Юный защитник Родины Стасик Меркулов
классный час по краеведению (8 класс) на тему

Колесникова Елена Васильевна

Не щадя себя в огне войны,

 Не жалея сил во имя Родины,

 Дети героической страны

                                   Были настоящими героями!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Открытое мероприятие НОУ «Родники»,

 

посвящённое Дню Героев Отечества

«Юный защитник Родины Стасик Меркулов»

                                                                             

Автор сценария: Колесникова Елена Васильевна,

учитель истории и обществознания

город Курск,

2015 – 2016 учебный год

Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России.

Задачи: 

      1. Рассказать учащимся о юном защитнике Родины Стасике Меркулове, участвовавшем в Великой Отечественной войне; о бойцах отряда народного ополчения, защищавших город 1-2 ноября 1941 года;

      2. Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны, знакомить учащихся с историческим прошлым лицея;

      3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества;

      4. Прививать у учащихся интерес к культуре,  формировать навыки выразительного чтения.

Форма проведения: тематический вечер.

Метод: идейно-эмоциональное влияние.

 

Возраст: учащиеся 7 – 8 классов.

Оформление: на сцене плакаты со стихами и высказываниями. Оформлена выставка фотографий и книг о Великой Отечественной войне.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 

1-й ученик:

Александр Трифонович Твардовский говорил:

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».

 

Поэт Роберт Рождественский написал строки, которые созвучны высказыванию Твардовского:

 Не щадя себя в огне войны,

 Не жалея сил во имя Родины,

 Дети героической страны

 Были настоящими героями!

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими  – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. «Июнь 1941 года».

2-й ученик:

22 июня 1941 года вся страна отдыхала после трудовой недели. По улицам бродили в белых платьях и светлых костюмах вчерашние школьники, мечтая о своей будущей взрослой жизни. Одни представляли свою учёбу в институтах, другие – работу на великих стройках страны, девочки примеряли образ жён и матерей, мальчики – защитников Родины. Ни один из них не знал, что в ту минуту, когда всю страну начали согревать жаркие лучи летнего солнца, авиация фашистской Германии наносила первые бомбовые удары по границам Советского Союза. Кто-то так и не проснулся в то утро, кто-то был разбужен шумом самолётных двигателей и успел понять, что счастливая, мирная жизнь великой страны закончилась.

Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.

        Из заявления Советского Правительства 22 июня 1941 года:

«…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

        Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

        …Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

3-й ученик:

        В октябре 1941 года начались оборонительные бои на территории Курской области.

        В составе частей Красной Армии, полков народного ополчения, истребительных батальонов в боях на курской земле приняли участие и куряне. В обороне Курска принимали участие более 800 ополченцев. Имена 88 из них увековечены на мемориале в граните. Чрезвычайно упорными были бои за Курск в начале ноября 1941 года.

Во время обороны города настоящее мужество проявил пионер Стасик  Меркулов – ученик нашей школы  № 6. Он подносил своему отцу-ополченцу пулемётные ленты, в качестве связного поддерживал связь со штабом. Стасика Меркулова друзья называли орлёнком. Он в суровое время Великой Отечественной войны действительно был орлёнком, настоящим бойцом. Вражеские пули оборвали жизнь отца и сына.

Стасик Меркулов родился 12 мая 1930 года в городе Белове Тульской области. Вскоре семья переехала в Курск. Старшая сестра Валя научила пятилетнего братишку читать и писать, декламировать стихи и петь песни. Стасик особенно любил песню «Орлёнок». Когда мальчик услышал о начавшейся войне, то сказал отцу: «Помнишь, папа, ты говорил, что мы будем воевать вместе? Теперь иди проси тачанку и мы пойдём бить фашистов».

4-й ученик:

        … Октябрь 1941 года был сырой, серый и холодный. И настроение людей суровое и пасмурное. Курск перестроил свою жизнь на военный лад. По указанию обкома ВКП(б) на предприятиях были созданы отряды ополченцев. Они обучались военному делу, охраняли мосты и заводы, строили оборонительные рубежи. С отцом среди ополченцев часто бывал и Стасик. Он носил отцу обеды. Случалось, его посылали с донесениями, а бывало, он подносил и боеприпасы.

        Среди курских ополченцев были старые коммунисты, участники Гражданской войны: Филипп Григорьевич Меркулов, Иван Александрович Прохоров, Казимир Стефанович Тиль. По примеру прошлого, они решили сформировать свою тачанку. В помощь себе взяли молодых бойцов – рабочих Панова и Ануфриева. Друзья выпросили у командования пулемёт «Максим», разыскали бричку и пару хороших лошадей. Так появилась у курских ополченцев единственная тачанка.

