Краеведение
материал по краеведению на тему

Краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружки истории и краеведения: методика преподавания,

организация исследовательской деятельности.

Фаттахова Ильсия Ильгамовна, учитель татарского языка и литературы,

МБОШИ «Гимназия-интернат №13» г.Нижнекамска РТ

В жизнь современной школы все активнее входит краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей учащихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции учащихся.

Краеведение в школе и внешкольных учреждениях развивается в непосредственной связи с общими  учебно-воспитательными задачами школы, оно содействует осуществлению уровня  трудового и нравственного воспитания школьников. Перед современной школой поставлены важные задачи – подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно-полезному труду, неустанно совершенствовать идейно-нравственную и трудовую закалку юношества, всемерно укреплять связи школы с жизнью. И школьное краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью. Наряду с образовательно-воспитательными задачами оно решает задачи и общественно-полезного характера, способствует развитию у учащихся навыков общественно полезной работы. Школьное краеведение имеет определенную предметную направленность – историческую, географическую, литературную, естествоведческую. И весьма существенная его сторона – неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Школьное краеведение включает в себя учебное (его содержание определяется учебной программой) и внеурочное (его содержание строится в соответствии с планом воспитательной работы школы или внешкольного учреждения). Эти два вида краеведения находятся  в тесной связи и дополняют друг друга. Однако между ними имеются и различия – по содержанию, формам работы, принципам комплектования группы, участников краеведческого кружка. Если в учебном краеведении обязаны участвовать все школьники, то во внешкольном – только по желанию. Учебное краеведение связано с проведением учебных занятий, уроков, внеурочное же опирается на такие формы, как краеведческий кружок, туристские походы, экскурсии, экспедиции, вечера и т.д. Школьники получают знания по краеведению на уроках или на занятиях краеведческого кружка в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также в процессе поисково-исследовательской работы.

         Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с жизнью родного города, республики и страны, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого. Большое значение школьное краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране памятников, разных экспонатов истории и культуры.

        Как было уже сказано, в школе краеведение стало принципом обучения и воспитания учащихся. Этот принцип распространяется на изучение школьного курса истории, обеспечивает установление связи изучаемого школьного курса со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края, что способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.

        В зависимости от специальности руководителя, его интересов и контингента  участников, а также от местных условий, историко-краеведческие кружки могут иметь разную тематическую направленность – историческую, военно-патриотическую, археологическую, этнографическую, архитектурную, искусствоведческую и т. д.

        Работа кружка рассчитана на учащихся VIII – X  классов, интересующихся историей. В отдельных случаях в кружке могут заниматься также школьники VII класса. Большую помощь в работе кружка могут оказать работники государственных и народных музеев, архивов, отделы культуры местных Советов народных депутатов. Основная цель кружка – сбор материала по истории родного края. Собранные материалы используются в школьном кабинете татарского языка, служат основой организации выставок и школьных музеев, наиболее ценные из них передаются в государственные музеи и архивы.

        Занятия кружка носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть их проводится в виде лекций. Содержание занятий следует постепенно усложнять, начиная с выполнения  простейших поисковых заданий, например, знакомство на местности с известными уже фактами, памятниками истории и культуры и до выполнения заданий государственных и народных музеев по поиску исторических материалов.

        При изучении родного края особое внимание нужно уделять тому, как изменился край, как растет из года в год материальный и культурный уровень жизни народа, как жители края участвуют в выполнении общегосударственных задач. Историки-краеведы должны активно выполнять краеведческие задания и показывать пример в выполнении законов об охране природы и окружающей среды, памятников истории и культуры. Каждой новой работе должна предшествовать тщательная подготовка. Ни один поиск не следует начинать, пока кружковцы не познакомились с тем, что уже известно, что нашло отражение в книгах, газетах, журналах, что находится в архивах, в фондах и экспозициях музеев. Только после такой тщательной и кропотливой подготовки будет ясна цель – что искать и где искать.

