Юные защитники Родины.
классный час на тему
Сценарий школьного вечера, посвященный юным защитникам Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_zashchitniki_rodiny.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белослутцева Лидия Васильевна Алтайский край Романовский район
«Юные защитники Родины»
Часть I
(Звучит инструментальная музыка; на сцену выходит девушка, одетая в платье, платок, с цветами в руках; читает стихотворение)
Ведущий I:
Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем.
Только вдруг 41-й ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.
(Гаснет свет, звучит музыка, раздается звук летящих самолетов, рвущихся снарядов)
Голос:
22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря.
(Звучит музыка Баха; трое чтецов выходят на сцену и становятся на заднем плане)
Ведущий II (юноша; выходит в другой угол сцены):
Так началась одна из самых страшных войн ХХ века – Великая Отечественная Война.
Навеки врезалось в нашу память, пламенеющая алой кровью дата – 22 июня 1941 год.
Чтец I (мальчик) :
Вспомним безмятежный детский смех счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.
Чтец II (девочка):
Вспомним город, заревой до тла сожженный,
В поле урожай огнем спаленный,
Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью,
Рубежи России, залитые кровью.
Чтец III (мальчик):
Вспомним время, когда юные ребята
Окружили все военкоматы,
Гнал девчат охрипший военком
Это было в сорок первом…
Ведущий II (юноша):
1418 дней и ночей длилась война с первых часов, с первых минут вражеского нашествия. Весь Советский народ по зову Матери-Родины встал на смертный бой.
Ведущий I (девушка):
В один строй со взрослыми встали дети и подростки – юноши и девушки, беззаветно преданные своей Родине. (пауза)
Многие так и не повзрослели, не женились, не вырастили детей, не увидели мирного неба – они навечно остались юными.
Чтец I: Им, юным защитникам Родины.
Чтец II: Им, нашим ровесникам военных лет.
Чтец III: Им, благодаря которым мы живем сейчас.
Вместе: Посвящается!
(Звучит музыка. Выходит мальчик в военной форме.)
Мальчик (читает):
Шел бой за улицу
Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед,
А он гвоздит,
Не выглянешь из башен.
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он притаился – столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
-Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка, я разведал.
Я подползал. Они вон там – в саду.
-Да где же, где?
-А дайте, я поеду на танке с вами –
Прямо приведу.
Был трудный бой,
Все ныне как с спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Девочка (тоже в форме):
На батарее были сплошь девчонки,
А старшей было 18 лет.
В то утро танки вышли прямо в Химки,
Те самые, с крестами на броне.
И старшая, как от кошмара заслонясь рукой,
Скомандовала только:
-Батарея-а-а! Огонь!
И залп!..
И тут они заголосили,
Запричитали всласть:
-Ой, мамочка!
-Ой, страшно мне!
И снова:
-Батарея-а-а!
И уже пред ними
Левее безымянного бугра,
Горели четыре черных танковых костра.
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам.
И подали, и поднимались снова,
Впервые защищая наяву:
И честь свою, и Родину, и маму, и Москву!
Мальчик (тоже в военной форме):
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки.
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
(пауза, звучит музыка, перестраиваются в шеренгу)
1-й (мальчик):
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
2-й (девочка):
Жизнь обещала,
Любовь обещала, Родина!
3-й (девочка):
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
4-й:
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
5-й:
Пламя ударило в небо,
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина!
6-й:
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Просто был выбор у каждого: я или Родина!
(Звучит музыка)
Ведущий II (юноша):
В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен,
И в танковых боях, и в штыковых.
Ведущий I (девушка):
Веселые, отважные, простые
В свой звездный час
Не дрогнули они.
И в память о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
(Выходят девушки и исполняют песню «Орленок»)
(Все уходят со сцены)
Часть II
(выходят двое других ведущих)
Ведущий I:
В летописи Великой Отечественной Войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
На долю его жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода.
Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы близких.
Ведущий II:
В условиях блокады самым сложным было снабжение населения продовольствием и водой.
Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи хлеба.
К концу декабря 1941 года эта норма была ничтожно мала – 125 грамм в сутки.
Муки в этом хлебе почти не было – мякина, отруби и целлюлоза. Это и было единственным питанием ленинградцев.
Ведущий I:
Блокада принесла и другие испытания.
