Классный час в 10 классе
классный час по краеведению (10 класс) на тему

Люби и знай свой край

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_10_klasse.docx765.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10 классе: «Люби и знай свой край»

Путешествие по Гуамскому ущелью.

Цель: привитие любви к родному краю, гордости за его историю, природные богатства; воспитание стремления к здоровому образу жизни; формировать умения общаться в группе, создавать и защищать своё выступление.

Оборудование: слай-шоу, подготовленное ребятами, посетившими Гуамское ущелье.

Форма проведения классного часа: виртуальное путешествие.

Эпиграф:   Могучие горы, степные просторы, приморского берега грань.

                          Леса и поляны, сады и лиманы - все это родная Кубань.

Ход классного часа

 Слово учителя: Наша Кубань – это  самобытный край, чудная ветвь славянского древа. Здесь смешались верования и культуры многих народов, здесь переплелись разные природные зоны. Наш край уникален: не покидая его территорию, можно изучить культуру многих народностей, природу зеленых лесов, бескрайней степи, экзотических субтропиков, познакомиться с обитателями морей, рек и озер, не тающих даже летом снегов. На его территории одновременно могут поместиться Бельгия и Швейцария.  Природа  подарила нам несметные богатства: теплые моря, целебный климат, минеральные источники, лечебные грязи, плодородные земли, уникальные природные памятники. Здесь проживают сто семь видов млекопитающих, триста сорок видов птиц, двадцать семь видов пресмыкающихся, одиннадцать видов земноводных. Выдра, хорь, дрофа, черный аист, орлан, пеликан, тетерев. Перечислять можно долго.  Чтобы сохранить эти природные сокровища, на Кубани создан  Кавказский государственный природный биосферный заповедник, расположенный на северном и южном склонах Западного Кавказа. Он  является вторым по величине в Европе. В Хостинском районе Сочи расположен субтропический отдел заповедника – всемирно известная тисо – самшитовая роща, Сочинский национальный парк. Это участки нетронутой природы, сохранившие первозданные ландшафты с уникальными флорой и фауной. В недрах Кубани содержится более шестидесяти видов полезных ископаемых: нефть, газ, мрамор, песчаник, апатитовая руда. Это земля - царственный подарок природы, который ценили и наши предки, восхищались им и боготворили.  

Глеб: (показывает слайды о посещении Гуамки). Прошлым летом с 1 по 10 августа мне и моим одноклассникам посчастливилось побывать в Гуамском ущелье, расположенном между своенравными горными реками Курджипс и Мезмай. Это настоящий величественный памятник природы с реликтовыми изумрудными лесами, где я впервые увидел тис, бук, живую пихту, лавровишню, ветви которой  склонялись до самой земли кружевными арками. Это царство тишины с причудливыми хребтами, окутанными легендами и волшебными сказками, с ледяными водопадами. Самый большой из них – водопад Яворов. Там наш отряд делал очередной привал.

Мы, как зачарованные смотрели на мельчайшую водяную пыль, что с шумом падала вниз, а потом снова взлетала и сверкала на солнце искорками. А какие там студеные,  чистейшие  родники, живописные каньоны высотой до 400 метров, стоя на краю которых, чувствуешь необыкновенное головокружение.  Их склоны прямые, пласты разных цветов: красные, черные, синие – вызвали у нас неподдельное  удивление. Чудеснейшее место для тех, кто любит активный отдых.

Ксения: Наше путешествие, начавшееся на южной окраине поселка Мезмай,  проходило по заколдованным ущельям, что протянулись на 3500 метров, мимо пещер сорока разбойников с причудливыми скальными образованиями, прохладными гротами, которых здесь насчитывается около десяти.   За мостом правое ответвление дороги идет на приют «Завадова поляна»,  левое - на Лаго-Наки и Иванову поляну. Не переходя мост, надо спуститься влево по тропе к реке. С краю реки обложенный камнями родник с очень большим содержанием ионов серебра, дальше маленький  водопад с купальницей, называемой «шестиметровка», т.к. ее глубина 6 метров, а затем в заросли самшита, где возраст отдельных растений достигает 2000 лет. Туристическая тропа хорошо набита и легко проходима, но есть одно неудобное место - скальный желоб, вдоль которого натянута стальная проволока для подстраховки туристов. Этот участок можно обойти, если немного  вернуться назад. Там вверх по прискалкам идет  тропа, по которой можно  обойти желоб и выйти на основную тропу к водопаду.  Через 5 минут ходьбы мы увидите периодически пересыхающий водопад «Сандиков», русло которого надо перейти по большому бревну. Еще через 10 минут мы выходим к водопаду «Исиченко», который вытекает из пещеры.  В пещере мы провели незабываемые сказочные минуты. Посетили и  «Стоянку древнего человека». Здесь историками обнаружены стоянки древнего человека, возрастом около 230 тыс. лет, расположенные по прилегающим гротам и пещерам в верховьях реки Курджипс.  Через 10 м от стоянки тропа разветвляется на три. Верхняя идет через скальный шкуродер и соединяется с центральной тропой. В 30 м от верхнего уступа будет обзорная площадка ущелья реки Курджипс.

