Исследовательская работа "Кологривские святыни"
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс) на тему

Хробостова Елена Валерьевна

В данной работе ученик изучает историю создания храмов в Илешевской волости. Кроме того он изучает храмовую архитектуру и живопись. Изучая историю возникновения храма, ученик пытается понять душу русского крестьянина, его духовные корни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tserkov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МУК «Центр народного творчества и туризма «Горница».

Направление: «Историко-краеведческое исследование по истории Костромской епархии»

Исследовательская работа на тему:

Работу выполнил ученик 10 класса

 МОУ Илешевской средней общеобразовательной

школы Хробостов Алексей.

Костромская область, Кологривский район,

пос. Красный Бор

Руководитель: Хробостова Е. В

Приход – погост Илешево.

     Около церкви в селе Илешево я бывал, наверное, сотни раз. Первый раз - еще совсем ребенком. Всегда меня переполняло какое-то удивительное ощущение: глаза устремлялись ввысь, к солнцу, к небу, к светлому куполу, и мысли становились добрыми, хорошими: хотелось пойти куда-то далеко, сделать что-то настоящее и полезное.

   Сейчас я понимаю, что все мои мысли и ощущения становились такими прекрасными благодаря святому месту, месту, которое подчеркивает какое-то удивительное сочетание  красоты внешней и внутренней, силы духовной и физической.

    Цель моей работы: изучая историю возникновения храма на Илешевской земле, его архитектуру, живопись, понять душу русского крестьянина, постичь его духовные корни.

   Задачи:

- проследить историю становления духовности на нашей Кологривской земле;

- изучить историю архитектуры и живописи в наших храмах конца 18 – начала 19 века;

- отметит роль храма в жизни русского крестьянина, в развитии кологривского народа.

 

                                                      1

  Свое повествование я хочу начать с деревянной церкви Ильи, которая упоминается в прописной книге в 1616 году. В ней записано: «Погост, а на нем церковь Ильи Пророка, теплая, деревянная, с трапезной. На погосте же двор пономаря Ильи Микотина, двор просвирницы Дарьи, две кельи нищих, а питаются они от церкви Божией, и служит у той церкви поп Василий, а живет он в деревне Мичурино».

   Фундамент у старой деревянной церкви был каменный. Складывали камень к камню известью, разведенной в творилах с песком и водой. Скрепляли по семь кирпичей сразу и только потом ложили в общую кладку.

   Лес на постройку определяли по звуку, стуча обухом топора по бревну. Самым почетным деревом считалась сосна, стройная, мелкослойная, золотистая, срубленная в зимнюю пору.

   Рубили храм без зауголков, «в лапу», или, по-местному, «в замок». Простояла эта церковь около полутора сотен лет и сгорела в одночасье от сильного пожара во второй половине 18 века.

    Сейчас на ее месте  - четыре старых сосны таинственно и печально задумчиво венчают реку своей трехкрылой кроной.

   

   Богоявленская (с престолами Илии Пророка и мучеников Флора и Лавра) каменная церковь построена в 1796 году, и тут же другая, Никольская, обе ниже по течению реки Унжи от древнего деревянного храма на расстоянии ста метров. Священниками в этих храмах несли службу Иоанн Кондорский, Федор Кириллович Ильинский, Василий Панов,  дом которого стоял в Вешнякове, затем был перевезен в деревню Зеленино.

  Обе церкви говорят о большом мастерстве наших предков, об их трудолюбии, выносливости, изрядной физической силе. Все при строительстве делалось вручную, без всякой техники, при соблюдении одного закона: «как мера и красота покажут».

    Высокий цоколь обеих церквей выложен из камня, стены – из белого кирпича размером 32,5 – 16 – 7 сантиметров, весом около восьми килограммов. Чтобы сделать кладку в нижней части здания водонепроницаемой, в известь добавляли молоко или льняное масло, образовывавшее казеиновое мыло и защищающее кладку от влаги.

   Если Никольская церковь относится к разряду малых, то Богоявленская – к разряду больших приходских храмов.

   Эта церковь, несколько громоздкая на вид, увенчана была трехъярусной колокольней и заканчивалась маленькой главкой с крестом. На первом и втором ярусах ее, прорезанных пролетами, были укреплены колокола, их было тринадцать, позднее – пятнадцать. На третьем пролете располагался самый большой колокол.

    Ввиду того, что звонница Богоявленской церкви находилась на берегу реки, что также усиливало ее акустические достоинства, звон колоколов, как говорят старожилы, можно было слышать на расстоянии двенадцати километров.