        Следует иметь в виду, что материалы, собранные в походах, экспедициях и экскурсиях, могут представлять большой интерес для науки, поэтому они должны быть тщательно выверены и хорошо оформлены.

        Работа кружка должна базироваться на знаниях, которые учащиеся получают на уроках, а на теоретических и практических занятиях кружка эти знания развиваются и закрепляются. Этому способствуют экскурсии в музеи и на выставки, походы к тем или иным памятным местам, встречи с очевидцами интересных событий и запись их воспоминаний, а также использование технических средств обучения – видеозаписи, мультимедийные оборудования и т. д.

         При организации работы кружка особое внимание следует уделить выбору его тематики, при этом не следует увлекаться многотемьем,  и в то же время не следует ограничиваться какой-либо узкой темой. Во многих школах работают кружки, изучающие жизнь и деятельность знаменитых земляков, собирающие материал о героях Великой Отечественной войны, передовиках производства и т. д. Нередко итогом работы таких кружков становится создание в школе тематических уголков и выставок, а в дальнейшем и школьных музеев. У нас в лицее-интернате №13 г.Нижнекамска тоже работает кружок под названием «Ручеек».Дети с большим желанием ходят в кружок, совершают походы по историческим местам родного края, собирают материалы устного народного творчества, экспонаты быта и культуры наших предков, участвуют в подготовке и проведении разных вечеров, в выпуске стенной газеты, становятся экскурсоводами по музею, проводят беседы с младшими школьниками и т. д. Кружковцы постоянно отчитываются о своей работе. Таким отчетом может быть рассказ об интересных походах и выполненных краеведческих заданиях на классных, школьных и родительских собраниях, литературных и историко-краеведческих вечерах, выпуск стенгазет, стендов, подготовка и проведение олимпиад и викторин на разные темы. Основой для любого отчета, как правило, служат дневниковые записи, сделанные в путешествии. Ни один поход или экскурсия не должны проводиться без ведения дневника. Рекомендуется вести два дневника – бытовой, где последовательно, день за днем описывается жизнь путешественников, и специальный, где фиксируются данные о выполнении историко-краеведческих заданий. Оба дневника иллюстрируются фотографиями, рисунками, схемами. При окончательном оформлении специального дневника необходима сверка добытых исторических сведений, фактов и дат исторических событий, а в ряде случаев необходимы и консультации со специалистами-учеными: историками, археологами, этнографами и др. Руководитель кружка должен иметь в виду, что подведение итогов любого путешествия -  дело не легкое и исключительно ответственное; к этому заключительному этапу работы следует готовиться заранее и многое делать в процессе подготовки и проведения самого похода или экскурсии.

        Историческое краеведение – один из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим  долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края. Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

        Историческое краеведение в школе играет существенную роль в комплексном  воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, поэтому в историческом краеведении почетное место отводится изучению жизни и деятельности лучших людей, тружеников края. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи земляков. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины героического прошлого, сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений. При этом главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции. Традиции в качестве важнейшего средства накопления, хранения и передачи социальной информации выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают огромное эмоционально-стимулирующее воздействие на них, побуждают к действиям, выступают в качестве образцов поведения.

        Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далекое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат. Таким образом, факты местной истории «оживляют» традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой сущности, соприкосновения с возвышенным и прекрасным в конкретной человеческой судьбе, мысленным общением с исторической личностью. Все это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.

        Организация историко-краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач идейно-политического, нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Эти задачи всегда были и будут в центре внимания. История края представляет собой довольно сложный объект краеведческой деятельности, отличается необычайной емкостью содержания историко-краеведческого материала, его хронологическим размахом. Объектом конкретного исследования может быть как история края в целом или различные периоды его истории, так и отдельных населенных пунктов, улиц, фабрик, заводов, совхозов различных сооружений, зданий, памятных мест. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях. В любом случае, независимо от масштабов, целей историко-краеведческого исследования, его основу составляют факты местной истории, так как основу любых исторических знаний составляет знание исторических фактов. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. В исторической науке средством конкретизации истины и выступает исторический факт.