Дубова тень создает необыкновенную прохладу, и даже проходя по десять – пятнадцать километров в день, мы не чувствовали усталость.  Удивительным является и то, что в дружном соседстве здесь уживаются и лиственные, и хвойные деревья. Буковые заросли соседствуют с сосновыми древостоями из сосны Коха. Кое – где рядом растут бук восточный, липа мелколистная, клен явор, клен красивый, береза, дуб скальный и вдруг -  пихта кавказская. В  сырых местах  самшит изумрудной пеленой украшает крутые склоны,  а  рядом встречается тис, достигающий высоты 15 метров.  Деревья стоят в своей гордой красоте, могучие дети природы могут научить нас мудрой созерцательности. Здесь я понял, что городская суета - ничто по сравнению с правильной и размеренной жизнью этого загадочного мира живой природы.

Руслан: Особенно меня покорила утренняя заря в Гуамке. Когда в предрассветный час откидываешь полог палатки, сквозь изумрудную зелень самшита видишь малиново-блестящий, как елочная игрушка, шар солнца. Он окрашивает небо, воздух, тени деревьев и скал в насыщенный вишневый цвет. По небу тянется вся в бордовых прослойках дрожащая полоска, свет несмело пробирается сквозь густую чащу по зеленым дорожкам. В лесу все в курящемся тумане, роса дрожит на нитях паутины, и эти радужные слезы радости внутри прячут тысячи маленьких радуг. Мы наблюдали за пробуждением природы, затаив дыхание, слушая, как вода в реке бормочет, урчит, как лягушка, сбегая с гор, и искрится под первыми лучами светила. Настоящий праздник воды.  В городе такого не увидишь и не услышишь.  А сумасшедшие сойки и синицы, радуясь первым лучам зари , «звонили» громче любого современного будильника. Вот бы их домой, когда мама будит в школу.

Ксения: Именно здесь на память приходят пушкинские строки:

Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса./ Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют./ Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой./Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей/ Уж пел в безмолвии ночей…

А уж от неба до земли,/ Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли/ Стоит за ней опушка леса.

Наш маршрут проходил и по узкоколейке, которую проложили ещё в тридцатые годы по дну ущелья вдоль древних лесов, что расположены в несколько ярусов. По восьмикилометровой дороге бегаю три вагончика, которые перевозят пеструю публику от поселка Мезмай к этому природному храму красоты и совершенства. Когда идешь по каменистым тропинкам,  почему – то не хочется кричать и громко разговаривать. Взгляд скользит по скалам, ярким цветам, мужественным столетним деревьям, что встречаются на склонах, и ты понимаешь, как величественна природа, и в то же время, как она хрупка и как зависит от человека. Места уникальные и неповторимые. Хочется, чтобы это понимал каждый пришедший в это царство гармонии и красоты. Недалеко от Гуамского ущелья расположилась ещё одна достопримечательность этих мест – термальные источники.

Никита: А когда стоишь на смотровой площадке «Орлиная», видишь надскальные террасы, поросшие шалью мха и папоротника, реку Курджипс, что норовистой лошадью несется по ущелью, куда редко заглядывает солнце, кусты азалии и рябины, плавно и величаво взлетающих в поднебесную высь могучих орлов.  Когда  увидел это, мне, хотя я  и далек от живописи, захотелось взять в руки кисть (не фотоаппарат, а именно кисть) и попробовать нарисовать увиденное. В этом мире путешественников и романтиков естественные пейзажные картины завораживают своим величием, грандиозностью и вызывают уважение к матери- природе, что сумела создать этот зелено-голубой мир с гигантскими гротами, соснами, что свечками стоят на вершинах скал, уютными полянками и отшлифованными рекой массивными валунами. И ещё, стоя в центре посёлка Мезмай и всматриваясь в очертания обнажений ущелья, можно  видеть  профиль человека. Наш инструктор, Климов Роман Тхай,  сказал, что он напоминает лицо Ленина. Природа создала  этот портрет тысячу лет назад. Эта скала в Гуамском ущелье так и зовётся - скала Ленина.

