Внеурочная деятельность по изучении истории в общеобразовательных организациях.
статья по краеведению на тему

Яруллина Раиса Габдельбаровна

Изучение истории, воспитание нравственности, гражданской идентичности невозможно без знания история и культуры родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarullina_r.g._alkeevo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по изучении истории

в общеобразовательных организациях.

Р.Г. Яруллина , методист МКУ

 «Управления образования  

Алькеевского МР РТ

       Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

       Главная задача истории - воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

      Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей родного края, его культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ - часть мировой цивилизации.

    Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.  Этим обусловлено введение в образовательных учебных учреждениях методов и технологий,  дополнительное изучение истории родного края, как в урочное и, так и внеурочное время.

      Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. Изучение истории своего региона на уроках курса отечественной истории не может в полном объеме охватить весь краеведческий материал. Еще труднее в рамках ограниченного времени учебных программ организовать поисково-исследовательскую деятельность. Данная тенденция чревата тем, что молодое поколение может вырасти «Иванами, не помнящими родства». В данной ситуации роль системы дополнительного образования во внеурочное время в расширении образовательного пространства неоценима.

       Школьные краеведческие музеи способны помочь в решении этой непростой задачи. Поскольку историческое краеведение является  одним из элементов исторического образования, важным средством связи школы с жизнью,  одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

     В 15 школах нашего района  созданы школьные краеведческие музеи, а в остальных школах -музейные уголки. В Юхмачинской СОШ работает музей героя Советского союза Чулкова А.П., летчика,  нашего земляка, возглавляемый его внучатым племянником. В Базарно-Матакской гимназии к 100-летию известного татарского поэта Наби Даули  создан музей, посвященный ему, где учащиеся знакомятся с его произведениями, организуют  совместные встречи с дочерями  великого татарского писателя.  Школьный музей в Алпарово, с его экспонатами, вовлекает учащихся в древнюю историю края.  В Чув.Бурнаевской и В.Колчуринской школах созданы этнографические музеи, раскрывающие историю развития чувашской культуры и нации в тесной связи с  русским и татарами. Воспитанию любви к своему краю, умению  жить в дружбе с людьми различной национальности, способствуют посещение краеведческого музея им.Педера Хузангая, в с.Сиктерме. Строки из стихотворения П.Хузангая надолго остаются в памяти детей, и актуальны сейчас, как никогда ранее.

Живем среди татар в ладу и мире.
Два языка мы знаем, третий - наш…
В соседних памятных селеньях
Татарин, русский и чуваш
Зовут друг друга с уваженьем
Иптэш, товарищ иль юлдаш.

Школьные музеи содержат экспозиции об истории возникновении села,  школы, о ветеранах войны и тыловиках, передовиках производства, видных и знаменитых людях района и Республики. Программа организации поисково-исследовательской учащихся на базе школьного музея  рассчитана на участие школьников 5-11 классов. Но и учащиеся начальной школы принимают участие в работе музея. Под руководством своих учителей они посещают музей, оказывают посильную помощь в пополнении его фондов.

      Значение краеведческого материала в преподавании истории в школе трудно переоценить. Он позволяет конкретизировать излагаемый учителем материал. Изучение истории в ее конкретном воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих закономерностях развития той или иной исторической эпохи, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.

     Большую роль в патриотическом и нравственном воспитании учащихся имеют  встречи учащихся с ветеранами ВОв, которые организуются  в школьных музеях, где ветераны делятся своими воспоминаниями,   отвечают на вопросы учеников. Узнать историю от его настоящих героев, а не их сухих строк из школьных учебников, это гораздо интересней и впечатлительней.              Более  близкое ознакомление с культурно– историческими, архитектурными, духовными ценностями  народов Татарстана,  дети получают во время экскурсий по историческим местам как Республики, так и района. Ежегодно во время каникул организовываются экскурсии учащихся  по историческим местам и музеям в г.Казань, Булгары, Билярск, Елабугу. Чистополь. Алькеевская земля имеет древние исторические корни, о древней цивилизации свидетельствуют древние курганы и средневековые городища,  поэтому объектов  изучении истории, совершении экскурсий у нас много и в своем районе. А районный краеведческий музей имени Лысенкова с экспозициями, посвященный освоению космонавтики, привлекает многих учащихся и вдохновляет на изучение точных наук.  

