«Музейная» педагогика как часть интегрированного преподавания»
статья по краеведению на тему

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музейная» педагогика как часть интегрированного преподавания»

Лебедева Татьяна Василевна, учитель ИЗО и МХК МАОУ СОШ№19 г. Балаково

Музейно-педагогическая технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.

Школьный литературно-краеведческий музей им. Н.А.Островского  работает с 1979 года.  Он всегда был важной составляющей внеклассной работы в нашей школе. Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В нашей школе – это литература, краеведение.

Целью  работы  музея является воспитание у учащихся чувства  уважения к истории своей Родины, сохранение культурных традиций своего народа, воспитание интереса к изучению историко-культурных памятников.

 Фонды музея школы  насчитывают более 400  экспонатов,    постоянно действуют зкспозиции: «Преодоление», «Из бабушкиного сундука», «Городской быт ХХ века», «Страницы Памяти», « Наш школьный дом».

В музее реализуются творческие и исследовательские проекты. Одним из самых понравившихся стал проект «День славянской письменности и культуры», на котором были показаны старинные национальные обряды.

Учащиеся ежегодно представляют свои проекты  муниципальном конкурсе проектов «Очумелые ручки», «Мастерица-волшебница»». Проекты наших учащихся постоянно занимают призовые места. Кроме того, результаты проектной деятельности оформляются в виде стендов, альбомов, презентаций,  сами становясь частью музейного фонда или непосредственно экспонатами одной из выставок.

Учителя русского языка и литературы, истории, краеведения, МХК и технологии проводят уроки и  внеклассные  мероприятия в школьном музее. На уроках в музее педагоги пытаются научить своих учеников ощущать  перекличку  эпох, культур, поколений, характеров, то есть своего рода «отражения», «зеркальные версии», обогатить их  жизненный, в том числе и эстетический опыт.  

«Музейная» педагогика как часть интегрированного преподавания

способствует повышению роли самостоятельной работы учащихся, неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого осмысления явлений национальной литературы и культуры. При этом комплексно решаются многие задачи: формирование эстетически грамотного читателя, умеющего формулировать и аргументировать свою позицию, формирование навыков письменного изложения своей точки зрения. На наш взгляд, «музейная» педагогика должна занимать достойное место в педагогической практике, ибо она помогает «сделать культуру частью душевной жизни детей» (Ф.Искандер).

В школьном музее есть выставка «Из бабушкиного сундука», на которой представлены предметы крестьянского быта, есть материалы, рассказывающие «истории» об этих предметах: как они попали в музей, как применялись раньше и т.п. Ребятам интересен и символический смысл, который издревле вкладывался славянами в вышивку или другие предметы обихода. На уроке  «Крестьянское жилище и утварь»  учащиеся «погружаются» в стихию крестьянской избы, ощущают  на своих ладонях прохладу льняного вышитого полотенца, тепло деревянной прялки, шероховатость глиняной посуды…и даже тяжесть ведер с водой на коромысле.

     Школьный литературно-краеведческий музей тесно сотрудничает с краеведческим музеем города,  клубом «Берегиня», центром национальных культур.  На протяжении нескольких лет мы принимаем активное участие в театрализованных праздниках, проводимых совместно учителями  школ муниципального образования и музеем истории города Балаково: «Мы –славяне», посвященному изучению традиций, обычаев и обрядов славянских народов по теме «Древние хранители семейного очага», «Мы – волжане»,изучение традиций, обычаев, обрядов поволжских народов и др.

     Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.

 Наш школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра,  в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности,  предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного)  значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре, технологии  и другим предметам; школьный музей является эффективным средством интеграции основного и дополнительного образования детей.

Литература:

1. Мышева, Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте  – Таганрог, 2007.

2. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети. Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Презентация: Примерные задания к тематическому планированию курса интегрированных занятий по ИЗО и музейной педагогике для учащихся 5 класса по разделу "Язык изобразительного искусства".

Материал презентации  ( в двух частях)  в наглядной форме поможет раскрыть характер заданий для учащихся 5 классов, занимающихся  по курсу интегрированных занятий по ИЗО и музейной педа...

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.   Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:-использовать возможности столичного образования через с...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Презентация на тему "Использование средств музейной педагогики в преподавании истории и краеведения".

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...