2

 Он славился своей мелодичностью и замечательным подбором тона.                            

    Каждый колокол на колокольне имел свое название: егорьевский, акимовский, будничный, красный, ионовский, слабый и другие. Звонари обучались звону с детства и на слух.

   Работу мастеров по ковке железа можно было увидеть, осмотрев решетчатые ворота - «затворы», с «репьями» на пересечениях, укрепленные при входе в церковь (это вторые двери), а первые, массивные глухие двери, были окованы полосами железа, вместо ручек у них крепились звериные маски с кольцами. Вход в храм оформлен как портал, но скромно, одним полуовалом.

    От дверей проходишь в обширный одноэтажный храм, имеющий форму  вытянутого прямоугольника. К нему примыкает летний высокий квадратный храм.

    Внутри церкви шесть массивных четырехгранных столбов поддерживают своды, имеющие вид ступенчато-повышающихся арок.  Два столба входят в состав каменных алтарей преграды, вместе с иконостасом разделяющие всю внутренность храма на две части: алтарь и место для моления.

   Вверху храма окна не щелевидные, хотя и уже нижних, продолговатые, прячутся в глубоких нишах, а нижние окна широкие, полуовальные, поэтому здесь всегда много света.

    Наружные стены не имеют почти никаких украшений, если не считать карниза, наличников, пилястр, обработанных скупо, лишь небольшими выступами.

   Вход в алтарь оформлен тремя колоннами, поставленными на низкие постаменты. Перед центральным входов в алтарь (царскими вратами) две колонны  образуют портик-киветр.  Такой же портик виден в глубине алтаря.

   Интересной особенностью здания является то, что раскраска ее произведена по кирпичу,  без штукатурки.

    Конечно, росписи на стенах были одним из главных украшений церкви. Из трудов местного краеведа Хробостова Алексея Васильевича (со ссылкой на дневниковые записи Е. В. Честнякова) мы узнаём, что принадлежат они кисти шабловского художника Силы Иванова. Тут же встаёт загадка: кто же такой этот Сила Иванов? В найденных записях читаем, что Сила родился в Шаблове, был крепостным крестьянином, которого отправили в Питер «учиться на художника». После окончания учёбы художник не остался в столице, а вернулся на малую родину, где и занимался росписью храмов (предположительно в первой половине 19 века). В Шаблове он по собственным чертежам поставил себе дом с золотым репеем на шпиле. Отчего получил нагоняй от старосты: как де можно крепостному иметь жильё краше, чем у барина. Вот и всё: больше о Силе Иванове неизвестно ничего. Ни годов жизни, ни даже достоверных сведений о фамилии: «Иванов» в духе крестьянских традиций вполне может оказаться отчеством.

Хочется остановиться на некоторых его росписях, до сих пор неплохо сохранившихся.

3

Настоятель церкви инок Леонид открывает алтарные двери, и мы видим на стене «Тайную вечерю». По мнению московского искусствоведа С. Маркуса, это классическая интегральная европейская живопись. «Это работа высококлассного художника. Для него нет проблем с отображением игры света и тени на лицах апостолов. Его персонажи невероятно сильные: это не просто мастерство, он думает о духе. Слева спиной к нам сидит Иуда, он смотрит тяжёлым недоумевающим взглядом... Для истории академии художеств это настоящая сенсация: обнаружена крупная фресковая форма начала 19 века».

    По шаткой лестнице поднимаемся на второй этаж (перегородка появилась уже в советские времена). Прямо перед нами изящная гризайль, обрамляющая «Нагорная проповедь». Центральное место фрески – фигура Иисуса Христа. Он словно взлетает над землёй. Христос разводит руками, но не просто благословляет собравшихся…Трудно истолковать этот жест. Скорее всего, это вдохновенное принятие всего мира и всех людей. Лицо Христа поражает мужественностью и беззащитностью. Перед нами один из самых чистейших и вдохновеннейших образов Христа. В нижней части фрески – внимающий Христу младенец. Это ещё одно доказательство того, что перед нами работа выпускника Академии художеств.

И сейчас, любуясь этими росписями, трудно сказать, что у художника главное – красота или правдоподобие. Даже не нужно быть верующим, чтобы поверить в правильность изображённого им действа.

    Иконы в храме, по воспоминаниям старожилов, были ещё одной запоминающейся, великолепной его особенностью.

    Писали их на липовых, ольховых и дубовых досках В числе красок использовались такие, как багрик и белила, голубец и желть, киноварь, сурик, сурьма, ярь-медянка, шафран на щучьей желчи. Все каски изготавливались из природных красителей: коры деревьев, трав, глины с добавлением яичного белка, чесночного отвара, медового раствора и т. д.

