Музей одного дня
статья по краеведению на тему

Полунина Марина Алексеевна

Статья посвящена внеклассномму мероприятию по истории и культуре Санкт-Петербурга. На базе школы создаётся музей, который работает один день. Учащиеся приносят семейные реликвии, создаётся дирекция музея. В учебном кабинете оформляется экспозиция музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_odnogo_dnya.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

              Музей одного дня

                                        Учитель истории и культуры СПб

                                                                      ГБОУ СОШ № 549

                                                                      Полунина Марина Алексеевна

  Красносельский район Санкт-Петербурга – один из самых отдаленных от центра города «спальных» районов, где отсутствует сеть государственных музеев. Подобные обстоятельства и желание воспитывать истинных петербуржцев – патриотов привели меня к идее изменить привычный взгляд на музей как на солидный и достаточно далекий «очаг культуры». Приблизить его к школе, к ребенку. Превратить в продукт совместного творчества. Так возникла идея создания Музея одного дня. Он собирается быстро, существует недолго, но оставляет след в памяти учеников. Краткость бытия позволяет экспонатам избежать позорной участи ненужного старья, забытого в пыли на полках.

  Тематика такого музея может быть разнообразной. Важно было обсудить подробности с ребятами, чтобы они стали не просто исполнителями задачи, поставленной педагогом, но захотели взять на себя долю ответственности.

  Итак, озвучивается идея – делаем музей. А какими экспонатами мы его наполним? Понятно, что посетителю должно быть интересно. Его все время должны подстерегать неожиданные открытия. А для этого нам самим придется что-то открыть для себя и суметь показать свои открытия другим людям.

  Мы решили собрать вещи, которые хранятся в семьях школьников и которые хранят память о важных семейных событиях. Сформулировали тему музейной экспозиции: «Дорогие памяти вещи». Главное в нашем музее не официальные документы, а простые предметы, мелочи, сберегавшие домашнее тепло, память.

  Чтобы материализовать эту идею, организовали «Дирекцию музея» из числа заинтересовавшихся школьников. В состав дирекции вошли директор музея и его заместитель (главный менеджер), собиратели коллекции (осуществляют поиск и сбор экспонатов), хранители коллекции (изготавливают информационные этикетки к экспонатам, следят за их сохранностью), дизайнеры (продумывают схему расположения экспонатов, оформления музея), художники-рестовраторы (следят за сохранностью экспонатов, подправляют экспозицию между посещениями групп экскурсантов). Самая многочисленная группа – экскурсоводы. Эти учащиеся составляют свои авторские тексты экскурсий используя небольшие рассказы, которые сопровождали экспонаты. Они же продумывают вопросы и задания к викторинам, которые после экскурсии предлагаются посетителям музея после внимательного рассматривания музейных экспонатов. Ответы на вопросы викторин проверяются организаторами выставки и через несколько часов вывешиваются на видном месте поздравления самым внимательным посетителям музея. Викторины – отличное завершение групповой экскурсии.

  Дирекция музея собирается и начинает уточнять детали будущего мероприятия. Решительный шаг – объявление о сборе экспонатов. В классе это легче сделать устно, заодно ответить на вопросы, прореагировать, заинтересовать. Каждому классному руководителю вручается пригласительный билет и информативная листовка: куда приносить, кому, когда откроется музей и сколько времени будет работать. Непременная гарантия возврата собственности владельцу в целости и сохранности. При сборе экспонатов соблюдались правила музейной культуры: собиратели коллекции регистрировали экспонаты в специальной тетради, присваивали инвентарный номер каждому экспонату.

  Экспонаты собраны. Пришло время составить окончательный план экспозиции: разделы (залы), их названия, схема размещения экспонатов. На очередном заседании дирекции обсуждаются все имеющиеся по этому поводу идеи, принимается решение. Дизайнеры оформляют экспозицию. Оформили несколько отделов: «Отдел редкостей», «Коллекции и коллекционеры», «Взвейтесь кострами», «Старая фотография», «Отдел Славы», «Книги детства».

  Наш музей – это классная комната, превратившаяся в нечто удивительное с помощью тканей, бумаги, музыки. Заранее был составлен график посещения Музея одного дня.

  Закрытие музея стало ярким событием как и открытие. В музей пригласили администрацию школы,организаторов музея, учащихся, которые представили экспонаты в музей, их родителей. Дирекция музея выступила с отчетом перед приглашенными, произошел обмен впечатлениями, зачитали самые интересные отзывы. В торжественной форме раздали экспонаты их владельцам в целости и сохранности и одновременно наградили призами.

  Все. Музей закрытРебята получили ценный опыт общения с материальными памятниками, с людьми. Узнали много нового о мире, о себе. Место для создания нового музея свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

«Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»

«Разработка содержания занятия в школьном музее»Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)...

«Музей одного слова» Дождь. (Проектно-исследовательская работа)

Урок русского языка в 7 классе «Музей одного слова» Дождь.(Проектно-исследовательская работа)", по УМК С.И.Львовой...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"

Методическая  разработка  внеклассного  мероприятия  по литературе  "Экскурсия в  Музей  одного стихотворения»...

Музей одного произведения

Сценарий данной литературной игры могут использовать учителя, ставящие перед собой цель – активизировать интерес к чтению среди учащихся. Мероприятие ориентировано на учащихся 6 класса (экскурсо...