Проект: «Роль детских фортепианных произведений Н. Тороповой в художеством развитии учащихся».
проект по музыке

Зайцева Лариса Николаевна

Проект предназначен для использования в процессе обучения учащихся фортепианного отделения.

Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: учащиеся, педагог по классу фортепиано.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУДО "Детская музыкально хоровая школа имени Г. Струве"

Проект на тему:

«Роль детских фортепианных произведений Н. Тороповой в художеством развитии учащихся».

                                                   Разработчик Зайцева Л. Н.

                                                   Преподаватель по классу фортепиано

г. Железногорск 2021

Содержание

  1. Автор проекта.
  2. Назначение проекта.
  3. Тип проекта
  4. Актуальность проекта
  5. Принципы
  6. Предполагаемый продукт проекта 
  7. Предполагаемые результаты работы по проекту
  8. Презентация творческого проекта
  9. Цель и задачи проекта.
  10. Этапы реализации проекта.
  11. Итоги реализации проекта.


  1. Автор проекта

Преподаватель отделения фортепиано Зайцева Л.Н.

  1. Назначение проекта

Проект предназначен для использования в процессе обучения учащихся фортепианного отделения.

  1. Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: учащиеся, педагог по классу фортепиано.

  1. Актуальность проекта:

В связи с модернизацией системы образования в стране и с внедрением ФГТ, возрастает большая потребность в творческой активности, инновационных поисков, в повышении педагогического потенциала. Ребенок – исследователь по своей природе, и наша задача – создать наиболее благоприятные, оптимальные условия для развития и формирования музыкально-творческих способностей, лучших качеств его личности.

5. В основу реализации проекта положены следующие принципы:

- принцип личностно-ориентированного обучения — в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с преподавателем. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения преподавателя с учащимися;

- принцип наглядности — представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: рисунки, стихи;

- принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для учащихся, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Предполагаемый продукт проекта:

Концерт для родителей; создание слайд-шоу по результатам продуктивной деятельности детей.

7. Предполагаемые результаты работы по проекту:

Формирование эмоционального интереса учащихся к музыке.

Повышение уровня знаний у учащихся.

Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди преподавателей по формированию основ эстетической и музыкальной культуры у учащихся.

  1. Презентация творческого проекта

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на мой взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Поэтому я хочу представить проект на тему: «Роль детских фортепианных произведений Н. Тороповой в художественном развитии учащихся».

Слайд 1  тема: «Роль детских фортепианных произведений Н. Тороповой в художественном развитии учащихся».

Слайд 2 (Цель, задачи)

  1. Цель проекта

Познакомить учащихся с творчеством Натальи Михайловны Тороповой на основе пьес из сборников композитора.

  1. Задачи:

- Познакомить учащихся с музыкой Н. Тороповой.

- Вызвать эмоциональное сопереживание учащихся к музыке.

- Развивать воображение при передаче особенностей различных образов, проявляя творчество и фантазию при создании рисунков, стихов.

  1. Этапы проекта:

Слайд 3

I этап – организационный.

Во время этого этапа была собрана творческая группа. В неё вошли:

  1. Зуева  Настя, подготовительный класс
  2. Полухина Вероника, 2 класс (ДПП «Фортепиано»)
  3. Шатохина Диана, 3 класс (ДОП «Инструментальное творчество»)
  4. Коробкина Софья, 6 класс (ДПП «Хоровое пение»)
  5. Шмотьева Алиса, 7класс (ДПП «Скрипка»)

Я познакомила детей с биографией и творчеством Н. Тороповой

Слайд 4 Торопова Наталья Михайловна

Торопова Наталья Михайловна. Родилась в г. Фокино Брянской области. Композитор, преподаватель фортепиано и концертмейстер Фокинской детской школы искусств. Член секции композиторов любителей Брянской области.

В 90-х годах начинается ее творческая деятельность как композитора. В основном, это были детские фортепианные миниатюры. Затем появляются методические разработки, в которых используются собственные сочинения, детские песни и песни на стихи поэтов Брянщины.

Музыка, написанная Натальей Тороповой, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композитора чрезвычайно демократичен, доступен к исполнению учащихся разных классов. Каким бы не был уровень подготовки ребёнка, в сборнике Натальи Михайловны можно найти пьесы по силам.

Совместно с детьми прослушали много музыкальных произведений Н. Тороповой из разных сборников и отобрали те, которые учащиеся смогли бы показать в проекте.

Слайд 5 Наталья Торопова автор сборников «Первые нотки», «Первые нотки в басовом ключе», «Музыкальный ветерок», «Музыкальная страна» и «Музыкальные зарисовки» и другие.

Чем лично мне нравятся сборники Натальи Тороповой?

1. Каждая из представленных пьес - это яркий, эмоциональный, цельный образ. Мы знаем, что детскому восприятию ближе конкретно-образное восприятие музыки, ему доступнее мир звуков тогда, когда он подобен знакомым образам окружающего мира, персонажам любимых сказок. Такая музыка будит воображение, создает настроение, заинтересовывает, увлекает, учит понимать, ощущать, переживать музыку различного характера - веселую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную и т.д.

2. Пьесы, представленные в сборнике, прекрасно подходят для развития исполнительских навыков, могут быть хорошей базой для формирования фактурного багажа юного исполнителя.

3. Умело и точно подобрано название каждой пьесы. У Р. Шумана есть такие слова: «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставит что-то вообразить, на чем-то сосредоточиться» [2.,22-23]. В пьесах интересны не только названия, но и темповые обозначения, они помогают раскрыть характер: празднично, задорно, загадочно, гордо, воинственно, мечтательно, игриво, целеустремленно и др. Такие названия дают работу фантазии.

