Методическая разработка - Экскурсоводы (3 год)
материал по краеведению по теме

Никитина Ольга Александровна

Обучение профессии экскурсовод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursovody_3_god.docx59.81 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Подготовка экскурсоводов-школьников»  является авторской разработкой, аккумулирующей десятилетний опыт автора в подготовке экскурсоводов-школьников в Доме Творчества Юных «На Ленской» Красногвардейского района  Санкт – Петербурга, а также опыт коллег из Городского Дворца Творчества Юных и других районов города. Программа, реализует   экскурсионный метод освоения окружающей среды и направлена на подготовку,  развитие и воспитание современно образованного, нравственного, инициативного,  динамичного человека, способного проектировать свою деятельность и нести  за нее ответственность.  

Содержание Программы ориентировано  на формирование ключевых компетенций –  целостной системы знаний, умений, навыков, развитие способностей, мотиваций, склонностей к самообразованию,   социального и профессионального самоопределения, опыта личной ответственности, определяющих современные качества содержания образования.

Приоритетом Программы, органичным составляющим педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, является воспитание обучающегося  средствами историко-культурной среды Петербурга, использование нравственного потенциала  петербургской культуры как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития  личности воспитанника. Формированию гражданской ответственности, духовности, толерантности, способностей к социализации в открытом европейском пространстве способствует изучение европейского контекста Санкт – Петербурга, являющегося составной частью  данной Программы.

Экскурсионный метод  традиционен  для петербургского  образования и  приобщения юных горожан к достижениям  российской и европейской культуры, наследием и соединением которых является  наш город.  Петербургская – ленинградская  экскурсионная школа всегда отличалась и продолжает отличаться  глубоким пониманием города как живого организма. Понятия «Душа города», «Непостижимый город» были введены известным краеведом Н.П. Анциферовым, при его активном участии в конце 1920-х годов  в Ленинграде  был организован Экскурсионный институт.

 В послевоенные десятилетия и вплоть до «перестройки» активно и плодотворно работало Городское экскурсионное бюро, проводившее серьезную работу по подготовке экскурсоводов.

В послеперестроечные годы  экскурсоводов в рамках специальности «музееведение» стал готовить ряд петербургских ВУЗов.

В подготовке экскурсоводов-школьников данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников»  развивает традиции ленинградской и петербургской экскурсионной школы и отечественные традиции гуманитарного образования. Основные положения Программы рассмотрены  в русле «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,  Программы «Юный экскурсовод» Городского Дворца Творчества Юных Санкт-Петербурга,  Концепции «Воспитание петербуржца XXI века», Концепции развития системы образования  Санкт - Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 г.г.».  

Данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников»   реализует контекстуальные интеграционные подходы в  гуманитарном образовании. Через освоение  историко-культурного пространства Петербурга, постижение его  генезиса, она ориентирует  обучающихся в  европейском и российском контекстах развития города. Программа также профессионально ориентирует в выборе в системе межкультурных коммуникаций (экскурсовод, искусствовед, музеевед) и области организации туристкой деятельности.

Программа соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, опирающимися  на личностно-ценностные и  социальные мотивации.

Сегодня экскурсия перестает быть только методом познания окружающего мира. Для экскурсоводов-школьников, воспитанников экскурсионных объединений, она становится методом социализации, культурной адаптации и творческой реализации.

Программа реализуется в образовательном пространстве Петербурга, ориентируясь на опыт, достижения и совместную работу с другими  образовательными учреждениями города.      

Занятия  экскурсоведением,  где на занятиях  закладывается фундамент   возможной будущей профессиональной реализации в области гуманитарного знания, овладение системой знаний по специальности, усвоение основ мастерства, совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков   способствуют выбору профессии и поступлению в профильные ВУЗы.

Взаимодействие с основным образованием является составляющей частью реализации данной Программы. Оно служит оптимизации основного образования в части определения результативности  курса  по предметам: История и культура  Петербурга и  Мировая художественная культура.

 По согласованию с Научно – методическим  центром Красногвардейского района   Санкт – Петербурга  Конкурс экскурсоводов-школьников для учащихся 9-11 классов, подготовка и защита авторской экскурсии   проводятся на правах Олимпиады. Успешная защита экскурсии на маршруте и в конкурсе приравнивается к экзамену по предметам  История и культура  Петербурга и Мировая художественная культура. Тем самым расширяются  возможности школьного краеведческого образования за счет вовлечения заинтересованных детей и актуализации их знании через экскурсию.

1. Направленность  Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников»   –  туристско-краеведческая. 

Главная задача реализации  Программы видится  в пробуждении  как можно у большего количества подростков стремления овладеть активными знаниями по Истории и культуре   Санкт - Петербурга,  постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение   умений и навыков, знаний и в целом содержания программы  проектируется на основе заинтересованности, увлеченности и возможной профессиональной реализации в дальнейшем.

 Программа    ориентирована на достижение определенной (в соответствии с уровнем обучения) экскурсионно-краеведческой компетентности  обучающегося и представляет каждому  право выбора  осваиваемого уровня и получения  конечного результата.   Каждый воспитанник  имеет право освоить тот уровень программного материала, который соответствует его индивидуальным потребностям и способностям.

