Методическая разработка - Экскурсоводы (2 год)
материал по краеведению по теме

Никитина Ольга Александровна

Обучение профессии экскурсовод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursovody_2_god.docx66.66 КБ

Предварительный просмотр:

             

I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Подготовка экскурсоводов-школьников»  является авторской разработкой, аккумулирующей десятилетний опыт автора в подготовке экскурсоводов-школьников в Доме Творчества Юных «На Ленской» Красногвардейского района  Санкт – Петербурга, а также опыт коллег из Городского Дворца Творчества Юных и других районов города. Программа, реализует   экскурсионный метод освоения окружающей среды и направлена на подготовку,  развитие и воспитание современно образованного, нравственного, инициативного,  динамичного человека, способного проектировать свою деятельность и нести  за нее ответственность.  

Содержание Программы ориентировано  на формирование ключевых компетенций –  целостной системы знаний, умений, навыков, развитие способностей, мотиваций, склонностей к самообразованию,   социального и профессионального самоопределения, опыта личной ответственности, определяющих современные качества содержания образования.

Приоритетом Программы, органичным составляющим педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, является воспитание обучающегося  средствами историко-культурной среды Петербурга, использование нравственного потенциала  петербургской культуры как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития  личности воспитанника. Формированию гражданской ответственности, духовности, толерантности, способностей к социализации в открытом европейском пространстве способствует изучение европейского контекста Санкт – Петербурга, являющегося составной частью  данной Программы.

Экскурсионный метод  традиционен  для петербургского  образования и  приобщения юных горожан к достижениям  российской и европейской культуры, наследием и соединением которых является  наш город.  Петербургская – ленинградская  экскурсионная школа всегда отличалась и продолжает отличаться  глубоким пониманием города как живого организма. Понятия «Душа города», «Непостижимый город» были введены известным краеведом Н.П. Анциферовым, при его активном участии в конце 1920-х годов  в Ленинграде  был организован Экскурсионный институт.

 В послевоенные десятилетия и вплоть до «перестройки» активно и плодотворно работало Городское экскурсионное бюро, проводившее серьезную работу по подготовке экскурсоводов.

В послеперестроечные годы  экскурсоводов в рамках специальности «музееведение» стал готовить ряд петербургских ВУЗов.

В подготовке экскурсоводов-школьников данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников»  развивает традиции ленинградской и петербургской экскурсионной школы и отечественные традиции гуманитарного образования. Основные положения Программы рассмотрены  в русле «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,  Программы «Юный экскурсовод» Городского Дворца Творчества Юных Санкт-Петербурга,  Концепции «Воспитание петербуржца XXI века», Концепции развития системы образования  Санкт - Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 г.г.».  

Данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников»   реализует контекстуальные интеграционные подходы в  гуманитарном образовании. Через освоение  историко-культурного пространства Петербурга, постижение его  генезиса, она ориентирует  обучающихся в  европейском и российском контекстах развития города. Программа также профессионально ориентирует в выборе в системе межкультурных коммуникаций (экскурсовод, искусствовед, музеевед) и области организации туристкой деятельности.

Программа соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, опирающимися  на личностно-ценностные и  социальные мотивации.

Сегодня экскурсия перестает быть только методом познания окружающего мира. Для экскурсоводов-школьников, воспитанников экскурсионных объединений, она становится методом социализации, культурной адаптации и творческой реализации.

Программа реализуется в образовательном пространстве Петербурга, ориентируясь на опыт, достижения и совместную работу с другими  образовательными учреждениями города.      

Занятия  экскурсоведением,  где на занятиях  закладывается фундамент   возможной будущей профессиональной реализации в области гуманитарного знания, овладение системой знаний по специальности, усвоение основ мастерства, совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков   способствуют выбору профессии и поступлению в профильные ВУЗы.

Взаимодействие с основным образованием является составляющей частью реализации данной Программы. Оно служит оптимизации основного образования в части определения результативности  курса  по предметам: История и культура  Петербурга и  Мировая художественная культура.

 По согласованию с Научно – методическим  центром Красногвардейского района   Санкт – Петербурга  Конкурс экскурсоводов-школьников для учащихся 9-11 классов, подготовка и защита авторской экскурсии   проводятся на правах Олимпиады. Успешная защита экскурсии на маршруте и в конкурсе приравнивается к экзамену по предметам  История и культура  Петербурга и Мировая художественная культура. Тем самым расширяются  возможности школьного краеведческого образования за счет вовлечения заинтересованных детей и актуализации их знании через экскурсию.

1. Направленность  Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников»   –  туристско-краеведческая.   

Главная задача реализации  Программы видится  в пробуждении  как можно у большего количества подростков стремления овладеть активными знаниями по Истории и культуре   Санкт - Петербурга,  постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение   умений и навыков, знаний и в целом содержания программы  проектируется на основе заинтересованности, увлеченности и возможной профессиональной реализации в дальнейшем.

 Программа    ориентирована на достижение определенной (в соответствии с уровнем обучения) экскурсионно-краеведческой компетентности  обучающегося и представляет каждому  право выбора  осваиваемого уровня и получения  конечного результата.   Каждый воспитанник  имеет право освоить тот уровень программного материала, который соответствует его индивидуальным потребностям и способностям.