Зимой 1941 – 1942 года город сковала лютая стужа. Не было топлива и энергии. Истощенные голодом, обессиленные и измученные непрерывными бомбежками люди жили в неотапливаемых комнатах.
Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, брать ее в замерзающих прорубях, потом под обстрелом возвращаться домой.
Ведущий II:
Смерть входила в каждый дом. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.
Во время блокады умерло более 640 тысяч ленинградцев.
Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили и дети.
(выходит чтец)
Чтец I:
Склонившись под мглой снеговою
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется…
А за Невою клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Чтец II:
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных – истома,
И щеки белые как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом?
- Сгорел.
Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он знает: хлеба нет.
Чтец III:
Блокада – далеко как это слово
От наших с вами дней.
Но произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмерзли на пути.
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ведущий I:
Всех, кто слышал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, она потрясла до глубины души.
Ведущий II:
Большая, дружная семья Савичевых жила в Ленинграде. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник.
Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что сделала война с ее семьей, да и многими другими ленинградскими семьями.
(Выходят две девочки; на листе написаны строки из дневника Т. Савичевой; читают по очереди)
- Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.
- Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
- Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
- Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942года.
- Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
- Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года.
- Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня.
(молчание, стук метронома)
Ведущий I:
Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломали девочку, и вскоре она тоже умерла.
Ведущий II:
Несмотря на сложившееся положение в городе продолжали работать школы. Ребята хотели закончить учебный год – и это был настоящий подвиг.
Ведущий I:
В бомбоубежищах и подвалах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали даже чернила. Печки-буржуйки не могли обогреть, и ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Они все были больны и слабы. Случалось, что дети умирали по дороге в школу, а иногда и прямо в классе.
Чтец I:
Девочка руки протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил – занятья – после похорон…
Ведущий II:
Тяжелое положение было на фронтах Советского Союза, но страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось.
И тогда была проложена по льду Ладоги дорога. От нее зависело спасение жителей Ленинграда.
22 ноября 1941 года, на еще неокрепший лед вышли первые грузовики, доставившие в город хлеб.
Чтец II:
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогреешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб?
Других дождаться?
А хлеб – 2 тонны?
Он спасет 16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он достанет хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб.
И тяжкий грех –
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ведущий I:
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладоге непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты, и из города вывозили детей, раненых и истощенных. Сколько человек спасла от неминуемой смерти эта ледовая трасса, названная дорогой жизни.
Ведущий II:
Только 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Ведущий I:
Указом президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
К награде было представлено около полутора миллионов ленинградцев.
Не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города.
15249 юных защитников города награждены медалью.
Чтец III:
В блокадных днях
Мы так и не узнали
Меж юностью и детством –
Где черта?
Нам в 43-ем выдали медали
И только в 45-ом паспорта.
Ведущий II:
Но многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда, на Пискаревском кладбище.
Чтец IV:
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты:
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Пол города лежат в земле сырой.
Чтец V:
На Пискаревском кладбище
На последней черте
Ни цветы, ни венок
На могильной плите
Только хлеба кусок
И записка была:
«Ты прости меня, доченька,
Что тогда не смогла
Этот хлеб тебе дать…»
(Пауза, музыка. Все уходят).
Часть III
Ведущий I:
Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Ведущий II:
Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песнь свою, отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили.
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли помните!
К мерцающим звездам, ведя корабли, -
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
И о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю: помните!
(пауза; музыка)
Мальчик: Вам, кому еще нет и 16,
Девочка: Вам, кто не знает, что такое война.
Вместе: Посвящается!
Мальчик: Чтобы поняли…
Девочка: Чтобы помнили…
(звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.)
МОУ «Сидоровская средняя школа»
Автор: ст. вожатая
Белослутцева Л.В.
с. Сидоровка 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе. Игра «Поле чудес» Тема «Защитники Родины »
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Защитники Родины"...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...
Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображенииМ.Ю. Лермонтова (видеофильм)" ...
Вахта памяти. Юные куряне - защитники Родины.
Рассказы о судьбах детей и подростков, защищавших Курскую землю в годы Великой Отечественной войны....
Юный защитник Родины Стасик Меркулов
Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны ...
"Игра - соревнования "Юный защитник Отечества", посвященная Дню защитника Отечества"
Игра - соревнования для 5-11 классов...
Сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества «Защитники Родины»
Мероприятие направлено на воспитание любви и уважения к защитникам Родины, сохранения чувства гордости за свою страну и её Вооруженные Силы....