О роли детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.
классный час на тему

Сюняева Елена Борисовна

в данном материале рассматривается проблемы духовно-нравственной культуры учащихся ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

О роли детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.

В образовательной системе Российской Федерации по обучению и воспитанию подрастающего поколения большое значение имеет деятельность Детских Школ Искусств, осуществляющих музыкальное, художественное и хореографическое образование на территории всей страны и является по своей сути уникальной системой. Сложившаяся в стране социально- экономическая ситуация положила  основание в деформации ценностей развивающейся личности ребенка. Таким образом, время актуализирует задачи по содействию в формировании у подрастающего поколения социально приемлемых ценностных ориентаций, а так же по созданию интегрирующей системы воспитания духовно-нравственной культуры.

Система дополнительного образования, к которой сейчас относятся Детские школы искусств, создает наиболее благоприятные условия для более полного использования нравтственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовно-нравственного воспитания детей и подростков и становится одним из звеньев института общественного воспитания.

Отсюда определяется главное предназначение Детской школы искусств: гуманизация и одухотворение подрастающего поколения. Приоритетные напрвления предполагают:

-повышение педагогической культуры преподавателей в области духовно-нравственного аспекта воспитания;

-формирование духовно-нравственной культуры и ценностей средствами искусства;

-совершенствование работы с родителями и укрепление связи с семьёй.

Учитывая, что ориентация в духовно-нравственных ценностях процесс длительный и сложный, можно определить его содержательную специфику в проекции на перспективу:

-формирования сознания как процесса в усвоении духовно-нравственных ценностей;

-формирование этической культуры как духовно-нравственной  ценности;

-формирование духовно-нравственной  культуры как личностной ценности.

На основании вышеизложенного можно сформировать методологические требования к системе духовно-нравственного аспекта воспитания , как интегративному процессу, где на первый план выдвигается система деятельности преподавателя в решении поставленных задач.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ДМШ и ДШИ должны быть направлены на:

  1. -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  2. воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  4. формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  5. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания.

    Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

Современный этап культурного развития страны выдвигает новые задачи в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Исключительно важна роль музыкального образования в нравственно-этическом и эстетическом воспитании юношества, поэтому необходимо повышать значимость уроков музыки, улучшения и углубления их содержания в учреждениях культуры и образования.

Музыкально-эстетические занятия показывают ярко выраженное положительное их влияние на детей и на образовательный их уровень в целом. Учащиеся, занимающиеся музыкой, более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют подобной дополнительной учебной работы. Музыкальная школа заметно повышает уровень общего культурного развития учащихся, создает важные предпосылки для их нравственного воспитания. Музыкальные занятия также привносят особый творческий импульс, оживляя внеклассную работу проведением музыкальных праздников, организацией концертов, созданием музыкальных клубов-лекториев и вокально-инструментальных ансамблей.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что система детского музыкально-эстетического воспитания переживает сейчас период интенсивного совершенствования. Оно связано с решением многих творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-экономических изменений и преобразований, которые происходят в настоящее время в нашей стране. Существующие уже сегодня достижения в области музыкальной педагогики отражают стремление музыкантов-преподавателей к дальнейшему совершенствованию своей деятельности с целью более плодотворного участия в деле духовного развития подрастающего поколения, к нахождению соответствующих духу времени форм и методов музыкально-эстетического воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние искусства на формирование духовно-нравственных ценностей"

Статья рассказывает о произведениях литератеры, музыки, живописи на уроках музыки в 5 классе, которые помогают разбудить в душах  наших детей добро, веру, любовь....

О роли детской школы искусств в процессе культурного развития поселения

Данный материал - выступление на региональной научно-практической конференции "Инновационные подходы к социальному взаимодействию учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей и об...

Роль искусства в формировании духовно-нравственного и эстетического воспитания в школе

Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов...

Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

Роль Детской школы искусств в развитии подрастающего поколения.

                                                      ...