Использование кейс-технологий на уроках культуры Башкортостана
методическая разработка по краеведению ( класс) на тему

Данная работа содержит примеры уроков по культуре Башкортостана с использованием кейс-технологий, рекомендации самооценки обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_set.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Знания можно только предложить,

 но овладеть ими может и должен каждый

                                                                                                              самостоятельно».

                                                                                                                                                          А.Дистерверг

Основной целью современного образовательного процесса стало формирование ключевых компетенций, которые  необходимы для  успешной деятельности человека в обществе.

В последние годы система образования нацелена не на пассивное получение знаний,  а на развитие личности учащегося. В реальной жизни учитель сталкивается  с такими проблемами, как низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение четко выражать свои мысли; отсутствие умений самостоятельно делать логические выводы. Перед учителем возникает проблема: как научить школьников учиться, чтобы полученные знания они умели применять на практике и после выхода из школы.

Для этого необходимо сформировать у школьников навыки самостоятельной работы,

знания, умения, которыми обучающимся нужно овладеть при решении проблемных ситуаций; умение применять  теоретические знания на практике;  работать в команде; работать с огромными объемами различной информации.

Школа должна готовить к жизни, используя разнообразные формы, методы, средства обучения.  

На своих уроках истории и культуры Башкортостана применяю кейс технологии. Несмотря на то, что кейс зародился в США для обучения экономистов и  юристов данную технологию можно применять при изучении разных предметов.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, где дается конкретная практическая ситуация, на основе какого-нибудь события и присутствует проблема. В процессе решения проблемы обучающиеся, во-первых, начинают понимать, что полученных знаний им не хватает, и у них будет возникать потребность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений. Во-вторых,  развивается творческое мышление. В-третьих,  у обучающихся вырабатываются навыки работы в команде, что немаловажно для работы в любом трудовом коллективе.

 Во время подготовки к уроку учителю необходимо отобрать материал, сформулировать проблемы и вопросы. Предложенные ситуации должны быть связаны с изучаемым материалом, необходимо выработать четкие инструкции к кейсу. Для использования кейсов на уроках нужно учитывать особенности класса, уровень знаний, навыки самостоятельной работы. Исходя из этого, зависит объем, сложность кейса.

Кейсы можно использовать как фрагмент урока: обучающиеся  могут работать с кейсами, получив их на данном уроке («мозговой штурм»). Таким образом, можно заинтересовать школьников, «расшевелить». Также можно дать обучающимся материалы кейса заранее, предложить изучить дополнительную литературу по теме. Они могут сделать часть задания дома.

При работе с кейсами сложность составляет оценивание работы каждого обучающегося. Традиционная система оценивания не всегда дает объективную оценку результатов деятельности учеников.  При использовании кейс технологии на уроках при пятибальной системе бывает  трудно оценить реальные достижения каждого ученика. На  своих уроках сочетаю традиционную систему оценивания и «Алгоритм самооценки».

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1 Определи цель задания?

2. Удалось ли выполнить полученное задание?

3. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

4. Правильность выполнения (если были ошибки, проанализируй их)

5. Насколько активно принимал работу в группе?

6. Какую поставишь себе оценку.

При регулярном использовании анкеты обучающиеся учатся анализировать свои ошибки, правильно оценивать свои знания.

Кроме этого учитель после выполнения работы может оценить работу класса по своим критериям.

Приведу несколько примеров уроков:

Тема урока: Башкирское устное народное творчество (5 класс)

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: обобщить знания обучающихся о башкирском устном народном творчестве

Оборудование урока: учебник «Родной Башкортостан» 5 класс, листы бумаги (для набросков), карандаши.  

Организационный момент: после изучения тем о башкирском устном народном творчестве,  обучающимся было дано задание выпустить книгу. Класс делится на группы по  4 человека. В каждой группе должен быть автор, редактор, дизайнер (художник-оформитель), переплетчик.  Ребята должны самостоятельно узнать: люди каких профессий работают в издательстве, и чем каждый из них занимается.

Вступительное слово учителя:  Для того чтобы вы могли взять в руки книгу, над ней трудилось очень много людей разных профессий.  Сегодня вы работники издательства. Поступил заказ – написать книги об устном народном творчестве башкир.  Что для этого нам необходимо знать? (что такое устное народное творчество, какие жанры туда входят,  как делятся сказки по своему содержанию, что такое кулямасы).

Сейчас каждая из команд начнет работу над созданием своей книги. Обязательным условием для ваших книг станет написание предисловия, в котором вы напишите об одном из жанров УНТ, далее будет текст сказки, кулямасов (текст может быть выбран из сборника «Башкирские народные сказки», придуман самими). На следующем уроке, каждая команда должна представить свою книгу.

II этап: команды решают кто чем будет заниматься. (желательно разбить команды так, чтобы в нее входили ребята умеющие рисовать, работать на компьютере (печать текста).

III этап. Команды выбирают жанр, делают предварительные наброски будущей книги: текст, рисунки.

IV этап: следующий урок – презентация.

Тема урока: Ахмед Ибн – Фадлан о верованиях башкир  (6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Развитие умений и навыков работы с источником,  картой, развитие способностей, формирование умений и навыков по применению полученных знаний на практике.

