Краеведение 7 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Краеведение 7 класс Саратовская область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologicheskoe_kraevedenie_7.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы курса «Биологическое краеведение» 7 класс    (автор Л.П.Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская, В.Б. Сельцер, Л.П.Худякова):КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».

Рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме одного часа в неделю, всего34 часа.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе продиктовано следующим:

1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса,  т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В  стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

6.  Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

7.  Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и   исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Биологическое краеведение»:

Должны знать:

  1.  природу своего края
  2. суть понятия «краеведение»
  3.  общие биологические и экологические понятия
  4. экологические проблемы и пути их решения

Должны уметь:

  1.  давать характеристику различным растительным сообществам, видам приспособлений животных к различным экологическим фарторам
  2. объяснять роль человека в сохранении биоразнообразия Саратовской области
  3. вести исследовательскую деятельность

Список литературы

  1. Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010.
  2. Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010.
  3.  Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа рассчитана на 34 часов.

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

Количество часов:

Всего 34 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 5, практических работ  5, тестов 3 ч.;

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

ВВЕДЕНИЕ

1

Растительный мир

10

Животный мир

9

Живое прошлое Саратовского края

7

Охрана природы

5

Резервное время

2

Итого:

34


№ урока

Тема курса. Тема урока.

Кол- во

часов

Планируемые результаты

Д/ з

Дата проведе-ния

планфакт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение. Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

С. 3 - 6

Грибы. Споровые растения.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информации;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

С. 7 §1.1

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.

1

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 1.2

Лесная растительность.

1

осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.3

Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность.

1

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе

умение работать с различными источниками биологической информации;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 1.4-1.5

Прибрежно-водная растительность.

1

осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 1.6

Интересные растения Саратовской области

1

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность  умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы,

§ 1.7

Растения засолённых почв.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

сформирован-ность  умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы,

§ 1.8

Растительность Саратовской области.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информации

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Животный мир

8

Животные, обитающие в лесу.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информации

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

§ 2.1

Степные животные.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информации

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

§ 2.2

Кто живёт около водоёмов? Водные животные.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информации

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 2.3 – 2.4

Беспозвоночные животные.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информаци

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 2.5

Животные Духовницкого района.

1

осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Опасные животные Саратовской области.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информаци

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 2.6

Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 2.7 – 2.8

Животные на улицах города.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 2.9

Животный мир.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

Живое прошлое Саратовского края

7

Геохронология, как наука.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 3.1

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информаци

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 3.2

Ископаемые позвоночные животные.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 3.3

Ранняя история Земли. Палеозойская эра.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информаци

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 3.4

Мезозойская эра.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 3.5

Кайнозойская эра.

1

формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформирован-ность познава-тельных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

§ 3.6

Живое прошлое Саратовской области.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

умение работать с различными источниками биологической информаци

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Охрана природы

5

«Красная книга Саратовской области»

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

§ 4.1

Особо охраняемые территории Саратовской области.

1

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,

умение работать с различными источниками биологической информаци

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

§ 4.2

Проектная работа «Красная книга Духовницкого района».

1

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Под-готовка выступле-ния

Проектная работа «Красная книга Духовницкого  района».

1

овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, защищать свои идеи

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Растительный и животный мир Саратовской области.

1

усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

Всего 34

Резерв – 2 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....