Учебный проект "Частушка жива!"
проект по краеведению на тему

Сысоева Надежда Георгиевна

Работа на конкурс "Отечество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            «ОТЕЧЕСТВО - 2015»

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы

Туристско-краеведческие движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»

Тема: Частушка жива!

                                                        Работу выполнила: ученица  8  класса

                                                     филиала МКОУ СОШ № 5, с. Новая Кугульта,

                              Карагодина Валерия Витальевна,

               ул. Ленина, д. 49, кв.3

                   Научный руководитель:

                                       учитель русского языка и литературы

                                   филиала МКОУ СОШ № 5 с. Новая

                                           Кугульта Сысоева Надежда Георгиевна

             

                                                      с. Новая Кугульта, 2015 г. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ..3

  1. Характеристика частушки ….……………………………………… … ..4
  2. Из истории частушки……………………………………………………..5
  3. Различные названия частушек..…………………………………… …….6
  4. Типы частушек…………………………………..…………………………6
  5. Темы частушек …………………………………………………………….7
  6. Знаменитые исполнители частушек………………………………………7
  7. Частушка на Ставрополье………………………………………………..10
  8. Исполнительницы частушек в нашем селе……………………………..10
  9. Результаты опроса………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………… ...13

Литература……………………………………………………………………..   13

Приложение 1.………………………………………………………………….. 14

Приложение 2.………………………………………………………………

Приложение 3. Фотоматериал..........................................................................

На поверхности массового, устоявшегося в своих формах стиха
     то и дело вспыхивают частушки — протуберанцы, которые говорят
     о том, что этот жанр живет, что солнце его не остыло...
 
                                                                                     
Виктор БОКОВ

Введение 

         Актуальность исследования  частушка отражала и отражает события, происходящие в обществе  на определенном этапе его жизни, поэтому мы считаем, что частушка должна в какой-то мере отражать историю развития нашего общества, нашей страны.

           Объект: история возникновения  жанра частушки,  его развитие и сегодняшнее состояние.

           Предмет: творчество известных исполнителей, которые внесли свой вклад в развитие жанра частушки,  и творчество наших односельчан,  способствующее  сохранению этого уникального жанра народного творчества.

             Целью данного исследования мы  поставили выяснить, чем на сегодняшний день является частушка: архаизмом или современном жанром народного творчества, а также есть ли будущее у частушки или ей предстоит исчезнуть.

      В соответствии с поставленной  целью считаем основными  задачами  исследования  следующие:

  1. Изучение теоретического материала об истории возникновения частушек и их разновидностях.
  2. Сбор биографического материала о жизни и творчестве известных исполнителей частушек .
  3. Прослушивание частушек известных коллективов и исполнителей.
  4. Сбор  материала, встречи с исполнителями частушек в  нашем селе.
  5. Опрос жителей села, анкетирование школьников.

  1. Характеристика частушки

   Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка - уникальный жанр народного творчества: емкая,  самобытная, разная. Тут все: и юмор, и лирика, и задор, и изящество. А какие неожиданные смысловые обороты. Недаром поэт Р. Рождественский писал:

« Бренчит частушка, как медаль,

И голову дурманит,

Чего б ты от нее не ждал,

Она тебя обманет».

Частушка подходит для любой аудитории. Без нее не обходится ни один праздник. Любят ее в народе. Известна поговорка: « Частушка, ежели без перцу, то ни уму она, ни сердцу».

     Частушки создавались  преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая,  однако  уже в дооктябрьский период возникают  частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.)

   Текст частушки — обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

                            2.Из истории частушки                                                                        
     Когда появились частушки? Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи  ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смерти князя Олега изложено в "Повести временных лет" и легло в основу пушкинской "Песни о вещем Олеге"; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она появляется только в произведениях 20 века: в "Двенадцати" Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.
В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова "частушка" (в смысле "короткая песенка") нет. Впервые это слово как название жанра употребил Глеб Иванович Успенский в очерке "Новые народные песни" (1889 г) Оно, видимо, образовано  от слова "частить", то есть петь быстро.
В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
    Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь). Она-то и стала сопровождать исполнение частушек. В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества
.  

  1. Различные названия частушек.

        Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. Каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, собирушка, вертушка, топтушка,  пригудка, припевка, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.
Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

  1. Типы частушек.
  • Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.
  • Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся терские частушки, частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания — как правило,  двухстрочные  частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

                                     5. Темы частушек

    Когда мы приступили к работе над проектом, то обнаружили, что по развитию частушки можно проследить развитие нашей страны. Чтобы наглядно представить, как частушка помогала людям выжить в тяжелые времена, мы составили ленту времени:

  1. Революция - революционные частушки;
  2. Гражданская и Великая Отечественная войны -  военные частушки;
  3. Освоение целины - целинные частушки;
  4. Освоение космоса - космические частушки;
  5. Перестройка - политические частушки о перестройке;
  6. Мировой экономический кризис  2009 г.- антикризисные частушки.