  • общекультурный, предполагающий удовлетворение       познавательного  интереса  в данном направлении;
  • углубленный уровень освоения;
  •  профессионально - ориентированный   уровень освоения.

          Результаты прохождения углубленного и профессионально-ориентированного уровней ориентируют  для поступления в средние и высшие профильные учебные заведения.

 2. Принципы построения программы, ее концепция

        Настоящая программа предназначена подросткам, имеющим положительную мотивацию в области межкультурных коммуникаций,  для занятия в системе дополнительного образования  на базах образовательных учреждений. Ведущая установка  -  создание условий для  формирования необходимых навыков, знаний и умений с целью  развития творческой активности, творческого потенциала личности.  

В основе реализации  лежит личностно – ориентированная, развивающая педагогика, направленная на  раскрытие творческих способностей подростка, стремление приспособить  содержание и формы обучения к его личности, признание ценности  индивидуальности ребенка, его уникальности.

В основе Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников»   лежит компетентностный подход в реализации, через использование потенциала активных форм краеведения, освоение экскурсионного метода познания окружающей среды, адаптацию в культурном пространстве Петербурга и социальную адаптацию подростков средствами экскурсии, способов решения практических развивающих, образовательных и коммуникативных задач.  

Принцип построения программы – спирально-концентрический и предполагает постепенное расширение и углубление знаний,  совершенствование  творческих умений и навыков по экскурсионной методике  при движении от общекультурного уровня освоения программы к профессионально-ориентированному.

Данная  Программа  является продолжением и развитием  авторской  разработки  «Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс», являющейся первым звеном в системе создания программы непрерывного образования, ориентированного  на программы профессиональной подготовки экскурсоводов профильных ВУЗов и программы их малых факультетов.  

В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей:

  • предметных, связанных с экскурсионной методикой,
  • межпредметных,  интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,  
  • надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.

 Программа основана на овладении  содержания блоков: «Основы экскурсионной деятельности», «Городская среда как предмет экскурсии», «Европейский историко-культурный контекст  Санкт – Петербурга», «Экскурсоводческий тренинг».  В программу входят также блок «Экскурсии» и «Деятельность в экскурсионном объединении».

Краеведческий материал и материал европейского контекста, представленные в  Программе, актуализирует  и расширяет знания школьного курса по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, географии, литературе, которые находят практическое применение в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Каждый уровень занятий  по программе – не только ступень освоения  обучающимися теоретических  и практических основ экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия Санкт-Петербурга.

Уровни освоения «Основ экскурсионной деятельности» даются в зависимости от годов обучения на материале  архитектуры Петербурга 18 – первой половины 19 века, архитектуры Петербурга второй половины 19 – 20 века  и европейского историко-культурного контекста Санкт – Петербурга, соответственно.

Освоение  обучающимися единого социокультурного пространства Петербург – Европа, и как следствие освоение поликультурных подходов, консолидирующих общество, важных как для формирования российского самосознания, так и для возможностей общения и взаимодействия с гражданами других стран, тоже является принципом программы. Возможность разноуровневого освоения программы обуславливает   соответствующие  подходы в постановке и решении задач

Реализация программы нацелена на большую самостоятельную творческую работу обучающегося, построение  индивидуально ориентированного, направленного на развитие каждого ребенка, его реальное продвижение, образовательного маршрута, и вместе с тем социализацию обучающихся. Развитие памяти, внимания, вкуса, самостоятельное освоение  библиографических и других краеведческих источников, благотворно влияют на общее развитие  подростков, воспитание общей культуры,  дающей возможность воспринимать и  анализировать особенности петербургского историко-культурного контекста и экскурсионного метода освоения окружающей среды

Принципом Программы является также овладение на основе активной творческой деятельности экскурсионным методом познания, превращение поставленных задач в актуально значимые. Формирование навыков и умений через творческую активность, собственные действия, ощущения и опыт, свободу выбора образовательного маршрута. 

Принципы подачи материала ориентированы на создание  условий для реализации всех возможностей обучающегося определенного возраста с опорой на достижения предыдущего периода, обучение решению социально и личностно значимых  задач в освоении новых видов экскурсионной деятельности на каждом возрастном этапе развития. Знания и умения являются при этом не столько самостоятельной целью, сколько средством в процессе развития личности подростка. Процесс обучения предполагает реализацию выбора  в рамках Программы. Освоение части программы производится в режиме самообразования.

Главной  задачей педагога в реализации данной Программы является побуждение воспитанника к самостоятельной творческой  активности и деятельности, развитие средствами экскурсионной методики коммуникативных навыков, соблюдение соответствия  уровня   обучения психо-эмоциональным потребностям и интеллектуальным запросам подростка, адаптация экскурсовода-школьника в петербургском и европейском историко-культурном пространстве.  Реализация Программы  направлена на формирование жизненных установок, основанных на принципах гуманизации отношений,  на осмыслении личностной реализации юного экскурсовода, и потребностей  экскурсантов – слушателей. 