  • общекультурный, предполагающий удовлетворение       познавательного  интереса  в данном направлении;
  • углубленный уровень освоения;
  •  профессионально - ориентированный   уровень освоения.

          Результаты прохождения углубленного и профессионально-ориентированного уровней ориентируют  для поступления в средние и высшие профильные учебные заведения.

 2. Принципы построения программы, ее концепция

        Настоящая программа предназначена подросткам, имеющим положительную мотивацию в области межкультурных коммуникаций,  для занятия в системе дополнительного образования  на базах образовательных учреждений. Ведущая установка  -  создание условий для  формирования необходимых навыков, знаний и умений с целью  развития творческой активности, творческого потенциала личности.  

В основе реализации  лежит личностно – ориентированная, развивающая педагогика, направленная на  раскрытие творческих способностей подростка, стремление приспособить  содержание и формы обучения к его личности, признание ценности  индивидуальности ребенка, его уникальности.

В основе Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников»   лежит компетентностный подход в реализации, через использование потенциала активных форм краеведения, освоение экскурсионного метода познания окружающей среды, адаптацию в культурном пространстве Петербурга и социальную адаптацию подростков средствами экскурсии, способов решения практических развивающих, образовательных и коммуникативных задач.  

Принцип построения программы – спирально-концентрический и предполагает постепенное расширение и углубление знаний,  совершенствование  творческих умений и навыков по экскурсионной методике  при движении от общекультурного уровня освоения программы к профессионально-ориентированному.

Данная  Программа  является продолжением и развитием  авторской  разработки  «Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс», являющейся первым звеном в системе создания программы непрерывного образования, ориентированного  на программы профессиональной подготовки экскурсоводов профильных ВУЗов и программы их малых факультетов.  

В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей:

  • предметных, связанных с экскурсионной методикой,
  • межпредметных,  интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,  
  • надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.

 Программа основана на овладении  содержания блоков: «Основы экскурсионной деятельности», «Городская среда как предмет экскурсии», «Европейский историко-культурный контекст  Санкт – Петербурга», «Экскурсоводческий тренинг».  В программу входят также блок «Экскурсии» и «Деятельность в экскурсионном объединении».

Краеведческий материал и материал европейского контекста, представленные в  Программе, актуализирует  и расширяет знания школьного курса по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, географии, литературе, которые находят практическое применение в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Каждый уровень занятий  по программе – не только ступень освоения  обучающимися теоретических  и практических основ экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия Санкт-Петербурга.

Уровни освоения «Основ экскурсионной деятельности» даются в зависимости от годов обучения на материале  архитектуры Петербурга 18 – первой половины 19 века, архитектуры Петербурга второй половины 19 – 20 века  и европейского историко-культурного контекста Санкт – Петербурга, соответственно.

Освоение  обучающимися единого социокультурного пространства Петербург – Европа, и как следствие освоение поликультурных подходов, консолидирующих общество, важных как для формирования российского самосознания, так и для возможностей общения и взаимодействия с гражданами других стран, тоже является принципом программы. Возможность разноуровневого освоения программы обуславливает   соответствующие  подходы в постановке и решении задач

Реализация программы нацелена на большую самостоятельную творческую работу обучающегося, построение  индивидуально ориентированного, направленного на развитие каждого ребенка, его реальное продвижение, образовательного маршрута, и вместе с тем социализацию обучающихся. Развитие памяти, внимания, вкуса, самостоятельное освоение  библиографических и других краеведческих источников, благотворно влияют на общее развитие  подростков, воспитание общей культуры,  дающей возможность воспринимать и  анализировать особенности петербургского историко-культурного контекста и экскурсионного метода освоения окружающей среды

Принципом Программы является также овладение на основе активной творческой деятельности экскурсионным методом познания, превращение поставленных задач в актуально значимые. Формирование навыков и умений через творческую активность, собственные действия, ощущения и опыт, свободу выбора образовательного маршрута. 

Принципы подачи материала ориентированы на создание  условий для реализации всех возможностей обучающегося определенного возраста с опорой на достижения предыдущего периода, обучение решению социально и личностно значимых  задач в освоении новых видов экскурсионной деятельности на каждом возрастном этапе развития. Знания и умения являются при этом не столько самостоятельной целью, сколько средством в процессе развития личности подростка. Процесс обучения предполагает реализацию выбора  в рамках Программы. Освоение части программы производится в режиме самообразования.

Главной  задачей педагога в реализации данной Программы является побуждение воспитанника к самостоятельной творческой  активности и деятельности, развитие средствами экскурсионной методики коммуникативных навыков, соблюдение соответствия  уровня   обучения психо-эмоциональным потребностям и интеллектуальным запросам подростка, адаптация экскурсовода-школьника в петербургском и европейском историко-культурном пространстве.  Реализация Программы  направлена на формирование жизненных установок, основанных на принципах гуманизации отношений,  на осмыслении личностной реализации юного экскурсовода, и потребностей  экскурсантов – слушателей. 

3. Актуальность,  новизна, отличительные особенности программы.

Актуальность,  новизна, отличительные особенности программы заключаются в том,  что   она адаптирует принципы  профессиональной подготовки экскурсоводов в высшей школе применительно к целям и задачам  подготовки экскурсоводов-школьников, выдвигая при этом на первый план освоение обучающимися способов и приемов трансляции материала и интегрируя знания по петербурговедению и европейскому контексту Петербурга с экскурсионной методикой.

