«Музей одного слова» Дождь. (Проектно-исследовательская работа)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка в 7 классе «Музей одного слова» Дождь.(Проектно-исследовательская работа)", по УМК С.И.Львовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Музей одного слова» Дождь.

(Проектно-исследовательская работа)

Цель: 

  • Социализация учащихся в социально значимой и одобряемой деятельности, развитие информационно-коммуникативной и социальной компетентностей.

Предметные: 

  • формирование навыков проектирования у учащихся;
  • развитие навыка работы со словом как единицей языка;
  • совершенствование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование ИКТ-компетентности;
  • развитие навыков и умений ориентации в информационном пространстве, презентации результатов;
  • подготовка к выполнению задания С ОГЭ по русскому языку.

Личностные: 

  • воспитание любви к родному языку;
  • воспитание интереса к изучаемому предмету через нестандартные формы работы;
  • формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата учебно-практической деятельности.

Метапредметные: 

  • формирование познавательного интереса учащихся;
  • развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции;
  • обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира;
  • развитие навыков работы в нестандартных учебных ситуациях;
  • формирование умения планирования хода учебной деятельности;
  • развитие навыков анализа;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование умения высказывать и обосновывать свою точку зрения

I.Организационный момент

Ребята, у нас много гостей! Вы знаете, гостей встречают достойно. Постарайтесь!

1. Любое слово появляется в языке не просто так – оно заключает в себе определенное видение человеком мира.

«Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла»,- считал Н.Заболоцкий. (Слайд 1).

-Сегодня, согласно заданию упражнения 480,  мы постараемся разглядеть, что скрыто в бездонной мгле слова «дождь». (Слайд 2, упражнение 480).        

- Мы проведем мини- исследование «Музей одного слова». Вами проделана большая подготовительная работа, результаты которой  вы продемонстрируете. Оформим  проект в виде альбома и презентации к нему. (Слайд 3).

II. Актуализация  знаний

 -  Вспомним, как строится  мини- исследование. Слайд 4)                

        1. Введение (обоснование исследования, предмет и объект  исследования, гипотеза, цель, задачи, методы, практическая значимость).

        2.Теоретическая часть (фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный и словообразовательный, этимологический, морфологический  анализ слова  - работа со словарями).

        3. Практическая часть (жизнь слова в литературе и искусстве).

        4.Заключение.

- Исходя из этапов, вы работали  в  группах: теоретики(1,4), лингвисты(2), искусствоведы(3) и технические редактора.

III. Создание проекта «Музей одного слова»

Приступаем к созданию проекта

Теоретическая часть

1. Слово теоретикам. Презентация ответа теоретиков (Слайд 5)

Предмет  исследования: слово «дождь»                                                              Объект исследования: лингвистические словари, тексты художественных произведений, фольклор, произведения живописи и графики, музыкальные произведения.

Гипотеза: возможно создать музей  даже отдельно взятого слова.                                  Цель: создать «музей» слова «дождь».                                                             Задачи:                                                                                                                1)Произвести грамматические разборы слова «дождь», используя лингвистические словари.                                                                                        2) Рассмотреть жизнь слова в литературе  искусстве.                                                3) Составить комплексное представление слова (презентацию).        

Методы исследования:  лингвистический анализ, чтение текстов, работа со словарями.

Практическая значимость: подготовка к выполнению задания части С ОГЭ по русскому языку в 9 классе.                                                   

2. Презентация ответа лингвистов

  1) Фонетический разбор: старомосковское (дощ*) заменилось на современное (дошт*), по орфоэпическому словарю под редакцией Р.И.Аванесова употребительны оба варианта. (Слайд 6)                                                                                          2) Лексический разбор:   из толкования слова, данного Далем и Ожеговым, мы узнали, что слово дождь обладает, кроме прямого,  переносным значением и именно в этом значении его используют чаще. Антоним – вёдро. Этимология: слово «дождь» – типичное для славянских языков. Поскольку оно образовано на основе индоевропейского слова со значением «распыляться в воздухе», слова с той же основой имеются в языках других родственных славянской группе. Например, норвежском, шведском. (Слайд 7)                                                                                3) Фразеологические обороты.        