Да уж, частушка непроста. В различных областях нашей Родины можно услышать очень разнообразные варианты исполнения частушек. Язык частушки позволял высказать самое заветное, передать свои мысли и чувства друзьям и подругам, родным и близким, назначить встречу, свидание, признаться в любви.

                     7. Знаменитые исполнители частушек.

Известные артисты нашей эстрады включали частушки в свой репертуар и продолжают использовать этот жанр и в наше время.

Лидия Андреевна Русланова - выдающаяся русская певица, родилась на Волге 27 октября 1900 г.- одна из самых популярных исполнителей в СССР русских народных песен. Она исполняла русские народные песни так вдохновенно и зажигательно, что сразу же очаровывала и околдовывала слушателей. Ее концерты всегда вызывали настоящую сенсацию: города, где проходили ее концерты, выстраивались в очередь, чтобы послушать любимую певицу. А сколько концертов дала она во время Великой Отечественной войны перед нашими солдатами на передовой, в короткие минуты затишья, помогая и бодрость в приунывшего вселить, и довоенную счастливую жизнь вспомнить: родные края, матерей и любимых.

 Мария Николаевна Мордасова прославила не только частушку, но и свою Родину. Она родилась 14  февраля 1915 г. на Тамбовщине и является автором  многочисленных частушек и припевок, неоднократно гастролировала за рубежом. Многие частушки М. Н. Мордасовой стали «классикой», достоянием нашего времени, народа. Когда ее спрашивали: как она складывала частушки, то слышали в ответ: « Частушки рождаются сами. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу. Частушка- это наше богатство, это внешне небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры». Мария Николаевна отзывалась своей частушкой на все события современности. Шла война, тяжелые времена переживала страна, а мордасовский голос вещал:

«Ты не думай, враг коварный,

Солнца свет не погасить,

И могучей силы русской

Никому не победить».

Перед народом ставится задача освоения целинных земель, и снова рождаются крылатые слова:

«Через поле яровое,

Через темненький лесок

На целинные земельки

Ты лети, мой голосок!»

Взлетает в космос воронежец  Феоктистов и она поет об  этом:

«Пригласил бы Феоктистов

На ракете полететь,

Мы б ответили ему,

Что с таким - хоть на луну!»

Многообразен внутренний мир ее песни, поистине неисчерпаем, как сокровище. Своим любящим открытым сердцем Мария Николаевна Мордасова призывает нас войти в этот чудесный мир, жить в нем и радоваться его песенной красоте. За свой вклад в развитие культуры М. Н. Мордасовой было присвоено звание народной артистки СССР.

           Следующими яркими представителями, которые своим творчеством пропагандируют жанр частушки, являются вокально-фольклорный ансамбль       «Ярославские ребята». Это единственный в своем роде ансамбль в нашей стране, исполняющий мужскую групповую частушку.  «В своих выступлениях мы взяли за основу и образы, и творческую манеру самодеятельного ансамбля,- рассказывает художественный руководитель ансамбля Александр Грачев, выпускник Московского музыкально- педагогического института.- Выходим на сцену в русских костюмах, с балалайками и баяном. И каждый раз сочиняем новые частушки. А темы нам подсказывают на месте». В основе репертуара  ансамбля фольклор 80-90 годов, самый, что ни на есть современный фольклор.  

  Людмила Георгиевна Зыкина родилась в Москве 10 июня в 1929 году. Весь жизненный путь этой замечательной певицы тесно связан с народным музыкальным искусством, а ее исполнительская деятельность снискала широкую известность не только в нашей стране, но и во всем мире. С искусством певицы знакомы на всех континентах, она не раз бывала в большинстве государств мира. В репертуаре Зыкиной фольклорные песни , песни российских композиторов и, конечно же, частушки.

     Творческая, педагогическая, общественная деятельность Людмилы Зыкиной достойно оценена российской и международной общественностью. Она – Герой Социалистического труда, лауреат многих Государственных премий, кавалер орденов Святого Андрея Первозванного, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Но дороже всех наград  для нее всегда была любовь и благодарность зрителя, которому она дарила свое творчество.

  Заволокин Геннадий Дмитриевич родился в таежном поселке Парабель, Томской области 18 марта 1948 года.  Еще с детства судьба готовила его к творческой жизни. Именно в сибирской глубинке, среди песенного и талантливого народа начинал формироваться его талант. Г. Заволокин-народный артист России, лауреат Государственных премий, является продолжателем и хранителем многовековой культуры и традиций народного творчества.