Не рассматривая отдельно краеведческий и экскурсионный блоки, как это делается в большинстве случаев, краеведческий материал рассматривается в данной программе только через освоение экскурсионной методики, что, учитывая цель реализации данной программы, является   актуальным и новым.

Впервые в подобных программах как предмет экскурсии рассматривается европейский контекст Санкт-Петербурга, что, несомненно, ориентирует подростков в европейском пространстве и позволяет на собственном опыте, доказательно  понимать уникальность Северной столицы.

Изучение европейского контекста Санкт-Петербурга реализует важную воспитательную задачу – формирование толерантности в открытом европейском пространстве.

Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся  на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход,  направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, является крайне актуальным в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно, в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника,  и  оценку его в глазах окружающих.

4. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации программы: развитие личности, владеющей ценностями петербургской и европейской культуры, способной к творческой самореализации через овладение общекультурным, углубленным и профессионально-ориентированным уровнем освоения экскурсионного метода познания окружающей среды. 

Для достижения указанной цели в процессе реализации Программы решаются следующие задачи:

Образовательные         

  • обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы;  
  • способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании  полученных знаний;
  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками  при составлении экскурсии;
  • обучить самостоятельному прочтению  экскурсионных объектов;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры   Санкт – Петербурга;
  • сформировать навыки обмена личностно-значимой информацией;
  • cформировать навыки публичных выступлений;
  • сформировать навыки атрибуции экскурсионного объекта;
  • сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
  • способствовать овладению воспитанниками понимания Петербурга как части  историко-культурного пространства Европы.

Развивающие:

  • развивать уверенность  в реализации личностных качеств;
  • содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  
  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
  • развивать предпосылки для  осознанного подхода обучающихся  к подготовке и проведению экскурсий;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • содействовать развитию образного мышления, воображения, эмоционального восприятия города;
  •  развивать навыки культурной адаптации  в пространстве   Петербурга;
  • развивать  культурно - ориентирующие навыки в европейском пространстве;
  • содействовать развитию  аналитических способностей, памяти, артистизма;
  •  выявлять и поддерживать профессиональные интересы в сфере межкультурных коммуникаций.

 

           Воспитательные:

  • воспитывать петербуржца, владеющего не только национальными, но и  европейскими культурными ценностями,  подготовленного к восприятию города как части культурного пространства России и Европы;
  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам Петербурга;
  • воспитывать  целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  
  • воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия;  
  • воспитывать и развивать потребности в общественной жизни экскурсионного объединения;
  • воспитывать  активную жизненную позицию.

5. Условия реализации программы (режим и формы занятий)

Программа адресована  подросткам 14-17 лет. Режим занятий: четыре часа в неделю (два раза по два часа).  Общее количество часов –144 часа в год, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, экскурсии.

Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам  воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально – ориентированного уровня освоения программы.

 Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип  группового обучения с индивидуальным подходом.

Наполняемость   в группах составляет: Первый год обучения – 12 человек. Данное количество учащихся является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой. Уменьшение числа учеников в группе на втором и  третьем годах обучения, объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Обычная форма работы – занятие, экскурсия, работа на экскурсионном маршруте, практикум, тренинг. В некоторых случаях занятие может быть заменено клубным мероприятиями, участием в конкурсе, фестивале экскурсией.

Занятия включают  беседы, семинары, игры, экскурсии.

7. Критерии и показатели результативности прохождения Программы.

Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в экскурсионной деятельности.

К этим задачам относятся реализация компетентностей:

  • предметных, связанных с экскурсионной методикой,
  • межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,  
  • надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося. 

Первоначальная оценка компетентности  производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями.

Взаимодействие с родителями является важным в реализации Программы. Работа с родителями начинается с выяснения  тех  задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

Мониторинг роста компетентностей обучающегося производится в  середине и конце каждого учебного года – определенного этапа обучения, а также  по прохождении Программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся  на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

 В систему определения результативности входит тестирование в середине  учебного года и в конце каждого из трех этапов обучения по всем, входящим в программу дисциплинам, а также защита творческих работ (фрагментов экскурсии, экскурсии, реферата или исследовательской работы в зависимости от этапа обучения).

Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (фрагмента экскурсии, экскурсии и т.д.) реализации собственной компетентности. 

Инструмент оценивания – задание, тест и т.д., показывают уровень овладения обучающимися конкретными знаниями, навыками, умениями. Критерии оценки компетентностей сообщаются  заранее.

При оценивании компетентности сочетается анализ процессуального  и результативного подходов в оценке. Критерии оценки уровня развития компетентности являются обобщающимися характеристиками, обеспечивающими повторяемость (фрагменты экскурсии) оценочных процедур при сочетании оценки обучающегося педагогом с его самооценкой.

Оценивание интегрируется в сам процесс обучения и включает следующие виды:

  • тренинги экскурсионных приемов и навыков
  • опрос
  • тестирование по краеведческому материалу
  • тестирование коммуникативных навыков
  • контрольные задания по разделам программы
  • защита, обсуждение творческих работ
  • анализ собственной деятельности
  • обсуждение прослушанных экскурсий
  • защита экскурсии на маршруте
  • районные и городские конкурсы  экскурсоводов
  • зачет в конце полугодия, учебного года, курса

Учебно-тематический план. Третий год обучения.

