Исследовательская работа "Мой род - моя крепость"
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) на тему

Хасанова Эльвира Сайфутдиновна

Родословие рода эткэнэ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azamat_rodoslovie_2014.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     «Дорогами Отечества-2014»

Министерство образования Республики Башкортостан

отдел образования

Администрации муниципального района Архангельский  район

Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Тереклы

                       Конкурс исследовательских краеведческих работ

 «Дорогами Отечества»

Номинация:

 «Родословие»

Тема:

«Мой род - моя крепость»

                             Выполнил: Ганеев Азамат Маратович,

                                                              МОБУ СОШ д. Тереклы, 7 класс

                                              Руководитель:  Хасанова Эльвира Сайфутдиновна,  

                                                              учитель истории, руководитель  

                                               краеведческого кружка

                                                  МОБУ СОШ д. Тереклы

                                                           

Январь 2014 года

Введение.

«Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью,

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить…»

Меня зовут Ганеев Азамат. Ученик  8 класса  Тереклинской  средней школы. В свободное время занимаюсь краеведением и спортом.

 История моего рода  увлекательная, о которой я раньше не задумывался. Это подтолкнуло меня подробнее изучить историю своего рода. Передо мной встал вопрос: интересная информация - должна выглядеть интересно, как это сделать?

 Тема моей работы: «Мой род – моя крепость». Тема интересна и актуальна. Современное общество все больше стало увлекаться сбором информации о своих корнях. Многие делают это для того, чтобы найти прославленные имена своего рода, многие для обогащения, некоторые просто отдают дань моде. Я же решил изучить историю семьи по многим причинам:

-проделанная  работа связывает все поколения моей семьи,  

- составить генеалогическое древо;

- привлечь интерес к семье, как  богатой своими традициями.

Работа состояла из нескольких этапов:

1.Выбор темы.

2. Поиск информации.

3. Исследование.

4. Написание работы.

5. Оформление и обработка при помощи ИКТ.

  Цель исследования: узнать как можно больше о своей семье, ее истории, составить ее генеалогическое древо.

Задачи:

1. Ознакомиться с родословной моей семьи, влиянием истории на судьбы моих родственников;

2. Изучить необходимые компьютерные программы для выполнения моей работы;

3. Повысить мастерство владения и применения компьютера в различных сферах деятельности;

Объект исследования: родословная моего рода.

Предмет исследования: место рода Эткенэ  в истории России.

Методы: беседы с родственниками, переписка, анализ и обобщение материалов, полученных из различных источников.

В своей работе я использовал ксерокопии архивных документов 1816, 1834,1850,1859 г., материалы  из школьного музея,  документы, фотоматериалы и также рассказы, воспоминания родственников.

Глава 1. Я из рода Эткенэ.

Человек родился. Жизнь для него — взлеты, падения, победы и разочарования, но в судьбе каждого наступает момент, когда он задумывается о своих корнях, своей родословной. И неважно, в какой точке земли живет человек, думаю, каждый из нас испытывает чувство любопытства и живого интереса к тайне — откуда в тебе таланты,  цвет волос и привычки, непохожие на привычки других. И вот тут-то начинаются расспросы: "А кто был до тебя? Чем занимались твои предки?" Останавливаясь на расспросах, начинается  изучение  своего  корня. Так рождается генеалогическое древо.

В башкирской культуре есть термин "шэжэрэ", что в переводе с арабского означает дерево, генеалогические записи башкирских племен и родов, своеобразные историко-литературные памятники, насыщенные мотивами легенд и преданий. Кровное родство по отцовской линии обычно подтверждалось в шэжэрэ, включающих до десяти более поколений, которые, как правило, компактно проживали на одной территории и употребляли в отношении себя выражения «дети одного рода»(Бер ырыу балалары), «один корень» (бер тамыр, бер зат). Шэжэрэ всегда начиналось с реально живущего предка. Члены рода знали друг друга, принимали участие в важных для каждой семьи событиях, заготовке кормов, строительстве и др.

 Мой род  тесно связан с ее историей деревни.

Наше родовое дерево — дуб, птица — карагош, тамга — вилы, дух, покровитель рода — солнце.