    Многие иконы, так же, как и росписи, принадлежат руке Силы Иванова. Старожилы вспоминают, что «его иконы с умом и толком писаны, и чем дольше они живут, тем интереснее выглядят, краски на грунте не изменяются, не блекнут». Ризы на божьих угодниках тонко и изящно подернуты позолотой, растворенной на подогретом скипидаре с вином вперемешку.

   Среди особо почитаемых икон старожилы вспоминают икону с изображением Божьей матери, большую, как школьная доска, в дешевом окладе; икону святителя Николая Чудотворца, который смотрел на входящих с укором; икону Ильи Пророка; на самом видном месте была икона с изображением архангелов Михаила и Гавриила; иконы великомучениц от Марии до Варвары и икону с четырьмя угодниками: Ильей Пророком, Кузьмой и Демианом, князем Александром Невским. В деревнях всем этим угодникам сильно молились.

4

   И думается мне, что иконы эти не только «обнимают» храм с угла до угла, украшая его, но и, словно цепью, надежно оберегают крестьянский мир от нечисти и прочих напастей и бед.

   В честь различных икон церковь отмечает 262 праздника; одним из наиболее почитаемых народом  христианских святых является Николай Чудотворец, совершивший множество чудес, в честь него названа и Никольская церковь.

   Готовится к этому празднику деревня заранее: варят пиво, брагу, молодым парням и девушкам к этому дню катают новые валенки. Катали отдают их с присказками: «Крепче кости валеночки, внукам твоим не износить».

   Отдельно хочется рассказать о еще одном украшении церкви – церковной ограде. Ограда окружала обе церкви. Под каждым столбом находился фундамент метровой глубины из камня. Ограда была тяжелой и то же время искусной. Ее решетка – неотъемлемое украшение обеих церквей. Она подобна кружеву, без которого не может быть красоты платья. Местные кузнецы все делали своим умом, «на глазок, на века». В толщине основания ограды были впаяны кованые металлические копья. Позднее (после разрушения церкви) хулиганская молодежь из разных деревень вытаскивала эти копья и переделывала их на финки.

    В одной из драк Смирнов Н. И. из деревни Глебово порезал сильно председателя сельского совета Травкина А. М. (за что и отсидел пять лет). Но верующие долго еще говорили, что для Травкина это «кара Божья», ибо именно он первым приказал закрыть церковь.

   Оба храма, о которых я вел повествование, действовали приблизительно 140 лет и в середине тридцатых годов прошлого века, подобно многим другим церквям, были закрыты. Первыми запретили службы в этих храмах председатель сельского совета Травкин А. М. и председатель колхоза Веселов А. «Еще бы, - жалуется мне в беседе житель деревни Крутец, - тому, кто не строил, легко крушить».

    Церковную роспись попытались замазать меловой краской, но она, словно чудом, проявилась с годами. Храмы разгромили, растащив иконы, утварь, книги. Крохи былого богатства сохранились у богомольных старух и переданы были церкви после ее восстановления.

    В разное время в церквях располагались школа, склад, пекарня, магазин, сельский совет, молокозавод.

    А еще мой прадед, Хробостов Алексей Васильевич, рассказывал, что была в Богоявленской церкви и своя крошечная библиотека (находилась она в церковном притворе).  Для них, мальчишек, она была громадной и таинственной, открывающей новый, яркий мир, полный  необычных красок, звуков, образов. Некоторое время в этой библиотеке хранились даже и церковные книги в потрепанных кожаных переплетах. Правда, вскоре они куда-то исчезли, скорее всего, были уничтожены.

Но роль свою эта скромная волостная библиотека сыграла: помогла сельской

ребятне постичь премудрости книжной науки, увидеть мир новыми глазами.

5

   А храм был частично восстановлен только через шестьдесят лет. Первая служба состоялась летом 1994 года. Эта служба стала истинным праздником для верующих. Не было ни былой красоты, ни узорчатых решеток, ни стекол, ни рам даже. В оконные проемы дуло. А свечи горели… Много свечей… И люди молились с верой не только в Бога, но и в справедливость, добро.

   Именно на этой ноте веры и надежды в лучшее будущее я и хочу закончить свою работу.

   Конечно, я не один раз слышал на уроках истории и литературы, что христианская церковь вселяла уверенность, помогала обороняться от врага в лихую годину, давала новые силы нашим предкам. Но только сейчас, заканчивая работу,  я окончательно понял, что мои пращуры  своим стремлением к храму, к вере не только украшали свою жизнь, но и находили в ней какой-то глубинный смысл, возвышались над жизненными невзгодами, в конце – концов, осуществляли свою мечту о прекрасном, гармоничном мире.