Тема

Общее

кол-во часов

В том числе

теоретические  занятия

Практи

ческие  занятия   в группе

индивидуальная работа

Блок:  Вводное занятие.

Задачи третьего года обучения экскурсоводов-школьников.

2

2

0

0

Блок:    Основы экскурсионной деятельности

Традиции ленинградской и петербургской школы. И. Гревс, Н.Анциферов, Б.Райков.  Профессия – петербургский экскурсовод.

4

4

0

0

Петербургский менталитет – составляющая регионального компонента, основа профессии петербургского экскурсовода.

Памятники истории и культуры Петербурга.

4

4

0

0

Экскурсионный метод культурной адаптации. Экскурсия как педагогический процесс.

Особенности реализации приема наглядности.

4

4

0

0

Менеджмент в туризме и экскурсиях.

Петербургское экскурсоведение сегодня.

4

4

0

0

Блок: Европейский историко-архитектурный контекст

Санкт-Петербурга (некоторые аспекты).

Изучение европейского архитектурного и историко-культурного контекстов как метод изучения истории и культуры Санкт-Петербурга

2

2

0

0

Европейские фортификационные школы второй пол. 17 века

2

2

0

0

Русская идея: Петербург – четвертый Рим.

2

2

0

0

Французское садово-парковое искусство второй половины 17 века.

4

4

0

0

Петропавловский собор – собирательный тип северо-европейского культового сооружения.

2

2

0

0

Трехлучевая разбивка улиц Рима, Лондона и Версаля – прообразы петербургского «трезубца» П. Еропкина.

4

4

0

0

Другие параллели ранней петербургской архитектуры.

12

12

0

Блок:   Экскурсоводческий практикум,

экскурсоводческие тренинги

 Коммуникативные и речевые тренинги. 

8

0

8

0

Взаимодействие экскурсовода и слушателей в экскурсии.

2

0

2

0

Разработка текстов, сдача на маршруте и проведение экскурсий по темам, раскрывающим европейский историко-архитектурный контекст Санкт-Петербурга.

36

0

10

26

Анализ навыков и умений экскурсовода на примере ряда экскурсий.

2

0

2

0

Адресация экскурсии, ее цели и задачи

2

0

2

0

                                                   Блок:    Экскурсии

Участие в тематических и обзорных экскурсиях разной направленности и адресации на материале европейского историко-архитектурного контекста Петербурга

30

0

30

0

Блок:    Зачетные занятия, защита творческих работ.

Контрольные и зачетные занятия по программе, защита экскурсий в конкурсах и на маршруте.

10

0

10

0

Блок:   Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения.

Творческие встречи, тематические вечера, праздники и другие формы совместной деятельности.

8

0

8

0

Итого:

144

46

63

35

Третий год обучения – Профессионально-ориентированный уровень освоения экскурсионного метода изучения Санкт - Петербурга.

Блок: Введение в программу.

Теория:

Задачи третьего года обучения экскурсоводов-школьников – переход от общекультурного уровня освоения экскурсионного метода изучения города к профессионально – ориентированному на материале изучения европейского историко-архитектурного контекста Санкт - Петербурга.

Блок: Основы экскурсионной деятельности

Теория:

 Современные подходы в петербургском экскурсоведении.

 Культурологический взгляд на экскурсию через рассмотрение Петербурга в контексте развития мировой культуры.  Экскурсия как единство вербального, визуального и акционального.   Экскурсия как метод социализации и культурной адаптации. 

Традиции ленинградской и петербургской школы экскурсоведения. И. Гревс, Н.Анциферов, Б.Райков – основоположники петербургской школы экскурсоведения.Профессия – петербургский экскурсовод. Понимание и наполнение профессии.  Экскурсовод –  специалист в той области науки, которая занимается изучением прошлого и настоящего местности, создатель ее образа. Экскурсовод – посредник между человеком и памятниками истории и культуры,  умеющий истолковать эти памятники,  интерпретировать увиденное, понимать связь и взаимопроникновение культур. Экскурсоведение – комплексная дисциплина, интегрирующая основы многих наук.

Освоение пространства через слово. Экскурсионное освоение пространства через создание образа города, местности, памятника.

Многослойность познания в экскурсии: вербальная, эмоциональная, тактильная. Игровые моменты и ритуалы в экскурсии на примере экскурсии «Там у Невы наш первый сад…».

Экскурсовод – лидер речевой и психологический, играющий активную роль в приобщении экскурсантов к достижениям культуры. Экскурсовод – драматург, опирающийся на законы экскурсионного жанра, ориентирующий экскурсию на зрелищную выразительность и звучание в конкретной пространственно-предметной среде. Экскурсовод – актер, импровизатор, психолог, педагог. 

Экскурсионный метод познания  как основа  культурной адаптации в пространстве Россия – Европа. Использование  приемов исследования,  литературного монтажа, сравнительного анализа, новизны материала,  дискуссии, проблемной ситуации при подготовке и проведении экскурсии.

