Традиции и обычаи донского казачества
план-конспект урока по истории (8 класс)

Шепелева Наталия Дмитриевна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai_donskogo_kazachestva.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Традиции и обычаи Донского казачества»

Учитель истории Потапова Наталия Дмитриевна;

учитель физической культуры Астахов Алексей Борисович

Цели урока:

  1. Образовательная: на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.
  2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
  3. Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Работа над понятиями: казак, городок, курень, шашка, нагайка, лампасы

Оснащение урока:

  • карта Области войска Донского;
  • презентация (см. Приложение);
  • компьютер, диапроектор;

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Казачество
  4. Рождение и воспитание казака
  5. Обычаи и традиции донского казачества.

Карта расселения казачества.

Вступительное слово Н.Д.

-Здорово дневали, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Произносит учащийся с караваем:

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Слова Н.Д.Но мы поговорим сегодня о Донском казачестве.С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки - это вольные люди, бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Стихотворение зачитывает учащийся:

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

Не знаю как другой, но я

Весь – слух, все – жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Чуть-чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

“Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться”. (Лиза, Лера)

Слова А.Б.Дорогие гости, мы рады видеть вас и поведать  вам о донском казачестве, о его истории; будем песни казачьи спевать,  обычаи, традиции казачьи вспоминать, чтоб не сгинули они в века, а достались детям нашим, да внукам!

Слайд 1А.Б.

Помни брат, что у казаков

Дружба – обычай,

Товарищество – традиции,

Гостеприимство – закон.

Н.Д.

Как Вы можете растрактовать данный слайд?

Казак не мог и не может считать себя казаком. Если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.  Они всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера лежала двойственность; то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. (Борисов Д.)

Н.Д. (добавляю слова про гостеприимство)

Слайд 2.

Морально- нравственные устои казачества:

Н.Д.

Какие морально – нравственные устои охарактеризованы в следующем слайде?

Не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести,, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедны, не обижай сирот и вдовиц, защищай Отчество. Данные морально – нравственный устои, напоминают 10 заповедей Иисуса Христа и это свидетельствует, о том, что казаки были сугубо верующими людьми (Попов Д.)

Далее дополняет Н.Д.

Слайд 3.

Почитание взрослых

«Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш».

Авторитет взрослого человека (отца, матери, крестного и крестной) считался высшей ценностью.. (Ли Д.)

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывал младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовал соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешения пройти. При входе куда-либо первым пропускался старший.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Слайд 4.А теперь мы поговорим о воспитании казака. Главное с чего начиналась этап воспитание – это правильный выбор родителями крестного отца. О выборе крёстного кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец - это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака и делал из казака воина. После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть - добрый будет казак, если же расплачется - есть над, чем задуматься. Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков. 
Следующий этап – причастие.
       Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые казачонка сажали на коня в три года, надевали отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. 
В дальнейшем мальчики должны были научиться держаться в седле (для чего собственно при рождении ребенка и приобретали коня, чтобы они с раннего возраста привыкали друг к другу),
    До 7-8 лет 
казачонок жил на женской половине куреня
    В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь - личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.  Вот тогда у детей возникало много вопросов,  для чего были нужны те или предметы.

Давайте представим, что вы маленькие казачата, что вы будете спрашивать у казака.

Учащиеся задают вопросы А.Б. он отвечает

- Что означают лампасы на форме казака? (Символ казака).

- Что такое шашка? (Это казачье оружие, символ казачьей воли).Шашка - символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

- Какую роль играет конь для казака? (Это друг и товарищ казака).Самый близкий друг казака – конь. Казаки водили породистых коней, за жеребятами ухаживали, как за детьми. Поэтому такой конь, вырастая, платил хозяину преданностью и любовью: не давался в руки другим, ходил за хозяином. В сабельном бою такой приученный конь лягал и кусал коня врага. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

- Что означают кресты и медали на груди казака? (Это отличие за участие и подвиги в военных походах).

 А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации, а также  песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях. А также поверья у казаков есть , что  ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков.

Н.Д.  А вы слышали о каких либо поверьях донского казачества? (Пономарева В.)

А также поверья у казаков есть, что  ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. Весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

Слова

Исстари поверье есть в землях казачьих,

Что души казаков пропавших в войну,

Лазоревым цветом на вешних курганах

Свечкою стоят на ветру.

(Ю. Сухарев) (Лиза)

Именно лазоревому  цвету и погибшим казакам посвящаем нашу песню.

Песня Лазоревый цветок

Н.Д.

Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут - кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей.  И основное времяпрепровождение - игры на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого. 
    С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня

О роли отца и роли крёстного в воспитании.Слова А.Б.

С 8 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына. 
    Пример процесса обучения видения летящей пули:

  • проводится на изгибе реки, стрелок (крёстный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,
  • в 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,
  • по сигналу отца крёстный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.

Также приучали маленьких казаков и обращению с ногайкой. Что же такое нагайка и для чего она необходима казаку.
    Вообще, 
нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний.

Казаков Денис. С 8 лет казака начинали приглашать на «беседы» старших казаков.  Каждая «беседа»(группа) шествовала и отвечала за младшие «беседы». В каждой «беседе» были наиболее достойные казаки, которые занимались воспитанием, обучением и досугом младшей «беседы». Такое положение вещей способствовало передаче мировоззрения, традиций, профессиональных знаний и навыков потомкам наиболее полно и с учётом личного опыта. 

А.Б.Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли, чуть ли не всю свою жизнь.

Давайте посмотри одну из таких игр, в которую казаки могли играть всю жизнь.

Борьба «На ломка»

Слова Н.Д.
Новый этап воспитания начинался с 12 до 16 лет.  В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию - шашке (кинжалу ), которой он должен хорошо орудовать. Фехтование шашкой. Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября). 

        С 12 лет казачонка начинали водить на 
круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача - смотреть и запоминать. 

    И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание - в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.). 
    И вот после такого воспитания и обучения получался «
матёрый казачина». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.

А.Б. Зачитывает учащимся и гостям:

«Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл багатицу   (костёр), устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив наст чапура(цапля) чикиляет (идет)».

Конкурс

Конкурс. Догадайтесь, какое слово пропущено в пословицах о казаках (запись на доске).

Кто пули боится, тот в казаки не годится.(казаки)

Казак сам не поест, а коня накормит.(коня)

Терпи, казак, атаманом будешь.(атаманом)

А ещё пословицы и поговорки из уст старших.

Бог не без милости, казак не без счастья  (повезёт, будь в надежде) 
Дом под жестью и кобель под шерстью  (хороший хозяин)
Была б корова да курочка,  сготовит и дурочка (было б из чего стряпать - любая сможет)
Клюнь, да оглянись...  (сохраняй бдительность; делай осмотрительно)
Есть чего йисть - ешь до отвала, нечего йисть - терпи (старинное пожелание казаку)
Пошёл - сгорбатился...  (пошел ни с чем, в унынии)
Когда денежки в кармане - тогда и бабушка в чести (будут деньги - 
будут все уважать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника Отечества",  факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные  периоды истории....

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника отечества",  факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные  периоды истории. Особый ...

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...

Символика и традиции донского казачества.

У донских казаков были свои богатые традиции, была и остаётся сейчас своя символика. Об этом идёт беседа на мероприятии....

Быт и традиции Донского казачества

Сценарий о быте и традициях Донских казаков...

Быт и традиции Донского казачества

Быт и традиции Донского казачества...