Курсы по краеведению 5 класс
элективный курс по краеведению (5 класс) на тему

В данном курсе дается описание целей, задач курса, учебно-методического плана, содержания тем, тематики исследований и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_po_kraevedeniyu.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

«РАССМОТРЕНА»

«СОГЛАСОВАНА»

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании МО учителей

на педагогическом совете

Директор

Руководитель МО

Э.Р.Аскарова

Т.Н. Барматина

Протокол № 7

Протокол № 7

Приказ № 312

26.05.2015

30.05.2015

25.08.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

 «Краеведение»

____________________________________________

для

класса

2015-2016

Учебный год

Составитель(и) программы

Маленкова Л.А.

г. Нефтеюганск

2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Краеведение» в 5 классе  разработана на основе:

- Федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования,   утвержденным приказом от  17. 12. 2010 №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644.

- Примерной программы по географии. 5-9 классы: проект 2-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 2011. -75 с. (Стандарты второго поколения).

-Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69).

 - авторской программы по географии. 6-10 классы \ Под редакцией И.В. Душиной.-М.: Дрофа, 2009.

- образовательной программы школы, утвержденной приказом от 25.08.2015г. №312.

Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе.  Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания. Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.                                                                                                  

Цели курса:

  • формирование    представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
  • способствовать воспитанию природо - и культуро охранного, экологического сознания.          

Задачи курса:

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  • дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;
  • развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  • воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
  • воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Программа рассчитана на 17 часов из расчёта   1 час в неделю.                                                  Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. На этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

                                     Учебно-тематический план                                                      

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

план

факт

1

Введение в краеведение, что изучает   краеведение.

1

2

С чего начинается Родина.    

1

3

Основание и развитие родного края.

1

4

Край, в котором мы живем.

1

5

Топонимика. Улицы посёлка., происхождение их названий.

1

6

Геральдика.

1

7

Рельеф.

1

8

Особенности климата.

1

9

Водные ресурсы.

1

10

Особенности природы.

2

11

Экологические проблемы

2

12

Население края, города.

1

13

Я и моя семья.

2

14

Экскурсия .

1

итого

17

                                               Содержание тем курса

  1.Вводное занятие Введение в краеведение, что изучает   краеведение. (1ч).Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования.

2. С чего начинается Родина.   Понятие малая Родина. (1ч).  Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).                                           

 3. Основание и развитие родного края.(1ч)                                                                                                      

 4. Край, в котором мы живем .(1 ч) Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.                                                                                         

 5. Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. (1 ч)

 6.  Геральдика. Символика родного города,  края.(1ч)                                                                    7. Рельеф. Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа.(1ч)

8. Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.(1ч)

9. Водные ресурсы.(1 ч) Реки и озёра, экологические проблемы

10. Особенности природы (2ч). Природа родного города, края, растительный и животный мир.

11. Экологические проблемы (2ч). Красная книга округа. Просмотр фильмов об Экологических проблемах округа.

12. Население края, города.(1 ч). Коренные жители округа: ханты и манси.

 13. Я и моя семья. (2 ч)  История моей семьи, составление генеалогического древа.

14. Экскурсия .(1 ч) Фотоотчёт.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся. Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

     Требования к уровню подготовки

    Учащиеся должны знать:

-   суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

-    значение   топонимов города, края;

-    численность населения и национальный состав;

-  основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних       вод, почвенно-растительного покрова,

-    интересные природные объекты;

-    историко-культурные достопримечательности;

-    историю и традиции родной школы;

-    крупные предприятия города;

-    проблемы города;

-    роль  края  в жизни страны;

-    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

      должны уметь:

-    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

-     приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

-  составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

-    применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

-  наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

-  решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-   проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Формы и методы работы:

  • Беседы (желательно использовать презентацию).
  • Экскурсии.
  • Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.).
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных  программ).
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности                     по разделу).
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов).
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с                               презентацией, проектной деятельности, выступлению).
  •    презентации проектов учащихся;
  •    выставки рисунков и фотографий учащихся;
  •    анкетирование. 

Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

  1.  Профессии наших родителей.
  2.  Человек интересной  судьбы.
  3.  Экологически чистый город будущего
  4.  Мой гербарий. Сбор и описание растений своей местности.
  5.  Создание туристического маршрута  
  6.  Создание экологической тропы.
  7.  Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
  8.   Семейная реликвия.
  9. История  города в названиях улиц.
  10. Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания  школьников).
  11.  Организация наблюдений за погодой своей местности.
  12.  Где родился, там и пригодился.
  13.  Создание памятки « Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды».
  14.  Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
  15.  Местные признаки предсказаний погоды.
  16.  Матушка природа для лечения народа.
  17.  Мой любимый уголок города.
  18.  Определение качества воды в своём населённом пункте.
  19. Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.

  Список литературы для учителя

  1. Т.К. Орлова ,Э.В.Ким. География ХМАО.- Ханты-Мансийск: «Полиграфист»,1999.
  2. Т.К. Орлова, В.П.Мясоедова. Программа курса «География ХМАО».- Ханты-Мансийск: «Полиграфист»,1999.
  3. Интернет и видео ресурсы
  4. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Отв. Ред. Д.А.Редин. – Екатеринбург, 1999.
  5. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века: Хрестоматия / Под ред. Д.А.Редина, А.Т.Шашкова. – Екатеринбург, 1999.
  6. Карты Северо-западной Сибири, Среднего Обь-Иртышья, Северного Урала, Ямала и Нижнего Приобья.

     

 Список литературы для учащихся

1.Т.К. Орлова ,Э.В.Ким. География ХМАО.- Ханты-Мансийск: «Полиграфист»,1999.

2.Рабочая тетрадь по географии ХМАО.- Ханты-Мансийск: «Полиграфист»,1999.

3.Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. – М., 1990.

4.Альманах писателей Югры «Эринтур». – Ханты-Мансийск, 1996.

5.Бударин М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири. – Омск, 1952.

6.Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995

7.История и культура хантов. – Томск, 1995

8.Сборник стихов «Сияй, Югорская Звезда!». М.: Звонница – МГ. Благотворительный фонд творческой молодежи России, 1999.

9.Сергеев М.С. Народы Обского Севера. – Новосибирск, 1953.

10.Учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;

11.электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;

12.Электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;

13.Электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).

14.Югорск: От легенды до точки на карте. – Екатеринбург, 1997.

15.Закон РФ  «Об  образовании»  от 10.07.1992   №3266-1 (ред. от 10.07.2012)//http://www.consultant.ru.

16.Единый  официальный  сайт  государственных  органов  ХМАО – Югры http://www.admhmao.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....

Программа курса "Историческое краеведение" 8 класс

Программа курса " Историческое краеведение" 8 класс...

Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.

Программа курса предназначен для учащихся 6-7  классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...