Музей одного произведения
методическая разработка по литературе (6 класс)

Фалина Антонина Васильевна

Сценарий данной литературной игры могут использовать учителя, ставящие перед собой цель – активизировать интерес к чтению среди учащихся. Мероприятие ориентировано на учащихся 6 класса (экскурсоводы Музея), изучивших роман А.С.Пушкина «Дубровский», и на школьников 7-11 классов (посетители Музея; в качестве повторения). Мероприятие можно проводить как внеклассное в рамках проведения предметных недель.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_odnogo_proizvedeniya.docx99.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе;

развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные

навыки учащихся; научить работать в команде.

развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные

навыки учащихся; научить работать в команде. 

Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;

способствовать развитию наблюдательности  и внимательного отношения к

деталям произведения; создавать необходимые условия для развития

эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений

как средства нравственного воспитания. 

Оборудование: компьютер, мультимедиа ,выставка книг и  детских

иллюстраций к прочитанным книгам. презентация,  наглядный материаЗадачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;

способствовать развитию наблюдательности  и внимательного отношения к

деталям произведения; создавать необходимые условия для развития

эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений

как средства нравственного воспитания. 

Оборудование: компьютер, мультимедиа ,выставка книг и  детских

иллюстраций к прочитанным книгам. презентация,  наглядный материа

Литературная игра для 6 класса

Музей одного произведения.

(по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Автор работы: Фалина Антонина Васильевна, учитель русского языка, литературы, В КК,  МАОУ Гимназия №1 го Сухой Лог Свердловской области.

Описание: Сценарий данной литературной игры могут использовать учителя, ставящие перед собой цель – активизировать интерес к чтению среди учащихся. Мероприятие ориентировано на учащихся 6 класса (экскурсоводы Музея), изучивших роман А.С.Пушкина «Дубровский», и на школьников 7-11 классов (посетители Музея; в качестве повторения). Мероприятие можно проводить как внеклассное в рамках проведения предметных недель.
Цель игры:

В игровой форме закрепить полученные на уроках литературы знания учащихся по изученному литературному произведению (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»);

Развивать живой  интерес к чтению, внимание, коммуникативные навыки, речь;

Способствовать развитию творческих способностей школьников.

Задачи: 

Повысить уровень мотивации к изучению литературы;

Способствовать развитию наблюдательности к деталям произведения;

Создавать условия для развития эмоциональной сферы учащихся;

Использовать содержание произведения как средство нравственного воспитания.

Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

Подготовительная работа:

- прочитать и проанализировать произведение (на уроках литературы);

- создать творческие группы по подготовке экспозиции Музея и написанию сценария экскурсии;

- оформить экспозицию.

Оборудование:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- музейные экспонаты, оформленные экспозиции;

- карточки для игры-кластер;

- «дупло», листочки (стикеры), ручки для  написания отзывов об экскурсии

Ход игры

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе;

развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные

навыки учащихся; научить работать в команде. 

Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;

способствовать развитию наблюдательности  и внимательного отношения к

деталям произведения; создавать необходимые условия для развития

эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений

как средства нравственного воспитания.

Звучит музыка старинного романса. (Ребята разных классов приглашаются  на экскурсию (в каб.№19).  «Билетеры» выдают БИЛЕТЫ и пропускают на экскурсию)

1 экскурсовод (у дверей кабинета). Добрый день, уважаемые гости, счастливые обладатели билетов!  Мы приглашаем вас провести несколько минут в необычном музее – в музее, экспозиция которого посвящена всего одному произведению   - роману Александра Сергеевича Пушкина.

2 экскурсовод.  О каком романе пойдет речь,  вы узнаете, разгадав  (головоломку)

      (головоломка перед входом в кабинет)

(Посетители приглашаются в Музей)

1 экскурсовод. Пушкин – это яркое имя сопровождает нас всю жизнь. Мы произносим его с особым волнением, трепетом и гордостью. Впервые мы слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать. Мир пушкинских произведений живет с нами и в школьные годы. Трудно найти человека, который не знал бы героев произведений Пушкина. А уж имя Дубровского знает, наверное, каждый второй человек, живущий на Земле.

2 экскурсовод.  Русский писатель Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в повести «Дубровский»».

