Авторская статья в районной газете "Голос Рамони" "С чего начинается Родина" (от 18 ноября 2014 года № 87).
статья по краеведению по теме

Буянкова Лариса Николаевна

К 100-летию Князевской школы. В жизни каждого человека наступает такой момент, когода он готов ответить на вопросы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья посвящается юбилею школы.15.51 КБ

Предварительный просмотр:

 С чего начинается Родина? (К 100-летию МКОУ Князевской ООШ)

      Да, уж такой наш человек: не успел еще первый дымок над крышей взвиться, а смотришь – где-нибудь у крылечка уже полощется на ветру тонкая береза. И куда, на какую чужбину ни закинь судьба русского человека, хоть в самые теплые заморские края, где и зимы не бывает, а все холодно и неуютно на душе без тебя, береза…

                                                                                                                               Федор Абрамов.

   В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он готов ответить на   вопросы, о которых, возможно, никогда ранее не задумывался. Немного умудренный своим опытом,  оборачиваешься назад, и почему-то воспоминания возвращают тебя упрямо в детство, где все началось.

   Школьное крыльцо, коридор. И вот она, та заветная дверь, которая открыла, как мне тогда казалось, неведомый мир. Название этого учебного кабинета под номером «8» на тот момент ничего не говорило, но там для меня жили сказка и реальность. В нем можно было встретить птиц, зайца, снопы пшеницы, пахнущие землей и хлебом, на подоконниках в горшках и развешенные по стенам комнатные растения.

Да к тому же все обитатели этого царства-государства имели свои белые этикеточки для любопытных и любознательных. Все это так к себе притягивало, хотелось потрогать руками, вдохнуть запах колосьев, дотянуться до макушки самого высокого растения.

   Впервые я здесь увидела в руках учителя биологии семена пшеницы, сахарной свеклы, фасоли, услышала названия сортов гороха капусты и многих других культур, возделываемых в нашей местности. Старалась повторять про себя названия растений вслед за учителем. До сих пор помню «роициссус ромбический», поселившийся на стене справа от моей парты. Тогда действительно для меня здесь приоткрылись тайны целого мира. Первые осознанные слова и шаги я произнесла и сделала в школе.

    С чего все началось: с маленькой деревянной зеленого цвета парты или общей фотографии на школьном крыльце, или со школьного сочинения на выпускных экзаменах? Со временем стало понятным и то, что каждый человек обязательно является неотъемлемой частью этого  мира, частью человеческой памяти – истории. У каждого из нас есть свои истоки восприятия начала Родины, и зависят они от многих причин.

    На долю прошлых поколений приходились тяготы и лишения, которые определяли, человеческие ценности, поэтому в сознании людей создавался свой образ Родины и ее истоков. Это проявлялось особенно в самые трудные периоды жизни страны и людей.

   С чего начиналась Родина для поколений людей, видевших и переживших войну? Обращаюсь к рукописным воспоминаниям моей бабушки Галины Михайловны Сергиенко (Перегудовой). Наверное, вспоминая свою жизнь, юношеские годы, она надеялась передать нам внукам, последующим поколениям в нашей семье истоки верности и любви к Родине, бережному отношению к памяти о людях и событиях прошедших лет. Начинаю задумываться о том, что,  может быть, Родина для меня начинается со страниц этой рукописи, с напоминания о вечных ценностях:  мире, добре, надежде, вере…

   Внимательно вчитываюсь в ровные строки воспоминаний бабушки.

  21 июня 1941 года. Выпускной вечер в Рамонской школе. Еще не наступило утро, которое навеки разделило время на «до и после», всех  на «мертвых и живых». Выпускнице Галине Перегудовой в тот день вручили аттестат об окончании Рамонской средней школы. А уже 22 июня 1941 года навсегда изменило не только ее жизнь, но и жизнь многих ее одноклассников, дорогих сердцу учителей.

    Война – самое страшное, жестокое испытание, которое можно сравнить с наковальней и молотом для людских судеб: в ее огне  не выдерживал и даже плавился металл. Вчерашние мальчишки и девчонки встали на защиту своей Родины. В Воронежской области военное положение было объявлено 28 июня 1941 года.

      Мне довелось однажды побывать на башне дворца Ольденбургских. Невозможно было одним взглядом охватить широко простирающуюся голубую даль. А что чувствовала семнадцатилетняя девушка, когда дежурила  на этой башне, вслушиваясь в ночную темноту, ожидая ежесекундно звука мотора вражеского самолета?

     19 августа 1941 года на основании распоряжений ВКВШ Галина Перегудова была принята в число студентов Воронежского государственного педагогического института на литературный факультет без приемных экзаменов. Что же чувствовала она, когда 9 марта 1942 года по комсомольской путевке была направлена учителем начальных классов в Князевскую семилетнюю школу?

     «…Шла война. По окончании учебного года, в июне впервые бомбили Князево. В Воронеже шли ожесточенные бои. Дети и взрослые наблюдали зарево пожарищ в стороне города каждую ночь. Из-за Дона фашисты обстреливали противоположный берег реки, на котором ютилось маленькое Князево. Когда шли воздушные бои, с самолетов сбрасывались  угрожающие листовки, а по ночам зажигательные бомбы – жить и учить детей стало опасно. Эвакуация началась в середине августа 1942 года».

    Галина была эвакуирована в Грачевский район, тогда еще Воронежской, а сегодня Липецкой области. Но и там она продолжила выполнять учительский долг до мая 1944 года.

    Говорят, что есть генетическая память. Она передается из поколения в поколение, как живительная влага для растений, как свежий глоток воздуха, вселяющий и утверждающий силу жизни. Где же те родники чрева земли, с которых начинается Родина? Отец и мать, белые березки, золотые хлебные поля, сельская школа, любимая профессия – неразрывно связаны между собой. С одной стороны – это очень много для человека, а с другой, смог бы он все это оценить: какой ценой ему все это досталось! Важно сохранить эту генетическую память, свою историю; и до конца жизни неустанно задавать себе вопрос: с чего начинается Родина.

           

                                             Буянкова Л.Н., учитель географии МКОУ Князевской ООШ

На фото Г.М. Сергиенко (Перегудова) сидит первая слева, с косами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

27 ноября 2014 года. Районный конкурс "Учитель года". Невский район. 8 класс. Логические операции

Мероприятие: открытый урокПредмет: Информатика и ИКТУчитель: Астафьев Сергей ВалерьевичКласс: 8аТема: «Логические операции»Тип урока: комбинированныйМетодика: развитие критического мышленияДата: 27 но...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...