Дидактические ресурсы настольных игр по истории и краеведению.
статья по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

Баранова Юлия Петровна

Статья содержит обзор истории развития игровых технологий в обучении  и описание личного опыта работы по использованию готовых игр и созданию авторских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические ресурсы настольных игр по истории и краеведению.

          В соответствии с требованиями Стандарта неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении  стала организация занятий по различным направлениям внеурочной деятельности. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью, в соответствии с  ФГОС ООО - улучшение условий для развития ребенка, создание условий для полного удовлетворения их потребностей и  интересов, укрепление здоровья, формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности школьников, формирование у детей социокультурной идентичности, развитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности, развитие творческого мышления.  Организация внеурочной деятельности призвана выявить индивидуальные особенности каждого ученика, провести  работу с максимальной заинтересованностью детей.

          Однако проблема заинтересованности, мотивации учебной и внеурочной деятельности – одна из самых сложных. Современные дети подвергаются массированному удару со стороны индустрии развлечений, на которую работают целые  армии производителей всего, что способно привлечь внимание ребёнка. В этих условиях педагог должен найти и противопоставить бессмысленным «похитителям времени»  что-то не менее интересное, но несущее в себе образовательный и воспитательный ресурс. На наш взгляд, одним из возможных способов решения этой задачи может стать использование дидактических  ресурсов настольных игр, в частности – настольно-печатных игр по истории и краеведению.

            Первым в историко-методической науке теоретическим  исследованием, посвящённым учебным историческим играм, является работа И.В.Кучерук  «Технология игрового обучения истории в школе». Автором рассмотрены вопросы преемственности данных технологий в отечественной педагогике, предложена условная классификация игр для обучения истории, разработана теоретическая и алгоритмическая база применения подобных технологий.  Она  пишет о том, что  в нашей стране первые настольные  исторические игры, имевшие дидактическую направленность, появились ещё в первой четверти 19 века. Это были игры, посвящённые русско-турецкой войне 1877-1878 годов, освоению новых земель и развитию железнодорожной сети. В России начала 20 века в условиях поиска новых методов обучения игра начинает применяться в учебном процессе в качестве способа развития самостоятельности и инициативы учеников. Одним из основоположников применения игр при изучении истории являлся московский учитель А.Гартвиг. В советское время идеи Гартвига и его единомышленников оформились в игровой метод обучения, была начата подготовка и внедрение в школьную практику новых видов исторических игр – игр, посвящённых в первую очередь событиям военной истории нашей страны, знаковым личностям прошлого. Примером может служить игра «По следам папанинцев», методическое руководство по проведению которой выпускается Наркомпросом в 1939 году.  В настоящий момент мы наблюдаем возрождение этой формы обучения истории. Современные возможности книгоиздательского дела и, в частности, издание настольно-печатных игр, позволяет говорить о том, что мы переживаем настоящий бум увлечения настольными играми. Это, к сожалению, пока не стало событием в учебно-методической практике. Мы видим две причины этого. Первая заключается в отсутствии научно-методической систематизации этих игр. Вторая связана с распространением этой продукции пока только через интернет-магазины, ещё не ставшие привычными для массового читателя и потребителя. В настоящей статье мы предпринимаем попытку начать описание настольных игр по истории для возможной в будущем их классификации и систематизации, а также предлагаем познакомиться с авторской краеведческой настольной игрой по образцу популярной  игры «Мемо».

          Я использую в своей работе настольные игры разной степени сложности. Наиболее простыми для детей 5 класса являются игры «Сундучок знаний. Россия», «Здравствуй, Россия!», «Россия: что вы знаете о ней?», «Чудеса света», «Хитрованы на Олимпийски играх», «Рыцари и крепости». «Книга игр по истории». Аннотации к ним  легко найти в сети интернет, по ним легко составить минимальное заключение о дидактичесих ресурсах этих игр. Более сложные – игры-стратегии (краткий обзор  исторических  игр-стратегий можно найти на сайте  «Игромастер» (http://www.igromaster.com/history/) Их целесообразно использовать в 6-7 классах. Примером таких игр являются игры «Смута», «Строительство Санкт-Петербурга», «Коронация». Вызывают большой интерес у детей игры-конструкторы, так называемые 3D-пазлы. Наиболее удачные из них – конструкторы серии «Средневековый город».  Очень интересны игры с книгами-трансформерами – «Римские гладиаторы», «Ледовое побоище». Они позволяют осуществлять историческую реконструкцию «малыми средствами», с их помощью можно организовать работу театрально-исторического кружка. На моей странице в социальной сети работников образования я опубликовала описание и авторскую разработку развивающей игры «Мемо: гербы  городов и муниципальных районов Московской области» (http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/12/09/metodicheskaya-razrabotka-razvivayushchaya-igra-memo-gerby). Там можно найти в полном объёме всё необходимое для распечатывания этой игры и использования её в работе ( требуется распечатать на плотной бумаге цветные изображения гербов городов и муниципальных районов Московской области.

Как показала практика, игры вызывают неподдельный интерес не только у детей, но и их родителей, что является немаловажным фактором в условиях реализации ФГОС.

Список использованных источников

  1. Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. Ростов-на-Дону, 2010.
  2. Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5-8 классы/ Сост. Т.Н. Трунцева.- М.:ВАКО, 2014.
  3. Штолина Т.П. Игры на уроках и во внеклассной работе. Санкт-Петербург, 2006 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал.Предметная неделя по истории и краеведению

Организация недели истории в школе поможет способствовать развитию интереса  учащихся к изучению истории....

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

Герои-лукояновцы - презентация для уроков истории и краеведения

В архиве находятся использованные дополнительные шрифты и музыка к презентации...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Интегрированный проект по истории и информатике с ИКТ-ресурсами для 5 класса «История письменности»

Раздел программыистория: «Обобщающий урок» 5 класс;информатика и ИКТ: «Коллективная работа над проектом «История письменности» 5 класс.Цели и задачи учебного задания:сформировать навыки сотрудничества...

Электронные образовательные ресурсы по истории и краеведению

Электронные образовательные ресурсы по истории и краеведению...