Символика и традиции донского казачества.
классный час по краеведению (7 класс) на тему

Дмитриев Александр Геннадьевич

У донских казаков были свои богатые традиции, была и остаётся сейчас своя символика. Об этом идёт беседа на мероприятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   КЛАССНЫЙ ЧАС в 7 классе

ТЕМА:      Символика  и традиции донского казачества.

ЦЕЛИ:      1.Содействовать освоению учащимися общероссийской

        патриотической и демократической гражданской систе-

        мы ценностей через формирование исторических знаний

        и личностного отношения к прошлому и настоящему род

        ного края, традициям и историческому опыту деятельнос

        ти казачества.

        2. Формировать историческое познание и самопознание

        личности, вызвать чувство сопричастности к судьбе сво-

        его народа и страны.

Литература: 1) Голованова М.П., Шергин В.С. «Государственные символы России», - Москва, ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.                                                                                          2) Астапенко М.П., Астапенко Е.М. «История Дона и донского казачества», - Ростов-на-Дону, «Баро-пресс», 2005.

3) Новак Л., Фрадкина Н. «Как у нас-то было на тихом Дону», - Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1985.

4) Астапенко М.П. «Останется вечно монументом», - Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1984.

5) Лаврский Н. «Черкасск и его старина», - Москва, «Искусство и жизнь», 1917. (Репринтное издание).

6) Кислицын С.А., Кислицына И.Г. «История Донского края», - Ростов-на- Дону, «Донской издательский дом», 2004.

Оборудование: компьютер, проектор, электронное издание на СD «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс», - Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2005; изображения-слайды печатей, гербов, знамени Войска Донского и Ростовской области;            

гимн донского казачества в исполнении ансамбля казачьей песни «Православный Дон» (станица Боковская).

        

                                                       ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I. Оргмомент.

II. Слово классного руководителя с использованием сообщений учащихся:

    Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о государственных символах России и нашего родного края, о традициях наших замечательных предков.

    Всем известно, что каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях, любое надругательство над ними наказывается законом.

   -Что является символами государства? (Учащиеся: флаг, герб, гимн).

   -Каковы цвета Российского государственного флага? (Учащиеся: белый, синий, красный). Демонстрация изображения флага.

   Цвета государственного флага не выбираются просто так. Издав-

на каждый цвет имеет своё особое значение. Что же означают цвета  

Российского государственного флага? (Индивидуальные сообщения учащихся: 1. Красный цвет означает отвагу, мужество. До 1991 года флаг России, СССР был весь красного цвета. 2. Синий цвет – это символ неба, Богоматери- покровительницы русской церкви. Синий цвет также означает верность. 3. Белый цвет был символом благородства, совершенства, свободы и величия. Сочетание этих трёх цветов напоминает о свободе и православии государства.)

   -Что изображено на гербе Российской Федерации? (Учащиеся: Двуглавый орёл, на нём щит с изображением всадника, поражаю-

щего копьём дракона). Демонстрация изображения герба.

   Герб тоже имеет свою историю. Первый герб России появился в конце XIV в. На нём изображался всадник с копьём, поражающий змея.

   Давайте мысленно перенесёмся в XV век. К этому времени Кули-

ковская битва 1380 года  и битва при Угре 1480 года показали, что Московское княжество способно отстоять свою независимость. Иван III, заключив брак с византийской царевной Софьей Палеолог, принёс на Русь герб – двуглавого орла, соединив его с московским – всадником. До этого герба на Руси не было, а византийский герб с двуглавым орлом, смотрящий на запад и на восток, символ власти, силы и мудрости, понравился Ивану III.

   Большое значение имел и всадник, поражающий копьём дракона. Так изображали св. Георгия, почитавшегося на Руси защитником, заступником, покровителем.

   С течением времени герб видоизменялся несколько раз. Современный Государственный герб России был принят в декабре 2000 года. Он символизирует единство Запада и Востока. Всадник отражает идею борьбы добра со злом. Всадник-змееборец – это и Георгий-Победоносец, и символическое изображение князя, встречавшееся на русских княжеских печатях с XIII века. Дракон олицетворяет невежество, язычество, нечистую силу.

   Земля, на которой мы с вами живём, имеет очень древнюю историю. Первые упоминания о казачестве относятся к концу XV века, когда в переписке между Россией, Крымом, Польшей, Молдовой, Валахией и Турцией упоминаются украинские казаки.

Документальные известия конца XV – начала XVI века подтверждают вывод о том, что первые казаки – местные люди, а не пришлые. Поскольку в переписке между правительствами разных государств в конце XV века часто говорится о казаках, можно сделать вывод о том, что казачество на тот момент приобрело уже определенную силу.