   А еще я испытываю удовлетворение, потому что отдал свой долг, пусть пока совсем еще крошечный, своему прадеду, прабабке… Я, пусть недолго, жил в их времени, восхищался их делами, постарался донести это восхищение в своей работе до читателя. О наших замечательных предках должны знать мы, представители нового поколения. Ведь надежда на то, что «свечи никогда не угаснут», звучала в устах каждого из пожилых людей, с которыми я беседовал.

    А написанная мною работа будет храниться в школьном краеведческом музее. И, конечно, она будет использоваться на уроках истории, литературы, истоков при прохождении соответствующих тем. Значит, я трудился не зря. Маленькая частичка моего труда позволит сохранить вехи великой истории родного края.

6

                     

Содержание работы.

  1. Вступление, цели и задачи работы – 1 стр.
  2. Основная часть:

- Деревянная церковь Ильи Пророка – 2 стр.

- Богоявленская и Никольская каменные церкви, история возникновения, внешний вид    - 2 стр.

- Внутреннее убранство Богоявленского храма – 3 стр.

- Росписи, иконы, праздники – 4 стр.

- Церковная града – 5 стр.

- Разрушение храмов – 6 стр.

- Восстановление храмов – 6 стр.

3. Заключение, впечатление

от работы, использование работы – 6 стр.

  1. Примечания – 7 стр.

5. Приложения – 7, 8 стр.

                   Примечания.

                     

 Багрик -  темно- малиновая краска

 Голубец – голубая краска на основе серой или голубой    

                                                                                    Глины

 Затворы – тяжелые церковные ворота, обитые железом

 Звонница – то же, что и колокольня, башня с колоколами    

                                                                 на здании церкви

 Киноварь – краска из минерала, красного цвета

 Ниша – углубление в стене для помещения в нем  

                                                          украшений, окон и т. д.

 Пономарь – низший церковный служитель в православной церкви, псаломщик

 Портал – главный вход большого здания, архитектурно

                                                                        оформленный

Портик-киветр – крытая галерея с колоннами

Просвирница – женщина, занимающаяся выпечкой  

                                                                               Просвир

Пилястры – четырехгранная полуколонна, одной гранью

                                                                вделанная в стену

Сурик – красно-оранжевая или красно-коричневая краска

Сурьма – черная краска

Творила – специальное углубление в земле, в котором    

                       приготовляли раствор для кладки кирпича

Трапезная – место для приема пищи, в храме – для  

                                                                                  нищих

Цоколь – нижняя часть наружной стены здания, лежащая

                                                                         на фундаменте

Шафран – желто-оранжевая краска, сделанная на  

                                                       порошке цветка шафрана

Ярь-медянка – зеленая краска, получаемая путем

                                                                        окисления меди

7

                           Библиография:

  1. Воспоминания и дневниковые записи местного краеведа Хробостова Алексея Васильевича.

  1. Воспоминания Просвирова Николая Ивановича, жителя д. Крутец.

  1. Воспоминания Малинушкиной Антонины Ивановны, жительницы д. Лучкино, ныне п. Красный Бор.

  1. Воспоминания Соколовой Алевтины Александровны, жительницы д. Овсяниково.

  1. Воспоминания Черногубовой Валентины Ивановны, жительницы д. Щербетниково, ныне п. Красный Бор.


 

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....

Конспект урока 22 "Паломничества и святыни" по курсу ОРК и СЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

КОНСПЕКТ УРОКА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» Урок 22 «ПАЛОМНИЧЕСТВА И СВЯТЫНИ»  Цели урока: - введение новых терминов ...

Святыни Санкт-Петербурга, духовно-нравственная жизнь Северной столицы.

Методическая разработка блока уроков с использованием ИКТ Развития критического мышления. Может вариативно использоваться как на уроках истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, ОРКСЭ, так и во не...

Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Утраченные Святыни.

Православие. Русская Православная церковь. Строительство храмоа в Петербурге, утраченные святыни....

Исследовательская работа "Утраченные святыни"

Исследовательская работа "Утраченные святыни"...

Исследовательский проект "Утраченные святыни г. Моршанска"

Цель исследовательского проекта: Восстановление духовно-исторической памяти об утраченной святыне г. Моршанска – храма в честь иконы Феодоровской Божьей Матери. Задачи: 1. Создание комплексного ...