        На этой тачанке они воевали с фашистами под Фатежом и Малой Рудкой. С нею отступали, цепляясь за каждый бугорок.

…Уходили друзья и подруги

            В те края, где и выхода нет.

            Из печального первого круга

            Той войны и второго – побед.

            Те победы давались не просто:

            Сосчитать невозможно потерь.

            По России фанерные звёзды

            Были ярче небесных, поверь.

1-й ученик:

        В то время как отец дрался с захватчиками, Стасик организовал ватагу ребятишек, октябрят и пионеров, и они все вместе собирали бутылки для горючей смеси, готовили подарки для воинов. Носили раненым в госпиталь фрукты, под диктовку писали письма, читали газеты и книги.

24 октября после многодневных неравных боёв ополченцы отошли к Курску.

Филипп Григорьевич был командиром пулеметного отделения 6-й роты Ленинского полка народного ополчения. Под его началом сражались бойцы Казимир Тиль, Ефим Ануфриев, Иван Прохоров, Михаил Горбачев и сын Стасик. Они занимали позицию в районе первого кирпичного завода (ниже современной детской больницы). Немцы наступали вдоль Тускари, пытались отрезать бойцов Ленинского полка от реки.

Филипп Григорьевич ненадолго забежал домой. Жена и сын помогали ему наполнять бутылки зажигательной смесью. И когда Стасик стал просить отца взять его с собой, тот согласился.

2-й ученик:

Пулемет Филиппа Григорьевича Меркулова сдерживал фашистов. Стасик подавал отцу пулеметные ленты и был на подхвате. Немцы хотели до ночи захватить город, эта задержка их бесила. Тяжело был ранен Тиль, потом — Ануфриев и Горбачев. И тогда Филипп Григорьевич приказал своим бойцам отходить по обрыву к речке, а сам остался прикрывать их отход.

Несмотря на юный возраст, Стасик был хорошим помощником. Юркий, шустрый, он бегом (а где и ползком) подносил патроны и бегал в штаб с боевыми донесениями. А враг наседал. Он стремительно шел к городу по шоссе, пытаясь форсировать Тускарь и отрезать вокзал, с которого производилась эвакуация населения и заводского оборудования.

3-й ученик:

Вечером 1 ноября у северных парков показались фашисты. Они брали город в «железные клещи», обстреливали его со стороны деревень Сапогово и Поповка, улиц Казацкой и Пушкарной. Главные силы врага шли по Фатежскому шоссе, затем по улице Карла Маркса к центру города.

Насквозь промокшие ополченцы из окопов зорко наблюдали за фашистами. Не смыкали глаз и пулемётчики. «Максим» проверен, работает безотказно, пулемётные ленты наготове. Их подготовил Стасик.

Чуть посветлело. С визгом полетели фашистские мины и снаряды, вздыбилась грязь у окопов, появились первые убитые и раненые. Из-за домов и сараев двигались цепи фашистов. По ним ударили из пулемётов, винтовок и ружей. Но враг, теряя солдат и технику, упорно шёл к окопам ополченцев.

Стасик видел как от пулемётных очередей падали враги. Ещё энергичнее он подносил пулемётные ленты отцу.

Ополченцы были зажаты на узком пятачке у Тускари. Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич принял командование на себя. Немцы уже почти отрезали горстку смельчаков от реки и Меркулов-старший понял: еще немного времени и их полностью окружат. Поэтому приказал всем бойцам уходить за реку, а сам остался за пулеметом, прикрывая бойцов. Не одну цепь завоевателей уложил он, прижал к раскисшей от дождей земле! И сынишку тоже отправил в штаб батальона, – понимал, что назад Стасик уже не успеет, – немцы ведь рядом.

4-й ученик:

– Папа, я с тобой!

– Сын, это приказ! Уходи!

И они стали спускаться к обрыву. Хорошо, что уже темнело. Прохоров почти нес на себе Тиля. А внизу – Тускарь, вода уже замерзла.

Пулемет Меркулова не умолкал. И вдруг… тишина.

– Папа! – закричал Стасик и бросился вверх к отцу.

– Стой! Куда ты, убьют! — крикнул Прохоров.

Но мальчик уже был далеко. Догонять его было некому – трое раненых, а Прохоров не мог бросить Тиля…

Четверка бойцов пробиралась вдоль речки на Боевку. Мост через Тускарь был взорван раньше. Единственная переправа — пешеходный мостик (у нынешнего стадиона «Жилищник»). По нему уходили бойцы Ленинского и Сталинского полков народного ополчения. И наша четверка – Тиль, Прохоров, Ануфриев, Горбачев. Филипп Григорьевич Меркулов спас им жизнь.