        Содержание темы позволяет на местном материале показать и объяснить учащимся закономерности и особенности в исторических явлениях, увидеть и понять исторически прогрессивное значение нашего строя, осознать гигантский рост духовного и материального уровня народа.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, целесообразно путем фронтальной беседы восстановить в памяти учащихся знания об исторических местах родного края, его природе, экономике и культуре.

План изучения темы включает следующие вопросы:

  1. Историческое краеведение, его содержание.
  2. Исторические источники в школьной краеведческой работе.
  3. Использование краеведческого материала на уроках.

      1. Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут начинания от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» собирали сведения о родных местах. Свои знания и материалы они передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками местной истории, они вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю. Краеведческие сведения отразились в летописях и стали рано использоваться при размежевании государственных границ, описании дворов и земельных угодий в XV-XVII вв., при поисках руд, строительстве новых городов и т. д. В последние годы школьное краеведение стало массовым.  духе любви к родному краю. «Краезнатцы» считали, что краеведческий материал должен отражать основные этапы развития  края, раскрывать его исторические особенности, дополнять школьные учебники.

     2. Исторические источники можно разделить на три вида: вещественные, письменные и устные. Методика работы с различными видами исторических источников вырабатывалась многими поколениями наших ученых. Перед объяснением этого материала целесообразно поставить вопрос: «Какие вы знаете исторические источники?» - и, обобщая ответы учащихся, приступить к изложению данного вопроса.

        Вещественные источники. Наиболее древним видом вещественных источников являются археологические материалы. Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее большинство материалов, собранных археологами, - немые, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того, чтобы заставить их «заговорить», археолог должен владеть всей совокупностью сведений и представлений, накопленных наукой по данному вопросу и по данному периоду.

        Руководитель кружка должен подчеркнуть, что, изучая археологические наследие нашей страны, необходимо соблюдать законодательство об охране памятников археологии, должен обратить внимание кружковцев на недопустимость археологических раскопок без разрешений на исследование, познакомить их с Законом об охране и использовании памятников истории и культуры.

        Большое значение для исторического краеведения могут иметь изобразительные источники, старинные гравюры, рисунки, картины с изображением городов, сел, мечеть-монастырей, бытовых сцен, национальных костюмов. Не менее важны фотографии – прекрасный документальный материал. По ним можно изучать быт, одежду, внешность представителей различных сословий, социальных и национальных групп, проживавших в данной местности.

        Письменные источники. Большую часть наших знаний о прошлом дают письменные источники. Они позволяют проследить исторические события, содержат сведения об экономике и культуре. Рассказывая об этом, руководитель кружка с помощью фронтальной беседы устанавливает, что знают об этом его воспитанники из уроков истории, а затем констатирует что древнейшая письменность возникла у народов Египта около 5 тыс. лет назад, что изобретение письменности было огромным шагом вперед по пути прогресса, так как люди получили возможность фиксировать свои знания, идеи, образы; передавать их последующим поколениям в более надежных формах. Благодаря письменности мы знаем, как представляли мир строители египетских пирамид и создатели вавилонских дворцов.

        Устные источники.  Важным направлением школьной краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества. Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о древнейших временах истории восточного славянства. Каждый из жанров фольклора – сказки, былины, предания, песни, пословицы – в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох.

        Окончив рассказ об исторических источниках, руководитель предлагает учащимся привести примеры исторических источников родного края. Эти примеры могут быть использованы при изучении следующего вопроса – об использовании краеведческого материала на уроках.

       3. Школьными программами по истории предусмотрено изучение истории родного края с древнейших времен до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории.  

        Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Работа юных историков-краеведов, изучающих родной край, создает условия для широкого применения знаний и умений, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении программного материала, а также для установки межпредметных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....