ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ
статья по краеведению на тему

Лифатова Светлана Сергеевна

Методический материал в помощь учителю-краеведу. Использование региональных фольклорных  материалов на уроках краеведения, внеклассных мероприятиях по предмету,  помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно фольклорный материал  даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников. Всем известно, что местный фольклор, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ДОКЛАД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ТИМОНЯ»)

Выполнила:

Лифатова С.С.

Учитель истории

 МКОУ «Плеховская ООШ»

2015г.

Любовь к своей Родине – это

не нечто отвлеченное, это любовь

к своему городу, к своей местности,

к памятникам культуры,

гордость своей историей

Д.Лихачев

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

Велик образовательно-воспитательный потенциал народного наследия, какое положительное влияние оказывает краеведение на пробуждение в душах людей патриотических чувств, интереса и уважения к историческому прошлому Родины, любви к родному краю.

Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.(слайд 3)        

"Патриотизм – творческое начало, которое может вдохновить всю жизнь человека, избрание им своей профессии, круг интересов – всё определить в человеке и всё освещать", – писал Д.С. Лихачёв. Сейчас, как никогда, подрастающее поколение нуждается в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью истории большой Родины. К "патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…" – справедливо отмечает академик.

У краеведения есть ещё одна очень важная особенность, оно учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень.

 Сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина — «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее — «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой? Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, станет духовным наследником его традиций. А значит, вырастет настоящим человеком. Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Крестьянский быт буквально пропитан фольклором. Именно через фольклор формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества. Педагогическая направленность мира, в котором живет и формируется ребенок (народные песни, игры, сказки…) — очевидна. Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиции, обычаев, приобщало ребят к родной национальной культуре. Происходило постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности. Большую роль в этом направлении играют краеведческие общественные объединения.

 Одна из главных достопримечательностей Суджанского района, а в частности села Плёхово является фольклорный ансамбль «Тимоня». Народная традиция является основой деревенской жизни, а некоторые традиции живут только в сельских фольклорных коллективах. К таким, на протяжении многих десятилетий, относится  знаменитый самобытный коллектив «Тимоня».Используя  местный фольклорный материал на уроках краеведения,  я решаю следующие задачи(слайд 4):

- изучение истории села;

- изучение самобытной культуры;

- изучение русского народного костюма;

- воспитание патриотизма и чувства гордости своей Малой Родиной;

- сохранение интереса к местным культурно-бытовым традициям.

Село Плёхово Суджанского района Курской области входит в одну из локальных южнорусских песенных традиций. Она сформировалась на территории бывших Суджанского и Обоянского уездов Курской губернии в связи со строительством на юге России в XVII веке линии оборонительных укреплений – Белгородской засечной черты, которая преградила дорогу грабительским отрядам крымских татар на русские земли. «Служилые люди», которых Московское государство направило для защиты южных рубежей, в XVIII веке перешли в сословие государственных крестьян-однодворцев. Особое правовое и имущественное положение способствовало обособлению однодворцев и формированию у них оригинального комплекса материальной и духовной культуры.(слайд 5)

Плёхово стало известно фольклористам с 1937 года, когда здесь побывала экспедиция Московской консерватории, которую возглавил видный ученый Климент Васильевич Квитка. С этих пор музыкальная традиция села Плёхово пристально изучается фольклористами.(слайд 6) Причина постоянного интереса в том, что даже на фоне других сел курско-белгородской традиции, богатых фольклорными жанрами, Плёхово выделяется обширностью репертуара (здесь записано около 200 песен и инструментальных наигрышей, жанры устного фольклора), мастерством карагодной пляски, сохранностью традиции инструментальной ансамблевой игры, слаженностью многоголосного звучания песен.

Основу певческого ансамбля в 1960–2000-х годах составляли (слайд 7) Забелин Герасим Афанасьевич, 1918 г.р., Басова Татьяна Тимофеевна, 1931 г.р., Моторыкина Анна Петровна, 1930 г.р., Моторыкина Екатерина Илларионовна, 1930 г.р., Ламанова Мария Антоновна, 1931 г.р., Пронякина Екатерина Семёновна, 1940 г.р., Ходосова Екатерина Максимовна, 1941 г.р., Ходосова Дарья Семеновна, 1930 г.р., Ходосова Елена Федоровна, 1928 г.р., Друшлякова Татьяна Ивановна, 1940 г.р.

На счету «Тимони» участие в культурной программе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957 г.), выступление на сцене концертного зала имени П. И. Чайковского и в Кремлевском Дворце Съездов, во Всесоюзном Доме композиторов (1967 г.), участие во Всесоюзном фестивале искусств «Русская зима» в 1986 и 1991 годах, поездки за рубеж – в Скерневицкое воеводство Польши (слайд 8) и США (1991 г.). За океаном плёховцы принимали участие в Международном фестивале искусств в Нью-Йорке, участвовали в работе Международного симпозиума под эгидой ЮНЕСКО.

