Разработка устного журнала на тему: «Легенды Кавказа» /спецкурс «Культура и обычаи народов Ставрополья»/
методическая разработка по краеведению по теме

 

Цели:

Обучающая – расширить знания учащихся об устном народном творчестве народов Кавказа, познакомить с историческими корнями родного края.

Развивающая – продолжить работу над выразительным чтением, учитывая своеобразие местного колорита.

Воспитывающая – воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, гуманного отношения к народам, проживающим на одной исторической родине.

 

Оборудование: доска украшена коврами с кавказским орнаментом, на них – рог для вина, кинжал; плакат с красочной надписью «Легенды Кавказа»; несколько металлических кувшинов и ваз работы кавказских мастеров, ваза с виноградом; в углу – бешмет, шитый золотом, бурка, башлык; раскладушка «В краю синих гор»; магнитофонная запись танца «Лезгинка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка устного журнала на тему: «Легенды Кавказа»

/спецкурс «Культура и обычаи народов Ставрополья»/,

проведенного в 5 классе

на районном семинаре учителей

в МБОУ СОШ №1

                                            Мачнева Л.С.,

                                            учитель русского языка и литературы

                                            МБОУ СОШ № 1 ст.Ессентукской

                                            Предгорного района        

                                            Ставропольского края

Цели:

Обучающая – расширить знания учащихся об устном народном творчестве народов Кавказа, познакомить с историческими корнями родного края.

Развивающая – продолжить работу над выразительным чтением, учитывая своеобразие местного колорита.

Воспитывающая – воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, гуманного отношения к народам, проживающим на одной исторической родине.

Оборудование: доска украшена коврами с кавказским орнаментом, на них – рог для вина, кинжал; плакат с красочной надписью «Легенды Кавказа»; несколько металлических кувшинов и ваз работы кавказских мастеров, ваза с виноградом; в углу – бешмет, шитый золотом, бурка, башлык; раскладушка «В краю синих гор»; магнитофонная запись танца «Лезгинка».

Ход устного журнала.

Ведущий: Легенды Кавказа… Благодатный край синих гор, знаменитый своими источниками, поражает воображение многоцветной красотой, преданиями и легендами. Услышаны они от экскурсоводов и местных старожилов, казаков и горцев. Кабкрдинским, балкарским, карачаевским, черкесским скзаниями о богатырях-нартах, живших на территории нашего края в далекие времена, и посвящен наш устный журнал.

Кавказ, Кавказ, в сиянии лучей

Мне видится над белыми снегами

Могучий, гордый, скованный цепями,

Непокоренный Зевсом Прометей.

За сотни лет немало бурь и гроз,

Кавказ, твои изведали седины.

Здесь каждый камень, каждая вершина

Овеяны красой легенд и грез…

И все они – живые письмена

Былых веков могущества и славы.

Их яркий отсвет, жаркий и кровавый,

Ложится и на наши времена.

В них россыпь мудрости, источник красоты

И древних Нартов мужество и сила,

Их подвиги, каких немало было,

Которыми, Кавказ, гордишься ты.

В них гордый дух отважных казаков,

Защитников Руси, ее пределов,

Их удальство, отчаянье и смелость,

Не раз ошеломлявшие врагов.

Как тьма и свет, как доблесть и позор,

Добро и зло соседствует веками.

Об их борьбе, в которой кровь и пламень,

Рассказывают нам легенды гор.

Ведущий: Первая страничка нашего журнала. Легенда о Пятигорье.

/девочки в национальных костюмах исполняют фрагмент кавказского танца/.