…Утром следующего дня двое жителей улицы Хуторской пошли к речке за водой и услышали стон, увидели лежавшего мальчика.

– Помогите. Я ранен, а отец погиб.

– Господи, сынок, как ты сюда попал?

Домой мальчика нести нельзя. Там уже немцы. Старики перенесли Стасика в бытовку кирпичного завода.

– Передайте моей маме, что я здесь.

И назвал адрес. Он кое-как дополз до убитого отца и, прижавшись к нему, провел так холодную ноябрьскую ночь.

Выбраться наверх у ребенка уже не было сил.

2-й ученик:

За пулемёт стали оставшиеся друзья.

«Максим» не умолкал до самого вечера, до того времени, когда штаб дал указания отходить на восток за Курский вокзал. Ополченцы унесли с собой «Максим» и в полной исправности передали его в военную часть, а сами влились во 2-ю Гвардейскую дивизию.

        Курские ополченцы задержали вступление фашистских захватчиков в Курск. За это время рабочие успели погрузить в вагоны много ценных грузов, вывезти людей в глубокий тыл…

Когда мать и тетя прибежали в бытовку, Стасик уже умер. Это было 3 ноября 1941 года.

Похоронили сына и отца в той воронке, где лежал Филипп Григорьевич. Накрыли дверью от бытовки и засыпали землей. В эту могилу положили и шахматы, в которые Филипп Григорьевич любил играть.

Эта дверь от бытовки помогла Ольге Ивановне через девять лет найти могилу мужа и сына, когда решили перезахоронить их останки на Никитском кладбище. Она запомнила место захоронения, а щуп натолкнулся на полусгнившую дверь.

В 1950 году Меркуловых перезахоронили на Офицерском кладбище города. Номер их могилы – 198. В 1983 году, после реконструкции этого кладбища, состоялось открытие Мемориала Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Позже здесь же был развернут Детско-юношеский центр имени Николая Григорьевича Преснякова с Постом №1, почетным часовым которого уже не один год является Стасик Меркулов.

        1-й ученик:

К памятнику на новой могиле Меркуловых приходят ученики 6-й школы, где учился Стасик, ребята из Дворца пионеров, где он пел в хоре, гости музея «Юные защитники Родины».

К могиле отца и сына Меркуловых часто приходят учащиеся нашего лицея, которые  помнят своего Орлёнка, чтут его память, потому что никогда не может быть забыто имя тех, кто сражался с фашизмом, кто погиб за Родину.

Пусть будет мир!

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

3-й ученик:

На Земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Евгений Александрович Денисов, участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. написал стихотворение, которое называется «Памяти  Меркуловых»:

2-й ученик:

Недалеко от обелиска

Лежат в могиле два бойца.

Мы отдаём поклон им низкий,

Мы помним сына и отца.

         

  Мы помним Курск огнём объятый,

                Страданья, ужасы войны,

                Когда пришёл фашист проклятый,

                Чтоб нас лишить родной страны.

Когда дни чёрные настали,

Вели с врагом куряне бой,

То на защиту Курска встали

Отец и сын его родной.

                

Снаряды рвались за снарядом,

                Был слышен непрерывный вой.

                Меркуловы сражались рядом,

                Их батальон вёл трудный бой.

3-й ученик:

В бою сразили пули командира,

В живот и ноги ранило бойца.

Они легли на поле боя,

За Курск сражаясь до конца.

                Фашисты Стасика пытали.

                Он умер от тяжёлых ран.

                Об этом близкие узнали,

                Когда был найден мальчуган.

Погиб герой и нет орлёнка,

Нет пионера и бойца.

Так оборвалась жизнь ребёнка,

Отличника, кружковца и певца.

                Лежат в могиле рядом, вместе,

                Не бьются больше их сердца.

                Достоин доблести и чести

                Их подвиг – сына и отца.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Край наш Курский. Книга для чтения по истории Курской области. Центрально-чернозёмное книжное издательство. Воронеж – 1978г.
  2. Е. В. Колесникова, учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Курска. Экскурсия на мемориальный комплекс «Памяти павших в годы Великой Отечественный войны». Журнал «Педагогический поиск» №8, апрель 2005 г.
  3. Шеховцов В. М. «О Родине с любовью и тревогой». – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2008.
  4. Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997 г.
  5. Материалы по истории МБОУ «Лицей № 6» города Курска.