Экскурсия как педагогический процесс, активизирующий знания школьного курса, на примере   экскурсии «Европейские прообразы ранней петербургской архитектуры». Методическая разработка экскурсии для старших школьников «Европейские прообразы ранней петербургской архитектуры». Реализация познавательного и педагогического компонента в экскурсии. Педагогическая приемы, речевые умения, режиссерские и актерские умения экскурсовода. Трассовые обзорные и тематические экскурсии. Обзорная экскурсия по городу – современный концептуальный подход. Специфика автобусных и водных экскурсий Трассовые экскурсии, особенности их построения и показа в них.  Сочетание показа и рассказа в экскурсии при движении транспортного средства. Архитектурные экскурсии и особенности показа в них.  

Выход экскурсантов из автобуса или другого транспортного средства. Примеры автобусных и водных экскурсий. 

Особенности реализации принципов наглядности в экскурсии для старших школьников «Петербургский трезубец». Архитектурные экскурсии и особенности показа в них.  Методическая разработка экскурсии  для старших школьников «Петербургский трезубец».

Применение приема зрительной реконструкции и особенности создания зрительного образа в экскурсии «Петербургский трезубец». Сюжетность и логическая последовательность показа объектов указанной экскурсии.

 Памятники истории и культуры Петербурга. 

Памятники истории и культуры Петербурга, состоящие под охраной государства. Организации, занимающиеся охраной памятников: ЮНЕСКО, УГИОП Петербурга. Проблемы охраны и реставрации памятников. 

Менеджмент в туризме и экскурсиях.

 Аналитический, управленческий, организаторский, коммуникативный компонент в подготовке экскурсоводов. Вузы Петербурга, осуществляющие подготовку экскурсоводов, музееведов и специалистов в туристическом бизнесе. Туристические фирмы Петербурга.  

   

Блок: Европейский историко-культурный контекст

Санкт-Петербурга.

  Теория:

Изучение европейского архитектурного и историко-культурного контекстов как метод изучения истории и культуры Санкт-Петербурга. Петербург – город «пограничной» культуры. Петербург – соединение русской национальной культуры с лучшими, творчески переосмысленными образцами мировой культуры. Петербургский менталитет – составляющая регионального компонента, основа профессии петербургского экскурсовода. Региональный компонент – гармоничное соединение географического положения, хронологических особенностей появления Петербурга с петербургским менталитетом. Исторические корни петербургского менталитета – многовековая поликультурная память. Средневековый контекст Петербурга – полиэтнические поселения в Приневском крае в  VIII - XVII веках, шведский король Ниен.

Поликультурный подход в изучении Петербурга. Петербург в контексте развития Европы второй половины XVII века. Общественно-политическое и экономическое состояние крупных европейских стран и России в XVI - XVII веках. Обзор европейской архитектуры второй половины XVII века. Крупные европейские города этого времени: Лондон, Париж, Рим, Амстердам. Открытый и толерантный Амстердам XVII века – прообраз будущего Петербурга.

Европейские фортификационные школы второй половины XVII века. Французский фортификатор С. Вобан – знаток и реформатор военного искусства. Первая усиленная и вторая усиленная системы С. Вобана. Голландский фортификатор М. Кегорн. Новая голландская система  Кегорна. Европейские крепости, возведенные Вобаном и Кегорном. Европейская крепость бастионного типа – предтечи крепости Санкт-Питербурх. Крепость Ниеншанц на Охте: проекты – Г. Швенгель (1644 г.), Эрик Дальберт (1675 г.), Карл Магнус Стюарт (1698 г.). Разработка экскурсии «По улицам исчезнувшего города» с посещением музея «700 лет Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц». Достижение логической последовательности в освещении исторических событий.

Петербург петровского времени – город, решающий задачи обнов-ления России во всех сферах жизни путем сближения с Европой и наследова-ния от Москвы идеи русской столицы как нового Рима. Северо-европейские социально-экономические и архитектурные предпочтения Петра I. Архитекторы – иностранцы – строители Петербурга. Претворение чужого культурного опыта, ориентация архитектуры города на современные европейские стили.

Русская идея: Петербург – четвертый Рим. Римские архитектурные мотивы в проектных планах Петербурга. Итальянские мотивы некоторых дворцов Петербурга. Площадь Капитолия – первая в Риме площадь, созданная по плану. Памятник Марку Аврелию в Риме – прообраз памятника Петру I.

Французское садово-парковое искусство второй половины XVII века. Резиденция французских королей Версаль – новый тип дворца и регулярного централизованного города – государства. Луи Лево (1612 – 1670) – «первый архитектор короля», Шарль Лебрен (1619 -1690) – «первый живописец короля», Андре Ленотр (1613 -1700) – «первый королевский садовник». Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708) – строитель Версаля. Королевский дворец в Версале, дворцы Большой Трианон, Малый Трианон.

Фонтаны Версаля. Каскад боскета «Рокайль», «Поединок животных», «Аполлон»,  «Нептун»,  «Пирамида»,  «Обелиск»,  Фонтан Зеркального бассейна,  каскад «Купальня нимф»,  фонтаны павильона «Колоннада».

Классификация текстов – реконструирующие побудительные, эмоциональные тексты, используемые в показе.

