Художественное осмысление прошлого в произведениях Ивана Торопова
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс) на тему

Рочева Татьяна Александровна


Творческая работа посвящена анализу повестей в творчестве видного коми писателя Ивана Григорьевича Торопова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota_po_literature_respubliki_komi.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа по литературе Республики Коми

Чугуевой Ирины, ученицы 10а класса,

МБОУ «СОШ № 4 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Художественное осмысление прошлого в произведениях Ивана Григорьевича Торопова.

В том то- ведь и жизни смысл,

чтобы людское знание передавать

  из колена в колено…

И пускай бы всегда передавалось…

И. Торопов. Повесть «Тян»

Запах свежескошенной травы легким дуновением ветра обволакивает душу, согревает сердце. Духом незыблемой старины веет здесь. Средь зеленых холмов и бескрайних просторов  пармы возвышается Храм Спаса Нерукотворного Образа,  хранителя истории земли Коми. Величественные и нерушимые стены его через времена несут память  о  великом прошлом.  Рядом – матушка Сысола, многое  повидавшая на  своем  веку,  кормилица   народа,    живущего  здесь.  А  называются  эти  земли  койгородскими,  где  и  родился в далеком 1928 году  славный  сын  коми  края Иван Григорьевич Торопов.  В  многочисленных  интервью  писатель  не  раз  называет  себя  Человеком  Леса,  Человеком  Великой  Пармы и  Чистых  Вод: « Сколько помню  себя,  все ходил за грибами,  собирал  чернику и бруснику,  потом на глухарином  току  встречал  божественный  рассвет».  Ивану Торопову  посчастливилось увидеть величественные  сосновые боры,  безбрежно  распластавшиеся  в  водоразделе  Сысолы,  Вятки и Лузы на чистейшем беломошнике. «…И  сосны те были ровнющие,  без единого  сучочка до самой  макушки,  и  каждая  давала  тебе  свою  жизненную  силу…».

        Биография писателя  проста, но духовный опыт богат,  неповторим, неисчерпаем.  Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы.

Ему не  было и тринадцати, когда отец будущего писателя погиб в бою под Ленинградом осенью 1941 года.  Пришлось  оставить учебу – нужно помогать матери. И вновь на семью обрушилось страшное горе: умерла  мать.   Неопытный подросток Иван вмиг становится мужчиной, на плечах которого оказалась ответственность за свою семью: за братьев и сестренку. Чтобы прокормить,  пахал и сеял в родном колхозе,  был молотобойцем, валил лучковкой лес, работал мастером в лесоучастке, сплавлял плоты,  гнал  моль по Сысоле-реке.

      Трудное детство без отцов, раннее  взросление – все  это найдет свое воплощение  в будущих  книгах Ивана  Торопова.  Особую  яркую  выразительность  это приобретет в целом цикле  рассказов  и  повестей  о Феде  Мелехине.  Но цикл этот не об одном герое – здесь автором талантливо  раскрывается  эпоха  целого  поколения молодых людей,  которые в тылу помогали победить врага  в  военную годину, а затем  поднимать страну после войны.  

Рассказы и повести Ивана Григорьевича очень близки и понятны для читателя любого возраста и поколения. Война, как и в жизни автора,  резко  и беспощадно  перевернула жизнь  семьи  Мелехиных.  Трое  братьев и сестра остаются  сиротами. Феде четырнадцать. В  рассказе  «Шуркин бульон» на его руках больной  младший брат.

Время  испытывает героя на прочность.  Ему  страшно за брата:«…тяжело, оказывается, быть старшим».   Он потерян, чувствует свою вину за болезнь брата… Однако жизнь   посылает герою наставника  Пока Митита,  который  направляет  Федю в лес за глухарем. Это и будет первым испытанием для маленького взрослого Феди. Не легок путь юного охотника - одолевает страх  перед  надвигающейся  ночью, неизвестность.  Но он вспоминает заповеди отца,  советы, и,  словно с его помощью, мальчик находит добычу и возвращается домой с двумя наградами: спасительным глухарем и с чувством выполненного долга: «…иду – и чувствую себя совсем взрослым, старшим братом…».   А это так  и было в действительности.