Фразеологизмы к слову дождь связаны с понятием обилия, богатства. Это не случайно, так как с обильными осадками (но не чрезмерными) всегда связывался хороший урожай, а значит – богатство. (Слайд 8)                                        4) Морфемный и словообразовательный разборы: все слово равняется корню, является производящей основой для словообразовательного гнезда         (Слайды 9,10,11)        

5) Морфологический разбор         (Слайд 12)        

                                       

Практическая часть

        Слово учителя

   Мы получили исчерпывающую  информацию  о языковых особенностях слова «дождь», но оно ведь служит не только объектом изучения лингвистики.        Известный русский  поэт  Осип  Мандельштам считал, что  «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку».         И мы рассмотрим жизнь слова в литературе и искусстве.        

3. Презентация ответа искусствоведов

        1)Важные явления в жизни человека отражаются в мифах. Есть ли  мифы о дожде? (Слайд 13)        

(Из мифологического словаря мы узнали, что основным мифом славянской мифологии является миф о поединке бога грозы Перуна с его демоническим противником Велесом, обитающим на земле и имеющим змеевидную природу. Победа Перуна знаменуется дождем, обеспечивающим плодородие земли. Дождь —объект почитания и магического воздействия. Удивило, что власть над дождем приписывают покойникам, в частности – утопленникам.)                                                        

        3) Эпитеты к слову «дождь». ( Работа со словарем эпитетов).         (Слайд 14)        

        (Если учесть, что в жизни русичей, издревле занимающихся земледелием, дождь играет одну из важных ролей, то нас не удивило, что эпитетов для его описания множество, причем большинство – с положительной окраской.)

        4) Рифмы к слову «дождь».         (Слайд 15)                                                                (Как это ни странно, но подобрать рифмы к слову дождь оказалось очень сложно. Если не использовать глагольную рифму, то набор слов будет совсем скудный. Даже в мультфильме «Рифма к слову дождь» подобрать созвучие оказалось сложнее, чем друга приобрести.)

5) Слово «дождь» в различных жанрах фольклора: пословицы, поговорки, , загадки, заклички,  приметы.         (Слайд 16)        

(Поскольку дождь всегда почитается среди народов, живущих земледелием, то в фольклоре большое количество песен, закличек, обрядов, связанных с дождем. Особо любим жанр загадки. Эту же традицию перенимает литература: и в поэтических, и в прозаических текстах  слово с успехом функционирует и по сей день.)

6) Дождь в литературе  (Слайд 17)        

7) Дождь в живописи, графике  (Слайды 18-22)        

В процессе подготовки вы могли наблюдать большое количество художественных работ разного рода (живопись, рисунок, графика, фотография, компьютерный дизайн…), и это не случайно.

8) Дождь в музыке (Слайд 23).        

-Почему в искусстве так часто обращаются к теме дождя?

 (Понятие, и само явление востребованы в искусстве, если нужно выразить грусть, задумчивость, одиночество…)

  IV. Рефлексия

 Чтобы выразить свое отношение  к дождю, составьте синквейн со словом «Дождь»  (Слайд 24)            

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

          -  Получили ли  вы новые знания?                                                                         -   Сумели ли  показать свои знания?                                                                -  Хочется ли вам продолжать работу со словами?                                                                                                           

V.Заключение         (Слайд 25)        

Теоретики:

Проведя исследование, мы можем сделать вывод, что слово «дождь» всегда входило в активный запас лексики русского языка. До сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает  переносное  значение. Как видим, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

В результате нашей работы со словом мы

  • закрепили навыки работы с различными  типами  словарей;
  • познакомились с историей слова, поняли, что оно всегда будет востребовано, потому что в языке появилось не случайно;
  • доказали, что возможно создать музей даже одного слова, так как его можно рассматривать с различных точек зрения.

 VI. Подведение итогов         (Слайд 26)        

Слова Заболоцкого: «Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла», то  продолжить можно строчками  Анны Ахматовой: 

А бездна та манит и тянет,

И ввек не доищешься дна.

Мы живем среди бесконечного моря слов с многообразием значений, которые  и определяют нашу жизнь, поэтому всегда  следует помнить строки стихотворения Солоухина:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Того, кто слушает тебя.                                                                                      Помните об этом, ребята!

V. Домашнее задание:

Сочинение –миниатюра «Музей какого слова я бы хотел(а) открыть и почему».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Музей одного дня

Статья посвящена внеклассномму мероприятию по истории и культуре Санкт-Петербурга. На базе школы создаётся музей, который работает один день. Учащиеся приносят семейные реликвии, создаётся дирекция му...

ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"

Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

  Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...

Исследовательский проект учащегося "Портрет одного слова" ( слово "НАРОД")

Данный проект ориентирован на КОМПЛЕКСНОЕ описание самостоятельного слова. В современной лингвистике такой подход, по определению ведущего специалиста Академии наук Юрия Сергеевича Степанова, называют...