Юные защитники Родины.
классный час на тему

Белослутцева Лидия Васильевна

Сценарий школьного вечера, посвященный юным защитникам Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_zashchitniki_rodiny.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белослутцева Лидия Васильевна Алтайский край Романовский район                                                                

 «Юные защитники Родины»

Часть I

(Звучит инструментальная музыка; на сцену выходит девушка, одетая в платье, платок, с цветами в руках; читает стихотворение)

Ведущий I: 

Год за годом заря над землею вставала,

Поднималась Россия, забыв о былом

И любовью мальчишек своих баловала,

Как могла, согревала на сердце своем.

Только вдруг 41-й ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

(Гаснет свет, звучит  музыка, раздается звук летящих самолетов, рвущихся снарядов)

Голос: 

22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря.

(Звучит музыка Баха; трое чтецов выходят на сцену и становятся на заднем плане)

Ведущий II (юноша; выходит в другой угол сцены):

Так началась одна из самых страшных войн ХХ века – Великая Отечественная Война.

Навеки врезалось в нашу память, пламенеющая алой кровью дата – 22 июня 1941 год.

Чтец I (мальчик) :

Вспомним безмятежный детский смех счастливый,

Первый солнца луч неторопливый,

Запах яблок, зреющих в саду,

Вспомним самый страшный день в году.

Чтец II (девочка):

Вспомним город, заревой до тла сожженный,

В поле урожай огнем спаленный,

Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью,

Рубежи России, залитые кровью.

Чтец III (мальчик):

Вспомним время, когда юные ребята

Окружили все военкоматы,

Гнал девчат охрипший военком

Это было в сорок первом…

Ведущий II (юноша):

1418 дней и ночей длилась война с первых часов, с первых минут вражеского нашествия. Весь Советский народ по зову Матери-Родины встал на смертный бой.

Ведущий I (девушка):

В один строй со взрослыми встали дети и подростки – юноши и девушки, беззаветно преданные своей Родине.  (пауза)

Многие так и не повзрослели, не женились, не вырастили детей, не увидели мирного неба – они навечно остались юными.

Чтец I: Им, юным защитникам Родины.

Чтец II: Им, нашим ровесникам военных лет.

Чтец III: Им, благодаря которым мы живем сейчас.

Вместе: Посвящается!

(Звучит музыка. Выходит мальчик в военной форме.)

Мальчик (читает):

Шел бой за улицу

Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперед,

А он гвоздит,

Не выглянешь из башен.

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он притаился – столько всяких дыр.

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка, я разведал.

Я подползал. Они вон там – в саду.

-Да где же, где?

-А дайте, я поеду на танке с вами –

Прямо приведу.

Был трудный бой,

Все ныне как с спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Девочка (тоже в форме):

На батарее были сплошь девчонки,

А старшей было 18 лет.

В то утро танки вышли прямо в Химки,

Те самые, с крестами на броне.

И старшая, как от кошмара заслонясь рукой,

Скомандовала только:

-Батарея-а-а! Огонь!

И залп!..

И тут они заголосили,

Запричитали всласть:

-Ой, мамочка!

-Ой, страшно мне!

И снова:

-Батарея-а-а!

И уже пред ними

Левее безымянного бугра,

Горели четыре черных танковых костра.

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам.

И подали, и поднимались снова,

Впервые защищая наяву:

И честь свою, и Родину, и маму, и Москву!

Мальчик (тоже в военной форме):

Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте,

В пятой роте на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки.

Точно в пропасть с обрыва

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

(пауза, звучит музыка, перестраиваются в шеренгу)

1-й (мальчик):

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-й (девочка):

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина!

3-й (девочка):

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-й:

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

5-й:

Пламя ударило в небо,

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина!

6-й:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого: я или Родина!

(Звучит музыка)

Ведущий II (юноша):

В далекий год, простясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен,

И в танковых боях, и в штыковых.

Ведущий I (девушка):

Веселые, отважные, простые

В свой звездный час

Не дрогнули они.

И в память о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

(Выходят девушки и исполняют песню «Орленок»)

(Все уходят со сцены)

Часть II

(выходят двое других ведущих)

Ведущий I:

В летописи Великой Отечественной Войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

На долю его жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода.

Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы близких.

Ведущий II:

В условиях блокады самым сложным было снабжение населения продовольствием и водой.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи хлеба.

К концу декабря 1941 года эта норма была ничтожно мала – 125 грамм в сутки.

Муки в этом хлебе почти не было – мякина, отруби и целлюлоза. Это и было единственным питанием ленинградцев.

Ведущий I:

Блокада принесла и другие испытания.