3. Актуальность,  новизна, отличительные особенности программы.

Актуальность,  новизна, отличительные особенности программы заключаются в том,  что   она адаптирует принципы  профессиональной подготовки экскурсоводов в высшей школе применительно к целям и задачам  подготовки экскурсоводов-школьников, выдвигая при этом на первый план освоение обучающимися способов и приемов трансляции материала и интегрируя знания по петербурговедению и европейскому контексту Петербурга с экскурсионной методикой.

Не рассматривая отдельно краеведческий и экскурсионный блоки, как это делается в большинстве случаев, краеведческий материал рассматривается в данной программе только через освоение экскурсионной методики, что, учитывая цель реализации данной программы, является   актуальным и новым.

Впервые в подобных программах как предмет экскурсии рассматривается европейский контекст Санкт-Петербурга, что, несомненно, ориентирует подростков в европейском пространстве и позволяет на собственном опыте, доказательно  понимать уникальность Северной столицы.

Изучение европейского контекста Санкт-Петербурга реализует важную воспитательную задачу – формирование толерантности в открытом европейском пространстве.

Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся  на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход,  направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, является крайне актуальным в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно, в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника,  и  оценку его в глазах окружающих.

4. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации программы: развитие личности, владеющей ценностями петербургской и европейской культуры, способной к творческой самореализации через овладение общекультурным, углубленным и профессионально-ориентированным уровнем освоения экскурсионного метода познания окружающей среды. 

Для достижения указанной цели в процессе реализации Программы решаются следующие задачи:

Образовательные         

  • обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы;  
  • способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании  полученных знаний;
  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками  при составлении экскурсии;
  • обучить самостоятельному прочтению  экскурсионных объектов;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры   Санкт – Петербурга;
  • сформировать навыки обмена личностно-значимой информацией;
  • cформировать навыки публичных выступлений;
  • сформировать навыки атрибуции экскурсионного объекта;
  • сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
  • способствовать овладению воспитанниками понимания Петербурга как части  историко-культурного пространства Европы.

Развивающие:

  • развивать уверенность  в реализации личностных качеств;
  • содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  
  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
  • развивать предпосылки для  осознанного подхода обучающихся  к подготовке и проведению экскурсий;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • содействовать развитию образного мышления, воображения, эмоционального восприятия города;
  •  развивать навыки культурной адаптации  в пространстве   Петербурга;
  • развивать  культурно - ориентирующие навыки в европейском пространстве;
  • содействовать развитию  аналитических способностей, памяти, артистизма;
  •  выявлять и поддерживать профессиональные интересы в сфере межкультурных коммуникаций.

 

           Воспитательные:

  • воспитывать петербуржца, владеющего не только национальными, но и  европейскими культурными ценностями,  подготовленного к восприятию города как части культурного пространства России и Европы;
  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам Петербурга;
  • воспитывать  целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  
  • воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия;  
  • воспитывать и развивать потребности в общественной жизни экскурсионного объединения;
  • воспитывать  активную жизненную позицию.

5. Условия реализации программы (режим и формы занятий)

Программа адресована  подросткам 14-17 лет и рассчитана на 3 года. Режим занятий: четыре часа в неделю (два раза по два часа).  Общее количество часов –144 часа в год, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, экскурсии.

Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам  воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально – ориентированного уровня освоения программы.

 Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип  группового обучения с индивидуальным подходом.

Наполняемость   в группах составляет: Второй год обучения – 11 человек.  Данное количество учащихся является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой. Уменьшение числа учеников в группе на втором и  третьем годах обучения, объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Обычная форма работы – занятие, экскурсия, работа на экскурсионном маршруте, практикум, тренинг. В некоторых случаях занятие может быть заменено клубным мероприятиями, участием в конкурсе, фестивале экскурсией.

Занятия включают  беседы, семинары, игры, экскурсии.

7. Критерии и показатели результативности прохождения Программы.

Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в экскурсионной деятельности.

К этим задачам относятся реализация компетентностей:

  • предметных, связанных с экскурсионной методикой,
  • межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,  
  • надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося. 

Первоначальная оценка компетентности  производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями.

Взаимодействие с родителями является важным в реализации Программы. Работа с родителями начинается с выяснения  тех  задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

Мониторинг роста компетентностей обучающегося производится в  середине и конце каждого учебного года – определенного этапа обучения, а также  по прохождении Программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся  на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

 В систему определения результативности входит тестирование в середине  учебного года и в конце каждого из трех этапов обучения по всем, входящим в программу дисциплинам, а также защита творческих работ (фрагментов экскурсии, экскурсии, реферата или исследовательской работы в зависимости от этапа обучения).

Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (фрагмента экскурсии, экскурсии и т.д.) реализации собственной компетентности. 

Инструмент оценивания – задание, тест и т.д., показывают уровень овладения обучающимися конкретными знаниями, навыками, умениями. Критерии оценки компетентностей сообщаются  заранее.

