Внедрение во внеурочную деятельность модуля "Святыни земли Волгоградской"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Шестункина Дина Александровна

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по духовно-нравственному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа внеурочной деятельности

«Святыни земли Волгоградской»

 Духовно-нравственное направление.  5 класс

 

Волгоград, 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения программы «Святыни земли Волгоградской» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования учащихся. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

Цель программы: познакомить учащихся с великими святынями Волгоградской области

В процессе изучения программы «Святыни земли Волгоградской» ставятся следующие задачи:

  • формирование представления об идеалах святости, которые могли бы стать духовно-нравственным ориентиром в жизни детей;
  • формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края путем ознакомления с биографиями выдающихся личностей, с памятниками храмового зодчества и иконописи и др.
  • воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, смягчению нравов, духовному росту личности
  • дополнить образовательный минимум по предмету «Историческое краеведение» в основной школе;
  • учить школьников работать с дополнительным историческим материалом

Ключевые понятия программы: духовность, святость, храмы, святые

Программа рассчитана на 1 год, всего 34 часа, предназначена для учащихся 5-х классов.

Программа внеурочной деятельности «Святыни земли Волгоградской» имеет духовно-нравственную направленность. Курс соприкасается с базовыми предметами «История», «Обществознание», «Литература», «МХК». Многие понятия курса встречаются при изучении основных дисциплин, знакомы ученикам из личного опыта.


В процессе слушания курса в соответствии с программой дети приобретают знания: 
- о выдающихся представителях волгоградского духовенства, их трудах и добродетелях;

- об истории и архитектурных особенностях известных волгоградских храмов;

- об истории храмов, находившихся на территории  Волгоградской области;

- о подвигах земляков, чьи имена увековечены в мемориалах 

Приобретаются умения:
- высказывать суждения этического характера;

- анализировать свои поступки и мотивы поведения;

- осуществлять самостоятельное толкование нравственных коллизий жизни и событий окружающей действительности

Основные формы и методы организации учебных занятий:

     индивидуальная, групповая и парная работа в классе и самостоятельно;

     дискуссии, беседы; круглые столы

     работа с текстами источников;

     составление  карты расположения монастырей;

     подготовка презентаций, использование интернета;

     конференция с презентацией результатов исследования

  •  экскурсии по святым местам

В основе преподавания курса «Святыни земли Волгоградской» реализуются различные методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, метод обобщения и др.

Уроки проводятся в следующих формах: урок-лекция, урок-путешествие, урок-экскурсия; комбинированный урок с элементами практической работы, урок - аукцион знаний, видео-урок. Итогом изучения курса может стать защита рефератов, исследовательских работ.

Техническое оснащение для реализации программы: мультимедийный проектор, компьютер, видеотехника, экран, интернет.

Наглядный материал: фото архитектурных и изобразительных памятников, книги, репродукции икон


Содержание курса. 

1. Введение. Понятие святости и святыни. 
2. Святыни Волгоградской области - православные храмы.

3. Святыни Волгоградской области - православные монастыри

4. Другие святыни Волгоградской области

5. Купола Волгограда

Учебно-тематический план:

№п/п

Раздел, темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторных

Внеаудиторных

I

Введение. Понятие святости и святыни

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Святыни Волгоградской земли – православные храмы

Храмы Волжского округа

Храмы Иловлинского округа

Храмы Калачевского округа

Храмы Камышинского округа

Храмы Михайловского округа

Храмы Новоаннинского округа

Храмы Палласовского округа

Храмы Урюпинского округа

Храмы Фроловского округа

8

1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Святыни Волгоградской области – православные монастыри

Свято-Духовский мужской монастырь

Свято-Архангельский мужской монастырь

Преподобных Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь

Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

Михаило-Архангельское Архиерейское подворье

Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь

Ахтырский Божией Матери женский монастырь

Свято-Вознесенский Дубовский женский монастырь

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь

9

1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

IV

1

2

3-4

Другие святыни Волгоградской области

Урюпинская икона Божией Матери 

Мощи священномученика Николая Попова

Святые источники

2

2

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

V

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Купола Волгограда

Храмы Красноармейского района

Храмы Кировского района

Храмы Советского района

Храмы Ворошиловского района

Храмы Центрального района

Храмы Дзержинского района

Храмы Краснооктябрьского района

Храмы Тракторозаводского района

Плавучие храмы

-

9

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

1

Итоговое занятие «Волгоградских куполов златоглавье.

…И возродился храм»

1

Список литературы:

  1. Опыт православной педагогики. Сост. А. Стрижев, С. Фомин. / М.: Изд-во «Литературная учеба», 1993г
  2. Святыни России. Автор Р.Алдонина./ М.: Изд-во «Белый город», 2004г
  3. Подборка еженедельных журналов «Православные монастыри», разрешенных к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви./ М. Изд-во ООО «Де Агостини». 2009, 2010гг

Список сайтов:

1. http://www.volgaprav.ru/

2. http://sobory.ru/geo/state/38

3. http://russian-church.ru/viewcat.php?cat=volgograd

4. http://gis.miroznai.ru/hram.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Язык Земли»

Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний  представлены знания по истории, этнографии, русскому...

Программа внеурочной деятельности "Коми земля твоя и моя".

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личнос...

Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"

Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование....

Авторская программа внеурочной деятельности "Уголок земли родной" (презентация)

В презентации даны основные направления, формы, методы внеурочной деятельности, тематическое планирование. Авторская программа составлена для 6 класса....