Урок- презентация "Жизненный и творческий путь поэта - земляка Николая Рыбалко"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Лысяк Валентина Владимировна

Знакомство с творчеством Николая Александровича Рыбалко.  Анализ его произведений.  Воспитание интереса к истории донецкого края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-prezentatsiya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация

Тема. Жизненный и творческий путь  поэта - земляка Николая Рыбалко

Цель: познакомить школьников с жизнью и творчеством  Н.А.Рыбалко; способствовать углублению творческого воображения и образного мышления учащихся; развивать эмоции, чувства, умения воспринимать произведения на слух; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, анализировать его, высказывать свои суждения по поводу прочитанного; воспитывать чувства патриотизма и искреннюю благородность  защитникам Отечества.

Тип урока: урок освоения новых знаний, урок - полилог.

Оборудования: портрет земляка, слайды презентации, паспорт произведения.

Ход урока

Слайд 1

Да, мы себя на прочность испытали

И в перекрестном, и прямом огне.

И наяву такое мы видали,

Что сыновьям не видеть и во сне.

Н.Рыбалко

Ход урока

I. Организационный этап

Мотивация учебной деятельности. Технология «Незаконченное» предложение»

-От сегодняшнего урока я ожидаю…

II. Актуализация опорных знаний

-Назовите имена поэтов-земляков Великой Отечественной Войны

-У кого из писателей- донбассовцев одной из основных тем творчества была тема Великой Отечественной Войны?

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2

Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством нашего земляка из Краматорска Николая Александровича Рыбалко.

Обратите внимания на эпиграф урока.

-Как вы понимаете эти строки из поэзии автора?

-Центральной темой творчества нашего земляка является тема войны, которая была для него не только суровым испытанием, но и великой школой.

-К эпиграфу урока мы еще обратимся…

-Задачи сегодняшнего урока - познакомиться с жизнью и творчеством великого земляка, научиться читать и понимать стихи поэта, потому что основную их часть посвятил памяти погибших своих ровесников и тем ветеранам, которым повезло выжить.

IV. Работа над темой урока

  1. Устный литературный журнал.

Слайд 3

1 ученик

Маленькая точка на карте Донецкой области – село Орехово-Васильевка, именно здесь 14 февраля 1922 года родился известный поэт – фронтовик Николай Александрович Рыбалко.

Слайд 4

2 ученик

Он принадлежал к тому легендарному поколению, которое, сняв школьную форму, надело солдатские шинели, не успев даже сделать первых самостоятельных шагов.

Слайд 5

3 ученик

О своей судьбе Николай Александрович пронзительно и просто:

Я жил в такие времена,

В такие дни, в такие даты!..

Меня, безусого, война

До срока призвала в солдаты.

Слайд 6

4 ученик

Действительно, закончив школу и поработав на стройке, он поступает на заочное отделение  Днепропетровского университета. Но война нарушает все планы. Николаю Александровичу, как многим его сверстникам, выпала трудная судьба – стать на защиту страны от фашизма.

5 ученик

Первый стих Коля  написал еще в школе. Произведение юного поэта напечатали в газете, а на гонорар вместе с товарищами купил настоящий кожаный мяч. Правда, подписался он именем своего тезки Николая Добронравова.

Слайд 7

6 ученик

Талант поэта был оценен и его фронтовыми друзьями- артиллеристами, которым он впервые прочитал свои стихи 19 января 1943 года:

И в краснозвездного меня

Сто пушек целилось, наверно.

Москву собою заслоняя,

Весь мир прикрыл я в сорок первом.

                            («… Я жил в такие времена…»)

Герой Советского Союза И.Купин в своих воспоминаниях писал о нем: «Здесь, на Воронежской земле, мы впервые узнали о поэтическом даровании Николая Рыбалко…»

Слайд 8

7 ученик

И снова бои. Командир батареи противотанковых пушек капитан Николай Рыбалко сражался под Сталинградом, на Курской дуге, форсировал Днепр.

27 февраля 1945 в кровопролитном бою на Одере был тяжело ранен. День Победы он встретил в госпитале. Усилие врачей были напрасны: Николай Рыбалко лишился зрения:

С глаз снята последняя повязка,

Но вокруг по- прежнему темно.

