Программа ДО "Литературное краеведение"
рабочая программа по краеведению на тему

Программа дополнительного образования разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, памятниках письменности, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_literaturnoe_kraevedenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республика  Бурятия

Управление образования Муйского района

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа

детского объединения

«Литературное краеведение»

Срок реализации программы  - 2 года

Возраст детей 13-16 лет

                                 

 

                                    Автор: Козлова Татьяна Евгеньевна

                                      учитель русского языка и литературы

                                               

2015 год

Пояснительная записка

В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования школьников.

Изучение литературы родного края – это одно из направлений преподавания литературы в школах республики Бурятия, главная цель которого изучить литературу края, вызвать у учащихся интерес к своей родине, пробудить чувство любви к литературе и культуре Бурятии  и родного края.

В данный момент литературное краеведение прочно вошло в школьный курс в качестве регионального компонента базисной программы. Оно помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи, формирует систему ценностей учащихся, способствует процессу становления личности ребенка, учит понимать прошлое и настоящее нашего края, Бурятии  в целом.

Программа дополнительного образования разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, памятниках письменности,  поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии,  краеведческих материалах.

Содержание курса не включено в базовые программы, но  отдельные темы изучаются  на уроках литературы  в старших классах в рамках регионального компонента. Программа построена таким образом, что её изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся.

Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей, культурой, общерусской литературой.

Основные цели:

  • воспитание любви и интереса к родному краю приобщение воспитанников к истокам культуры родного края, расширение и углубление знаний по краеведению родного края, совершенствование навыков наблюдения, анализа, использования различных источников краеведческого содержания;
  • популяризация знаний по истории и культуре родного края;
    создание архива рабочего материала клуба (проектов, рисунков, фото и видеотеки).

Общеобразовательные задачи:

  • обеспечивать личностно-ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;
  • способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной среде, по отношению к прошлому своего народа, культуре родного края;
  • способствовать формированию у воспитанников основ целостного мировоззрения;
  • способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся;
  • создавать условия для формирования особых навыков мышления, исторической памяти, определяемых постижением прошлого в связи с настоящим своей малой Родины;
  • предоставлять детям возможность определиться с выбором направления индивидуальной творческой деятельности.

Предметные задачи:

  • сформировать системное представление о Бурятии  как о целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются события, процессы и явления как специфически региональные, так и в масштабах страны;
  • развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляются жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности;
  • показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических явлений родного края;
  • формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о родном крае;
  • создать условия для сохранения благоприятного климата при общении со старшим поколением, возрождения семейных ценностей и традиций, укрепления межпоколенческих связей и передачи младшим опыта старших.

Формы  деятельности:

  • беседы, лекции, экскурсии, просмотр и обсуждение видео и кинофильмов;
  • создание творческих проектов, изготовление наглядных пособий;
  • проведение классных часов, вечеров, праздников;
  • участие в конкурсах, конференциях.

Отличительной особенностью данной программы является важнейшая задача -

воспитание  учащихся на  идеях  общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей,

приобщения учащихся к литературе родного края через знакомство с фольклорными

текстами, текстами произведений известных бурятских, эвенкийских  писателей и поэтов,

произведениями искусства, краеведческой литературы.

Данная программа позволяет показать учащимся, что произведения устного народного творчества, национальная литература  являются органической частью духовной жизни человека.

Курс основывается на современных подходах к обучению в школе: личностно-ориентированном, проблемном.

В основе методики курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей учащихся.

         Использование информационно-коммуникативных технологий способствует повышению внутренней мотивации школьников при изучении литературы родного края.

Основные формы организации занятий – практическая работа учащихся (семинары, конференции и практикумы), предусматривается самостоятельная работа учащихся со словарями, научной и художественной литературой.

Основным достоинством данного курса является возможность формирования духовно-нравственных ценностей учащихся на основе самобытной литературы родного края. 

Данная программа отличается от других программ по краеведению, которые существуют в этом районе  тем, что в ней реализуются сразу несколько направлений (по интересам участников программы): общегеогафическое в сочетании  с историей, литературой, живописью, музыкой и др. при изучении какого-либо объекта.  

Участники программы имеют возможность работать сразу в нескольких направления или же менять время от времени тематику работы. В тоже время могут создаваться и коллективные проекты. Возможности заниматься такой многогранной деятельностью в клубе при сравнительно небольшом количестве участников дает сотрудничество с различными организациями поселка: районной детской библиотекой, районным краеведческим музеем, школьным краеведческим  музеем «Наследие веков» и др.