При оценивании компетентности сочетается анализ процессуального  и результативного подходов в оценке. Критерии оценки уровня развития компетентности являются обобщающимися характеристиками, обеспечивающими повторяемость (фрагменты экскурсии) оценочных процедур при сочетании оценки обучающегося педагогом с его самооценкой.

Оценивание интегрируется в сам процесс обучения и включает следующие виды:

  • тренинги экскурсионных приемов и навыков
  • опрос
  • тестирование по краеведческому материалу
  • тестирование коммуникативных навыков
  • контрольные задания по разделам программы
  • защита, обсуждение творческих работ
  • анализ собственной деятельности
  • обсуждение прослушанных экскурсий
  • защита экскурсии на маршруте
  • районные и городские конкурсы  экскурсоводов
  • зачет в конце полугодия, учебного года, курса

Ожидаемые результаты к концу обучения:

 воспитанник  должен уметь –

  • сформулировать тему экскурсии, определить ее цели, задачи
  • определить объекты показа в соответствии с темой экскурсии
  • составить маршрут экскурсии, проложить его по карте
  • подобрать библиографические источники по теме
  • владеть навыками экскурсионного показа объекта
  • владеть навыками «зрелищного» рассказа
  • составить логические переходы в экскурсии
  • составить текст экскурсии
  • анализировать прослушанную экскурсию по плану, написать отзыв
  • владеть навыками  работы с экскурсионной группой
  • защитить экскурсию в конкурсе экскурсоводов-школьников
  •    владеть навыками общественной деятельности внутри экскурсионного объединения

Общим результатом является:

  • создание условий, обеспечивающих преемственность традиций петербургского  экскурсионного образования
  • развитие в экскурсионном образовании школьников контекстуальных интеграционных подходов
  • пропаганда экскурсионного метода познания окружающего мира
  • развитие системы непрерывного образования учащихся, ориентированных на профессию в области межкультурных коммуникаций
  • создание районных и школьных экскурсионных бюро школьников

Традиционно участие экскурсоводов-школьников, занимающихся по данной Программе в районных  и городских конкурсах экскурсоводов, фестивалях экскурсий, конкурсах авторских экскурсий с различными темами, разрабатываемыми самостоятельно на основе  серьезной реферативной и исследовательской работы.  

Учебно-тематический план. Второй год обучения.

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре

тические занятия

практические     занятия в группе

индивидуаль

ная работа

Блок:  Вводное занятие

Задачи второго года обучения экскурсоводов – школьников.

2

2

0

0

Блок:    Основы экскурсионной деятельности

Классификация экскурсий  применительно к выбору экскурсовода-школьника.

2

2

0

0

Применение приема локализации событий при ведении исторической экскурсии

2

2

0

0

Понимание авторской идеи – необходимый атрибут в подготовке экскурсовода

2

2

0

0

Введение новых приемов рассказа и показа в экскурсии

2

2

0

0

Стиль и особенности речи экскурсовода

2

2

0

0

Использование интерактивных приемов в работе с экскурсантами. Роль экскурсовода в активизации экскурсионного объекта, образность при проведении экскурсии.

4

4

0

0

                         Блок:   Городская среда как объект экскурсии

           (архитектура Петербурга второй  половины 19 века – 20 век).

Разнообразие мотивов в архитектуре Петербурга второй половины 19 – 20 веке – разнообразие подходов в подготовке и проведении экскурсий («эклектика»).

10

10

0

0

«Модерн», «ар нуво», «югендстиль» - европейские  модификации стиля рубежа 19-20 веков.

6

6

0

0

Особенности архитектуры конструктивизма.

6

6

0

0

Сталинский ампир. Функциональная архитектура 1960-1980-х годов.

6

6

0

0

                        Блок:    Экскурсоводческий практикум

Выработка алгоритма разработки  самостоятельной экскурсии.

20

0

6

14

Отбор и изучение экскурсионных объектов при подготовке экскурсии.  

8

0

2

6

 Отработка использования приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии.

4

0

2

2

Применение  приемов локализации событий при проведении  исторической экскурсии.

4

0

2

2

Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа.

6

0

6

0

Отработка показа функциональной архитектура1960-1980-х годов.

4

0

4

0

                                               Блок:     Экскурсии

Участие в тематических и обзорных экскурсиях на материале истории  Петербурга второй половины 19-20 веков разной направленности и адресации

36

0

36

0

                        Блок:    Зачетные занятия, защита творческих работ

Контрольные и зачетные занятия по программе, защита экскурсий в конкурсах и на маршруте

10

0

0

10

Блок:  Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения

Творческие встречи, тематические вечера, праздники и другие формы совместной деятельности.

8

0

8

0

Итого:  

144

44

64

36

III. Содержание программы обучения.

 Второй год обучения – Углубленный уровень освоения экскурсионного метода изучения Санкт-Петербурга

Блок: Введение в программу.

Теория:

Задачи второго года обучения экскурсоводов – школьников – углубление общекультурного уровня экскурсионного освоения курса Истории и культуры Петербурга на материале второй половины 19 - 20 веков. Расширение методов и приемов подготовки и проведения экскурсии. Разработка авторской экскурсии. Активизация знаний и навыков первого года обучения.