        Поколение  Феди Мелехина  заменило отцов  и  старших  братьев. В  рассказе  «Где  ты, город?»  мы  видим ребят, заменивших  взрослых  мужчин,    ушедших на фронт.  И  эти ребята выполняют  самую  недетскую  работу – сплавляют лес,  так  необходимый  для страны, для победы.(«…мальчишки, а вон какой плотище плавят, мужское дело делают…») Федор  отправляется сплавлять  плоты  по  Сысоле.  Путь этот нелегкий. Трудно будет добраться до затона с целым плотом.  И  вновь мальчик вспоминает отца:  («…но ведь отец был сильный… воткнет, бывало, в землю березовый прикол…а у меня даже прикола нет…»  Какую  гордость ощущают в себе ребята, стоящие на плотах  из  сосновых бревен  с  пометкой  «авиа» и  сколько  горечи и слез    приносит нашим героям  взрослая жизнь,  требующая  полной самоотдачи: «…Коварная  река  таит  массу  неожиданностей,  к  которым  надо быть готовым  в  любую  минуту – это водовороты,  мели,  встречные пароходы!...».  Тут уж  кому  как повезет.   «…никогда не забуду, какими глазами Микол смотрел…» - вспоминал  Федя. Хотя   герой  понимает, что не мог помочь односельчанину в беде ( у Миколы на крутом повороте разбился плот), однако душит  Федю   мысль о пострадавшем.  Автору удается   показать, что, несмотря на сложное время, человек должен оставаться человеком, быть совестливым,  стараться  помочь  тем, кто  нуждается  в  помощи,  потому что цель у всех одна – победа. Да и жизнь тоже одна…

          Время летит неумолимо… Фёдору шестнадцатый год. Он уже совсем взрослый. Чувствуется скорое  приближение  победы.  Но  продолжаются  будни в далеком  северном  лесном  поселке в  глубоком  тылу. Феде Мелехину предстоит работать  в сложном рабочем  коллективе.  Он уже  мастер Ыбинского лесопункта.  Его охватывает естественное чувство страха перед  ответственностью, но отказаться  не смеет:  отказаться - значит  предать и себя, и семью, и страну. Но в этот  сложный  и ответственный период  на пути жизненном  Федю  окружают хорошие наставники и добрые люди, подобные Шуре Рубакину и директору лесопункта Лобанову.  Они всячески помогают мальчишкам,  которые  заменили своих отцов, учат их понимать  сложную действительность. Позже Федя скажет: «…когда я вспоминать о нем буду, я земным поклоном кланяюсь судьбе за то, что свела она меня с Шурой. Тем более в такое время и в таком месте…». Рубакин учил своими поступками  не гнаться за похвалой, не трясти медалями, не кичиться подвигами. Зато как никто другой Рубакин умеет твердо и решительно настоять на своем,  так как понимает : «…где фашист прошел – людям жить негде.  Войне скоро конец, и леса потребуется уйма…».   А хлебнуть  всего в стране Советов Шура  успел в свои двадцать семь лет предостаточно:  сын врага народа,  спецпереселенец, за геройский подвиг на фронте награжден орденом Красного Знамени.   Но встречались на пути Феди Мелехина и другие «хорошие  люди».   Судьба  сталкивает  его с разными людьми.  Супруги  Маргарита Беляева и Юлий Шварц, Македон сначала пришлись по душе молодому мастеру. Но на деле оказалось совсем по-другому: они ловко использовали  его неопытность.    Зато  встреча  с  поляком  Казимиром  Бордзиловским  показала,  что он, коми  паренек, выросший в тайге,  оказался  более приспособленным  к суровым условиям.  Герой, не понимая политику  руководства страны по переселению на север ни в чем не повинных поляков,  помогает  «болезненного вида»  Казимиру  валить лес и выполнить дневную норму.   А потому он помогает «высланному», что отвергает  жестокость,   сохраняя в себе Человека. («…и жалко его…под провалившимися глазами темно-синие омуты…»).

И  вот  настал этот долгожданный  день  Великой Победы  над  Злом. Ликует страна,  радуются  герои Ивана Торопова,  усаживаясь  за праздничный стол. И Федя  видит  «…лица, лица, лица…Радостные, грустные, с горячим блеском глаз, с голодным блеском глаз, с опухшими от слез глазами…и прекрасные, похорошевшие…худющие, но прекрасные, словно освободившиеся от тяжелой копоти войны…».   В  их глазах  светится надежда  на  счастливое будущее.    И  мечты,  мечты…  «И,  может  я,  Федя  Мелехин,  взращенный  войною  сопляк,  отныне  всегда  буду  куда-то лететь – в какие-то  новые для меня совсем – совсем  неизвестные,  но  обязательно  счастливые  пределы».   Дай  Бог!