В конце обучения учащиеся

Должны знать

Должны уметь

Приобретают навыки

  • историю Бурятии;
  • историю Муйского района
  • основные вехи в истории народов, населяющих Республику Бурятия;
  • традиции и обычаи русского, бурятского, эвенкийского народов
  • произведения устного народного творчества;
  • произведения письменности народов Бурятии
  • подбирать с помощью учителя тематическую справочную и художественную литературу;
  • самостоятельно делать краткие сообщения;
  • создавать коллективные и индивидуальные творческие проекты;
  • работать над познанием родного слова и своей речи;
  • творческого общения;
  • проявления инициативы;
  • самовыражения;
  • публичного выступления, ораторского искусства;

Данный курс  рассчитан на 34 часа (занятия проводятся 1 раз в неделю),

может считаться  пропедевтическим для будущих студентов – филологов и

культурологов.

Программа распадается на блоки, каждый из которых  представляет совокупность лекционных и практически занятий, а также  занятий по развитию речи.

1 блок.  Наш край в древности 

               Учащиеся получают представление о бурятских и эвенкийских племенах. Прослеживают культурные связи эвенков и бурят.

Ведут исследовательскую работу, оформляют материалы в альбом.

2 блок.  Мифы, легенды и предания Бурятии

         Учащиеся знакомятся с мифами и мифическими сказками, обрядами и обычаями.

              Знакомятся с бурятскими и эвенкийскими легендами и преданиями о природе и древних богатырях, узнают о том, как возникла земля, как появились горы и др.

              Данные материалы используют в исследовательской работе, в создании творческих проектов.

3 блок. Произведения устного народного творчества  народов Бурятии

             Школьники  знакомятся с бурятскими и эвенкийскими сказаниями, сказками,

             пословицами народного творчества. По результатам деятельности проводят вечера,

             праздники

4 блок. Возникновение письменности бурятского и эвенкийского народов.

            Ученики знакомятся с памятниками письменности, изучают записки русских

            путешественников,  первые письменные произведения бурятского и эвенкийского

            народов. Оформляют планшеты, проводят классные часы, вечера, создают

            иллюстрации к произведениям.

 

Содержание программы

 I.  Наш край в древности (14 ч)

 Бурятские племена. (Эириты, булагаты, хоринцы).

 Эвенки. Основные занятия.

Гунны в Забайкалье. Памятники гуннской эпохи.

 Обычаи бурят.

Бурятская песня "Табун коней да скотинушка Зачем батюшке полюбилися?"

Племена Восточной Сибири в 6 - 9 вв. (Курыканы). Символы власти. (Байегу) (отуз-татары). Феодальная империя монголов. Чингис-хан.

Формирование бурятской народности.

«Рассказ о походе монгольских войск в земли хори-туматов».

Знакомство с легендой, чтение рассказа, ответы на вопросы: 1. Как формировалась бурятская народность? 2. Какие легенды существуют о Чингис-хане? 3. Что вы знаете о нем из истории? 4. Назовите диалектные слова.

Присоединение Бурятии к России. Общественный строй.

 Словарная работа: найоны, сайты, араты, барлаг. Быт, обычаи и верования бурят. Высшее божество-Вечно-Синее небо. Второе божество-Земля

Культурные связи эвенков и бурят. Сказания о присоединении Бурятии к России. «Из отписки Енисейского воеводы в сибирский приказ со сведениями о «Братской Землице». Сбор ясака.

Семейские. История названий, обычаи.  Семейские народные песни.

Распространение христианства и ламаизма. Обряды.

II. Мифы, легенды и предания Бурятии ( 5ч )

Мифы и мифические сказки. История письменности. Ритуальные и

развлекательные. Обряды и обычаи. Тотемное животное.

Миф «Откуда земля началась?» Мифы северных народов.

1. Как возникла земля

2. Какие животные выступали в роли тотема?

3. Какие явления природы одушевляли северяне?

4. Откуда произошло название некоторых гор, рек, озер Бурятии?

Предания об истории заселения и освоения края. О заселении бурятами Восточной Сибири.

Предания о том, как появились названия. Откуда взялось название «Байкал». Различные предания. «Бый-гал». Носитель преданий Магай.

Эвенкийские предания. Легенды и предания о природе и древних богатырях. Как на земле горы появились и другие.

Топонимика Муйского района в легендах и преданиях.

 

III.  Произведения устного народного творчества  народов Бурятии (  11 ч )

Сказки о животных.

Эвенская сказка «Ворон и солнце». Бурятская сказка «Барс и бык»

Практическая работа: 1. Найти общее в сюжетах.

2. Совпадают ли характеры сказочных героев с реальным поведением

(поведениями животных)

3. Подобрать эпитеты к сказочным героям, придумай сравнительные

обороты.

Волшебные сказки. Важнейшая особенность -фантастика. Сюжетные

мотивы.

 Эвенкийская сказка «Подарки золотой змеи». Характеристика главных

героев сказки. Бурятская сказка «Девушка и месяц»

Бытовые сказки. 1. Сказки о ловких и находчивых.