Врач сказал мне с горьковатой лаской:

«Знать, свершиться чуду не дано».

Слайд 9

8 ученик

Ослепнув, но не потеряв мужества, Рыбалко стал создавать свою поэтическую летопись тяжелых дней войны.

Трагическая сторона народного подвига  выступает в стихах резко и откровенно. Мы слышим в голосе автора боль и скорбь:

Слайд 10

Ты думаешь –

                        я плакать не могу,

И горечь слез мне не понятна вовсе…

Со всех сторон мы били по врагу,

А он утюжил спелые колосья.

  1. Работа в группах «Декламаторы - актеры»

-Выразительное чтение стихотворения по карточке

-Составление паспорта произведения

Автор

Жанр

Тема

Идея

Художественные средства

-Проверка работы

-Оценивание

V. Подведение итогов урока:

Рефлексия. Закончи предложение:

-Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось…

Слайд 11

Учитель: Еще раз обратим внимания на эпиграф урока. О чем напоминают вам эти строки?

-О событиях на Донбассе в наши дни.

-Какой из стихов Н.Рыбалко хотелось бы вам прочитать, иллюстрируя эти фото?

Слайд 11/2

И будет так,

                    неповторимо будет…

На сцену выйдет

                  в орденах старик –

Последний на планете фронтовик –

И перед ним в порыве

Встанут люди:

Не кто-нибудь пред ними –

                                           фронтовик!

И голосом спокойным и усталым

Солдат бывалый поведет рассказ,

Как землю эту

                          вырвал у металла,

Как наше солнце

                           сохранил для нас.

И будут парни очень удивляться,

Девчонки будут горестно вздыхать:

- Как можно умереть в семнадцать,

Как можно в годик маму потерять…

И он уйдет,

                 свидетель битвы грозной,

С букетом роз и маков полевых…

Запоминайте их,        

                          пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

Слайд 12

VI.Домашнее задание: подобрать стихи Н.Рыбалко, иллюстрирующие события на Донбассе в наши дни :

Я шел с войны – распахнут китель,

Садами пахло и весной.

Я шел с войны  как победитель,

Шутили встречные со мной:

-Живой, сынок?

-Живой, мамаша.

-А мой остался на войне. Молчит,

Всплакнуть не в силах даже

Ну, как ее утешить мне…

-А может, он еще вернется?-

Кусает кончики платка.

Таким вдруг жгучим стало солнце,

Как этой женщины тоска.

И я тоску ее живую

Забыть никак все не могу.

Как нашу почту полевую,

Как след багряный на снегу.

Край донецкий

Край донецкий смуглолицый,

У тебя лучистый взгляд.

Незакатные зарницы

Полыхают, как закат.

Край донецкий смуглолицый —

Звезды вышли на наряд,

И, как солнце, золотится

Твой земной, твой жаркий клад.

Край донецкий смуглолицый —

Разрумяненная даль.

Из печей твоих струится,

По горячим жилам сталь.

Край донецкий смуглолицый —

В белой кипени сады.

Мне и спится, и не спится

У речной твоей воды.

Край донецкий смуглолицый —

С золотинкою глаза.

Не легко в тебя влюбиться,

Разлюбить тебя нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Жизненный и творческий путь Некрасова

Урок объяснения нового материала в 10 классе с использованием ИКТ...

Обожженного сердца свет….. СЦЕНАРИЙ литературного вечера памяти писателя-земляка Николая Федоровича Терехова.

Сценарий разработан для учащихся 7-11 классов. Цель данного мероприятия - привлечь внимание учащихся к изучению литературы родного края, познакомить с выдающимся писателем-земляком Николаем Федоровиче...

В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.

Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....

Внеклассное мероприятие "Жизненный и творческий путь народного поэта Башкортостана Мустая Карима"

Разработка внеклассного мероприятия содержит краеведческий материал...

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Жизненный и творческий путь

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Жизненный и творческий путь...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе Природа в изображении поэтов-земляков

Урок литературы в 6 классе с использованием краеведческого материала...

конспект урока по литературе "Жизнь и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова

Рассматриваются основные моменты жизни и творчества Некрасова. В начале урока показываются фотографии поэта, чтобы заинтересовать детей в изучении биографии Николая Алексеевича....