  1. Экскурсовод.  К самой главной  и ценной  экспозиции нашего Музея мы пройдем через  несколько залов. Просим быть очень внимательными, так как в конце экскурсии вас ожидает сюрприз.
  2. Экскурсовод . Итак, мы попадаем в зал, материалы в котором собраны и любезно предоставлены  учениками 6 А класса, с интересом  прочитавшими на уроках литературы  роман.
  3. Экскурсовод .  При чтении  произведения обнаружились некоторые загадки. А чтобы разгадать их, мы обратились к биографии писателя и к истории создания романа.  (На стене – портрет Пушкина, фотографии различных ранних  изданий романа, современные книги, ноутбук с  учебным фильмом о Пушкине)
  1. Экскурсовод . Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что у Пушкина это произведение очень долго названия не имело. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года» (это дата начала работы над романом). Последняя же глава была дописана 21 октября 1833 года. А названия все еще не было.  Кто же тогда  помог Пушкину дать  название этому роману?  
  2. Экскурсовод . Оказывается, в основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным (экскурсовод указывает на портрет Нащокина), рассказавшим про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский», который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Нащокин сам  видел этого Островского в остроге. И будучи под сильным впечатлением, предложил Пушкину назвать «сию повесть» именем главного героя.
  3. Экскурсовод . Дворяне жили в своем поместье, занимались хозяйством, ездили, друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина «барин», хозяйку – «барыня», а детей –«барчуками» или «барчатами».

Здесь (экскурсовод указывает на старинные черно-белые фотографии  дворянских усадеб) представлены старинные фотографии бедной  усадьбы Дубровских в селе Кистенёвка  и богатой, со вкусом оформленной усадьбы Троекурова  в имении Покровское. («Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали, извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи, возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня».  

  1. Экскурсовод.  И наконец, наша главная экспозиция Музея одного произведения.

  1. Экскурсовод. Вы попали в удивительный  мир вещей, вещей не простых, а принадлежавших героям  знаменитого романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».      Поскольку действие романа происходит в 19 веке, многие экспонаты, бережно сохраненные или  самостоятельно реконструированные  и любезно  предоставленные музею учениками нашего класса, помогают представить  читателю реальную атмосферу исторически далекого от нас времени.
  2. Экскурсовод .  Вы видите  письмо Андрея Гавриловича Дубровского, написанное бывшему товарищу и другу Троекурову Кириле Петровичу. После этого письма читатель понимает, что к дружбе, или хотя бы просто к добрым соседским отношениям эти два помещика уже не вернутся.
  1. Экскурсовод . «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»  Именно эта колода карт всегда была при себе у Владимира  Дубровского в период его жизни в Петербурге. Но беззаботную петербургскую жизнь Владимиру пришлось оставить, так как ссора двух помещиков – Троекурова и Дубровского  стала приобретать угрожающий характер.
  2. Экскурсовод .  Многие писатели  19 века для придания занимательности своему повествованию  использовали прием «переодевания».  Главный герой такого произведения был неизменно красив, честен, благороден, смел, а заканчивался авантюрный роман победой главного героя.  Пушкин тоже «переодевает» молодого Дубровского, чтобы поместить его в дом Троекурова.    Во что мог быть одет и обут Владимир Дубровский? (из предложенных вариантов отберите верные)

мундир;  лапти; сапоги; картуз; куртка; цилиндр; сюртук; брюки; порты; тулуп; перчатки; галстук; жилет; шуба.  Экскурсовод проводит  ИГРУ –КЛАСТЕР.

  1. Экскурсовод .  Нашлись в нашем классе мастера оружейных дел. Они по старинным чертежам  и по материалам романа воссоздали  образцы  пистолетов, которые в разное время действия в романе держал в своих руках Владимир Дубровский и его крестьяне, ушедшие в леса, мстить за своего барина .
  1. Экскурсовод.  А вот пяльца, на которых, сидя у окна, вышивала Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского. Ответом на эту записку стало любовно оформленное Машей  письмо (Письмо Маши)
  2. Экскурсовод.  Картинная галерея Музея богата несколькими живописными полотнами. Это великолепный портрет матери Владимира Дубровского; именно этот портрет не хотел Владимир оставлять чужим  в доме, отобранном Троекуровым.                                                          Замечательный профиль Марии Кирилловны, сохранившийся в личных вещах Владимира Дубровского.                                                          Парадный портрет самого Владимира Андреевича Дубровского.
  3. Экскурсовод Литературный зал нашего музея собирает творческих людей. Сегодня у нас в гостях поэты 6А класса, по-своему увидевшие события и героев романа «Дубровский». Поэты пришли на встречу со своими стихами. Вам слово.  («поэты» читают свои стихи).  