Глеб: На привалах мы сами готовили себе обед. Пришлось научиться разводить костер с одной спички, под дождем, соблюдая все правила противопожарной безопасности. Продукты туристы вынуждены нести в своих рюкзаках. Вкусная ноша, но уж очень тяжелая. Мы запасались тушенкой, крупами, макаронными изделиями.  А хлеб, соль и спички – самые необходимые вещи в походе. Имели мы и овощи, которые делали наши супы, борщи и каши аппетитными и полезными.  Из яблок, кизила, ежевики и груш, растущих здесь по склонам деревьев, варили необыкновенно душистый компот. Кстати, Куджипс в переводе с адыгейского обозначает «грушевая», и не зря так назвали древние эту реку. Природа позаботилась о человеке «по полной».  Дала и  пищу,  и  прекрасные пейзажи, что не могут оставить равнодушными никого.  

Учитель: Наши ребята, побывав в прекраснейшем природном уголке почти не тронутом  цивилизацией, испытали неподдельное счастье. Это тесное сближение с природой, этим храмом совершенства и красоты, обогащает духовно, лечит душу, а главное  - напоминает нам, что мы дети природы. И зависим от неё так же, как и она зависит от нас. А чтобы поход был удобным и безопасным, они позаботились  о туристическом снаряжении.  

Проводится викторина для десятиклассников.

1. что входит в такое снаряжение, в чем турист переносит вещи? (рюкзак)

2. каков объем ткристического рюкзака?  (на 40-80 литров)

3.что такое   каримат, «попель»?

4. что может стать туристу домом? (палатка)

5. как выглядит туристическая кровать? (спальные мешки)

6. что можно положить в рюкзак? (дождевики, удобная спортивная обувь с хорошим протектором подошвы (желательно две пары), головной убор, комплект небьющейся посуды, котелок, термос, фонарик, солнцезащитные очки   облегчат вашу жизнь в многодневном походе, средства личной гигиены, вода в пластике, пила, топор, горелка, газовый баллон, черпак, доска для резки овощей, губка для мытья котла, нож, аптечка, компас, карта местности )

 7. какие медикаменты могут пригодиться в походе? (Бинт, йод, лейкопластырь, зеленка, мазь от ожогов, конечно, не помешают).

 8. какая одежда у туриста? (можно запастись шортами, 3-4 прочными  футболками, теплой флисовой кофтой, трико, 2 парами  теплых и 3 парами легких носков).

8. Оптимальный вес снаряжения туриста(10 – 12 килограмм).

 Если подготовиться к походу основательно, никакие неожиданности и трудности не испортят вам активный отдых, зато впечатления, полученные в этом волшебном месте, останутся на всю жизнь!

D:\!@#$%^&()\Папки\фотки\поход\0Ww4Dsuwmi4.jpg   D:\!@#$%^&()\Папки\фотки\поход\wZLu8dLnW_0.jpg

        

D:\!@#$%^&()\Папки\фотки\поход\xbXwmsp8kAA.jpg

        D:\!@#$%^&()\Папки\фотки\поход\mIfs-XhFO6w.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хроника событий третьей четверти (Отчёт-эссе учителя математики 6А,7Б,7В, 8А классов, классного руководителя 8А класса Тахтараковой В.А.)

Закончилась ещё одна учебная четверть. Самая длинная и тяжёлая. По итогам этой четверти 12 ребят стали ударниками учёбы....

План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:    Цели и задачи воспитательной работы.  Цель:      Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...

классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов

Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для п...

Портфолио классного руководителя 5 класса. План воспитательной работы в 5 классе.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1. Общие положения.     1.1. Классный руководитель  является работником общеобразовательного учреждения БОУ СМР «Коробицынск...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Классный час на тему "А классный ли наш класс?"

Представляю вашему вниманию свою разработку классного часа. Тема классного часа ("Классный ли наш класс") является очень актуальной как для учащихся 5 класса, которые только начинают свой путь в средн...