Фольклорные экспедиции в Плёхово не прекращаются до сих пор. Его музыкальный фольклор стал основой обучения молодежи традициям народного пения. На материале села Плёхово работают коллективы «Ростань» (Суджа), «Славица» (Курчатов), «Ларец» (Курск), детский ансамбль «Веретёнце» (Москва), с которым у плёховцев продолжается дружба вот уже 25 лет.

В настоящее время состав ансамбля существенно обновился, но он продолжает существовать.(слайд 9) В 2007 году коллектив удостоен премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. В селе создан Плёховский центр фольклора.(слайд 10)

Использование региональных фольклорных  материалов на уроках краеведения, внеклассных мероприятиях по предмету,  помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно фольклорный материал  даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников. Всем известно, что местный фольклор, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.

Использование региональных материалов на уроках краеведения даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Краеведение помогает учителю осуществить комплексный подход: сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, последовательное изучение различных материалов, которые находят практическое применение на уроках и во внеклассной работе. Интеграция предметов на основе краеведения — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование фольклорного материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Включение элементов местного фольклора на уроках — лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, урок-экскурсия, творческие конкурсы, урок-путешествие, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к истории своей малой Родины.

Важное место имеет и проектная деятельность учащихся, проведение научно-исследовательских работ по изучению местного фольклорного материала. Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала. Кроме того, авторы проектно-исследовательских работ постоянно участвуют в различных конкурсах, представляя проекты по темам национально-регионального компонента, многие из которых получают заслуженные награды, что очень важно для обучающихся. Ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении местного фольклорного материала, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи, знакомых, его улицы, села. Оно ему так близко и понятно, что обойти эти вопросы было бы ошибкой. Включение регионального  фольклорного материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско-информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе.

Региональный фольклорный  материал (слайд 11):

- формирует целостный взгляд учащихся на развитие края как части России,  имеющей свои особенности;

- содействует воспитанию патриотизма и гражданственности, погружая ученика в среду проживания через историю области, села, семьи;

- развивает навыки исследовательской работы;

- призван способствовать формированию личности ученика ,как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;

Целостность общества обеспечивается не только воспроизводством новых поколений, но и неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно- исторических достижений своего народа. Уроки краеведения призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

Сегодня актуальна проблема духовно-нравственного воспитания молодежи. Одним из способов решения этой проблемы является приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре, а именно музыкальному фольклору.  Специалисты разных областей науки ставят вопрос о появлении духовного вакуума в обществе (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают человека, общество и государство. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде. Приобщение молодежи к музыкальной культуре – это не только вопрос, связанный с развитием его музыкального вкуса, но и серьезная проблема формирования личности современного молодого человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с музыкальным искусством. Особое место в воспитании молодежи занимает музыкальный фольклор. Многообразно и глубоко он отражает всю жизнь человека, от рождения до смерти, раскрывает его духовную красоту и богатство. Именно в музыкальном фольклоре отражены извечные стремления народа к добру и правде, к свету и счастью. Нравственные идеалы, заложенные в нем, воспитывали многие поколения. Музыкальный фольклор располагает действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, вместе порадоваться, вместе оплакать потерю. Максим Горький говорил (слайд 12): «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная народного творчества… от глубокой древности музыкальный фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории…». В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории. Каждый из жанров музыкального фольклора является ценностным этнопедагогическим базисом для освоения культурного наследия прошлого. Каждое отдельно взятое произведение учит либо трудолюбию, терпению, великодушию, либо любви к ближнему, родному дому, своей земле, Отечеству, воспитывает доброту, благородство, мужество. Содержит в себе неизменные человеческие заповеди, чувства добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства. Содержательно-ценностный потенциал музыкального фольклора безграничен.

Яркой чертой музыкальной культуры села Плёхово Суджанского района Курской области являются «алилёшные» песни (слайд 13), исполняемых под пляску, развитая традиция инструментальной игры, специфические хореографические жанры – танки и карагоды. «Визитной карточкой» плеховского фольклора стала пляска «Тимоня», (слайд 14,15) исполняемая под аккомпанемент ансамбля кугикл (флейт Пана), рожка, скрипки и балалайки. Исполнительская манера плёховцев отличается богатством импровизации, сложным многоголосием в узком звуковом объеме, обилием песен в целотоновых ладах. Палитра жанров, записанных в Плёхово за годы собирательской деятельности, велика. Это календарные и свадебные обрядовые песни, карагодные и таночные, лирические песни, инструментальные наигрыши, духовные стихи, материнский и детский фольклор. В репертуаре ансамбля значительное место занимают песни, исполняемые под пляску, – карагодные, таночные и плясовые свадебные (в общем корпусе свадебных песен их больше половины).

