Краеведение 9 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Краеведение 9 класс Саратовская область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskoe_kraevedenie_9_kl.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ с. Дмитриевка

Духовницкого района

Саратовской области»

Михнева И.В./_____________/

«……..»…………….2016г

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ с. Дмитриевка

Духовницкого района

Саратовской области»

Горюнова О.А./……………………./

Приказ №………………………от

«…….»……………………2016г.

Рабочая программа учителя географии

МОУ «СОШ с. Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области»

Кяжиной Виктории Витальевны

( I квалификационная категория)

по историческому краеведению для обучающихся 9 класса

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол № от………………………….

Рабочая  программа  по  курсу « Географическое краеведение. Саратовская область 6  класс »  полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО), разработана  на  основе    авторской  программы Е.В. Аристарховой,

ст. методиста кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»  и С.И. Самсонова, доцента кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО». На изучение предмета в учебном плане отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Главным объектом изучения является родной край. Построение содержания предмета определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями и познавательными возможностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы. В программе рассматривается история Саратовского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирования всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.

Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала. Содержательная часть программы может меняться учителем с учетом исторической специфики конкретной местности.

 Главная цель предмета: привить устойчивый интерес и уважение к истории родного края.

Задачи предмета «Историческое краеведение» состоят в следующем:

  1. Сформировать у обучающихся знания об основных этапах истории родного края.
  2. Показать место, роль и специфику Саратовского края в отечественной истории.
  3. Сформировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности: умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

На уроках исторического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы и приемы обучения, опирающиеся на системно-деятельностный подход образования:

  1. Работа с краеведческой литературой.
  2. Экскурсии в музеи и исторические места г. Саратова и области.
  3. Посещение храмов различных конфессий.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое краеведение на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, включения в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Основной направленностью программы предмета является воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Основные принципы реализации программы: 

  • научность,
  • доступность,
  • добровольность,
  • субъектность,
  • деятельностный и личностный подходы,
  • преемственность,
  • результативность,
  • партнерство,
  • творчество и успех.

Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

Место и роль предмета в учебном плане

Программа конкретизирует содержание предметных тем исторического краеведения, дает вариативное распределение учебных часов по разделам предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей школьников и способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое краеведение предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю. Образовательным учреждениям региона рекомендуем вводить данный учебный предмет в учебный план для обучающихся 9 классов (34 часа в год – 1 час в неделю). Порядок выполнения практических, работ, экскурсий и практических занятий, а также распределение часов на ту или иную тему, является примерным и может быть изменен.

Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых, задач.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, формированию умений:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Содержание учебного предмета

  1. Введение

Что изучает историческое краеведение? Знания об истории региона, своего населенного пункта. Роль региона в истории страны.

Саратовский край в древности.

  1. Саратовский край в конце XVI – начале XVII века

Заселение Саратовского края, этапы его колонизации, факторы, благоприятствовавшие и затруднявшие его освоение (кочевники, казаки, отдаленность территории). Причины строительства крепостей на Волге. Основание г. Саратова.

  1. Саратов и Саратовский край в начале XVII – первой четверти XVIII столетия

События смутного времени в регионе. Возрастание военно-стратегического значения Нижнего Поволжья. Рост населения Саратовского края, социальные и экономические преобразования этого периода. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Саратова. Восстания С. Разина и К. Булавина и Саратовский край. Помещичья колонизация правобережья.

  1. Саратовский край в середине и конце XVIII столетия

Национальные факторы в экономическом развитии края. Начало освоения левобережья Саратовской губернии. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева в Саратовском крае. От города-крепости к образованию наместничества (губернии)

  1. Саратовский край в первой половине и середине XIX века

Массовое заселение Заволжья. Специализация на зерновом производстве. Отрасли сельского хозяйства. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Развитие народного образования. Зарождение театральной жизни. Городская архитектура 70-х годов. Религиозные организации Саратовской губернии: структура и деятельность.

  1. Саратовский край во второй половине XIX столетия

«Великие реформы» в Саратовской губернии. Общественное движение в 60-е годы: народническое движение, «хождение в народ», землевольческие поселения. Народники и социал-демократы 1880-1890-х годов. Деятельность либералов и степень их влияния на политическую жизнь Саратовской губернии. Социально-экономическое развитие губернии: вторая половина XIX – начало XX века.

  1. Саратовский край в период с 1900 по 1917 год

События первой русской революции (1905-1907) в Саратовской губернии. Формы народного движение и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и крае. Роль П.А. Столыпина в Саратовской губернии в 1905 году. Первая мировая война и Февральская революция в Саратовском крае. Изменение социально-экономического положения в годы войны. Февральская революция 1917 года. Развитие революционного процесса (весна – лето 1917 года.). Установление двоевластия.

Культура Саратовского края во второй половине XIX – начале XX века: народное образование, литература, театры, цирк, кинотеатры, архитектура. Религиозная жизнь региона.

Общественные движения: причины, формы, содержание, итоги. Политические лидеры.

  1. Саратовское Поволжье в советскую эпоху

Октябрьская революция 1917 года в Саратовской губернии. Захват власти саратовскими большевиками. Процесс советизации. Первые социально-экономические мероприятия новой власти. Гражданская война в Саратовском крае. Новая экономическая политика в Саратовской губернии (1921-1929). Причины перехода к нэпу в губернии. Состояние сельского хозяйства и промышленности в этот период. Изменения в социальной структуре общества. Коллективизация и индустриализация и их итоги. Культурная жизнь региона: ликвидация неграмотности и развитие образования и науки. Работа культурно-просветительских учреждений в 20-30-е годы. Положение религиозных организаций Саратовской губернии. Создание АССР Немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920-1930-е годы.

Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Перестройка промышленности на военный лад. Рост объемов военной продукции. Промышленность и сельское хозяйство в условиях военного времени. Оборонные мероприятия 1941-1943 годов. Помощь госпиталям. Ликвидация немецкой автономии в 1941 году. Ученые и деятели искусства – фронту. Материальная и финансовая помощь фронту.

Промышленность и сельское хозяйство в послевоенный период (1946-1964). Освоение целинных земель. Общественная и культурная жизнь.

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965-1985 годах. Культурное развитие региона.

Саратовская область в годы перестройки (1985-1991). Экономическое развитие области. Общественно-политическая и духовная жизнь. Деятельность религиозных организаций.

  1. Саратовское Поволжье на рубеже XX-XXI веков

Становление новых экономических и общественных отношений. Изменения в культурной жизни области. Возрождение утраченных духовных традиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;
  • осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;
  • умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии общественных, эстетических и культурных явлений;
  • осознание своей самоценности в меняющемся мире.

Метапредметные результаты

  • умение обнаруживать и формулировать проблему;
  • умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • способность понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
  • умение выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • умение выстраивать логическую цепь рассуждений от общего к частному;
  • умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
  • умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.);
  • способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Предметные результаты

  • выработка у обучающихся проблемного, диалектического понимания истории, усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; его месте и роли в истории России;
  • умение оценивать наиболее значимые события и роль личности в истории Саратовского края;
  • стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть умением планировать и ставить эксперимент.

Предполагаемые результаты обучения:

  1. Знания по истории Саратовской области.
  2. Собранный обширный материал об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
  3. Сформированные навыки работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
  4. Усвоенные знания и сформированные навыки исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки

Школьники должны научиться

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы способности

Видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Календарно-тематический план

 Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Д/з

Образ.

ресур

сы

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1

Введение

1

усвоение знаний об основных этапах развития Саратовского края;

умение обнаруживать и формулировать проблему;

понимание е особой роли исторического прошлого в российской истории

2

Основание Саратова

1

усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края;

умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

уважительное отношение к историческому прошлому родного края,

ИКТ

3

Начальные этапы заселения Саратовского края (XVI-XVII вв.)

1

усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края;

умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

уважительное отношение к историческому прошлому родного края,

4

Саратов и саратовский край в конце XVII – первой четверти XVIII века

1

усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края;

умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

уважительное отношение к историческому прошлому родного края

ИКТ

5

Население и экономическое развитие саратовского края в середине и второй половине XVIII века

1

оценивать роль личности в истории Саратовского края;

умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков

6

Саратовский край в годы крестьянской войны

1773-1775 годов

1

умение оценивать наиболее значимые события

умение представлять информацию в виде таблиц, схем

умение определять свою мировоззренческую позицию

7-8

От города-крепости до губернского города

2

умение оценивать наиболее значимые события

умение выстраивать логическую цепь рассуждений от общего к частному;

понимание  особой роли исторического прошлого в Российской истории

ИКТ

9

Заселение и экономическое развитие в первой половине XIX века

1

выработка у обучающихся проблемного, диалектического понимания истории,

умение представлять информацию в виде таблиц, схем,

уважительное отношение к историческому прошлому родного края

10-11

Культура саратовского края в конце XVIII – первой половине XIX века

2

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение представлять информацию с применением средств ИКТ

умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии общественных, эстетических и культурных явлений;

ИКТ

12

Социально-экономическое развитие Саратовской губернии

1

стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

13

Народническое движение в Саратовском крае в пореформенный период

1

умение оценивать наиболее значимые события

умение представлять информацию в виде таблиц, схем

понимание  особой роли исторического прошлого в Российской истории

14

Саратовский край в годы первой русской революции (1905-1904

1

умение оценивать наиболее значимые события

умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

15

Саратовский край в годы Первой мировой войны и Февральской

1

умение оценивать наиболее значимые события

умение составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

16-17

Культура Саратовского края второй половины XIX – начала XX века

2

умение оценивать роль личности в истории Саратовского края;

умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.);

умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии культурных явлений;

ИКТ

18

Общественные движения в Саратовской губернии

1

умение оценивать наиболее значимые события

способность понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

умение выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

осознание своей самоценности в меняющемся мире.

19

Октябрьская революция в Саратовской губернии

1

умение оценивать наиболее значимые события

умение выбирать основания для сравнения, классификации объектов

уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;

20

Новая экономическая политика в саратовской губернии (1921-1928

1

стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;

21-22

Культурное развитие Саратовского региона в 1920-1930-е годы

2

стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

умение определять свою мировоззренческую позицию в многообразии общественных, эстетических и культурных явлений;

23

Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918-1941)

1

стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.);

способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;

ИКТ

24

Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945

1

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться и т.д.);

способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

25

Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту

1

стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

осознание своей самоценности в меняющемся мире.

26-27

Саратовская область в 1946-1964 годах

2

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

умение выстраивать логическую цепь рассуждений от общего к частному

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

ИКТ

28

Саратовская область в 1965-1985 годах

1

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

ИКТ

29

Саратовская область в годы перестройки

(1981-1991

1

умение оценивать наиболее значимые события

способность предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

осознание ценности жизненного опыта своих родителей, предков;

30

Саратовское Поволжье на рубеже XX-XXI веков

1

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;

ИКТ

31-32

Символы Саратовской области

2

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ

уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;

ИКТ

33-34

Урок-конференция «Саратовский край на современном этапе развития: проблемы, поиски, достижения»

2

усвоение знаний о месте и роли Саратовского края в истории России;

умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ

уважительное отношение к историческому прошлому родного края, понимание его особой роли в российской истории;

ИКТ

Всего – 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....