Краеведение 5 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Краеведение 5 класс Саратовская область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_kraevedenie.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ с. Дмитриевка

Духовницкого района

Саратовской области»

Михнева И.В./_____________/

«……..»…………….2016 г

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ с. Дмитриевка

Духовницкого района

Саратовской области»

Горюнова О.А./……………………./

Приказ №………………………от

«…….»……………………2016 г.

Рабочая программа учителя географии

МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области»

Кяжиной Виктории Витальевны

( I квалификационная категория)  

по литературному краеведению для обучающихся 5 класса

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол № от………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поволжье немыслимо без упоминания о Волге. В какой области ни жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Предлагаемый предмет отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому учебный предмет «Культура народов Поволжья» сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Поволжье и людях, его населяющих.

Главная цель  предмета – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

  • просветительская (приобщить к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья);
  • агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
  • эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья);
  • лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
  • обучающая (обучить начальным навыкам музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.

Общая характеристика программы

Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

  1. Учебная:
  1. классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты);
  2. внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, поиск справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; сбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
  3. развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), реализуемое в разных формах работы: устный рассказ о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
  1. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи).
  2. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).

Описание места предмета  в учебном плане

Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе». Программа предусматривает 34 часа, проведение занятий один раз в неделю.

После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.

Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.

Родословная. Начальные сведения о топонимике.

Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).

Топонимика. История в названиях

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.

Экскурсии

Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».

Предания волгарей

Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Обитатели Среднего Поволжья

Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.

Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).

Сербские сказки

Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

Татарские легенды

Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.

Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».

Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).

Мифы и легенды чувашей

Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.

Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».

Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.

Экскурсии

Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.

Мифы и легенды мордвы

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.

Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).

Экскурсии

Возможна экскурсия в школы мордовских сел, изучающие историю своего народа.

Предания княжеской Руси

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».

Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

Сказания о немцах Поволжья

Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.

Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).

Экскурсии

Возможна экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку «Из истории немцев Поволжья».

Мифы и легенды казахов

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.

Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

Предания о волжских малороссах

«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.

Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».

Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.

Личностные результаты:

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

      Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты

В результате изучения предмета ученик должен знать:

Содержание произведений, подлежащих изучению;

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

В результате изучения предмета  ученик должен уметь:

Работать с книгой;

Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;

Выражать свое отношение к прочитанному;

Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

УМК

  1. Юнг Е.Л. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья» / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2007.

      2.Толкачева Л.П. Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012

      3.Юнг Е.Л., Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П. Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были» для 5 класса – Саратов : КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2007

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Применение

ЦОР

Д/з

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

Введение

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

уважать иное мнение;

ЦОР

Уч стр 3-8

р/т стр1-4

2

Экскурсия на берег Волги

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

Уч стр 8-13

р/т стр 4-8

3

Предания волгарей. Ковыли. Сколько названий у Волги?

1

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

Уч. Стр.14-16

р/т стр. 9-10

4

Предания волгарей. Про Никитушку Ломова.

1

Работать с книгой;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

5

Топонимика. Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта.

1

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

Презентация

Уч.стр.16-19

р/т стр.10-11

6

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении родного села.

1

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Творчес-кая работа

7

Моя родословная.

1

Владеть различными видами перессказа;

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России

Уч. Стр 20-26

р/т стр.12-13

Составить свою родословную

8

Обитатели Древней Волги.

1

Работать с книгой;

Определять принадлеж-ность художествен-ного произве-дения к одному из жанров устного народного творчества;

учиться обнаруживать и формулировать проблему;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Презентация

Уч. стр 27-33

р/т стр14-18

11

Сербские сказки. Сюжеты и герои.

1

Содержание произведений, подлежащих изучению

выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Уч.стр 33-35

р/т стр19-21

12

Татары на Волге.

1

Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

предполагать, какая информация нужна

выстраивать логическую цепь рассуждений

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Презентация

Уч. Стр.35-39

р/т стр. 21-22

13

Нравственные идеалы, утверждаемые в татарских сказках, легендах, преданиях.

1

Содержание произведений, подлежащих изучению,участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументиро-ванно отстаи-вать свою

учиться обнаруживать и формулировать проблему;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

уважать иное мнение;

Уч.стр.40

р/т/23-24

14

Чуваши на Волге.

1

Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

предполагать, какая информация нужна

выстраивать логическую цепь рассуждений

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Презентация

Уч. Стр.41-42

р/т стр. 25

15

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Чувашские мифологические персонажи.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Презентация

Чувашские мифы и легенды

16

Мордва.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

организовывать взаимодействие в группе предвидеть последствия коллективных решений;

осознавать себя гражданином России;

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

Презентация

Уч. Стр. 43-47

р/т26-27

17

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности.

1

Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

предполагать, какая информация нужна;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений

Презентация

Сочинить миф о своем селе.

р/т стр. 29-30

18

Русские.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Выражать свое отношение к прочитанному.

учиться обнаруживать и формулировать проблему;

составлять план выполнения задач, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

работать по составленному плану;

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

осознавать себя гражданином России;

Презентация, видео

Уч. Стр 48-52

р\т стр30-32

19

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси.

1

Владеть различными видами пересказа;

Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

организовывать взаимодейст-вовать в группе, предвидеть последствия коллективных решений,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну, осознавать себя гражданином России;

Презентация

Сочинение о происхождении русского народа

р\т стр 33-34

уч стр.53

20

Немцы.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

организовывать взаимодействие в группе предвидеть последствия коллективных решений;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Презентация

Уч. Стр.54-58

р/т  стр. 34-36

21

Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история»

1

Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

предполагать, какая информация нужна

составлять план выполнения задач

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Сочинение «Как немцы на Волгу попали»

22

Казахи.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

организовывать взаимодействие в группе предвидеть последствия коллективных решений;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Презентация

Уч.стр.58-61

р/т стр 36-38

23

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.

1

Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

предполагать, какая информация нужна;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

уважать иное мнение;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

р/т стр 39-40 Сочинение «О чем поет ветер?»

24

Украинцы.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

предполагать, какая информация нужна

составлять план выполнения задач

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Презентация

Уч. Стр. 61-65

р/т 41-42

25

Украинская обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья»

1

Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

организовывать взаимодействие в группе слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Видео

Сочинить сказку.

р/т стр -44

26

Калмыки.

1

Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;

Основные теоретико-литературные понятия предмета.

предполагать, какая информация нужна

составлять план выполнения задач

уважать иное мнение;

осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

Презентация

Уч. стр

27

Легенды и предания калмыков.

1

Выразительно читать произведения соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

учиться обнаруживать и формулировать проблему;

составлять план выполнения задач, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

работать по составленному плану;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Придумать легенду

р/т стр 45

28-

30

Подготовка фольклорного праздника «Мы разные, но мы  вместе - Россия».

3

Определять принадлеж-ность художест-венного произведения к одному из жанров устного народного творчества;

Выражать свое отношение к прочитанному.

Выразительно читать произведения  (фрагменты), в том числе наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

Владеть

различными видами пересказа.

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

осознавать себя гражданином России;

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Презентация, видео

р/т стр 46

подготовка к инсценировке сказок.

30-32

Фольклорный праздник

2

Определять принадлеж-ность художест-венного произведения к одному из жанров устного народного творчества;

Выражать свое отношение к прочитанному.

Выразительно читать произведения  (фрагменты), в том числе наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

Владеть

различными видами пересказа

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

осознавать себя гражданином России;

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Презентация

33-34

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....