В 1987 году им был создан ансамбль «Частушка», который пользуется  огромной популярностью в России и за рубежом, собирая огромные аудитории благодарной публики.  

  В 1986 году на телевидении появился цикл передач «Играй, гармонь!»  С первых же выпусков передача завоевала любовь многочисленной аудитории и стала одной из самых популярных передач на телеэкране.

По выражению одного из поклонников передачи: «Заволокин как будто клад выкопал лопатой из земли, и растряс этот клад , и посыпались звонкие золотые трели на радость людям…»

После трагической гибели в 2001 году дело Г. Заволокина продолжили его дети Анастасия и Захар.

              7. Частушка на Ставрополье.

     На Ставрополье  «Играй, гармонь!»  и полюбившийся всем  ансамбль «Частушка» Российского центра имени Геннадия  Заволокина побывали дважды.  Весной 2008-го. Они тогда провели съемки в Нефтекумском районе, городах Нефтекумске и Пятигорске, селе Прасковея Буденновского района. Передача об этом вскоре с успехом прошла на Первом канале Центрального телевидения. К участию в процессе съемок были привлечены более 180 человек из различных сел и городов края.

     Второй раз,  в ноябре 2009 года,  Заволокиных и их группу  принимал Пятигорск, на следующий день – Невинномысск, затем – Светлоград, Ставрополь и, наконец, завершающие аккорды прозвучали  30 ноября в Минеральных Водах.

      Благодаря уникальному проекту «Играй, гармонь!» сотни тысяч российских зрителей познакомились с  красотой  и особенным колоритом  народной культуры Ставрополья.

      В  Пятигорске проходит  ежегодный фестиваль "Играй, гармонь, звени, частушка!". Исполнители самых разных возрастов показывают,  какие чудеса творят народные инструменты в умелых руках.
Зрители не просто слушают, все начинают подпевать.
На сцене много молодых участников. Увлечение джазом, роком, рэпом ничуть не мешает современным школьникам заниматься народным творчеством.
Собираясь вместе, талантливые люди даже не возрождают, а создают новую историю русского фольклора.


                 
 8. Исполнительницы  частушек нашего села.

       В нашем маленьком селе частушка продолжает жить. Частушки звучат со сцены сельского ДК. Их исполняют и коллектив пенсионеров «Кугультинские  бабушки», и  молодые  солисты, и школьники. Мы встретились со старейшей жительницей нашего села Иваньковой Ниной Васильевной. Вот что нам рассказала Нина Васильевна: «Я родилась в селе Новая Кугульта 5 мая 1931 года. Сколько помню себя, всегда со мной была песня. Вся семья у нас была музыкальная. На гармошке играл отец, мама, брат  Иван. Я гармошку не освоила: слишком непоседливая была. Зато петь и плясать очень любила. Помню была у нас гармонистка Клава Кузнецова. Так пока мы на работу или с работы шли, она играла, а  я пела частушки без передыху. А как садились на завалинку у конторы вечером, гармонист Грищенко Женик играет, а я частушки пою «под язык». Он играет-играет, потом устанет, да спросит: «Ты их чи из кармана, чи из валенка ли достаешь?»  Частушки пели и девушки и ребята. Даже аккомпанемент был не нужен. Пели о любви и измене, о работе в колхозе. Началась война,  и частушки изменились. И пели вот такие:

Москву-город взять пытались

Немцы-неприятели.

Рокоссовского герои

Их назад попятили. (См. Приложение № 1)

Много частушек знали, и пели наперебой, разговаривали. Теперь мало уже поют».

   Прохнич Нина Васильевна, 51 год. Она родилась в Мордовии – песенном краю. Много ездила по стране. Нина Васильевна  поет в хоре в ДК. Она любит  лирические песни,  русские и украинские,  задорно танцует народные танцы, играет в самодеятельном театре миниатюр.  А еще поет терские частушки. Мы задали ей  вопрос: «Жива ли сегодня частушка?» Нина Васильевна ответила, что частушка жива и будет жить, потому что  это один из самых любимых народом жанров. Она живо откликается на события, происходящие сегодня».

   Титова Мария Яковлевна, 83 года. Родилась в 1931 году в станице Калиновской Наурского района республики Чечня. Песни пели на работе и на отдыхе, больше печальные. А терские частушки по мелодии плясовые. Без них не обходился ни один праздник. Обычно кроме гармони били лады (хлопали в ладоши), а еще  в железные крышки. Терские частушки зажигательные и танцевали под них казаки и казачки лезгинку. Эту мелодию шутя называли «А чем я мужу не жена…»

 А чем я мужу не жена,

А чем я не хозяйка:

Три дня печку не топила,

А на печке жарко.