Европейские последователи А. Ленотра.  Г. Уайз, Д. Роз (Англия), М. Шарбонье, Д. Жерар (Германия), Ф. Эрлах (Австрия).

Петропавловский собор – собирательный тип северо-европейского культового сооружения. Прообразы Петропавловского собора: Лютеранская церковь Святого Петра и Домский собор (церковь Святого Якоба в Риге). Здание биржи и церковь Христа Спасителя в Копенгагене. Церковь Иль Джезу в Риме. Церковь Сент-Мартинн на Ладгейт Хилл в Лондоне.

Некоторые другие параллели ранней петербургской архитектуры. Петровские ворота – ворота Тэмпл-Бар в Лондоне (архитектор К. Рэн). Башня Кунсткамеры – водовозная башня Мюнцтурм в Берлине (архитектор А. Шлютер) и др.

Исторические экскурсии. Особенности их построения, интерпретации, методика показа. Военно-исторические и историко-революционные темы в экскурсии в свете современных исторических концепций.

Трехлучевая разбивка улиц Рима, Лондона и Версаля – прообразы петербургского «трезубца» П. Еропкина. План Рима второй половины XVII века Доменико Фонтана. Трехлучевая система разбивки улиц Д. Фонтана (площадь дель Пополо в Риме). Площадь собора Св. Петра в Риме. Градостроительные преобразования Лондона арх. К. Рэна и Р. Хука – пример осевой разбивки городского пространства.  Пример трехлучевой композиции – Версаль.

Некоторые другие параллели петербургской архитектуры. итальянские мастера барокко. Микеланджело, Л. Бернини, Ф. Борромини, А. Поццо. Архитектор М. Попельман (Германия). Деятельность Ф.Б. Растрелли в середине XVIII века. Версальские параллели Зимнего дворца.

Дворцовая площадь – петербургский форум. Римские форумы – центры общественной и торговой жизни древнего Рима. Колонна императора Траяна – прообраз европейских колонн. Вандомская колонна в Париже, Трафальгарская (колонна адмирала Нельсона) в Лондоне, Александровкая колонна в Петербурге. Триумфальные арки Тита, Константина в Риме. Парижские триумфальные арки на пляс Этуаль и пляс Карусель в Париже. Триумфальные арки Петербурга.

Блок: Экскурсоводческий практикум (тренинг навыков и умений).

Практика:

Разработка экскурсий по темам европейского контекста Санкт-Петербурга. Разработка экскурсии «Петербург – город пограничной культуры». Трактовка названия экскурсии. Тема экскурсии «Петербург – город пограничной культуры» - Поиски европейского и российского контекстов Санкт-Петербурга.  Идея экскурсии – показать связь Санкт-Петербурга с другими европейскими и российскими городами, подчеркнув вместе с тем, уникальность Санкт-Петербурга. Ведущие подтемы экскурсии:

европейский и российский контексты Санкт-Петербурга.

Разработка маршрутного листа экскурсии «Будет у меня сад лучше, чем у французского короля в Версале» (версальские параллели Петергофа). Посылка, вывод, заключение, логические переходы в экскурсии «Будет у меня сад лучше, чем у французского короля в Версале» (версальские параллели Петергофа).

Методическая разработка экскурсии «Петропавловская крепость – европейские мотивы».  Историко-архитектурная экскурсия «Крепость Санкт - Питербурх – европейская крепость бастионного типа».

Типы и виды экскурсий. Исторические экскурсии. Особенности их построения, методика показа в исторической экскурсии. Военно-исторические и историко-революционные темы в экскурсии в свете современных исторических концепций.

Методическая разработка пешеходной экскурсии «Триумфальные арки и колонны Петербурга – отзвук эпохи европейских триумфов». Составление маршрутного листа экскурсии для школьников средних и старших классов «Триумфальные арки и колонны Петербурга – отзвук эпохи европейских триумфов». Цели и задачи экскурсии – активизация знаний учащихся по курсам «История древнего мира» и «Всемирная история». Варианты маршрута экскурсии.

Методическая разработка архитектурной экскурсии «Мотивы собора Святого Петра в Риме в мотивах петербургских соборов». Собор Святого Петра в Риме в мотивах Казанского собора Петербурга.

Анализ навыков и умений экскурсовода на примере анализа экскурсии «По улицам исчезнувшего города». Название экскурсии – объяснение ее темы, подтем. Обоснованность выбора темы.

Методическая разработка пешеходной экскурсии «Петербург – четвертый Рим» для учащихся старших классов. Цели и задачи экскурсии – показать римские прообразы петербургской архитектуры. Композиция и структура экскурсии. Выбор объектов показа в экскурсии. Владение законами логики в экскурсии, логическое раскрытие темы экскурсии. Доказательное изложение экскурсионного материала. Доказательства словесные, зрительные и др.. Взаимодействие экскурсовода и слушателей на примере экскурсии для младших школьников «Там у Невы наш первый сад».

Адресная экскурсия, ее цели и задачи. Основной тезис экскурсии, главные положения, подтемы. Особенность выбора логических схем в использовании методических приемов показа и рассказа. Главные выводы экскурсии. Подготовка источниковедческой базы по теме.