  У казаков были свои символы, изменявшиеся с течением времени. Поскольку казачество являлось общностью обособленной, со своими традициями, законами, укладом жизни, да и русские цари и соседние народы общались с казаками как с жителями отдельного го-сударства, то естественно, что казаки считали необходимым иметь и имели свою символику.

   С момента, когда разрозненные казачьи группы объединились, образовав мощную военно-политическую организацию (республику) под названием Войско Донское со столицей – «Главным Войском» - в Верхнем Раздорском городке (это произошло во 2-й половине XVI в.), все вопросы решались на кругу – общем собрании казаков, куда допускалось только мужское население – казаки не моложе 17 лет. Не допускались в круг работные люди, бурлаки, тумы, пенные казаки (провинившиеся). Пьяных с позором изгоняли из круга, накладывая пеню.

   Когда казаков собиралось достаточное количество, появлялся казачий предводитель – атаман со знаком верховной власти – булавой в руке (демонстрация изображения – слайд). Булава представляла собой ореховую палку длиной 3 аршина (1 аршин – 71 см.) с серебряным шаром на конце, продолговатым или восьмигранным. Вообще булава как знак начальнической власти стала известна в Европе с Х в. У казаков булава называлась и по-другому – пернач. Разновидностью булавы был шестопёр.

   В другой руке атаман держал насеку – длинный жезл с серебряным набалдашником, на котором делались насечки по числу избранных атаманов.

   Обязательно перед началом круга одновременно с появлением атамана в круг вносился бунчук – символ общевойскового достоинства, состоявший из длинной ореховой палки с серебряным с позолотой шаром, из которого выпускались белые лошадиные волосы, символизирующие свободную волю казачества.

   В древности донское казачество герба не имело, но для ведения различных дел, переговоров с русскими царями, турецкими султанами или татарскими ханами необходим был какой-то знак, который можно было бы ставить на документах. И такой знак существовал. До 1704 года документы, исходившие из Главного Войска, скреплялись печатью, на которой был изображён гордый вольнолюбивый олень, «уязвлённый» стрелой. (Демонстрация изображения – слайд). По краю печати сверху шла надпись «Елень поражен стрелою». Скачущий олень с вонзённой в него стрелой символизировал казака, убегающего от неволи в глубь степей Дикого Поля, вообще свободного казака. Другое толкование этой печати выражалось так: «Даже если всех казаков пронзят стрелы врагов, они твёрдо будут стоять».

   В 1704 году по приказу Петра I  была учреждена новая печать с изображением голого казака с саблей и ружьём, сидящего на бочке.

(Демонстрация изображения – слайд). Сохранилась грамота Петра I в посольский приказ, где он пишет: «Сделать печать донскую, серебряную, величиною такову, как притом вложен образец, и вы- резать надпись, как на нём подписано, а в середине вырезать во всём, как у них водится на печати, мужика, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян и в сабле перепоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею…»

   С появлением этой печати на Дону связано такое предание (индивидуальное сообщение учащегося: В Черкасске на улице Пётр I увидел пьяного по пояс голого казака с ружьём в руке. Подойдя, царь спросил, почему он пропил всё, кроме ружья. Казак, не поднимая головы и не видя перед собой царя, ответил, что с оружием он государю и всему Войску Донскому честь и славу добудет и одежду у басурман возьмёт. Петру понравились слова казака, и он приказал учредить новую гербовую печать Войска Донского.)

   В этой печати есть свой скрытый смысл. В обстановке нарастающего наступления царизма на вольности казаков Пётр I хотел полностью обосновать своё право на подчинение донцов себе как императору и самодержавному правительству. Даруя печать казакам,  он хотел подчеркнуть, что донская вольница – это сборище пьяниц, способных пропить не только одежду, но и весь юг России, если их вовремя не подчинить царю. Поэтому донские казаки не любили эту печать. Они поупирались, но вынуждены были принять этот оскорбительный для них знак. Однако ставили казаки печать Петра только на грамоты, отправляемые царю, а внутривойсковые скреп-

ляли родным вольным «еленем».

   В 1775 году казаки получили новую войсковую печать, на  кото-рой в круге был изображён герб Российской империи – двуглавый орёл – с надписью по краю: «Печать Войска Донскаго».

   Первый герб донские казаки получили в начале XIX в. Он назывался «Герб земли донских казаков и города Черкасска» и был учреждён императором Александром I 5 октября 1803 года. Герб представлял собой щит, разделённый поперёк на 2 части. В верх-

ней половине был изображён двуглавый российский орёл. Нижняя часть делилась на 4 треугольника, в которых были изображены пер-

нач, насека, бунчук, казачьи знамёна и пики, а также крепость на берегу Дона.