 Прошли года. Много воды с тех пор утекло. Другое время,  люди тоже другие,  даже  природа  другая…  Одно неизменно – душа человека, законы  нравственности, человеколюбия.  Изменился  ли  человек,    живущий  в  мире и в  сытости?   Герои  Торопова после  войны  растили детей,  работали  на благо родины и своей  семьи,  уже  и  внуками  успели  обзавестись.  

        В повести  «Тян»  Иван  Торопов   ведет  рассказ  о Солдат  Иване,  коми  охотнике, с  любовью относящемся к своей родной парме. Пред нами предстает таежная речка с таинственный именем Тян. Имя свое она получила в честь легендарного богатыря Тяна, непокорного, доброго, любящего свой край. Хранит он и по сей день великую парму и взращенные его руками сибирские кедры. Наш герой Солдат Иван словно вековой нитью связан с Тяном. У них предназначение – хранить и беречь родную землю. А Солдат Иван , в свою очередь,  передает накопленные за долгий век охотничьи навыки, обучает лесному мастерству, любви к человеку. И надо же тому случиться, что именно здесь, в царственно тайге, пересекаются пути Солдат Ивана и его врага – Бисина. Бисин оказался здесь через много лет не для того, чтобы отдать дань памяти родным. Его влечет сюда жажда очередной наживы: «…значит ты прибыл слопцы свои проверить?..».  Ясно, что Бисин – браконьер, и сын его тоже браконьер. Вот только с внуком им не повезло. Давид не принимает способы наживы  отца и деда. Он отторгает зло, отказывается от низменного, что всегда определяло поступки его деда. В этом он очень схож с внуком Солдат Ивана, который в мельчайших подробностях перенимает лучшие качества Коми охотников, завещанные и наследуемые многими поколениями…

        Так обычные жизненные ситуации, трудности, сложные обстоятельства, в которых оказывались наши герои, их поведение, речь – то спокойная, то взволнованная, то рассудительная, нелегкие взаимоотношения - создали целый художественный образ, удивительный и неповторимый, такой родной и привычный. Познав вкус тороповской правды жизни, не захочешь довольствоваться дешевыми любовными романами, детективами, над которыми не нужно рассуждать, думать: прочитал и забыл. Его книги несут вечные ценности познания прошлого, настоящего, будущего. Он словом своим помогает нам, живущим в новом времени, приобретать духовный и нравственный багаж для достойной жизни Человека, хранящего и передающего будущим поколениям дух предков, их силы, героизм и душевную чистоту.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Образное восприятие и осмысление содержания музыкальных произведений на уроках специальности»

Объект исследования - образное восприятиеПредмет исследования -  музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью. Цель исследования  - специфика развития...

Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова «Черный монах»

В данной статье рассматривается многогранность личности А.П Чехова, уникальность манеры великого художника и блестящего врача, которые  слились в лице одного человека. Аналитическое про...

Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова "Черный монах"

Многогранность таланта А.П.Чехова ( врач и присатель) создает уникальное  видение мира и человека. В данной статье проводится попытка рассмотреть произведения глазами медиков и филологов, ...

Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова «Черный монах»

    В 2014 году исполнится 110 лет со дня его смерти, но до сих пор не утихают споры о творческом наследии писателя, в котором рассказ «Черный монах» - одно  из самых сложных и н...

«Образ Ивана Грозного в произведениях художественной литературы19 века. Осмысление прошлого и настоящего: милостив или жесток государь?»

Образ Ивана  Грозного в художественных произведениях 19 века» (А.К. Толстой «Князь Серебряный»,  «Василий Шибанов",  М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника...

Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений

В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что  является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...

Проект: «Роль детских фортепианных произведений Н. Тороповой в художеством развитии учащихся».

Проект предназначен для использования в процессе обучения учащихся фортепианного отделения.Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.Участники проекта: учащиеся, педагог по классу фортепиано....