Развитие личностных качеств экскурсовода, экскурсоводческого мастерства, знаний и умений экскурсовода. Развитие эрудиции экскурсовода. Роль индивидуальности и темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Манеры экскурсовода. Эмоциональное состояние экскурсовода, мимическая и пантомимическая выразительность.

      Блок: Зачетные занятия, защита экскурсий, участие в фестивалях и конкурсах.

Практика:

Разработка экскурсий на материале европейского контекста Санкт-Петербурга.

Зачетные занятия и защита экскурсий на маршруте, участие в конкурсах экскурсоводов-школьников, Фестивалях экскурсий.

Блок: Деятельность внутри экскурсионного объединения

Практика:    

Самореализация подростков в общественной жизни экскурсионного объединения. Проведение творческих вечеров, встреч, праздников и т.д.

Блок: Экскурсии

Практика:

Участие в экскурсиях, раскрывающих тему  европейского контекста Санкт-Петербурга: «Петербург – город пограничной культуры», «По улицам исчезнувшего города», «Петербург – четвертый Рим», «Будет у меня сад лучше, чем у французского короля в Версале», «Петропавловская крепость – европейские мотивы», «Триумфальные арки и колонны Петербурга – отзвук эпохи европейских триумфов», «Петербургский трезубец».

Материальное и методическое обеспечение программы.

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения групповых занятий,  оборудованного столами,  стульями,   доской.

Реализация программы  предполагает использование  видеомагнитофона, аудио и видео кассет, телевизора, фотоаппарата, ксерокса, видеокамеры, компьютера, мультимедийной установки. Сформированного комплекса экскурсий, проведенных детьми и взрослыми экскурсоводами, итоговых тестовых заданий по  годам обучения, дающих представление  о том,   какой объем знаний, и какие навыки должны быть сформированы у воспитанника на каждом этапе обучения, записями коллективных мероприятий: экскурсий, конкурсов, праздников,  открытых занятий.

В целях  создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровье сберегающие технологии, экскурсии – прогулки. При организации занятий используются методы:

  • вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ экскурсии)
  • наглядные
  • практические (тренинги, практикумы, экскурсии).
  • Демонстрационные
  • Другие

Для психолого-педагогической поддержки воспитанников  используются методы, создающие поисковые ситуации: поощрение  самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.  

Учебно-методический комплекс программы  содержит:

  • учебные и методические пособия для педагогов и учащихся (включает методические, учебные пособия,  литературу для воспитанника и педагога)
  • систему средств обучения (включает комплекс технических средств обучения – видеокассеты с записями экскурсий, мультимедийную установку, компьютер, слайд-проектор, иллюстративный и демонстрационный материал, творческие работы учащихся, тестовые задания по разделам программы и т.д.)

Для реализации блоков программы преимущественно используются следующие формы, методы, приемы, материалы, формы подведения итогов.

Наименование блоков, входящих в программу

Форма занятия

Методы, приемы

Используемые материалы

Формы подведения итогов

Введение

в программу

Беседа

Словесный

Видеокассета с экскурсиями

Опрос

Источники изучения

Петербурга

Беседа,

практикум

Практический

Каталоги

Библиографи

ческие

источники, библиотека

Самостоятельное оставление списка литературы

Основы экскурсионной деятельности

Беседа, семинар,

Тренировочные упражнения,

Показ, рассказ,

демонстрация,анализ текста

Экскурсии-

онные

разработки,

мультимедийная установка,

 компьютер

Зачет по темам,

Прием на маршруте,

Конкурс,защита творческих работ

Городская

среда как

объект экскурсии

Беседа, лекция, семинар

Показ иллюстраций и видеоматериалов, словесный,

демонстра-

ционный,

экскурсия

Иллюстрации,

слайды

мультимедийная установка,ком-пьютер, аудио, видео-материалы, слайды

Тест, зачет, защита работы, опрос

Европейский архитектурный контекст Санкт - Петербурга

Беседа, лекция, семинар

Показ иллюстратив-

ных и видеоматериалов, словесный,

демонстра-

ционный

Иллю-

страции,

слайды

мультимедийная установка,

компьютер,

аудио, видеоматериалы

Тест, зачет, защита работы, опрос

Экскурсоводческий практикум

(тренинг навыков и умений)

Тренинг

Консультация, семинар

Экскурсия,

Методы и приемы экскурсии, анализ текста, работа по образцу, наблюдение

Экскурсиион-ные тексты,

мультиме

дийная установка,

 компьютер

множительная техника (подготовка материалов к занятиям, экскурсиям, конкурсам)

Сдача текстов экскурсий, сдача фрагментов и экскурсий на маршруте,

Участие в конкурсах, фестивалях

VI.Список литературы, рекомендуемый воспитанникам.

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и

      картинках. – СПб, 1993

  1. Александрова Л.Г. Луиджи Руска.-  Л., 1990
  2. Анциферов Н.П. Непостижимый город.  - Л., 1991
  3. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. -  Л., 1971
  4.  Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда.  - Л., 1963

6. Буллах А.Г. Абакумова Н.В. Каменное убранство главных улиц

      Ленинграда.  – СПб, 1993

7. Волынский Л. Семь дней. Зеленое дерево жизни.  - М., 1971

8.  Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Почему так названы?  - СПб, 1994.

