программа по предмету "Искусство" 9 класс "Историческое краеведение"
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Розова Светлана Анатольевна

Программа по предмету "Искусство" 9 класс "Историческое краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_istoricheskoe_kraevedenie_i_planirovanie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Пестово»

Рассмотрено на школьном МС                                          Утверждаю

«    »                             2015г.                                               директор МАОУ  «СШ №6»

                                                                                               Попова М.В.___________

                                                                                                «___» _____________2015г.

Программа

«Историческое краеведение»

Возраст – 14- 15 лет

Срок реализации – 1 год

                                                                                        Составитель программы:

                                                                                         Розова Светлана Анатольевна

                                                                учитель музыки                                      

                                                                                     МАОУ СОШ №6 г. Пестово

                                                   

                                                                                     

г. Пестово

2015 год

                                          Пояснительная записка

    Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали  окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные  «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или  в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

     Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где  он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы  языке ни говорили Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас  есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел  свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая  родина. Приобщение к духовно-культурным  и историческим  ценностям  малой родины, оформление патриотического отношения к  отчизне самым тесным образом связано с открытием  родного края.      

      Данный курс  литературного краеведения рассчитан на 34 часа.

Цели и задачи курса

Программа курса «Историческое краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, музыке, истории, культуре края, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов, композиторов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

 Можно выделить следующие цели и задачи:

активизация познавательной деятельности учащихся;

формирование информационной культуры;

формирование навыков коммуникативного общения;

формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;

расширение кругозора учащихся;

закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры  своего края, способствовать воспитанию любви к  Родине; играет  большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Большие  возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем  навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное  значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной  деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия  носят интегративный характер,  важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная  гостиная, конференция, презентация, защита  творческого проекта и другие.

 Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует    на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам  краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение так же приносит пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство, он знакомится  ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий  тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного села. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.

Цель программы:

- дать знания по истории родного края;

- воспитание чувства уважения и привязанности к родному краю, чувства гордости своим краем, его историей и достопримечательностями.

Задачи:

Обогатить знания по истории и культуре  Великого Новгорода и Пестовского  района (обучающие).Привить детям потребность посещать музеи  Новгорода и выставки Пестово.

 Способствовать накоплению учащимися печатных материалов по истории родного края (развивающие).

Воспитывать любовь к родному краю (воспитывающие).

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 34 часа . Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15 лет.1 раз в неделю.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает экскурсии по родному краю, посещение музеев, походы к памятникам героев, экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми.

Содержание изучаемого курса

1.История Великого Новгорода-8 часов.

Легенды о возникновении Новгорода. Хозяйственная жизнь. Ремесло. Торговля. Календарно-обрядовая жизнь новгородцев. Новгородское деревянное зодчество. Каменное зодчество. Письменность. Берестяные грамоты. Памятник Тысячелетию России.

2.Музыкальная культура Новгорода-7 часов

Культура Новгорода. Колокольные звоны. Русские композиторы на новгородской земле. Русские песни А.К.Лядов. Римский –Корсаков. Опера «Садко».А.А.Аренский Творчество на новгородчине. С.В.Рахманинов .композитор и пианист.

3.Новгород в литературе-10 часов

Произведения русских писателей-классиков и русского фольклора: былины, лирические песни, произведения ЛермонтоваМ.Ю., Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.Н.Радищева, А.К.Толстого и Н.А.Некрасова и  других.

4.История и культура Пестовского края-9 часов

История  о возникновении города. Географическое положение. Историческое значение. Пестово в военные годы. Знаменитые люди города.

Список  литературы:

«Русская провинция» «Сокровища Великого Новгорода» -Г.П.Райков

«Новгород в русской литературе 17-20 вв.»-А.З.Жаворонков

«Земля Новгородская» - Я.М.Макин

«Был город - фронт, была блокада…» - Д.Колпакова и В. Суслов

«Я послал тебе бересту…» - В.Л.Янин

«Поют в Пестове соловьи!» - Литературное объединение «Лира»

«Охотничий домик Н.А.Некрасова в Чудове»-Л.А.Ермолаева

«Великий Новгород»- А.Орлов

Конспекты уроков по мировой художественной культуре «Художественная культура второй половины 19-начала 20 века»

«История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца 15 века» - Н.В.Варнаева, И.Е.Семёнова

«Я познаю мир» великие композиторы – Т.Ю.Кравченко

«Пестовские встречи» очерки – Г.Сазонов

«Новгород» - Я.М.Макин

«Памятник Тысячелетие России» - С.Н.Семанов, Е.Н.Маслова

«Под небом Пестовским» - Литературное объединение «Лира»

«Россия в бронзе» - В.Смирнов

«Человек и природа» примерная программа регионального компонента «Новгородский край» государственного образовательного стандарта – Е. М.Литвинова, Л.Н. Троянова,Г.О.Рыжова,Н.М.Абрамова,З.В.Максименко,Т.А.Башкирова

Региональный компонент в содержании художественного образования «музыка в школе»Новгород,1996

Тематическое планирование по предмету «Искусство.Историческое краеведение.» 9 класс

п/п

Тема урока

Примерная дата проведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Великий Новгород .Легенды о возникновении города.

Хозяйственная жизнь. Ремесло. Торговля.

Календарно-обрядовая жизнь новгородцев.

Новгородское деревянное зодчество.

Каменное зодчество.

Письменность. Берестяные грамоты.

Памятник Тысячелетию России.

-УрокЭкскурсия в музей  «Горница»

Обобщение темы четверти. Контрольный урок.

2-я четверть

Музыкальная культура Новгорода. Культура древнего Новгорода. Колокольные звоны.

Русские композиторы на новгородской земле.

А.К.Лядов. Русские народные песни

Н.А.Римский– Корсаков. Опера «Садко».

А.А.Аренский. Творчество на новгородчине.

С.В.Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Обобщение темы четверти и полугодия.

3-я четверть

Новгород в литературе. Былина «Василий Буслаевич и новгородцы»

Народные лирические и исторические песни. «Ивушка зелёная моя».

М.Ю.Лермонтов- певец свободы. «Последний сын вольности»

Д.Н.Мамин – Сибиряк. «Славен город Великий Новгород».

Д.Н.Мамин - Сибиряк. «Сударь Пантелей свет Иванович».

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Ст Чудово.

А.К.Толстой. «Садко»

Масленица- обрядовый праздник.

Обобщение темы четверти.

Введение в тему «Город, в котором я родился.»

Город, в котором я родился.

Легенды о возникновении города.

Географическое положение города.

Историческое значение города.

Поэты нашего города. «У моей синеокой России.»

 Они прославили Пестово.

Пестово в военные годы.

Проект «Моя родословная»

Обобщение тем четверти и года. Контрольный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...

Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов

Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Рабочая программа (тематическое планирование) Курса «Краеведение. 6 класс» Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»

Рабочая программа (тематическое планирование)Курса «Краеведение. 6 класс»Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»(34 часов в год, 1 часа в неделю).Предлагаемая м...

Рабочии программы по географии и краеведению

Рабочии программы по географии и краеведению соответствующие Федеральному стандарту 2004 году....

программа по предмету историческое краеведение (Зауралье)

Программа регионального компонента для преподавания учащимся в 5 классе. В программу включены проверочные тесты по каждой теме...