Актриса театра «Призма» Мария Хорькова представляет вашему вниманию фрагмент театральной постановки по роману «Дубровский»

                                  Обратите внимание  на печатную продукцию, которой располагает наш музей. Это различные буклеты, брошюры, также созданные творческими учениками 6А класса.

Экскурсовод в интерактивном зале . А теперь – обещанный вам сюрприз. Приглашаем вас в интерактивный зал Музея, где вам самим можно создать  экспозицию,  посвященную ЦИФРАМ, связанным с сюжетом романа  (посетители устанавливают связь фрагментов романа с числами, используемыми в произведении с помощью интерактивной доски).

1)   70      (Столько душ крестьян было у Дубровского)

2)  1 кошка  (Столько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского)

3)  10 тысяч рублей  (Столько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы)

     4) 23 года, 12 лет, 18 лет  (23 года  было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию; 18 лет  было Маше; через 12 лет Владимир  Дубровский  возвратился к себе на родину)

    5) 3000 душ   (Столько душ крепостных крестьян было у князя Верейского)

    6) 1 октября ( в этот день именины Маши)

Благодарим вас за внимание.  В качестве отзыва о работе Музея одного произведения просим вас в дупло дерева положить записку, в которой вы напишете свое мнение о нашей экскурсии по Музею. Спасибо.

Приложение 1. Таблички для экспонатов

Цилиндр

Владимира Андреевича Дубровского

Многочисленные собаки

К.П.Троекурова

«числом пятьсот»

Пистолеты

Владимира  Дубровского

и

его товарищей-разбойников

Трубка,

которую любил покурить Кирила Петрович

Портрет матери

Владимира

Дорогой табак к трубке Троекурова

Письмо,

написанное  Владимиром Дубровским

Маше Троекуровой

Драгоценности

семьи Троекуровых

Колода карт,

принадлежавшая

Владимиру Дубровскому,

петербургскому повесе

Пяльца

Маши Троекуровой , на которых она вышивала, когда получила письмо от Владимира Дубровского

Письмо,

написанное Андреем Гавриловичем Дубровским Троекурову

Портрет Маши,

сохранившийся в вещах Дубровского

Обложка

Журнала «Современник»,

 в котором был напечатан роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Шарф и веер ,

принадлежавшие Маше

Медведь,

 застреленный Владимиром в доме Троекурова

Шкатулка,

в которой Маша хранила заветное кольцо

 Владимира Дубровского

Гусиное перо,

которым написано было письмо Троекурову

Охотничий нож

Троекурова

Пистолет (дамский),

бывший у Дубровского, приехавшего в дом Троекурова под именем учителя Дефоржа.

Из этого пистолета Владимир застрелил медведя

Салфетки,

связанные

Марьей Кириловной

Приложение 2. Музейные экспонаты («Картинная» галерея Музея)

К.П. Мазер. П. В. Нащокин.1839

Рис. 1. К.П. Мазер. П. В. Нащокин.1839

Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов

Рис. 2. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов

Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов

Рис. 3. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов

 Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов

Рис. 4. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ образов героев одного произведения

Обучение школьников сравнительному анализу образов на примере произведений  "Кавказский пленник"  Л.Н. Толстого и "Дубровский" А.С. Пушкина....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс...

«Музей одного слова» Дождь. (Проектно-исследовательская работа)

Урок русского языка в 7 классе «Музей одного слова» Дождь.(Проектно-исследовательская работа)", по УМК С.И.Львовой...

Музей одного дня

Статья посвящена внеклассномму мероприятию по истории и культуре Санкт-Петербурга. На базе школы создаётся музей, который работает один день. Учащиеся приносят семейные реликвии, создаётся дирекция му...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"

Методическая  разработка  внеклассного  мероприятия  по литературе  "Экскурсия в  Музей  одного стихотворения»...