9.  Грабарь И.Э.  Петербургская архитектура в 18-19 веках. – СПб, 1994

10.  Даринский А.В.  Прогулки по старому Петербургу. – СПб, 1994

11.  Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М., 2002.

12.  Ермолаева Л.К. Лебедева И.Н. Прогулки по Петербургу.  – СПб, 1995

13.  Захаров О.Н. Архитектурная панорама невских берегов. - Л., 1984

14.  Иогансен Т.В. Михаил Земцов.  - Л., 1975

15.  Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. – СПб, 1995

16.  Кириков Б.М. 100 памятников архитектуры Санкт-Петербурга.  - СПб, 2000.

17.  Козьмян Г.К. Растрелли. - Л., 1975

18.  Козьмян Г.К. Чарльз Камерон.-  Л.1984

19.  Колесов В.В. Язык города.  - М., 1991

20.  Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен.  - Л., 1988

21.  Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги.  - Л., 1981

22.  Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. -  Л., 1976

23   Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. - М., 1987

24   Лисаевич И.И. Доменико Трезини.  - Л., 1988

25  Лисовский В.Г. Андрей Воронихин.  - Л., 1981

26. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. – СПб, 2004.

27.  Лихачев Д. С.  Поэзия садов. - Л. 1982

28.  Любимов Л.А.  Искусство древней Руси.  - М., 1974

29.  Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. - Л., 1991

30.  Никулина Л.И.  Львов.  - Л., 1976

31.  Овсянников Ю.М.  Три века Санкт-Петербурга.  История.  Культура. Быт.  - М.: Галарт, 1997.

32.  Петров А.Н.  Савва Чевакинский.  - Л., 1983

33.  Пилявский В.И. Тиц А.А.  Ушаков Ю.С.  История русской

       архитектуры.  - М., 1984

34.  Ротач А.Л. Чеканова О.А.  Огюст Монферран. - Л., 1986

35.  Синдаловский Н.А.  Легенды и мифы старого Петербурга.  – СПб, 1994

36.  Тарановская М.З.  Карл Росси.  - Л., 1978

37.  ТимофеевБ.К.  Правильно ли мы говорим.  - Л., 1981

38.  Тыжненко Т.Е.  Василий Стасов.  - Л., 1990

39.  Успенский Л.Б.  Записки старого петербуржца. - Л., 1976

40.  Шерех Д.Ю.  Были и небылицы Невского проспекта. – СПб, 1996

41.  Шуйский В.К.  Винченца Бренна.  - Л., 1986

42.  Шуйский В.К.  Тома де Томон.  - Л., 1990

43.  Шуйский В.К.  Андриян  Захаров.  - Л., 1989  

Источники, используемые при составлении программы.

1.  Аксельрод В.И.  Критерии и показатели результативности образовательных программ. Проблемы развития туристско-краеведческой деятельности. Всероссийская научно-практическая  конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. 3-4 декабря 2005.  Материалы конференции.

2.  Анциферов Н.П.  О методах и типах историко-культурных экскурсий. - П., 1923

3.  Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников.  - П., 1924

4.  Гутков А.Э.  Мир архитектуры.  - М., 1987

5.  Гутков А.Э. Глазычев В.Л.  Мир архитектуры. - М., 1989

6.  Грабарь И.  Петербургская архитектура 18 – второй пол. 19 века. – СПб, 1997.

7.  Дмитриева Н.А.  Краткая история искусств. - М., 1968

8.  Зодчие Санкт-Петербурга 18 века.  – СПб, 1997

9.  Зодчие Санкт-Петербурга 19 – начала 20 века.  – СПб, 1998

   10.  Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М., 2002.

   11.  Кашекова И.Э. От античности до модерна.  Стили в художественной         культуре.  - М., 2000

12.  Кохтев Н.И.  Риторика.  - М., 1994

13.  Краснобаев Б.И.  Очерки истории русской культуры 18 века. - М., 1972.

14.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.  Приложение к приказу Минобразования России от 11.02. 2002.№ 393. Учительская газета.  - Февраль 2002.

15.  Лисовский В.Г.  Архитектура Петербурга.  Три века истории. – СПб, 2004.

16.   Петропавловский собор. Усыпальница русских императоров.  Авт.сост. С.В. Трофимов. - СПб., 1998.

17.  Образовательная программа Юношеского университета Петербурга. Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных. Коллектив авторов: Аксельрод В.И., Бессонов Б.Л., Богуславский Г.А., Ерофеев А.Д.  – СПб,  2003.

18.  Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс.  Лескова Г.А.,  Столбова Н. П.  Город и район накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Сборник. -  СПб, 2002.

19.  Сопер П.  Основы искусства речи. - М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка «Школьный экскурсовод»

В методической разработке "Школьный экскурсовод" собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсов...

Методическая разработка - Экскурсоводы (1 год)

Обучение профессии экскурсовод....

Методическая разработка - Экскурсоводы (2 год)

Обучение профессии экскурсовод....

Методическая разработка урока "Я - экскурсовод"

Целью данного урока является разработка и проведение фрагмента экскурсии по исторической части Васильевского острова. Санкт-Петербург является культурной столицей России, в связи с этим особое значени...

Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников

В данной работе представлен краткий обзор методики экскурсионной работы, предназначенный для подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования, реализующим программу дополнительного образов...