Разработка урока "Волшебные сказки" для 5 класса
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

План к уроку ИКБ, ОДНКнР в 5 классе по теме "Волшебные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_volshebnye_skazki.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Башкирские народные волшебные сказки

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях башкирских народных волшебных сказок.

Задачи урока:

1. Вызвать интерес к волшебным сказкам, устному народному творчеству.

2. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

3. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

4. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

5. Воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству, патриотические чувстваучащихся.

Оборудование урока: ТСО, мультимедийный проектор, презентация в MicrosoftPowerPoint, МР3, раздаточный материал со сказкой «Курай».

Ход урока:

І.Орг. момент:

Прозвенел сейчас звонок

Начинать пора урок.

Наступила тишина

Сказка в гости к нам пришла

Открываем тетради и записываем число и тему урока «Башкирские народные волшебные сказки».

ІІ.Подготовка к восприятию.

Чтение доброй мысли: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

- Ребята, почему в этомдобром выражении о сказке сказка является уроком?

- (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы).

- Верно, сказка может дать человеку мудрые советы. Сказка - это, иными словами, правда жизни, в каждой сказке есть мораль. А мораль – это нравоучение, наставление.

III. Повторение пройденной темы.

Дома вы должны были прочитать башкирские сказки о животных. Узнайте, о какой сказке эти строчки:

«Тем временем лиса подожгла камыши. Огонь с треском приближался к волку, а тот все лежал. Долежался до того, что шерсть на нем загорелась. И только когда терпеть стало совсем невмоготу, волк открыл глаза».

- (Лиса и волк).

- Какова мораль этой сказки?

- Даже хитрость глупому - не помощник.

Сильный- действует рукой, мудрый - умом, а хитрый - кем-то еще.

- А птичке только того и надо было, вырвалась она из пасти хищника и упорхнула в небо. – А теперь вот слышу, - говорит лиса. – Значит, говоришь, воробья? – Слышать-то ты слышишь, а он улетел, - сокрушенно произнес медведь.

- (Лиса и медведь).

- Какова мораль этой сказки?

- Жадность и зависть до добра не доведут.

Мудрые люди обдумывают свои мысли, глупые - провозглашают их.

- Человек взял собаку к себе. Обрадовалась собака, что нашла себе хозяина, и говорит: - Нет на свете никого сильнее человека.

- (Как собака нашла себе хозяина).

- Какова мораль этой сказки?

- Мал и ничтожен тот, кто не помогает ближнему своему.

Учись на добро отвечать добром.

Друзья познаются в беде.

- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу?

- (Все они башкирские народные сказки о животных)

- Персонажи – животные – это маски, символизирующие человеческие пороки.

Запись некоторых мудрых мыслей в тетрадь.

ІV.Сообщение темы и цели урока.

1) - Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом башкирских сказок – волшебным. Как вы думаете, в чем особенность волшебных сказок?

(- В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и сверхъестественные персонажи.).

- Давайте прочтем стр.65 по учебнику, какие башкирские сказки являются волшебными.

Чтение стр. 65

2) - Сейчас прочтем «Сказку о курае». И найдите в ней все особенности башкирской народной волшебной сказки.

Чтение «Сказки о курае» под мелодию курая.

3) Словарная работа.

Яйляу - летняя стоянка башкир.

Егет - парень

4) Беседа по “Сказке о курае”.

- Назовите героев “Сказки о курае”.

Дети.Хан, старик, старуха, егет (парень).

- Почему люди так сильно боялись хана?

Дети.У хана была странная привычка – брить голову. Для этого дела каждую неделю приглашал он молодого человека. После бритья головы владыка повелевал снести голову. И никто не мог перечить злой его воли.

- Что случилось с сыновьями стариков, живших “за семью лесами”?

Дети.Двое сыновей так же ушли брить голову хану и не вернулись в отчий дом.

- Чем мать снабдила младшего сына в дорогу?

Дети.Мать замесила муку из лебеды на своём грудном молоке и испекла из того теста лепёшку.

- Как егет прощался с родными краями? Найти в тексте эти строки и прочитать.

