Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Шагдуров Анатолий Санжиевич

Технологическая карта урока по истории Древнего мира для 5-го класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дыренская средняя общеобразовательная школа

План-конспект метапредметного урока по разделу «Древняя Греция».  

курса «История Древнего мира».

Автор: учитель истории Шагдуров А.С.

Класс: 5.

Предмет: История

Раздел: Древняя Греция

Автор учебника : Ф.А.Михайловский

Тема урока: Тема урока: «Зарождение демократии в Афинах».

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: обучение смысловому чтению на основе учебного текста.

Задачи урока:

  • повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;
  • формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательные УУД);
  • формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование -  контроль и оценка деятельности) (регулятивные УУД);
  • формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).

Структурные элементы урока:

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Ход урока.

Элементы урока

п/п

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Метапредметные

результаты

Мобилизующий этап

1

Мотивация. Здравствуйте, ребята! Снова рад видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверен, что сегодня на уроке у нас все получится!

Учащиеся приветствуют учителя

- самоопределение (Р);

- смыслообразование (Р);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2

Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания.

- Дайте развернутый ответ на вопрос:

«Как жили древние греки в своих полисах?» по  следующему плану:

1.Что такое полис?

2.Какие черты отличают его?

3.Какие полисы тебе известны?

4.Какие занятия существовали у жителей полиса?

5.Кто управлял полисом?

6.Кто такой демос?

7.Чем был недоволен демос?

8. К чему он стремился?

Примерный ответ учащегося на 1 – 3 вопрос.

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет.

Приметный ответ учащихся на вопросы 4 – 8.

Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Построение речевого высказывания; владение монологической речью.

Целеполагание

3

- Понравились ли вам ответы? Почему?

- Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос?

- Что мы повторили в этом задании?

Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах».

- Что общего между понятиями «демос» и «демократия»?

- Попробуйте сформулировать цель урока. Что нам необходимо достичь?

Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное.

Учащиеся формулируют цель урока – научится читать с пониманием.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К).

Целеполагание как

постановка учебной задачи.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

4.

Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии.

- Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?»

Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом.

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.

Примерный ответ учащегося:

- Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К).

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

5

Прочитайте отрывок  из научного трактата

Аристотеля «Афинская полития» и найдите информацию, помогающую ответить на вопросы. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?

Отрывок  из научного трактата Аристотеля  «Афинская полития».

  1. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.
  2. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах.
  3. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

Учащиеся читают документ вслух по абзацам вслух и отвечают на  вопросы.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение из исторических текстов необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л).

Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

Построение речевого высказывания.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация

Вопросы.

1. Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?  

2. Чьи законы отменил Солон?

3. Какой новый орган власти создал Солон?

4. Чем занимался совет ареопагитов?

5. Что в государственном устройстве было демократичным?

Примерные ответы учащихся.

1. Отменены частные и государственные долги.  

2. Законы Дракона, за исключением законов об убийствах.

3. Совет четырехсот.

4. Он должен был следить за выполнением его законов.

5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение из исторических текстов необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л).

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация

6.

- Прочитайте самостоятельно п. 3 «Перемены в управлении Афинами» §30. (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Просвещение, 2013) – Найдите демократические черты государственного устройства Афин, не указанные в «Афинской политии». Работаем по группам.

 

Учащиеся 1 группы работают с текстом первого абзаца, 2 группы – второго и третьего абзацев, 3 группы – четвертого абзаца.

Примерные ответы учащихся.

1 группа.

Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором принимали участие граждане Афин.

2 группа.

Судьи выбирались по жребию из всех граждан, независимо от знатности и богатства.

3 группа.

Решение суда определялось по большинству голосов.

Взаимопроверка и  взаимоконтроль

7.

- Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время?

Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение из исторических текстов необходимой информации (П);

- использование знаково-символических

средств (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.

8.

- Попробуйте  составить свое определение термина «демократия»

- Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение.

Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах – сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения,

Подведение под понятие.

9.

Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте.

Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение.

Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его.

Демократия – власть народа.

Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника.

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий.

Рефлексия

10.

Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Чему вы научились?

- Удалось достичь целей урока?

- Что получилось?

- В чем испытали затруднения?

- Над чем предстоит поработать?

Примерные ответы учащихся:

- Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах.

- Научились находить необходимую информацию.

- Научились понимать текст.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.

11.

Учитель предлагает записать домашнее задание.

Домашнее задание: §30 , ответы на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...