Зимой 1941 – 1942 года город сковала лютая стужа. Не было топлива и энергии. Истощенные  голодом, обессиленные и измученные непрерывными бомбежками люди жили в неотапливаемых комнатах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, брать ее в замерзающих прорубях,  потом под обстрелом возвращаться домой.

Ведущий II:

Смерть входила в каждый дом. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

Во время блокады умерло более 640 тысяч ленинградцев.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне  со взрослыми переносили и дети.

(выходит чтец)

Чтец I:

Склонившись под мглой снеговою

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется…

А за Невою клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

Чтец II:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных – истома,

И щеки белые как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом?

- Сгорел.

Он сел, его снежком заносит,

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он знает: хлеба нет.

Чтец III:

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами дней.

Но произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути.

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Ведущий I:

Всех, кто слышал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, она потрясла до глубины души.

Ведущий II:

Большая, дружная семья Савичевых жила в Ленинграде. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник.

Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что сделала война с ее семьей, да и многими другими ленинградскими семьями.

(Выходят две девочки; на листе написаны строки из дневника Т. Савичевой; читают по очереди)

  1. Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.
  2. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
  3. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
  4. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942года.
  5. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
  6. Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года.
  7. Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня.

(молчание, стук метронома)

Ведущий I:

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломали девочку, и вскоре она тоже умерла.

Ведущий II:

Несмотря на сложившееся положение в городе продолжали работать школы. Ребята хотели закончить учебный год – и это был настоящий подвиг.

Ведущий I:

В бомбоубежищах и подвалах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали даже чернила. Печки-буржуйки не могли обогреть, и ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Они все были больны и слабы. Случалось, что дети умирали по дороге в школу, а иногда и прямо в классе.

Чтец I:

Девочка руки протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил – занятья – после похорон…

Ведущий II:

Тяжелое положение было на фронтах Советского Союза, но страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось.

И тогда была проложена по льду Ладоги дорога. От нее зависело спасение жителей Ленинграда.

22 ноября 1941 года, на еще неокрепший лед вышли первые грузовики, доставившие в город хлеб.

Чтец II:

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разомкнуть никак.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогреешь -  опять сведет.

Стоять? А хлеб?

Других дождаться?

А хлеб – 2 тонны?

Он спасет 16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он смочил,

Поджег их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он достанет хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб.

И тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущий I:

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладоге непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты, и из города вывозили детей, раненых и истощенных. Сколько человек спасла от неминуемой смерти эта ледовая трасса, названная дорогой жизни.

Ведущий II:

Только 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Ведущий I:

Указом президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

К награде было представлено около полутора миллионов ленинградцев.

Не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города.

15249 юных защитников города награждены медалью.

Чтец III:

В блокадных днях

Мы так и не узнали

Меж юностью и детством –

Где черта?

Нам в 43-ем выдали медали

И только в 45-ом паспорта.

Ведущий II:

Но многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда, на Пискаревском кладбище.

Чтец IV:

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты:

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Пол города лежат в земле сырой.

Чтец V:

На Пискаревском кладбище

На последней черте

Ни цветы, ни венок

На могильной плите

Только хлеба кусок

И записка была:

«Ты прости меня, доченька,

Что тогда не смогла

Этот хлеб тебе дать…»

(Пауза, музыка. Все уходят).

Часть III

Ведущий I:

Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Ведущий II:

Люди!

Покуда сердца стучат – помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою, отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили.

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли помните!

К мерцающим звездам, ведя корабли, -

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

И о тех, кто уже не придет никогда, -

Заклинаю: помните!

(пауза; музыка)

Мальчик: Вам, кому еще нет и 16,

Девочка: Вам, кто не знает, что такое война.

Вместе: Посвящается!

Мальчик:  Чтобы поняли…

Девочка: Чтобы помнили…

(звучит песня  «Журавли» в исполнении М. Бернеса.)

МОУ «Сидоровская средняя школа»

 

     

Автор: ст. вожатая

Белослутцева Л.В.

с. Сидоровка 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе. Игра «Поле чудес» Тема «Защитники Родины »

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Защитники Родины"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображенииМ.Ю. Лермонтова (видеофильм)" ...

Вахта памяти. Юные куряне - защитники Родины.

Рассказы о судьбах детей и подростков, защищавших Курскую землю в годы Великой Отечественной войны....

Юный защитник Родины Стасик Меркулов

Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны                                ...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества «Защитники Родины»

Мероприятие направлено на воспитание любви и уважения к защитникам Родины, сохранения чувства гордости за свою страну и её Вооруженные Силы....