   15 лет Мария Яковлевна пела  в станичном казачьем хоре. В хоре пел и танцевал ее младший сын. На наш вопрос, есть ли у частушки будущее, Мария Яковлевна ответить затруднилась. « Думаю, что это зависит от того, будет ли молодежь ходить в ДК. Сейчас там в хоре поют только бабушки да пенсионерки помоложе. Мужчин нет совсем в самодеятельности. Дети поют под магнитофоны.  А частушка не может жить без гармошки. Нет на селе гармонистов, баяниста в ДК тоже нет. Но вот смотрю по телевизору «Играй, гармонь!» В селах еще жива частушка. Думаю, и у нас она не умрет. Все зависит  от работников культуры и от интереса молодых».

    Наше поколение  старается также  сохранять традиции наших бабушек и дедушек – знать, сочинять и уметь исполнять частушки. В нашей школе эти традиции сохраняются. Частушки сочиняют и исполняют на школьных праздниках. Особенно органично они звучат на традиционной осенней ярмарке. Среди исполнителей частушек в нашей школе надо отметить девочек  5-6 классов: Погосян Милена,  Колпикова Вера,  Дакукины Александра и Софья,  Марышева Елизавета, Брацихина Екатерина. Частушки в их исполнении звучат на  сцене ДК и на праздниках в школе и радуют слушателей.

  1. Результаты опроса.

Говорят частушки вроде,
В наши дни уже не в моде,
Только разве дело в моде,
Если любят их в народе.

Мы провели опрос среди жителей села и школьников. Нас интересовали вопросы:

  1. Знаете ли вы частушки?
  2. Приходилось ли вам петь частушки?
  3. Поёте ли вы частушки сегодня?
  4. Нужна ли частушка сегодня?
  5. Есть ли у частушки будущее или как жанр фольклора она обречена на исчезновение?

       Частушки знают 75% школьников и  соответственно 68% взрослых. Приходилось петь частушки 57% учеников и 42 % взрослых. Сегодня частушки исполняют 45% учащихся  и   30%  взрослых.  На вопрос нужна ли частушка сегодня 61% учеников  и 53% взрослых  ответили утвердительно.  На будущее частушки смотрят не так оптимистично. 34% учеников  и  38% взрослых  считают, что частушка как жанр может со временем исчезнуть. Причины называют разные. Главная: слабеет интерес молодежи к народной песенной культуре, а еще в селе нет ни гармониста, ни баяниста, а частушка не может жит без гармони, ее не заменит никакая минусовка.

                               Заключение.

   Вот такая она - русская частушка - веселая и грустная, воспетая в своих стихах Блоком, Есениным, Маяковским, внезапная, искрометная, надрывная, трепетная, улыбчивая. Ее называют щедрой радостью, звонким чудом, величают «Госпожой частушкой!» Вот сколько эпитетов!

     Геннадий Заволокин сказал: «Секрет успеха частушки в самой ее природе, она родилась на вечорках ,под гармошку, под перестук каблуков, она вся из молодечества, из действия, из праздника.

                                          Пусть звучит неугомонный

                                          Родник частушечно -гармонный!»

                         

       Литература.

  1. Кулагина А.В. Поэтический мир частушки М.: Наука, 2000.
  2. Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени, — М.—Л., 1965.
  3. Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. — 2007. — № 6.
  4. Певучая Россия / сост. Т. А. Синицина // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». — 1988. № 22.
  5. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, — Воронеж, 1960.
  6. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки, — Пермь, 1974.

Приложение № 1.

Частушки о Великой Отечественной войне, записанные у  Иваньковой Н.В.

Москву-город взять пытались

Немцы-неприятели.

Рокоссовского герои

Их назад попятили.

Гитлер ехал на Москву

На машинах-таночках,

А отсюда из Москвы

На разбитых саночках.

Сидит Гитлер на дороге,

В лапти обувается,

А на них написано:

«Жизнь твоя кончается!»

Гитлер думал угоститься,

Чаю тульского напиться.

Зря дурак позарился:

Кипятком ошпарился.

Ой, подружки дорогие!

На границе тишина.

45-го  9-го

Закончилась война.

Вот закончилась война,

Пошли солдаты ротами.

А я дружка любимого

Сустрела  за воротами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Учебно-методическое пособие. "Живые" квесты на уроках географии".

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последова...

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Учебный проект "Живые неживые организмы"

Визитная карточка проекта "Живые неживые организмы"., предоставит возможность разработать и реализовать  учебный проект во теме "Вирусы"...

Учебное пособие "Живая природа Иркутской области"

УМК "Живая природа Иркутской области" -учебное пособие для учащихся 5-9 классовВ учебном пособии "Живая природа Иркутской области" подробно и доступно представлен материал о растительном и животном ми...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...