Чтец:                         Эльбрус, Машук, Бештау, гора Кольцо –

Красивее названий не бывает…

Дух времени повеял нам в лицо,

Легенды о Пятигорье кто не знает…

/девочка в национальном костюме горянки рассказывает легенду/

     Давным-давно седовласый красавец, вождь Нартов, Эльбрус, воспылал страстью к юной и прекрасной Машуке, нежно любившей своего жениха, который был единственным сыном старого вождя. Отправил старик молодого нарта в степь на охоту, чтоб он не мешал ему сделать Машуку своей женой…

     Оттолкнула юная Машука вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое ей на палец ее возлюбленным в знак верности. Забросил старик далео от себя кольцо и возненавидел своего сына. Увидел сын кольцо в степи и на крыльях тревоги прилетел домой…

     Ужасен был бой. Сбил старый вождь с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью страшными ударами меча отнял когда-то подаренную ему жизнь. Но и сам не уберегся. Единственный удар сына рассек глубоко его седую голову, и он, пошатываясь, пошел умирать.

     Е смогла перенести гибель жениха прекрасная Машука, помчалась она к растерзанному телу молодого богатыря и ударом его кинжала остановила боль своего любящего сердца.

     Кровь пролилась, сердца остановились, и все умерли. Кольцом-горой стало укатившееся кольцо Машуки. Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы ее жениха. Сам жених, изрубленный на 5 частей, превратился в меловую пятиглавую гору, так и названную Беш-тау. Каждой весной покрывается зелень и грустно цветет застывшая неподалеку от любимого Машука. В боку ее зияет провалом кинжальная рана, а рядом сверкает на солнце острой вершиной окаменевший Кинжал. Волшебными источниками, бьющими из земли, исцеляющими все раны и болезни, стали горячие слезы Машуки.

Ведущий: Страничка вторая. Легенда о целебных источниках Ессентуков.

Где степь Предгорья буркою легла,

Где выси гор папахами маячат,

Станица Ессентукская казачья

Жизнь городу курортному дала

В алмазном ожерелье Кавминвод

Ессентуки жемчужиной сверкают,

О славе их источников слагает

Свои легенды мудрые народ.

Архивариус: Название «Ессентуки» имеет несколько толкований. С адыгейских языков слово это переводится как «привычный угол», «обжитое место».

Пастух: А я расскажу вам легенду. В далекие времена близ Ессентуков находилась непреступная по тем временам крепость, которой владела женщина необычайной красоты по имени Стан. Но вот вождь соседнего племени Бург хитростью овладел крепостью и женился на красавице Стан. У молодых супругов родился сын, однако мальчик был настолько хил и слаб, что даже волосы не росли у него на голове. Никакие лечения знахарей, заклинания и молитвы не могли помочь горю родителей. Однако случайно примененная вода одного из источников принесла младенцу исцеление.

Он окреп, на голове выросли волосы. Поэтому этот чудесный источник будто бы и назван Ессентуки.

Архивариус: Слово «Ессентуки» по-карачаевски означает «живой волос» /«ессен» - живой, «тюк» - волос/.

Ведущий: Третья страничка. Легенда о горе Рум.

Чтец:                       Брат синих гор, Подкумок,

Скажи мне, дай ответ,

Скажи: какую думу

Хранишь ты сотни лет?

По ком ты весь слезами

Исходишь в тишине?

О чем свое сказанье

Поведаешь ты мне?

И прошумел Подкумок:

«Я с вечностью дружу,

Про крепость древних румов

Легенду расскажу».

Архивариус: Рум-кале /тюркс./ - крепость румов. Румами называли византийцев, имевших колонии в этом крае. Крепость румов служила охранным пунктом на древнем торговом пути от Черного моря к Каспийскому.

/девочка в костюме джигита с белым башлыком рассказывает легенду/.

     Недалеко от аула Учкекен возвышается большая гора с плоской вершиной. Много легенд хранит она. Вот одна из них.

     Недалеко от аула Учкекен возвышается большая гора с плоской вершиной. Много легенд хранит она. Вот одна из них.

     В далекие времена склоны горы со всех сторон были отвесными, и только кое-где можно было забраться нанее по крутым ступенчатым тропкам. Их вырубили в скалах древние жители этих мест. Горцев на вершине жило немного, то был красивый и мужественный народ. Далеко разошлись по свету слава об их гостеприимстве и добродушии.

