». – Волгоград: Комитет по печати, 1995.

  1. Богомолов В., Ананьев А.А. «Версты мужества». – Волгоград: Нижне - Волжское книжное издательство, 1986.

  1. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная Семья"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. Дети читают стихи, участвуют с родителями...

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....

Правила дорожные - правила надежные!

Конкурсная программа по ПДД...

интеллектуальная игра "Правила дорожные -правила надежные"

Тема:  Улица  (для детей 10-12 лет)    Цель игры: формирование умения оперировать терминологией по правилам дорожного движения. Задачи: развивать мышление, внимательн...

"Если выбрала нас глубина..." "Надежный щит и меч родной державы"

Сценарии общешкольных мероприятий, посвященных Дню Подводника.В школе открыт музей "Судьба", в котором представлена экспозиция, посвященная первому экипажу АПЛ К-19 и, в частности, герою-подводнику, б...

Открытое занятие по ПДД "Правила дорожные - правила надежные"

Конспект открытого занятия по ПДД«Правила дорожные - правила надежные»...

Исследовательская работа по теме " Депозит как надежный инструмент для повышения надежности"

Целью данной работы является анализ риска инфляции на депозитах: до востребования и срочных. Данное исследование поможет выстроить определённую инвестиционную стратегию поведения вкладчика....