   Утверждение второго донского герба императором последовало 5 июля 1878 года. Он назы-вался «Герб Области Войска Донского» и представлял собой изображение геральдического щита, разделённого вертикально на 3 части. По бокам на синем поле находятся символы атаманской власти: слева – пернач, насека и бунчук, то же и справа. В центре на сером фоне над рекой изображена красная крепость. Над щитом изображены двуглавый коронованный орёл, а над ним большая корона.

За щитом крестообразно расположены 4 жёлтых знамени с чёрными орлами и золотой бахромой. Внизу щит обрамляет Александровская красная лента – символ неразрывного единства народов, проживающих на Дону.

   В 1996 году этот герб был несколько переработан (демонстрация изображения – слайд) : добавлены золотой колос под изображение крепости, старые знамёна заменены на знамёна Ростовской области, убрана большая корона. В таком виде герб был утверждён Законодательным собранием Ростовской области в качестве официального герба.

   Имелись у казаков и свои знамёна – символы казачьей доблести (демонстрация изображения – слайд).

   Первое знамя, полученное донскими казаками за боевые успехи, было послано на Дон из Москвы 18 марта 1640 г. первым государём из династии Романовых Михаилом Фёдоровичем, в избрании кото-

рого на российский престол донцы сыграли одну из решающих ролей. Но получили они знамя не за это, а за подвиги, совершённые в боях за освобождение России от самозванцев и поляков. В царской грамоте, приложенной к знамени, подчёркивались причины вручения донцам этой награды и добавлялось, что знамя даруется для то-

го, чтобы было «с чем против недругов стоять и на них ходить». Казаки торжественно приняли это знамя, велев по всем часовням петь молебны и стрелять из пушек и пищалей. В 1643 году это знамя сгорело в часовне Монастырского городка во время ночного на-

падения турок и татар и гибели городка.

   Следующее знамя, дарованное казакам за их подвиги при взятии и обороне Азова от турок и их союзников в 1637 – 1641 годах, донцы получили в 1644 году. Это было красное знамя с лазоревой опушкой и гербом России – двуглавым орлом с надписью: «Повелени-

ем государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича…писано сие знамя на Дон донским атаманам и казакам лета 7152 августа 27 день».

   В 1646 году донцы получили красного сукна знамя с зелёной опушкой за разгром ими сильного войска крымского сераскира Нурадына на реке Кагальник 4 августа 1645 года. На другом знамени, выполненном из тафты, имелось изображение льва с палашом. Оно вручено было за подвиги на Азовском и Чёрном морях в 1672 году.

   Для донского казака защита своей родины всегда являлась не просто священным долгом, который готов был беспрекословно выполнить, но и непреодолимым влечением сердца, порывом любви, который взращивался с малых лет. Во все времена донцы грудью вставали на защиту отечества, поднялись они и в XVIII столетии и, как всегда, продемонстрировали отвагу и героизм.

   Во времена Петра I после тяжёлой Северной войны со шведами (1700-1721) Войско Донское в целом было награждено царским знаменем с государственным гербом посередине и надписью по краям: «Верным подданным Войску Донскому за оказанную их во время войны со шведами службу и для учинённого с короною шведскою вечного мира».

   За отличия в русско-шведской войне 1741-1743 гг., в которой участвовало около 6000 казаков, Войско Донское было награждено императрицей Елизаветой Петровной белым знаменем с государственным гербом и надписью: «Нашим верноподданным Войску Донскому за оказанную во время войны со шведами службу…»

   За боевые успехи в Семилетней войне с Пруссией Войско Донское было награждено белым знаменем с золотым тиснением и словами: «Дано сие знамя ея Императорского Величества верным подданным Войску Донскому за оказанную им в минувшую Прусскую службу помощь лета от Р.Х. 1764».

   После русско-турецкой войны 1768-1791гг.Войску Донскому от имени императрицы Екатерины II 9 октября 1774 г. было пожаловано знамя «За отличную службу против турок».

   За выдающийся вклад в общую победу в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Войско Донское было награждено белым знаменем с изображением двуглавого орла и всадника. Надпись золотыми бук-

вами гласила: «Повелением дано сие знамя Ея Императорского Величества верным подданным, Войску Донскому, за оказанную им службу, храбрые и усердные поступки на вечную…Войска Донского славу».

   За подвиги, совершённые в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова, Войско Донское в целом получило похвальную гра-

моту и белое знамя с вышитой надписью: «Верноподданному Войску Донскому за оказанные заслуги в продолжении кампании против французов в 1799 году».