       Углубленному изучению истории родного края, дает возможность участия учащихся в школьных научных обществах, что позволяет  учащимся знакомиться с методами научной и творческой работы, развивает  в них познавательный интерес.

    Так,  за последние  годы учащиеся вместе с учителями  собрали и обработали богатейший материал по истории возникновения сел и открытия первых школ в районе.  Если промежуточным результатом этой работы было создание информационно-исторических буклетов по каждому селу и школе, то конечным результатом стал выпуск брошюры «История сел Алькеевского района» и  «История образовательных учреждений района».

     Сейчас много говорят о возрождении патриотического воспитания молодежи. И это правильно. Только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, земляков может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня, за ее будущее поступательное развитие.  Исследовательские работы учащихся  «Мои земляки-моя гордость», были объединены изучением истории жизни и деятельности известных людей района по всем направлениям деятельности: деятели науки, культуры и спорта, передовики производства, герои социалистического труда. Все это способствовала воспитание уважение к людям разных профессий. Выходом данной работы стал  творческий отчет на страницах районной газеты «Алькеевские вести».

Особое место в  изучение истории   занимает изучение истории Великой Отечественной войны.         Однако сейчас в школу приходит новое поколение учеников, уже мало знающее об истории Великой Отечественной войны, об участии членов их семей в этой войне. Поэтому мы решили, что каждый из учеников старших классов расспросит дедов, родителей, родственников о военной времени, изучит семейные архивы (военные фотографии, фронтовые письма, похоронки, награды и наградные документы и т.д.) и подготовит работу о своих дедах и прадедах в годы войны под общим лозунгом «Спасибо за жизнь, дед!». В результате проделанной работы накоплен богатейший материал по истории села в годы войны, проведена  районная научно-практическая конференция  учащихся и учителей с приглашением ветеранов войны «Мои земляки-герои войны» по разделам «Ветераны Великой Отечественной войны-мои земляки», «Труженики тыла Алькеевского района».

Большое воспитательное значение имела поисково-ииследовательская работа учащихся, посвященная воинам-интернационалистам. Общение, встречи с воинами-афганцами, показали учащимся, что место подвигу есть и в мирное время.  

     Отдельным направлением исторических исследований учащихся, вместе с учителями  стало изучение истории педагогических династий, которые на протяжении многих поколений обучают детей в школе.   Так учащиеся Ст.Матакской СОШ вместе с учителем истории Тихоновым С.Ю. проследили педагогический путь двух сестер Калмыковых-Старшовых  на протяжении трех поколений,  общий  педагогический стаж  их большой семьи составляет  более 300 лет, сейчас в школах района уже работают их внуки.  Эти и другие исследовательские работы учащихся и учителей помогли в организации и проведении торжественного открытия Года Учителя в Алькеевском районе, послужили толчком созданию музея системы образования на базе районного Дома детского творчества.

       Взгляд ребенка и его близких, обращенный в семейное прошлое позволяет найти точки сопряжения между глобальной историей и собственной историей школьника. Специально организованная работа по личностной идентификации семейной истории и истории Отечества позволяет учащимся почувствовать себя, своих предков в мире истории, приблизить теоретические постулаты учебников к личному «Я». Поэтому большое внимание уделяется изучению генеалогии семьи. В процесс работы включаются семья. Учащиеся получают памятки – вопросники для интервьюирования, памятки основного направления исследования, используются семейные архивы, фото материалы, вещественные источники. Учащиеся включаются в активный поиск информации для более подробного освещения событий из истории своей семьи. Вспоминаются и устанавливаются  уже потерянные связи с родными и близкими. Всплывают очень интересные факты прошлых событий. Затрагивая историю семьи двадцатого века, учащиеся  шаг за шагом открывают для себя  сущность истории своего села и страны в целом.

        В итоге хочется привести слова В.Ключевского: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека.»

Список использованных источников:

1.Ривкин Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы . Образовательный портал Слово

2.Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Ролевая игра "Назад в СССР" при организации внеурочной деятельности учащихся по истории

Ролевая игра  является одной из уникальных форм обучения, позволяющей сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.

Реализация  внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.    ...

Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Теоретическая часть и практическая часть (рабочая программа внеурочной деятельности в 7 кл.)...

Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...