Блок: Основы экскурсионной деятельности

Теория:

Классификация экскурсий применительно к возможностям экскурсовода-школьника.

Обзорные и тематические экскурсии. Виды обзорных экскурсий: экскурсии, посвященные истории и современности города, района, улицы. Обзорные экскурсии, посвященные развитию определенного аспекта в развитии города  (промышленности, образования, здравоохранения и т.д.). Виды тематических экскурсий: архитектурные, историко-архитектурные, исторические, производственные, монографические: искусствоведческие и литературные. Экскурсии – сказки, импровизации на темы мифов, литературных героев, игры, диалоги и т.д.  Примеры тематических и обзорных экскурсий. 

Организационные признаки  классификация экскурсий в контексте выбора  экскурсовода-школьника.

Классификация экскурсий по составу и количеству участников: взрослые и дети, петербуржцы и иногородние, группы и индивидуальные слушатели.

 По месту проведения: городские и природные. По способу передвижения: пешеходные, автобусные, водные и т.д. По продолжительности: короткие экскурсии-прогулки и многодневные автобусные туры. 

 Применение  приемов локализации событий при проведении  исторической экскурсии. 

Локализация событий – прием реконструкции событий в исторической экскурсии. Петербург парадный, дачный, фабричный, Петербург доходных домов как объект исторической экскурсии.

 Понимание авторской идеи, мировоззрения автора, особенностей эпохи создания сооружения – необходимые атрибуты подготовки экскурсовода. 

Понимание авторской идеи, мировоззрения автора, особенностей эпохи  – необходимые атрибуты подготовки экскурсовода. Дуализм в оценке произведения искусства – время создания и сегодняшний день. Свободное владение материалом темы, эрудиция – непременные условия проведения экскурсии.

Введение новых методических приемов экскурсионного рассказа и показа в подготовке экскурсоводов-школьников. 

Обоснованность введения новых методов экскурсионного рассказа и показа в реализации потенциала второго года обучения экскурсоводов-школьников. Прием  характеристики объекта, прием комментирования, прием отступления. Литературная экскурсия – особенности жанра. Петербургская тема в творчестве поэтов и писателей как источник изучения города. Расширение возможностей экскурсионного показа на примере архитектуры модерна.  Особенности показа функциональной архитектура1960-1980-х годов. Применение приема сравнительного анализа при показе «советского ампира».

 Использование интерактивных приемов в работе с экскурсантами. Экскурсия – искусство коммуникации.

Роль экскурсовода в  активизации экскурсантов. Интерактивные приемы в экскурсии – требование современной экскурсии. Нормы и правила этикета при проведении экскурсии.  Искусство общения с группой и индивидуальным слушателем. Самооценка и самоуважение экскурсовода.  

Роль экскурсовода в активизации экскурсионного объекта при показе архитектуры конструктивизма. Особые требования к современной экскурсии – образность при показе и рассказе, артистизм и эмоциональность экскурсовода. Образность показа экскурсионного объекта, артистизм и эмоциональность экскурсовода – одно из требований современной экскурсии. 

Стиль и тип речи экскурсовода – речи особого типа.

Ораторское искусство. Композиция речи. Начало речи, вступление, главная часть, конец речи. Способы связи речи. Экскурсия – монолог особого типа. Эффект живой реакции. Особенности формирования петербургской речи. Нормы языка и речевые ошибки.   Выбор слов, нормы произношения и ударения.  Экскурсовод как автор, режиссер и  исполнитель особого текста – экскурсии. Внешний вид экскурсовода. 

Блок: Городская среда как объект экскурсии (архитектура Петербурга второй  половины 19 века – 20 век).

Теория:

Разнообразие мотивов в архитектуре Петербурга второй половины 19 века  – разнообразие подходов в подготовке и проведении экскурсий. 

Разнообразие исторических стилей в архитектуре Петербурга середины и второй половины XIX века (эклектика). Различие и разнообразие подходов при характеристике архитектуры указанного периода. Творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, Л. Кленце, А.Парланда. Дворец Белосельских-Белозерских. Мариинский дворец. Новый Эрмитаж. «Спас на крови».

 «Модерн», «ар нуво», «югендстиль» - европейские  модификации стиля рубежа 19-20 веков. Творчество архитекторов Ф. Лидваля, Г. Барановского, А. фон Гогена в Петербурге. 

Особенности архитектуры конструктивизма. Особенности экскурсионной подачи материала и роли экскурсовода при проведении экскурсий, посвященных конструктивизму. Конструктивизм – авангардное искусство России 1920-1930-х годов. Архитекторы конструктивизма – Н.Троцкий, А.Гегелло, Д.Кричевский. Новый тип зданий - Дома-коммуны, фабрики-кухни, Дворцы культуры.  Дом культуры имени Горького. Здание Кировского райсовета.

Сталинский ампир как отражение имперской идеи СССР. Международный (Московский проспект) – центр социалистического Ленинграда в 1930-е годы.  Петербургский ампир 1820-1830-х годов и  ленинградский ампир 1930-х годов. Творчество архитекторов А. Гегелло, А.Симонова, Н.Троцкого. Функциональная архитектура 1960-1980-х годов – новый этап советской архитектуры.  Творчество архитекторов А.В. Васильева, Н.В.Баранова, С.И.Евдокимова, В. Каменского, С. Сперанского  и др.