   В XIX в. за подвиги, совершённые казаками в сражениях Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг., Войско Донское было награждено белым Георгиевским знаменем.  

   Потом казаки участвовали в русско-персидской и русско-турецкой войнах, в Крымской войне 1853-1856 гг., в освобождении Болгарии от турок, за что в 1879 г. от императора Александра II получили войсковое Георгиевское знамя с надписью: «За отличия в Турецкую войну 1877-1878 годов».

   Известный нам флаг Всевеликого Войска Донского сравнительно молод (демонстрация изображения – слайд). Он утверждён в мае 1918 г. на «Кругу спасения Дона». Флаг состоял из трёх продольных полос равной ширины синего, жёлтого и красного цвета. В по-

становлении Круга по этому поводу было сказано: (индивидуальное сообщение учащегося: Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цвета-

ми их были: у донских казаков – синий, васильковый, у калмыков – жёлтый, у русских – алый»).

   В 1996 г. решением Законодательного собрания Ростовской области к левой стороне флага была добавлена белая полоса, составляющая 1/5 часть ширины полотнища и символизирующая единство Ростовской области и России. В таком виде флаг был утверждён в качестве официального флага Ростовской области.

   У казаков существовал и третий обязательный государственный символ – гимн. Первоначальный текст гимна Всевеликого Войска Донского был написан с началом Крымской войны в 1853 г. поэтом Ф.И.Анисимовым, В 1918 г. текст был обработан В.Н.Мантулиным и 20 сентября 1918 г. утверждён Большим войсковым кругом, став официальным донским гимном. В 1996 г. этот гимн был принят Законодательным собранием Ростовской области в качестве гимна области. (Прослушивание записи гимна ).

   Как вы поняли, кем прежде всего были казаки по роду своей деятельности? (Воинами). Верно. Казачество с древних времён охраняло южные рубежи России, участвовало в военных походах русских царей, в освобождении России от захватчиков. Эта важнейшая функция казачества была отражена и в некоторых казачьих символах.        Посмотрите на экран. Сейчас вы увидите отрывок из художественного фильма С.Герасимова «Тихий Дон». Обратите внимание на снаряжение казаков и вспомните, что из этого снаряжения попало в казачью символику. (Демонстрация видеофрагмента).

   Каков будет ваш ответ? (Это пики (герб 1803 г.) и сабля (печать Петра I). Верно. Казак без оружия не казак. Он ни при каких обстоятельствах с ним не расставался, т. к. он прежде всего – воин.

   По - настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям (демонстрация изображения – слайд).

Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. Кроме самого обращения, к старшим по возрасту соблюдался определенный этикет. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться.

При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Со дня рождения ребенка, до дня его первой годовщины, проводились обряды, которые должны были символизировать принятие мальчишки в казачью общину.

Существовали и обряды посвящения малыша в казаки (демонстрация изображения – слайд). Не успевал у ребенка появиться первый зуб, как отец сажал малыша на коня, крепил ему к поясу шашку, и даже подрезал ему чуб. Волосы, в казачьей мифологии, символизировали женское начало, поэтому подрезанный чуб символизировал мужское начало ребенка и его отрыв от женской природы, будущий его мужской статус воина.

По поверьям донских казаков, жилище казака должны были охранять силы добра (демонстрация изображения – слайд). Сам курень и его чердак должен был охранять Домовой. Печка, двор, фундамент куреня закреплялся за Змеей. К этим покровителям было разное отношение. Змея была навечно привязана к конкретному дому, даже если жители его покидали и уходили в новое жилище. С Домовым было несколько иначе. Домового переносили на новое место проживания. Для этого использовали особые ритуалы.

   

   Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины(демонстрация изображения – слайд).  Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков (демонстрация изображения – слайд). Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. Весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

История Донского края богата и насыщена интересными и яркими событиями. История Дона и его символика хранят память народа, его традиции, способствуют их передаче от поколения к поколению. На последующих внеклассных занятиях мы с вами ещё не раз прикоснёмся к этой богатой истории. А сейчас – викторина для самых внимательных: Каковы цвета флагов России и Ростовской области?

Что изображено на 1-й казачьей печати? А на 2-й? Кто её учредил?

За что казаки получали знамёна?  Какие традиции донских казаков вам показались интересными, необычными?  

  Вы теперь и сами можете рассказать о символах России и Донского края. Наша символика, наши традиции  нам дороги, Россия и Донской край гордятся ею.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества

Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника Отечества",  факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные  периоды истории....

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника отечества",  факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные  периоды истории. Особый ...

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...

Быт и традиции Донского казачества

Сценарий о быте и традициях Донских казаков...

Быт и традиции Донского казачества

Быт и традиции Донского казачества...