2. О глупцах.  3. О богатых и бедных.

Бурятская сказка «Круглый дурак».

Сопоставление с русскими народными бытовыми сказками.

Инсценирование сказок.

Бытовые рассказы. Наставления, как вести себя человеку по отношению к

окружающему миру. Изображение животных.

Героические сказания.

Сказка или история?

Богатыри в героических сказаниях  «Гордый Иркут и мудрый Мункосаридат».

Обряд посвящения в воины, образный язык героических сказаний

Песни. Песенный фольклор.

Эпические песни, заклинательные песни, лирические песни, бытовые песни-

Пословицы и поговорки. В каких жизненных ситуациях они могли возникнуть.  Пословицы русские, бурятские, эвенкийские.

 

Загадки.

 Образная часть и отгадка.

Аналогия, метафора.

Приметы русские, эвенкийские, бурятские. Интервью. Собирание примет, оформление планшета.

Народный календарь.

О заимствованиях в фольклоре народов Севера (бурят, эвенков, русских)

О сказителях и певцах, носителях преданий.

(Магай,  Асламов, В. Кобелев  (Харый)

Повесть Алитета Немтушкина «Мне снятся белые олени» и легенда о происхождении эвенков

Подготовка и проведение фольклорного праздника «Священный край мой синеокий».

IV. Возникновение письменности бурятского и эвенкийского народов ( 4 ч )

Исследование темы по историческим источникам «От рисунка до письменности». Исследование донесений Ивана Осипова (1641 г.).

 Записки русских путешественников Н.Свербеева, А.Маак, писателя Н.Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири».

Колыбельные песни, собранные В.А.Туголуковым.

Первые поэтические произведения эвенков «Кто дал эвенкам солнце?»

Сказка о Ленине «Он здесь в тайге живет».

Первые поэтические произведения бурят. Эпос «Гэсэр».

Улигеры. Сборник улигеров «Серебряная коновязь»

«Гургулдай, повзрослевший в пятнадцать лет, и сын его Хурин Тайша могучий». Наблюдение за языком.

«Нарин Хузун Гулдумэй». Сюжет улигера. Сходство сюжета а улигером «Аламжи Мэргэн». Тема борьбы за власть. «Найтал Мэргэн» - создание семьи. Сравнение сюжета с русскими сказками на тему семьи.

Русские просветители, декабристы.

Д.П. Давыдов, востоковед О.М. Ковалевский.

Д. Банзаров – первый  бурятский ученый.

«Думы беглеца на Байкале»,

песня «Славное море – Священный  Байкал». Анализ стихотворения

Д.П.Давыдова.

Список используемой литературы

 

  1. Ц.Б.Будаев. Пословица не скоро молвится, Улан-Удэ, 1988 г.
  2. Бурятские народные сказки. Сборник под редакцией Дугарова Б.С.

«Современник»,  М., 1990 г.

  1. Бурятские улигеры. «Серебряная коновязь». Улан-Удэ. 1990 г.
  2. Бурятский героический эпос / АН СССР. Сиб. от-ние. Бурят. комплекс. науч.-исслед. ин-т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963. – 219 с.
  3. Бурятский фольклор и литература: ст. и заметки. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959. – 157 с.
  4. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001 г.
  5. Календарь знаменательных и памятных дат по Бурятии. Национальная библиотека Республики Бурятия., 1961 г
  6. Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Бурят. ин-т обществ. наук; редкол.: Е.М. Залкинд (отв. ред.) [и др.]. – Улан-Удэ., 1971 г.
  7. О роли мифов в древнем фольклоре бурят // Поэтика жанров бурятского фольклора / Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Ин-т обществ. наук; отв. ред. М.И. Тулохонов. – Улан-Удэ, 1982. – С.18-24.  
  8. Проскуратова «Черты своеобразия бурятского зодчества». Улан-Удэ. 1994.
  9. Румянцев А. «Певцы родной земли». Улан-Удэ., 1985 г.
  10. Сокровища культуры Бурятии. Изд. "Наследие", Санкт-Петербурге.
  11. «Сибирь в поэзии декабристов». Новосибирск., 1976 г.
  12. Сборники стихов поэтов Бурятии.
  13. Соктоева И.Г. «Изобразительно-декоративное искусство Бурятии»
  14. Тиваненко А.В. «В тайге за Байкалом». Улан-Удэ., 1974 г.
  15. Устное творчество в культуре бурят  // Байкал. – 1992. – №4.
  16. Элиасов Л.Е. «Байкальские легенды и предания». Улан-Удэ., 1984 г
  17. Шаманизм – древняя религия бурят // Буряты / Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии Сиб. Отделения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Программа по краеведению "Мой северный край"

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....