Материалы для урока краеведения по творчеству В.М.Санги
материал по краеведению (7 класс) на тему

Сайгашкина Татьяна Дмитриевна

Материалы для урока краеведения по творчеству В.М.Санги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_v.m.sangi_.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество В.М.Санги

H:\санги.jpg

План урока

  1. Легенда В.М.Санги « Человек Ых – мифа»
  2. Повесть В.М. Санги « Тынграй»
  3. Рефлексия.

Трудные слова, встречающиеся в тексте (написаны на доске или на экране)

Ых – миф – так нивхи называли Сахалин

Ых –нивнг – нивское название жителя Сахалина

Нгастур – древняя поэма о необыкновенных безымянного героя приключениях и подвигах того или иного

Милк – злой дух

Кинр – злой дух, более могущественный, чем милк

То – Раф –зимник. Деревянное жилище, полузасыпанное землёй, крытое корой деревьев, с дымовым отверстием в потолке.

Мос – студень из рыбьей кожи с ягодой

Хонь –восклицание

Тылгур – повествование о необыкновенных событиях из жизни нивхов

Первый нивхский писатель Владимир Санги уделяет много внимания культурному наследию своей маленькой четырехтысячной народности — его эпосу. Пожалуй, нет на Сахалине селения или стойбища, где  бы не побывал неутомимый исследователь. Зимой - на собаках, летом - на лодках, а чаще -пешком он пробирается в самые отдаленные стойбища охотников и рыбаков, где едва ли не каждый второй старик - сказитель. Полные рюкзаки записей наблюдений и древних преданий привозит с собой писатель из каждого путешествия.

Немного о себе и о легендах

http://www.pechora-portal.ru/images01/vladimir_sangi.jpg

   Сейчас я не помню, что родилось раньше: голод, сказки или я. Но сколько помню себя, помню голод и помню сказки. Была зима, холодная, голодная и потому долгая.  Не было видно, чтобы на нартовой дороге поднимали снежный вихрь сильные упряжки. Собаки уже давно не ели наваристой похлебки из нерпичьей требухи и, пожалуй, забыли вкус нежной душистой юколы. У престарелых каюров селения Чайво, что на открытом всем штормам и туманам побережье Пила-керкка (Пила-керкк—«Большое море». Нивхское название Охотского моря.), осталось немного собак — кормить нечем.
  Бабушка, мать моей матери (она жила в соседней избушке), держала одну-единственную собаку. Иссохшая, как прибрежная ольха, подслеповатая старуха верила, что наступит время, когда ее внукам потребуются сильные псы для упряжек. Верила и делала все, чтобы породистая нартовая собака не подохла с голода. Как-то разыгрался сильный буран. Нашу избушку занесло по крышу. Было темно, и я не знал, когда день, а когда ночь. Больная мать, чтобы как-то отвлечь мои мысли от еды, рассказывала чудесные сказки о таких же маленьких детях, как я, но живших так давно, когда еще не было нашей бабушки.
  Летом я часто уходил с бабушкой в бухточку, что за селением. У бабушки с довоенных времен сохранилась сеть, короткая и рваная. Лодки мы не имели. Но бабушка однажды нашла простой и в то же время надежный способ ловить рыбу. В отлив вода отходит, обнажая широкую полосу песчаной косы. И бабушка как-то поставила колья прямо на обнажившуюся полосу и привязала к ним сеть. В прилив вода набежала на берег, затопила колья и сеть. А утром, когда вода отошла, мы нашли в сети несколько кетин, несколько камбал и бычков. Так мы и ловили рыбу.
  Сеть часто рвалась. А чинить ее у нас не было суровой нитки. Но и здесь бабушка нашла выход. Вокруг много росло крапивы. Бабушка срезала ее ножом, сушила на солнце и у костра, сучила из нее прочную нитку и чинила сеть.
   Вечерами во время прилива густой туман окутывал залив, и тогда становилось зябко. Бабушка разводила долгий ночной костер и бабушка начинала рассказывать чудесные сказки и необыкновенные тылгуры
 (Т ы л г у р — повествование о необыкновенных событиях из жизни нивхов.). Она рассказывала долго. Рассказывала до тех пор, пока отлив не обнажал берег или я не засыпал утомленный.