Дети.Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы посмотреть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыка, и сам не заметил, как запел полным голосом.

- Ирендык - один из хребтов Южного Урала (показываю фотографию).

- Как он добрался до ханского дворца?

Дети. Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, перейдя в брод глубокие реки, он добрался до дворца хана.

- Что егет увидел на макушке хана?

Дети.На макушке хана возвышался козлиный рог.

- Что стал делать егет после того, как обрил голову хана?

Дети.Егет был очень голоден с дороги. Он достал лепёшку из котомки и начал есть.

- Почему хан не смог убить бедного егета?

Дети.Потому что хан тоже попробовал этот вкусный хлеб, и он понравился. Хан узнал, что хлеб был испечён из лебеды на грудном молоке матери егета.Потому что теперь хан и егет стали молочными братьями. И поэтому хан не имел права проливать его кровь.

- Куда он отправил его?

Дети.Ханские слуги связали егета по рукам и ногам, завязали чёрной тряпкой его глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чащу леса.

- Как жил егет в непролазной чаще леса?

Дети.Егет питался разными травами, ягодами, смастерил себе лук со стрелами, охотился на дичь. Из шкур зверей он сшил себе шубу. Он сильно тосковал по отчему дому.

- Как егет встретился с кураем?

Дети. Однажды егет лежал под деревом и услышал дивную мелодию. Он поднялся на ноги и пошёл в ту сторону, откуда доносилась мелодия. На вершине горы егет увидел стебель сухогокурая. Он испускал под дуновением ветра мелодию.

- Почему душа егета обрела спокойствие?

Дети.Егет научился играть, дуя в стебель курая, сочинял напевы. Ему казалось, что развеялась та ханская тайна, и душа егета обрела спокойствие.

- Как он оказался в родных местах?

Дети.Играя на кураеегет сам и не заметил, как оказался в родных местах. Курай привёл его туда.

- Как поступил народ со злым ханом?

Дети.Люди пошли ко дворцу хана и расправились с ним.

Понравилось ли вам сказка и чем?

Ответы учащихся.

- Как в сказке показано, что добро побеждает зло?

Ответы учащихся.

- Представьте, что бы случилось, если бы егет ослушался матери. Как изменился бы сюжет сказки. Чему учит сказка? Мораль сказки?

Ответы учащихся.

- Добро побеждает зло.

Запись мудрой мысли в тетрадь.

- В сказках этого жанра решающую роль играют чудесные помощники или волшебные предметы. Герои характеризуются не физической силой, а своей добротой, готовностью оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Благодаря этому им сопутствуют чудесные обстоятельства, к ним на выручку приходят волшебные помощники. Какой волшебный предмет присутствует в этой сказке?

- Курай.

- Курай делают из растения,который растет в степных и горных районах Южного Урала. (Слайд «Ирандык»). Посмотрите, это вершина Ирандыка, которая упоминается в сказке.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наш край просторный (руки в стороны)

Высокие горы (руки вверх)

Широкие реки (руки в стороны)

Высокие берега (руки вверх)

Ветер дует нам в лицо (наклон назад)

Деревья качаются (наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише (присесть)

Деревцо все выше, выше (встать)

VI.1) А теперь, ребята, мы посмотрим мультфильм по мотивам башкирской народной сказки «Птичья нога». Когда-то злой колдун Дэв превращал детей в птиц. Только девочка Галия смогла спастись и выручить из беды остальных. Эта сказка о том, как мальчик Юмагул и девочка Галия победили злогоДэва.

2) Просмотр мультфильма.

3) Обобщение:

- Вам понравилась сказка?

Ответы детей

- Кто является главным героем этой сказки?

Ответы детей

- Главная мысль сказки в чем?

(Победа добра над злом, справедливости над обманом и жестокостью).

- Чем отличаются девочка Галия и мальчик Юмагул?

(Смелостью, стремлением оказать помощь другим, оказавшимся в беде).

- А как вы поступите, если ваши друзья окажутся в беде.

Молодцы!

Домашнее задание: стр. 66-74 прочитать, пересказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....