     Земля горцев была богатой, ибо они любили и умели трудиться, жили они честно и справедливо, никогда не зарились на чужое добро. Но разные люди живут на земле. Есть на ней место злым и алчным, меч их не знал пощады.

     Дикие всадники с широкоскулыми смуглыми лицами ворвались в аул, стали сгонять скот, грабить и жечь дома, убивать всех, кроме красивых женщин. Горцы бились, как львы, но враг был силен, и им пришлось отступить и укрепиться на вершине единственной вблизи аула горы. Пришельцы предложили горцам сдаться и уйти с этой земли. Всю ночь спорили горцы. «Будем бороться», - говорили одни. «Уйдем и заживем в других краях, хлеб кончается, воды нет, дети гибнут, женщины слабеют, мужчины устали…», - говорили другие. Когда вторых стало больше, из толпы вырвался юноша, лицо его было закутано белым башлыком, он воскликнул звонким голосом: «Эта ночь не может нас разделить на безумных и благоразумных. Сейчас можно быть только трусом или героем… Умрем, не предавая земли, соки которой мы все носим в себе…»

     Битва, которая началась утром, была жестокой и долго не кончалась. Против горцев бились не только воины-пришельцы, но и голод, и жажда. Никто не умирал лежа. Ложились только после смерти. И уже много было лежащих. Все меньше оставалось тех, кто стоял. Но и у них постоянно таяли силы. Последние свои стрелы пустили горцы и приготовились умереть. Но в этот миг раздался пронзительный боевой клич.

     - О братья мои! – воскликнул юноша в белом башлыке, высоко подняв свой меч. – Сколько стоит жизнь горца? Пусть это скажут ваши мечи.

     Он вскочил на коня, и вдруг обнажилось прекрасное девичье лицо. Всадница сорвала с головы башлык, завязала им глаза коню и направилась вниз, в пропасть, в самую гущу врагов. Ринулись горцы за юной всадницей. Их кони будто крылья обрели, а мечи стали длиннее. Смешались враги и в панике отступили, говоря: «Мы прошли половину земель с востока на запад, но подобного еще не видели. Этот народ ни покорить, ни истребить нельзя».

     Так спасла свой народ юная, но мужественная девушка из рода румов. Вот почему крепость Рум зовут гору, гордо стоящую там, где кончается аул Учкекен.

Чтец:                        «С тех пор, - сказал Подкумок, -

По ней я слезы лью

И о несчастной думу

Все думаю свою».

Ведущий: Страничка четвертая, последняя.

Подходит к концу наш журнал,

как жалко!

Сергей Николаевич Рыбалко –

Гость дорогой и очень желанный,

Сегодня мы рады ему несказанно

Он – хозяин последней страницы,

Его стихи – словно чудо жар-птица.

/Выступление поэта С.Н.Рыбалко. Читает стихи-легенды, дарит детям сборники своих стихов в память АО встрече/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»

Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...

Методическая разработка Устный журнал "И верили дети свято..."

Посвящается памяти юных героев-антифашистов....

Устный журнал: "Цветы в легендах, поэзии, музыке и жизни"

Это меропритие предназначено для расширения кругозора детей и знаний о цветах....

Методическая разработка устного журнала для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «Белые журавлики – памяти кораблики»

Методическая разработка устного журнала  для дошкольников старшего возраста  студии "Малышок"  «Белые журавлики – памяти кораблики» посвящается празднику День белых журавлей. Цель мероп...

Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"

Разработка внеклассного материала знакомит с историей народного искусства, формирует интерес учащихся к творчеству своего народа. Показывает на примере использования одного национального элемента одеж...

Внеклассное мероприятие по истории Краеведческий устный журнал «Бирюсинская краса- село Бузыканово (история, культура, люди)»

Краеведческий устный журнал «Бирюсинская краса- село Бузыканово (история, культура, люди)»...