   Через несколько лет я пошел в школу. Жили мы в большом, двухэтажном старом здании интерната. Много дров требовалось, чтобы натопить его. А в бураны его продувало насквозь. Мы очень мерзли и спасались тем, что ложились рано — сдвигали кровати, накрывались четырьмя-пятью одеялами. И всегда ссорились за места посередине. Такие вечера мы отдавали сказкам.
   В интернат съезжались дети из разных селений и стойбищ. И каждый привозил свои родовые тылгуры. Я же рассказывал мамины и бабушкины сказки.
    ...Прошло много лет. А любовь к тылгурам и нгастурам
(Нгастур — древняя поэма о необыкновенных приключениях и подвигах того или иного безымянного героя.) не угасла. Наоборот, я только и жду, чтобы наступил тиф (Тиф — осень. Буквально: время становления дороги.), запрягаю собачью упряжку, и звонкая длинная песнь полозьев и бодрый ритм соскучившейся по бегу упряжки обещают мне новые предания и легенды моего народа.
    Бабушка — она не дождалась, когда внук закончит учебу, «ушла» в Млых-во (
Млых-во — потусторонний мир.) — верила, что наступит время, когда ее внук сможет заиметь большую, сильную упряжку. И такое время пришло...
   В течение нескольких лет я разъезжаю по местам расселения моих сородичей. Пожалуй, нет на Ых-мифе
 (Ых-миф — так нивхи называли Сахалин.) селения или стойбища, куда бы я не заезжал. Если соединить все мои поездки — это обернется в тысячи километров пути и полные рюкзаки записей наблюдений.
    А мои сородичи живут на Ых-мифе и в низовьях реки Амур. Плохо изучено прошлое моего народа, его культура

Работа по группам.

Вопросы для обсуждения .

1 группа

1.Легенды, сказания живут в народной памяти не один век. Чем они дороги народу, создавшему им. Чем интересны современному человеку?

2.Почему имя и деяния Ых-нивнга стали легендой? Охарактеризуйте главного героя.

3.В чем заключается нравственный смысл этой легенды

4. Какие обычаи, нравы, особенности быта, верования древних нивхов показаны в произведении?

5. Чему вы научились у главного героя легенды?

Вопросы для обсуждения .

2 группа

1.Как перекликается повесть «Тынграй» с легендой «Человек Ых-мифа»? Что нового вы узнали о быте, традициях и обычаях нивхского народа, прочитав повесть?

2. Какие события, о которых рассказывается в повести, произвели на вас особенное впечатление? Почему?

3. Расскажите о жизни семьи хромоногого охотника. Как вы думаете, почему у героев нет имен?

4. Как закончилась первая охота мальчика на нерп?  Что стали говорить люди о сыне хромоногого охотника? Как вел себя мальчик?

5. Чему вы научились у главного героя повести?

Выводы ( делают учащиеся)

В сказаниях прославляются мужество, находчивость, упорство человека.

Сказания воплощают в себе народный идеал красоты, нравственной силы, доброты, справедливости.

В.Санги в своих произведениях создаёт образ типичного нивха: сына природы, пытается рассказать о судьбе своего малочисленного народа.

Санги учит любить свой народ и пытается донести до общества, что сохранить свою самобытность они могут только живя в естественной среде обитания, наедине с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам краеведения

Материалы к урокам краеведения (проверочные работы, тексты с ошибками)...

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ

Методический материал в помощь учителю-краеведу. Использование региональных фольклорных  материалов на уроках краеведения, внеклассных мероприятиях по предмету,  помогает осуществлять художе...

Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»....

Материалы для уроков литературы по творчеству Н.А.Некрасова

В методической разработке по творчеству Н.А.Некрасова представлены две презентации презентация "Николай Алексеевич Некрасов" и "Поэма Некрасова"Кому на Руси жить хорошо&q...