  1. По страницам ревизских сказок

а)  «Ревизская  сказка" 1816 года

 

 В "Ревизской сказке" 1816 года  написано о Казаккуле Юлкутлине, который родился 1759году.  Его  жена Гулямза родилась 1764 году. 1864 году ей было 52 года.  У них было 4 сыновей и одна дочь: Абдульмазит 1797 года рождения (30 лет, 1786), Абдульгали (25 лет, 1791), Абдульфаиз(18 лет, 1798), Абдульялил(13  лет, 1803)  и  Малиха (18 лет, 1798).

У Абдульмазита была жена Аднасултан. Ей было 25 лет(1791). У них было двое детей Гульяба(5 лет, 1811) и Саитбаттал(1 год, 1815).

б)    «Ревизская  сказка" 1834 года

Семья Казаккула Юлкутлина отмечено 14 номером. Абдульмазиту  было 48, а жене Аднасултан 42 года.Здесь отмечаются  15-летняя дочь  Гульназ(1825), трехлетняя дочь Хадиса(1831) и сын Саитзияка. У Саитзияки Казаккулова были сыновья Абдульфаиз(1798) и Абдельгани (1827).

В 1830 году Абдулъялиля по каким –то причинам отправили в Сибирь.

 в)   «Ревизская  сказка" 1850 года

Ревизская сказка  1850 года. В 1850 году Абдулъялилю было 64, а жене 58 лет. У Саитзияки и его жены Гайши Шамсетдиновой родилась дочь Зайнабика(1848). Они воспитывали девятнадцатилетнего Тухватуллу-сына отправленного в Сибирь Абдульялиля.

г) Ревизская сказка  1859 года

У Абдульмазита Казаккулова были: одиннацатилетняя  Зайнабика, девятилетняя Газизъямал, семилетняя Асмаямал,  двухлетняя Сахибъямал и трехлетний Абдулгани.  От Абдулгания Казаккулова  и пошла фамилия, что значит — благодарные.

Габделманаф является сыном Абдулгания. Мой прадед Габделхалик был сыном Ғабделманафа. 

Абделгани олатай участвовал в Первой мировой войне.Он был офицером малого чина.  Был уважаемым  человеком  в нашей   деревне. Его всегда здесь ценили за огромное трудолюбие. Абделгани олатай с детсва играл на курае, знал народные песни и мелодии и их пел.

Курай для моего рода является неразделимым спутником.Они воспевали красоту родного края. Это передавалось из поколения в поколение.

В 1920-21 годах  они  переселяются  на новое место – Инйэр буйы. Участок поля нужно было отвоевать у леса.  На расчищенных землях занимались земледелием. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес.   Пахали сохой, а не плугом. Сеяли вручную, жали  хлеб серпом. В начале они сеяли на маленьком участке земли, но постепенно площадь увеличивали и стали заниматься скотоводством. И на новом месте они  зажили нормально: в соленом поте и с кровавыми мозолями, но с хлебом и мясом.  

 У моего прадеда Габделхалика дети:  Габдельхай, Габдельбар, Зайнетдин, Зайнулла,  Насима и  Райфа.  

Глава 2.  Дедушка -  Габдельбар Габдельхаликович Ганеев.

Мой самый любимый  и дорогой человек –дедушка Габдельбар Габдельхаликович Ганеев. Родился он 27  ноября 1941 года. Дедушка рос  в многодетной семье.

Был он очень сметливым и умелым, обладал недюжинной физической силой.

С раннего детства он мечтал о профессии – механизатора. В 1965  году устроился трактористом в колхозе «Бакалдинский ». И ни разу он не изменил своей профессии механизатора. Дедушка сел за баранку трактора совсем еще молодым. Профессия механизатора пришлась ему по душе.

За период своей трудовой деятельности он вспахал не одну сотню гектаров земель, намолотил не одну сотню центнеров зерна, отремонтировал десятки тракторов, плугов, сеялок. И везде, где бы он ни работал – служил образцом трудолюбия и добросовестного отношения к делу. Его отличает тонкое знание психологии людей, умение разгадать в человеке, что он хочет, какие проблемы его волнуют. Он никогда не держал под спудом своих знаний, опыта, навыков в труде, а щедро делился ими с начинающими механизаторами.