Блок: Экскурсоводческий практикум (тренинг навыков и умений).

Практика:

Алгоритм разработки и подготовки самостоятельной экскурсии.

Отбор и изучение экскурсионных объектов при подготовке экскурсии.  

Выбор и обсуждение тем разработки самостоятельных экскурсий.  

Рекомендуемые темы разработки самостоятельных экскурсий. Выбор и обсуждение темы. Определение целей, задач и вида экскурсии.  Классификация  разрабатываемой экскурсии  по организационным признакам. 

Отбор и изучение экскурсионных объектов при подготовке экскурсии. 

Отбор объектов экскурсии, составление маршрута экскурсии, его обход. Изучение экскурсионных объектов. Сбор материала, его обработка и систематизация.   Составление библиографии, использование других источников. Структура текста экскурсии: вступление, основная часть (остановки), заключение. Назначение «портфеля экскурсовода», его комплектование. Методическая разработка экскурсии. Составление устного текста. Логические переходы и отбор объектов показа на примере экскурсии для младших школьников «Наша главная площадь».

Применение  приемов локализации событий при проведении  исторической экскурсии. Разработка маршрутных листов  и фрагментов экскурсий: «Октябрь 1917 – Дворцовая площадь»,  «14 декабря 1825 года»,  «Для меня самое любое время жить на даче есть осень…», «За Обводным каналом…». Экскурсии  «Дворцы Невского проспекта», «Последняя дорога императора» - разработка маршрутных листов, фрагментов экскурсий с использованием  перечисленных приемов  характеристики объекта, комментирования, отступления.

Использование приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии. Разработка маршрутного листа экскурсии «Анна Ахматова – начало творческого пути. Царское село», «Александр Блок – юношеские годы». Расширение возможностей экскурсионного показа на примере архитектуры модерна.  

Особенности композиции и декоративных приемов модерна как расширение возможностей показа в экскурсии.  

Отработка применения  расширенных приемов экскурсионного показа. Анализ использования приемов экскурсионного показа. Расширение использования приемов показа.  Приемы зрительного монтажа,  абстрагирования, зрительного сравнения, зрительной аналогии,  ассоциаций на примере фрагментов: Особняк Кшесинской, Дом компании Зингер, Елисеевский магазин. Проблемные темы в экскурсии. Экскурсия –диалог «Архитектура Петербурга начала 21 века». «Дом Советов» Н.А.Троцкого на Московской площади как объект показа в экскурсии «Новый центр социалистического Ленинграда».

 Отработка показа функциональной архитектура1960-1980-х годов. Здание морского вокзала, Гостиница «Прибалтийская» как объекты показа в экскурсии «Морской фасад города на Неве». Оформление текста экскурсии, методических указаний к ней и «портфеля экскурсовода».

Блок: Зачетные занятия, защита экскурсий, участие в фестивалях и конкурсах.

Практика:

Зачетные занятия и защита экскурсий на маршруте, участие в конкурсах экскурсоводов-школьников, Фестивалях экскурсий.

Блок: Деятельность внутри экскурсионного объединения

Практика:

Самореализация подростков в общественной жизни экскурсионного объединения. Проведение творческих вечеров, встреч, праздников и т.д.

Блок: Экскурсии

Практика:

Участие в тематических экскурсиях разной направленности и адресации. «Октябрь 1917 – Дворцовая площадь»,  «14 декабря 1825 года»,  «Для меня самое любое время жить на даче есть осень…», «За Обводным каналом…».  «Дворцы Невского проспекта». «Последняя дорога императора». «Анна Ахматова – начало творческого пути. Царское село». «Александр Блок – юношеские годы». «Новый центр социалистического Ленинграда» «Морской фасад города на Неве». «Архитектура Петербурга начала 21 века».

               

V. Материальное и методическое обеспечение программы.

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения групповых занятий,  оборудованного столами,  стульями,   доской.

Реализация программы  предполагает использование  видеомагнитофона, аудио и видео кассет, телевизора, фотоаппарата, ксерокса, видеокамеры, компьютера, мультимедийной установки. Сформированного комплекса экскурсий, проведенных детьми и взрослыми экскурсоводами, итоговых тестовых заданий по  годам обучения, дающих представление  о том,   какой объем знаний, и какие навыки должны быть сформированы у воспитанника на каждом этапе обучения, записями коллективных мероприятий: экскурсий, конкурсов, праздников,  открытых занятий.

В целях  создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровье сберегающие технологии, экскурсии – прогулки. При организации занятий используются методы:

  • вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ экскурсии)
  • наглядные
  • практические (тренинги, практикумы, экскурсии).
  • Демонстрационные
  • Другие

Для психолого-педагогической поддержки воспитанников  используются методы, создающие поисковые ситуации: поощрение  самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.  