В то же время в Плёхове, в отличие от многих других сел курско-белгородской традиции, помнят много лирических песен: рекрутских, покосных, бурлацких (их усваивали, уходя на заработки – «бурлачить» – за пределы родного села). Особенно интересны и самобытны лирические песни, которые закреплены за ранневесенним сезоном, – так называемые постовые. Их пели во время Великого поста, когда запрещались гуляния в карагодах. Они представляют собой ранний слой лирических песен, которые по музыкальной стилистике очень близки к календарным обрядовым.

Местные наигрыши, прославившие Плёхово на весь мир, – «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать» – исполняются ансамблем с уникальным набором инструментов: кугиклы(флейта Пана), рожок (жалейка), скрипка, балалайка (слайд 16). Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, вел мелодическую линию, его гармонической поддержкой служили аккорды балалаек и скрипки. Особую полифоническую линию образовывали партии кугикл. В инструментальном исполнительстве есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины, на рожке, скрипке, гармони – только мужчины. На балалайке могли играть и те, и другие. Нередко музыканты владеют игрой на нескольких инструментах.

Певческие традиции испокон веков усваивались в культуре русской деревни, передаваясь от старших к младшим. Существовали целые певческие семьи и династии одаренных певцов и музыкантов. В книге «Русские народные песни в многомикрофонной записи» А.В. Руднева упоминает, что все пять записанных ею певиц живут на одной улице, четыре из них приходятся друг другу родственницами. И это не единственный пример – на каждой улице Плёхова певцы и музыканты образовывали свои «уличные» составы. Каждый привыкал петь со своими соседями, хорошо знал особенности их певческой манеры, любимые песни, особенности инструментальной игры.

В подобных ситуациях такие ансамбли могут в исполнительской манере и репертуаре значительно отличаться друг от друга. Однако для плёховцев характерна общая слаженность звучания, обусловленная тем, что в курской традиции велика роль жанров, которые исполнялись «всем миром» – в карагоде, на праздничном гулянии, на свадьбе(слайд 17).

Основной задачей изучения исторического наследия предков является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, песенному наследию.                                                                                                                                                            

           Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить занятия школьников по фольклору, основанные на богатом наследии фольклорных традиций нашего села.

В селе Плехово, кроме фольклорного ансамбля «Тимоня», существует детский ансамбль «Родничок», его руководитель Королёва Елена Алексеевна. (слайд18)        В фольклорном ансамбле вся работа строится на подражании младших – старшим – педагогам. Подобная связь соединяет детей с взрослыми, учеников с их учителями, помогает ребятам в постепенном овладении богатством музыкального языка народной песни, танца, игре на народных музыкальных инструментах. (слайд 19-23)

Практика показывает, что дети, поющие и танцующие в фольклорном ансамбле, по-иному проявляют себя в суждениях, поведении, отличаются большей естественностью, общительностью, раскованностью, непринуждённостью поведения.

            «Родничок» активно участвует в районных и областных конкурсах  художественного творчества «Музыкальная весна Курского края»,  фестивале «Дёжкин карагод», культурной программе Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренной ярмарке. Он неизменный участник районных конкурсов и праздников: Масленица, Рождественские колядки, Троица, Ивана Купала, Праздник Урожая.

Важное место на уроке краеведения должен занимать образ традиционного костюма, созданные руками народных мастеров предметы  крестьянского быта, которые во многих местах сохранились и могут быть продемонстрированы на уроке. Рассматривая конкретную вещь (рисунок, фотография), ученик легче поймет, как тесно связаны образы вещей с мировосприятием народа, его представлениями о добре и красоте.  Старинные праздничные костюмы можно увидеть на участницах ансамбля «Тимоня» (слайд 24-28). Наряды прабабушек при заботливом уходе хорошо сохранились. Важную роль для изучения народного костюма играет наглядность, обучающиеся могут воочию увидеть, потрогать и даже примерить народный костюм.  Местный фольклорный материал приобщает учащихся к самобытной культуре. Предлагаемый материал должен использоваться творчески, с применением как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения, соответствующих этническому содержанию учебного материала. Необычными, интересными должны быть и задания для детей: составить национальные костюмы в виде рисунков; раскрасить готовые трафареты; подобрать по цвету нитки для заданной строчки; составить из геометрических фигур орнамент; выполнить названный шов; подумать, как одеть куклу в народный костюм; назвать предметы женской одежды; нарисовать на доске или выбрать карточки с украшающими строчками и т.п.

Обучающиеся  знают и помнят, что корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках.(слайд 29) А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.(слайд 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках краеведения.

Преимущества применения компьютерных технологий в образовательном процессе....

Материалы к урокам краеведения

Материалы к урокам краеведения (проверочные работы, тексты с ошибками)...

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

Материалы для урока краеведения по творчеству В.М.Санги

Материалы для урока краеведения по творчеству В.М.Санги...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....

«Использование поисково-краеведческих материалов на уроках Мужества и уроках Памяти»

Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения...