Внедрение во внеурочную деятельность модуля "Святыни земли Волгоградской"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по духовно-нравственному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Программа внеурочной деятельности «Святыни земли Волгоградской» |
Духовно-нравственное направление. 5 класс |
|
Волгоград, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения программы «Святыни земли Волгоградской» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования учащихся. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
Цель программы: познакомить учащихся с великими святынями Волгоградской области
В процессе изучения программы «Святыни земли Волгоградской» ставятся следующие задачи:
- формирование представления об идеалах святости, которые могли бы стать духовно-нравственным ориентиром в жизни детей;
- формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края путем ознакомления с биографиями выдающихся личностей, с памятниками храмового зодчества и иконописи и др.
- воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, смягчению нравов, духовному росту личности
- дополнить образовательный минимум по предмету «Историческое краеведение» в основной школе;
- учить школьников работать с дополнительным историческим материалом
Ключевые понятия программы: духовность, святость, храмы, святые
Программа рассчитана на 1 год, всего 34 часа, предназначена для учащихся 5-х классов.
Программа внеурочной деятельности «Святыни земли Волгоградской» имеет духовно-нравственную направленность. Курс соприкасается с базовыми предметами «История», «Обществознание», «Литература», «МХК». Многие понятия курса встречаются при изучении основных дисциплин, знакомы ученикам из личного опыта.
В процессе слушания курса в соответствии с программой дети приобретают знания:
- о выдающихся представителях волгоградского духовенства, их трудах и добродетелях;
- об истории и архитектурных особенностях известных волгоградских храмов;
- об истории храмов, находившихся на территории Волгоградской области;
- о подвигах земляков, чьи имена увековечены в мемориалах
Приобретаются умения:
- высказывать суждения этического характера;
- анализировать свои поступки и мотивы поведения;
- осуществлять самостоятельное толкование нравственных коллизий жизни и событий окружающей действительности
Основные формы и методы организации учебных занятий:
• индивидуальная, групповая и парная работа в классе и самостоятельно;
• дискуссии, беседы; круглые столы
• работа с текстами источников;
• составление карты расположения монастырей;
• подготовка презентаций, использование интернета;
• конференция с презентацией результатов исследования
- экскурсии по святым местам
В основе преподавания курса «Святыни земли Волгоградской» реализуются различные методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, метод обобщения и др.
Уроки проводятся в следующих формах: урок-лекция, урок-путешествие, урок-экскурсия; комбинированный урок с элементами практической работы, урок - аукцион знаний, видео-урок. Итогом изучения курса может стать защита рефератов, исследовательских работ.
Техническое оснащение для реализации программы: мультимедийный проектор, компьютер, видеотехника, экран, интернет.
Наглядный материал: фото архитектурных и изобразительных памятников, книги, репродукции икон
Содержание курса.
1. Введение. Понятие святости и святыни.
2. Святыни Волгоградской области - православные храмы.
3. Святыни Волгоградской области - православные монастыри
4. Другие святыни Волгоградской области
5. Купола Волгограда
Учебно-тематический план:
№п/п | Раздел, темы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторных | Внеаудиторных | |||
I | Введение. Понятие святости и святыни | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | |
II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Святыни Волгоградской земли – православные храмы Храмы Волжского округа Храмы Иловлинского округа Храмы Калачевского округа Храмы Камышинского округа Храмы Михайловского округа Храмы Новоаннинского округа Храмы Палласовского округа Храмы Урюпинского округа Храмы Фроловского округа | 8 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Святыни Волгоградской области – православные монастыри Свято-Духовский мужской монастырь Свято-Архангельский мужской монастырь Преподобных Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь Михаило-Архангельское Архиерейское подворье Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь Ахтырский Божией Матери женский монастырь Свято-Вознесенский Дубовский женский монастырь Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь | 9 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
IV 1 2 3-4 | Другие святыни Волгоградской области Урюпинская икона Божией Матери Мощи священномученика Николая Попова Святые источники | 2 | 2 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
V 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Купола Волгограда Храмы Красноармейского района Храмы Кировского района Храмы Советского района Храмы Ворошиловского района Храмы Центрального района Храмы Дзержинского района Храмы Краснооктябрьского района Храмы Тракторозаводского района Плавучие храмы | - | 9 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
1 | Итоговое занятие «Волгоградских куполов златоглавье. …И возродился храм» | 1 |
Список литературы:
- Опыт православной педагогики. Сост. А. Стрижев, С. Фомин. / М.: Изд-во «Литературная учеба», 1993г
- Святыни России. Автор Р.Алдонина./ М.: Изд-во «Белый город», 2004г
- Подборка еженедельных журналов «Православные монастыри», разрешенных к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви./ М. Изд-во ООО «Де Агостини». 2009, 2010гг
Список сайтов:
2. http://sobory.ru/geo/state/38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Язык Земли»
Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому...
Программа внеурочной деятельности "Коми земля твоя и моя".
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личнос...
Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"
Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование....
Авторская программа внеурочной деятельности "Уголок земли родной" (презентация)
В презентации даны основные направления, формы, методы внеурочной деятельности, тематическое планирование. Авторская программа составлена для 6 класса....
ТЕХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»
Конспект неклассного занятия...