   

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://chudiki.my1.ru/load/vneklassnaja_rabota/patrioticheskoe_vospitanie/scenarij_meroprijatija_detjam_vojny_posvjashhaetsja/28-1-0-814

 

  1. http://eldorado2012.ru/stsenarii-shkolnyih-meropriyatiy/deti-strashnoy-toy-voynyi 

  1. http://kurskmetr.ru/blog/v-kurske-uvekovechili-pamyat-opolchentsev.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» Юный защитник Родины Стасик Меркулов город Курск 2015 – 2016 уч. год Автор: Колесникова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания

Слайд 2

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А. Твардовский. Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями! Р.Рождественский .

Слайд 3

Июнь 1941 года

Слайд 4

Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой .

Слайд 5

Из заявления Советского Правительства 22 июня 1941 года : «…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. …Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Слайд 6

В октябре 1941 года начались оборонительные бои на территории Курской области.

Слайд 7

Особенно упорным было сражение за Курск в начале ноября 1941 года. Мемориальная доска у входа на «Мемориал памяти павших» на улице Ломакина

Слайд 8

В обороне Курска принимали участие более 800 ополченцев. Имена 88 из них увековечены на мемориале в граните.

Слайд 9

Семья Меркуловых

Слайд 10

Стасик Меркулов (12 мая 1930 – 3 ноября 1941 года)

Слайд 11

На тачанке воевали с фашистами под Фатежом и Малой Рудкой. С нею отступали, цепляясь за каждый бугорок. Ф.Г. Меркулов – командир пулемётного взвода Ленинского истребительного батальона

Слайд 12

В то время как отец дрался с захватчиками, Стасик организовал ватагу ребятишек, октябрят и пионеров, и они все вместе собирали бутылки для горючей смеси .

Слайд 13

Ребята носили раненым в госпиталь фрукты, под диктовку писали письма, читали газеты и книги.

Слайд 14

Ополченцы 1941 года

Слайд 15

Стасик быстро освоился с обстановкой и хорошо выполнял обязанности связного

Слайд 16

Вечером 1 ноября у северных парков показались фашисты.

Слайд 17

Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич принял командование на себя.

Слайд 18

Филипп Григорьевич приказал всем бойцам уходить за реку, а сам остался за пулеметом, прикрывая бойцов.

Слайд 19

Фашисты брали город в «железные клещи ».

Слайд 20

Не одну цепь завоевателей уложил Филипп Григорьевич Меркулов, прижал к раскисшей от дождей земле !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пулемет Меркулова не умолкал. И вдруг… тишина.

Слайд 3

Бойцы пробирались вдоль речки на Боевку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятник Филиппу Григорьевичу и Стасику Меркуловым на Мемориале памяти павших в Курске

Слайд 2

Пусть будет мир! Пусть пулемёты не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда! ( Н. Найдёнова )

Слайд 4

Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны.

Слайд 5

Недалеко от обелиска Лежат в могиле два бойца. Мы отдаём поклон им низкий, Мы помним сына и отца. Когда дни чёрные настали, Вели с врагом куряне бой, То на защиту Курска встали Отец и сын его родной. Снаряды рвались за снарядом, Был слышен непрерывный вой. Меркуловы сражались рядом, Их батальон вёл трудный бой. В бою сразили пули командира, В живот и ноги ранило бойца. Они легли на поле боя, За Курск сражаясь до конца. Фашисты Стасика пытали. Он умер от тяжёлых ран. Об этом близкие узнали, Когда был найден мальчуган. Лежат в могиле рядом, вместе, Не бьются больше их сердца. Достоин доблести и чести Их подвиг – сына и отца. Денисов Евгений Александрович Участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 9

Орден с лентой http://cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_67/pobeda2.jpg Георгиевская лента http://s020.radikal.ru/i710/1302/97/5836754b33a3.png Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9745/97761520.1fa/0_84980_437031ed_L.jpg Шевченко Татьяна Александровна зав. библиотекой СКШИ № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юные защитники Родины.

Сценарий школьного вечера, посвященный юным защитникам Родины....

Программа дополнительного образования "Юные защитники леса"

Программа обусловлена необходимостью принимать экстренные меры по спасению зеленых насаждений, приостанавливать вырубку зеленых массивов....

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе. Игра «Поле чудес» Тема «Защитники Родины »

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Защитники Родины"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Вахта памяти. Юные куряне - защитники Родины.

Рассказы о судьбах детей и подростков, защищавших Курскую землю в годы Великой Отечественной войны....

Сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества «Защитники Родины»

Мероприятие направлено на воспитание любви и уважения к защитникам Родины, сохранения чувства гордости за свою страну и её Вооруженные Силы....