Слайд 6

II этап – подготовительный. Было выбрано три направления работы над образами в произведениях. Это – музыкальное, поэтическое и изобразительное искусство. Дети не только с большим удовольствием разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют иллюстрации к пьесам. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства - особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.

Слайд 7

III этап – практический. По времени – самый долгий. Выучивание произведений. Кроме этого, были подобраны стихотворные характеристики пьес и нарисованы рисунки. Для полной картины и образности я предлагаю ученикам рисовать рисунки к той или иной пьесе... Это очень полезно для тех детей, у кого фантазия не достаточно развита. Сначала мы ставим рисунки на пюпитр и, исполняя пьесы, смотрим на них, затем рисунки я убираю, но прошу ребят, играя, представлять их перед глазами и пытаться нарисовать эту же картину «музыкой».

В основном, я работаю по двум сборникам - «Музыкальный ветерок» и «Музыкальные зарисовки». Начнем мы со сборника пьес для фортепиано «Музыкальны зарисовки». Пьесы выстроены в порядке возрастающей сложности и предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста.

К песенному жанру в сборнике относятся такие пьесы как - «Василёк», «Вальсик», «Колыбельная для Нади», «Романс», «Мелодия», «Цветок и бабочки».

слайд 8 сборники (фото)

Слайд 9 (рисунок, стих) «Цветок и бабочки» -эта простая мелодия в тональности до мажор с гармонической поддержкой, которая будет интересна тем, кто занимается подбором. На примере этой пьесы можно показать принцип подбора аккомпанемента к простейшей мелодии. Исполняет Шатохина Диана.

Слайд 10 (рисунок, стих) «Полька для медвежонка» - игривое звучание острых секунд и мелодии в басовой ключе предстает образ неуклюжего зверя. Исполнит эту пьесу Зуева Настя.

Слайд 11 (рисунок, стих) «Баба-Яга» Это произведение   исполняется подчёркнутым стаккато и мелодией, то в басовом ключе, то во второй октаве, тем самым передавая злой характер пьесы. Исполняет Полухина Вероника.

В данном сборнике достаточное количество этюдов на разные виды техники: Этюд «Пчёлка», «Этюд –минутка», «Весенний этюд», Этюд «Переменка», Этюд «Коррида», «Этюд-упражнение».

Слайд 12 (рисунок, стих) Этюд из этого сборника исполнит Шмотьева Алиса. Секвенционная мелодия очень проста для запоминания наизусть, напоминает, как журчит ручей.

В сборнике «Музыкальный ветерок» представлены не менее интересные пьесы, которые предназначены для учащихся средних классов: «Далекие горы», «Чарли Чаплин», «Летающая тарелка», «Частушки» и другие.

Слайд 13 (рисунок, стих) «Элегия» - в этой пьесе различные виды техники переплетены с лиричной мелодий. Автор широко использует возможности фортепиано в плане звукокрасочной выразительности. Обилие красок достигается характерной аккордикой, всевозможными фигурациями. Исполняет Коробкина Софья.

Наряду с пьесами для сольного исполнения в сборник входят несколько пьес для исполнения в четыре руки: для начинающих - «Музыкальный ветерок», «На велосипеде»; для детей постарше - «Буратино», «Солнечный денёк», «Благодарность».

Слайд 14 (рисунок, стих) Коробкина Софья и Зайцева Л. Н. исполняют ансамбль «Благодарность». И первая и вторая партии не сложны при разборе и исполнении, при этом автор использует регистровые возможности фортепиано.

 IV этап – (концерт) видео

Результат нашей работы по проекту:

Результаты данного проекта позволяют говорить о перспективности такой формы работы педагога в формировании художественно-эстетических предпочтений, этических ориентиров, эстетического вкуса у учащихся, как в жизни, так и в искусстве, что, несомненно, соответствует ФГТ.

Творческий проект по произведениям современного композитора Н. Тороповой позволяет осуществлять бережное, деликатное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого ребенка.


Список литературы:

 

 1. Житомирский Д.В. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. - Москва: Музгиз, 1956. С. 125.

 2. Смирнова Т.И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто - логос», 1992. С.34.

 3. Торопова Н. Фортепиано/Учебное пособие - Музыкальные зарисовки (для учащихся младших и средних классов ДМШ), 2010. С. 56


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИЗ РЕПЕРТУАРА УЧАЩИХСЯ ДМШ»

Педализацию невозможно точно зафиксировать и записать в нотах.  Записать можно только идею. Точное время и глубину нажатия записать сложно и практически невозможно. Педализация, как и игра руками...

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ,   САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ...

О роли детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.

в данном материале рассматривается проблемы духовно-нравственной культуры учащихся ДШИ...

Художественное осмысление прошлого в произведениях Ивана Торопова

Творческая работа посвящена анализу повестей в творчестве видного коми писателя Ивана Григорьевича Торопова....

"Детский экскурсионный центр" как средство духовно-нравственного развития учащихся

статья содержите информацию о том, как экскурсии по храмам и часовням могут способствовать духовно-нравственному развитию учащихся...

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ ИЗ РЕПЕРТУАРА УЧАЩИХСЯ ДМШ»

Педализацию невозможно точно зафиксировать и записать в нотах.  Записать можно только идею. Точное время и глубину нажатия записать сложно и практически невозможно. Педализация, как и игра руками...