Оборудование: источник (отрывок из «Рисала» («Записка»), проектор: на экране карта путешествия Ахмеда Ибн-Фадлана,  на доске современная карта Башкортостана, учебник  для 6 класса  «Родной Башкортостан» /Азнагулов Р.Г, Аминева Ф.Х, Галлямов А.А.,  доступность интернета.

Раздаточный материал: отрывок из «Рисала»,  карта путешествия Ахмеда Ибн-Фадлана,  современная карта Башкортостана .

Кейс создается заранее.

Организационный момент: класс  делится на группы по 5-10 человек (3 группы).

Вступительное слово учителя:

В архив попадает документ и приложенная к нему карта. По предварительным данным это отрывок из путевых заметок Ахмеда Ибн – Фадлана «Рисала» («Записка»). Ваша задача: собрать информацию об Ахмеде Ибн - Фадлане, проанализировать документ, изучить карту.

Этап 1.(5 мин.) Каждая группа получает задание и соответствующий инструктаж:

1 группа – с помощью учебника и интернета собирает материал про Ахмеда Ибн – Фадлана;

 2 группа: работает по источнику (в ходе работы они должны самостоятельно сделать вывод о верованиях башкир, кому они поклонялись).

3 группа: используя источник и карту путешествия Ахмед Ибн-Фадлана найти на карте указанные реки, через которые прошел Ибн-Фадлан и постараться перенести его маршрут на современную карту Башкортостана. Для удобства (учитывая, что это ученики 6 класса), на обеих картах пунктирной линией обозначен маршрут Ибн-Фадлана, выделены названия нужных в работе рек.  (В конце работы ребята должны сделать вывод, что в X веке территория расселения башкир отличалась от современной).

Этап 2.  (20 мин) Каждая группа готовит мини-доклад по своей теме.

Этап 3 (15 мин) доклад должен быть представлен как отчет по теме исследования (для каждой группы отводится 3-5 мин).

Этап 4. Обсуждение и подведение итогов.  

Текст: отрывок из «Рисала». «Потом мы ехали [много] дней и переправились через реку Джаха, потом после нее через реку Ирхиз, потом через Бачаг, потом через Самур, потом через Кинал, потом через реку Сух, потом через реку Кюнджюлю и попали в страну народа из [числа] тюрок, называемого башкиры. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из тюрок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. ..

Кое-кто из них говорит, будто бы у него двенадцать господов: «у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый большой из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Наш господь превыше того, что говорят нечестивые, возвышенным величием.

Мы видели, как [одна] группа из них поклоняется змеям, [другая] группа поклоняется рыбам, [еще одна] группа поклоняется [л.203б] журавлям. Мне сообщили, что они [когда-то] вели войну с [какими-то] людьми из числа своих врагов, причем они [враги] обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них [врагов], так что они испугались и сами обратились в бегство, после того, как обратили в бегство [этих башкир]. Поэтому они [эти башкиры] стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти [журавли] наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются…»

Один из уроков – «Встречаем гостей».

Цель урока – ознакомить обучающихся с предстоящим в Уфе саммитом ШОС и БРИКС.

Предварительная работа: класс делится на 4 группы. Первая группа – организаторы. Их задача подготовить помещение к проведению саммита,  изготовить программки, подготовить маршруты экскурсий по Уфе.

Вторая группа – оформители. Их задача – оформить тематические залы (задача детей подготовить эскизы, макеты залов, экспонаты, посвященные странам, участницам саммитов. Обязательное условие - один из залов должен быть оформлен в виде башкирской юрты).

Третья группа – кулинары. Им необходимо составить меню и описать приготовление национальных блюд стран, участниц саммита, приготовить башкирские национальные блюда (можно представить фотографии, картинки, рисунки блюд, красочно оформить меню). Четвертая группа -  должна подготовить культурно-развлекательную программу. В нее должны войти танцы, песни разных народов, ознакомление с культурой Башкортостана (видео презентация, программка проведения мероприятия).

Во время урока каждая группа в течение 10 мин защищает свои презентации.

Заключительный этап – 5 мин.

В ходе подготовки к уроку, обучающиеся узнали о цели предстоящих саммитов ШОС и БРИКС, больше узнали о культуре разных народов, глубже изучили традиции, фольклор, быт башкир.

По мере работе с кейсами обучающиеся научились быстрее работать на уроке, что значительно увеличило объём изучаемого материала. Разнообразие кейсов позволило «расшевелить» слабоуспевающих, у них появилась уверенность в себе. Данные технологии позволяют привить интерес к изучаемому предмету, умение решать проблемы, применять полученные знания на практике, умение работать в команде, общаться, брать на себя ответственность за принятые решения. Только тогда учащиеся, выйдя из стен школы, будут готовы к взрослой  жизни.

Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только отражать и копировать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Вариант урока с использованием кейс технологии.

1.Прогнозная задача .Предполагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений. 2Учебный мозговой штурм по теме Электролиз. Создание банка идей .Анализ...

Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс

Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Использование кейс-технологий на уроках технологии

Методическая разработка поможет учителям технологии в работе на уроках...

Урок с использование кейс-технологии « Жизненные уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В последнее время ученикам приходится выполнять на государственных экзаменах творческие работы: сочинение, изложение. На устном собеседовании подготовить за 1 минуту устное сочинение по выбранной теме...