 Он честно и добросовестно, как пахарь, вел свою борозду, делал свое дело, делал основательно и надежно. И, как у пахаря, она была заполнена неустанным, изо дня в день трудом.

 За успехи в труде, активное участие в общественной жизни – труд моего дедушки оценен партией и правительством. Он  награждался Почетными грамотами в 1984, 1986, 1987гг. В 1985 году занимал второе место в соревновании среди хлеборобов Архангельского района. Является победителем социалистического соревнования среди хлеборобов. В общей сложности мой дедушка трудился механизатором в родном хозяйстве около 38 лет. И всегда  отличительной чертой были добросовестность, трудолюбие, порядочность и скромность. Он без дела не сидел. Бережно относился к коллективной и государственной собственности, активно участвовал в производственной и общественной деятельности – вот отличительные черты.

 С детства играет на тальянке, гармошке, знает народные песни, любил слушать курай в исполнении прадеда Габделхалика. 23 марта 1986 года он участвовал во втором республиканском празднике “ Тальян байрамы”. Стал лауреатом, награжден почетной грамотой  Министерства культуры и ценным подарком.

В 1966 году он женился на самой красивой девушке –Гульсире.

С бабушкой Гульсирой  вырастили и воспитали троих  детей: Марата, Ильдуса и Гульсину. Марат является моим отцом. Он родился в  1968  году. Папа работает на Севере. Брат Ильдус- оператор, Гульсина-воспитатель в детском саду. Папа с мамой воспитывают троих детей.У меня есть сестры Гузалия и  Лейсан.

В настоящее время наш род Эткенэ возрождается. Представители моего рода   внесли свой вклад в промышленность, образование, строительство, культуру  республики и страны в целом. Такова история моей семьи. Мне есть с кого брать пример и кем гордиться. Понимаю, что история моей республики, моего края намного богаче, чем я ее представляю. Но она может быть еще интереснее и еще богаче, если каждый постарается стать счастливым, сильным и умным.

Горжусь я  своим  родом Эткенэ.

Заключение

Данная работа вызвала большой интерес по изучению моей родословной не только с моей стороны, но и со стороны моих родственников. Я узнал много нового и интересного о представителях моего рода, происхождении фамилии, профессиях родственников. Работа также приводит к выводу о важности исследования документов и воспоминаний  для понимания истории своей семьи, исторического процесса в целом. Теперь я убежден, что нужно помнить своих предков, тогда и нас потомки не забудут.

 Поэтому главный результат моей работы - это личностное восприятие истории ХХ века, ведь большинство событий Советского Союза и современной России, во всяком случае, начиная с  30-х годов, прошли через мой род.

Надеюсь, что данный материал будет являться основой для продолжения изучения родословной как мною, так и последующими поколениями, что позволит им иметь более полное представление о своих предках и корнях  семейного древа. Хотелось бы  рассчитать генетическую наследственность и средний возраст каждого поколения, продолжительности жизни и социального статуса родственников. Можно ли еще найти  интересного  в биографиях дорогих тебе людей? Итак, работа закончена, работа продолжается…

Источники:

  1. Ревизская сказка 1816 г
  2. Ревизская сказка 1834 г.
  3. Ревизская сказка 1850 г.
  4. Ревизская сказка 1859.
  5. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года.
  6. Свидетельства о рождении и заключении брака.
  7. Материалы газетных и журнальных статей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой дом – моя крепость

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока – комбинированный. Урок позволяет использовать разнообразные технологии: проектные, поисковые и др. За несколько дней до урока учащиеся получают творческие за...

"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"

Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними  близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе....

"Моя семья - моя крепость"

Сочинение, посвященное к году благополучного детства и укрепления семейных ценностей ....

Брестская крепость

Компьютерная презентация, посвященная Великой Отечественной войне. Она рассказывает о героической обороне Брестской крепости....

исследовательский проект « Герои и защитники Брестской крепости»

исследовательский проект « Герои и защитники Брестской крепости»...