Учебно-методический комплекс программы  содержит:

  • учебные и методические пособия для педагогов и учащихся (включает методические, учебные пособия,  литературу для воспитанника и педагога)
  • систему средств обучения (включает комплекс технических средств обучения – видеокассеты с записями экскурсий, мультимедийную установку, компьютер, слайд-проектор, иллюстративный и демонстрационный материал, творческие работы учащихся, тестовые задания по разделам программы и т.д.)

Для реализации блоков программы преимущественно используются следующие формы, методы, приемы, материалы, формы подведения итогов.

Наименование блоков, входящих в программу

Форма занятия

Методы, приемы

Используемые материалы

Формы подведения итогов

Введение

в программу

Беседа

Словесный

Видеокассета с экскурсиями

Опрос

Источники изучения

Петербурга

Беседа,

практикум

Практический

Каталоги

Библиографи

ческие

источники, библиотека

Самостоятельное оставление списка литературы

Основы экскурсионной деятельности

Беседа, семинар,

Тренировочные упражнения,

Показ, рассказ,

демонстрация,анализ текста

Экскурсии-

онные

разработки,

мультимедийная установка,

 компьютер

Зачет по темам,

Прием на маршруте,

Конкурс,защита творческих работ

Городская

среда как

объект экскурсии

Беседа, лекция, семинар

Показ иллюстраций и видеоматериалов, словесный,

демонстра-

ционный,

экскурсия

Иллюстрации,

слайды

мультимедийная установка,ком-пьютер, аудио, видео-материалы, слайды

Тест, зачет, защита работы, опрос

Европейский архитектурный контекст Санкт - Петербурга

Беседа, лекция, семинар

Показ иллюстратив-

ных и видеоматериалов, словесный,

демонстра-

ционный

Иллю-

страции,

слайды

мультимедийная установка,

компьютер,

аудио, видеоматериалы

Тест, зачет, защита работы, опрос

Экскурсоводческий практикум

(тренинг навыков и умений)

Тренинг

Консультация, семинар

Экскурсия,

Методы и приемы экскурсии, анализ текста, работа по образцу, наблюдение

Экскурсиион-ные тексты,

мультиме

дийная установка,

 компьютер

множительная техника (подготовка материалов к занятиям, экскурсиям, конкурсам)

Сдача текстов экскурсий, сдача фрагментов и экскурсий на маршруте,

Участие в конкурсах, фестивалях

Источники, используемые при составлении программы.

1.  Аксельрод В.И.  Критерии и показатели результативности образовательных программ. Проблемы развития туристско-краеведческой деятельности. Всероссийская научно-практическая  конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. 3-4 декабря 2005.  Материалы конференции.

2.  Анциферов Н.П.  О методах и типах историко-культурных экскурсий. - П., 1923

3.  Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников.  - П., 1924

4.  Гутков А.Э.  Мир архитектуры.  - М., 1987

5.  Гутков А.Э. Глазычев В.Л.  Мир архитектуры. - М., 1989

6.  Грабарь И.  Петербургская архитектура 18 – второй пол. 19 века. – СПб, 1997.

7.  Дмитриева Н.А.  Краткая история искусств. - М., 1968

8.  Зодчие Санкт-Петербурга 18 века.  – СПб, 1997

9.  Зодчие Санкт-Петербурга 19 – начала 20 века.  – СПб, 1998

   10.  Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М., 2002.

   11.  Кашекова И.Э. От античности до модерна.  Стили в художественной         культуре.  - М., 2000

12.  Кохтев Н.И.  Риторика.  - М., 1994

13.  Краснобаев Б.И.  Очерки истории русской культуры 18 века. - М., 1972.

14.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.  Приложение к приказу Минобразования России от 11.02. 2002.№ 393. Учительская газета.  - Февраль 2002.

15.  Лисовский В.Г.  Архитектура Петербурга.  Три века истории. – СПб, 2004.

16.   Петропавловский собор. Усыпальница русских императоров.  Авт.сост. С.В. Трофимов. - СПб., 1998.

17.  Образовательная программа Юношеского университета Петербурга. Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных. Коллектив авторов: Аксельрод В.И., Бессонов Б.Л., Богуславский Г.А., Ерофеев А.Д.  – СПб,  2003.

18.  Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс.  Лескова Г.А.,  Столбова Н. П.  Город и район накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Сборник. -  СПб, 2002.

19.  Сопер П.  Основы искусства речи. - М., 1992

Календарно-тематическое планирование для групп 2 года обучения

п/п

№ занятия

Краткое содержание

Кол-во часов

Дата

Тема 1: Вводное занятие

2

1

1.

Вводное занятие ОТ и ТБ.  Задачи 2 года обучения

2

Тема 2: Основы экскурсионной деятельности

14

2

1

Классификация экскурсий применительно к выбору экскурсовода-школьника.

2

3

2

Применение приема локализации событий при ведении исторической экскурсии.

2

4

3

Понимание авторской идеи – необходимый атрибут в подготовке экскурсоводов.

2

5

4

Введение новых приемов рассказа и показа в экскурсии.

2

6

5

Стиль и особенности речи экскурсовода.

2

7

6

Использование интерактивных приемов в работе с экскурсантами.

2

8

7

Роль экскурсовода в активизации экскурсионного объекта, образность при проведении экскурсии.

2

Тема 3: Городская среда как объект экскурсии (Архитектура Петербурга второй половины 19 – 20 в.в.)

28

9

1

Разнообразие мотивов в архитектуре Петербурга 19 – 20 века.

2

10

2

Разнообразие подходов в подготовке и проведении экскурсий.

2

11

3

Архитектура петербурга во второй половине 19 века.

2

12

4

Архитектура Петербурга в 20 веке. Обзор.

2

13

5

Архитектурный стиль «Эклектика».

2

14

6

Архитектурный стиль «Модерн».

2

15

7

Архитектурный стиль «ар нуво».

2

16

8

Архитектурный стиль «югендстиль» - европейские модификации.

2

17

9

Архитектурный стиль «конструктивизм».

2

18

10

Особенности архитектуры конструктивизма.

2

19

11

Архитектурные памятники конструктивизма.

2

20

12

Особенности архитектурного стиля «ампир».

2

21

13

Сталинский ампир. Архитектурные памятники.

2

22

14

Функциональная архитектура 1960 – 1980 годов.

2

Тема 4: Экскурсоводческий практикум

46

23

1

Экскурсоводческий практикум: Экскурсия. Обзор тем.

2

24

2

Экскурсоводческий практикум: выработка алгоритма.

2

25

3

Выработка алгоритма. Разработка самостоятельных экскурсий.

2

26

4

Выработка алгоритма. Разработка самостоятельных экскурсий.

2

27

5

Разработка индивидуальных экскурсий.

2

28

6

Разработка экскурсии, посвященной «Дороге жизни» (к юбилею ВОВ).

2

29

7

Разработка экскурсии «Начало «Дороги жизни»».

2

30

8

Экскурсия»Шоссе Революции – начало «Дороги жизни»».

2

31

9

Памятники ВОВ на шоссе Революции (обелиски, кинотеатр, храм).

2

32

10

Экскурсия. Большеохтинское кладбище. Захоронения ВОВ.

2

33

11

 Отбор и изучение экскурсионных объектов.

2

34

12

 Отбор и изучение экскурсионных объектов.

2

35

13

Подготовка экскурсии «Шоссе Революции».

2

36

14

Подготовка экскурсии «Большая Пороховская улица».

2

37

15

Отработка приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии.

2

38

16

Отработка приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии.

2

39

17

Отработка приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии.

2

40

18

Применение приемов локализации событий при проведении исторической экскурсии.

2

41

19

Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа.

2

42

20

Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа.

2

43

21

Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа.

2

44

22

Отработка показа функциональной архитектуры 1960 – 1980 годов.

2

45

23

Отработка показа функциональной архитектуры 1960 – 1980 годов.

2

Тема 5: Экскурсии

36

46

1

Подбор материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в.

2

47

2

Подбор материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в.

2

48

3

Обсуждение материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в.

2

49

4

Обсуждение материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в.

2

50

5

Экскурсии: Участие в тематических экскурсиях на материалах истории Петербурга.

2

51

6

Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века.

2

52

7

Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века.

2

53

8

Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века.

2

54

9

Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века.

2

55

10

Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века.

2

56

11

Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века.

2

57

12

Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века.

2

58

13

Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века.

2

59

14

Участие в тематических экскурсиях на материалах истории Петербурга  19 века.

2

60

15

Участие в тематических экскурсиях на материалах истории Петербурга  19 века.

2

61

16

Участие в обзорных экскурсиях на материалах истории Петербурга  20 века.

2

62

17

Участие в обзорных экскурсиях на материалах истории Петербурга  20 века.

2

63

18

Лучшие тематические и обзорные экскурсии. Подведение итогов проделанной работы.

2

Тема 6: Зачетные занятия, защита творческих работ.

10

64

1

Контрольные и зачетные занятия по программе. Защита экскурсий в конкурсах.

2

65

2

Контрольные и зачетные занятия. тесты по истории Петербурга.

2

66

3

Зачетное занятие «Своя игра» по истории Петербурга.

2

67

4

Защита экскурсии в конкурсах и на маршруте.

2

68

5

Защита экскурсии в конкурсах и на маршруте.

2

Тема 8: Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения

8

69

1

Обсуждение проведенных творческих встреч.

2

70

2

Обсуждение и составление сценария проведения тематического вечера.

2

71

3

Тематический вечер, посвященный Дню рождения города.

2

72

4

Заключительное занятие. Планы на следующий год.

2

ИТОГО

144 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка «Школьный экскурсовод»

В методической разработке "Школьный экскурсовод" собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсов...

Методическая разработка - Экскурсоводы (1 год)

Обучение профессии экскурсовод....

Методическая разработка - Экскурсоводы (3 год)

Обучение профессии экскурсовод....

Методическая разработка урока "Я - экскурсовод"

Целью данного урока является разработка и проведение фрагмента экскурсии по исторической части Васильевского острова. Санкт-Петербург является культурной столицей России, в связи с этим особое значени...

Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников

В данной работе представлен краткий обзор методики экскурсионной работы, предназначенный для подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования, реализующим программу дополнительного образов...